Решение по делу № 2-128/2023 от 31.03.2023

№2-128/2023

УИД 70RS0015-01-2023-000146-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2023 года Кожевниковский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Алиткиной Т.А.,

при секретаре Улыбиной И.С.,

с участием представителя истца Е.Е.П.., действующей на основании нотариальной доверенности <данные изъяты> (срок действия доверенности три года),

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кожевниково Томской области гражданское дело по исковому заявлению Д.Д.А. к муниципальному образованию «Кожевниковское сельское поселение» в лице Администрации Кожевниковского сельского поселения Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Д.Д.А.., в лице представителя Е.Е.П.., обратился в суд с исковым заявлением о возложении на Администрацию Кожевниковского сельского поселения обязанности предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма, состоящего из 2-х комнат, общей площадью не менее 34 кв.м, в черте населенного пункта МО «Кожевниковское сельское поселение», отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям. В обоснование заявленных требований указано, что Д.Д.А. является инвалидом с детства, ему установлена третья группа инвалидности, с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, по состоянию своего здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, согласно перечня тяжких форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Указано также, что отец Д.Д.А.. - Д.А.С.. решением комиссии при Администрации Кожевниковского сельского поселения принят на учет с ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ч.1 п.1 ст.51 ЖК РФ - отсутствие жилого помещения на праве собственности по договору социального найма, номер в очереди в льготном списке 81-ый. В соответствии с ответом Администрации Кожевниковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Д.Д.А.., как гражданин, нуждающийся в жилом помещении, на учете не состоит, был включен в состав семьи Д.А.С.. при принятии на учет ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение Д.А.С. не предоставлялось. Так как, у истца, его отца Д.А.С. отсутствует жилое помещение для проживания в с.Кожевниково, Д.Д.А.. зарегистрирован в г.Томск. Поскольку семья, в составе которой истец состоял на учете, как имеющий право на внеочередное предоставление жилого помещения, до настоящего времени помещением не обеспечена, а он достиг своего совершеннолетия, имеет право на самостоятельное обращение в суд за защитой своих нарушенных прав, не предоставление ему жилого помещения вне очереди ущемляет его жилищные права. Учитывая изложенное, просит заявленные требования удовлетворить.

Истец Д.Д.А.., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие (телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ).

Представитель истца Е.Е.П.. в судебном заседании пояснила, что квартира, в которой сейчас зарегистрирован ее доверитель, принадлежит на праве собственности Т.М.Н.. (родственник по линии матери), в квартире проживают трое детей Т.М.Н. Семье Д никогда жилое помещение не предоставлялось, ранее они проживали в частном доме, который пришел в негодность. По заявлению Д.А.С. (отца) семья была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, на данный момент отец проживает в Кожевниковском районе, мать проживает в г.Томске без регистрации. Д.Д.А.. зарегистрирован в доме Т.М.В. поскольку регистрация необходима ему для прохождения обследования, получения полноценного лечения, обеспечения лекарственными препаратами, членом семьи Т.М.Н.. истец не является. Настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.

Ответчик МО «Кожевниковское сельское поселение» в лице Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении не заявлено (расписка о вручении судебной повестки представителю ответчика от ДД.ММ.ГГГГ).

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации провозглашена обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В первую очередь, если гражданин в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявления данных граждан.

В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются и являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Из материалов дела следует, что ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <данные изъяты>, собственником которой является Т.М.Н..

Фактически истец проживает по адресу: <данные изъяты>

Постановлением Администрации Кожевниковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Д.А.С.Д.Д.А.. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в составе семьи Д.А.С.., предоставляемом по договору социального найма по основанию - отсутствие жилого помещения на праве собственности. До настоящего времени семья Д.Д.А.. жилым помещением не обеспечена, номер в льготной очереди .

Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования. Применительно к обстоятельствам настоящего дела таким органом является Администрация Кожевниковского сельского поселения

В настоящем случае суд считает, что общие требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении в отношении истца соблюдены, потому семья Д.Д.А.. правомерно Администрацией Кожевниковского сельского поселения была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Обращаясь в суд с иском, истец просит о возложении на Администрацию Кожевниковского сельского поселения обязанности по предоставлению ему жилого помещения по договору социального найма, с учетом достижения им совершеннолетия, его права на дополнительную площадь в соответствии с требованиями жилищного законодательства вне очереди.

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам. Семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.

Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.

На момент обращения отца истца с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрацию Кожевниковского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ действовали Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 №901) (далее – Правила).

Пунктом 2 Правил определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.

Порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает, при этом факт постановки семьи Данильченко на учет нуждающихся в жилом помещении подтвержден уведомлением Администрации Кожевниковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.6 Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.

Согласно справки серия <данные изъяты>» Д.Д.А. является инвалидом с детства, ему установлена третья группа инвалидности бессрочно.

С ДД.ММ.ГГГГ Д.Д.А.. состоит на <данные изъяты> что подтверждается справкой ОГБУЗ «Томская клиническая больница № 1» областного детского медико-педагогического центра г.Томска.

Согласно врачебной справки вышеуказанной больницы Д.Д.А.. по состоянию здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, согласно перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (на основании Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, ст.ст.51, 57 Жилищного кодекса РФ).

Материалами дела подтверждено, что ребенок-инвалид Д.Д.А.. на момент обращения его отца с заявлением в Администрацию Кожевниковского сельского поселения относился к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания.

Обстоятельства того, что в настоящее время заболевание Д.Д.А.. не входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не могут быть приняты во внимание, поскольку во исполнение п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации приняты два нормативных правовых акта, устанавливающих перечень таких заболеваний: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 №387 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»; приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Пунктом 2 приказа Минздрава России установлено, что данный приказ вступает в силу после признания утратившим силу постановления Правительства РФ от 16.06.2006 №378, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, при определении права на внеочередное обеспечение жильем на момент обращения отца истца с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо руководствоваться указанным постановлением Правительства Российской Федерации.

Кроме того, заболевание Д.Д.А.. с кодом <данные изъяты> входило перечень заболеваний, дающих гражданину-инвалиду право на дополнительную жилую площадь согласно Постановлению Правительства РФ №817 от 21.12.2004.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Д.Д.А.. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, нуждается в дополнительной жилой площади.

Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне, в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения и способа формирования этого списка.

Не имеется в подлежащих применению нормах права (ст.ст.51, 57 ЖК РФ) и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, поэтому право на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, времени принятия их на учет, времени включения в соответствующий список и способа его формирования.

Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку вне очередников).

Из положений ст.50 ЖК РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемым по договорам социального найма, и других факторов.

В Соответствии с п.2 ст.58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне.

Из положений ч.5 ст.57 ЖК РФ следует, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В пунктах 3, 6 статьи 4 Устава муниципального образования «Кожевниковское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области от 2015 года (далее – Устав) к вопросам местного значения Кожевниковского сельского поселения отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п.12 ч.1 ст.5 Устава, органы местного самоуправления Кожевниковского сельского поселения имеют право на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.

Решением Совета Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Кожевниковского сельского поселения, с целью принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 12 кв.м общей площади на одного члена семьи. Установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 17,0 кв.м - на одиноко проживающего; 26,5 кв.м - на семью из двух человек (супружеская пара, либо ребенок и родитель одного пола); 39,0 кв.м - на семью из трех человек; 51,0 кв.м - на семью из четырех человек; 63,5 кв.м - на семью из пяти человек и более. Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, в иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается превышение от установленных норм предоставления жилого помещения не более чем на 10%.

Отсутствие, либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, не могут влиять на реализацию прав этих граждан на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на основании на орган местного самоуправления, то есть Администрацию Кожевниковского сельского поселения.

Таким образом, поскольку Д.Д.А.. является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения, согласно п.2 ст.49 ЖК РФ и ч.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, согласно установленной нормы предоставления жилой площади – жилого помещения, общей площадью не менее 34 кв.м.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Д.Д.А. к муниципальному образованию «Кожевниковское сельское поселение» в лице Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Администрацию Кожевниковского сельского поселения предоставить Д.Д.А.,ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди по договору социального найма жилое помещение в черте муниципального образования «Кожевниковское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области, общей площадью не менее 34 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: (подпись) Т.А.Алиткина

№2-128/2023

УИД 70RS0015-01-2023-000146-41

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 мая 2023 года Кожевниковский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Алиткиной Т.А.,

при секретаре Улыбиной И.С.,

с участием представителя истца Е.Е.П.., действующей на основании нотариальной доверенности <данные изъяты> (срок действия доверенности три года),

рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Кожевниково Томской области гражданское дело по исковому заявлению Д.Д.А. к муниципальному образованию «Кожевниковское сельское поселение» в лице Администрации Кожевниковского сельского поселения Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

установил:

Д.Д.А.., в лице представителя Е.Е.П.., обратился в суд с исковым заявлением о возложении на Администрацию Кожевниковского сельского поселения обязанности предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма, состоящего из 2-х комнат, общей площадью не менее 34 кв.м, в черте населенного пункта МО «Кожевниковское сельское поселение», отвечающее санитарным и техническим нормам и требованиям. В обоснование заявленных требований указано, что Д.Д.А. является инвалидом с детства, ему установлена третья группа инвалидности, с ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, по состоянию своего здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, согласно перечня тяжких форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Указано также, что отец Д.Д.А.. - Д.А.С.. решением комиссии при Администрации Кожевниковского сельского поселения принят на учет с ДД.ММ.ГГГГ в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ч.1 п.1 ст.51 ЖК РФ - отсутствие жилого помещения на праве собственности по договору социального найма, номер в очереди в льготном списке 81-ый. В соответствии с ответом Администрации Кожевниковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Д.Д.А.., как гражданин, нуждающийся в жилом помещении, на учете не состоит, был включен в состав семьи Д.А.С.. при принятии на учет ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение Д.А.С. не предоставлялось. Так как, у истца, его отца Д.А.С. отсутствует жилое помещение для проживания в с.Кожевниково, Д.Д.А.. зарегистрирован в г.Томск. Поскольку семья, в составе которой истец состоял на учете, как имеющий право на внеочередное предоставление жилого помещения, до настоящего времени помещением не обеспечена, а он достиг своего совершеннолетия, имеет право на самостоятельное обращение в суд за защитой своих нарушенных прав, не предоставление ему жилого помещения вне очереди ущемляет его жилищные права. Учитывая изложенное, просит заявленные требования удовлетворить.

Истец Д.Д.А.., надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие (телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ).

Представитель истца Е.Е.П.. в судебном заседании пояснила, что квартира, в которой сейчас зарегистрирован ее доверитель, принадлежит на праве собственности Т.М.Н.. (родственник по линии матери), в квартире проживают трое детей Т.М.Н. Семье Д никогда жилое помещение не предоставлялось, ранее они проживали в частном доме, который пришел в негодность. По заявлению Д.А.С. (отца) семья была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, на данный момент отец проживает в Кожевниковском районе, мать проживает в г.Томске без регистрации. Д.Д.А.. зарегистрирован в доме Т.М.В. поскольку регистрация необходима ему для прохождения обследования, получения полноценного лечения, обеспечения лекарственными препаратами, членом семьи Т.М.Н.. истец не является. Настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.

Ответчик МО «Кожевниковское сельское поселение» в лице Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении не заявлено (расписка о вручении судебной повестки представителю ответчика от ДД.ММ.ГГГГ).

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации провозглашена обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В первую очередь, если гражданин в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Закрепляя право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления на основании заявления данных граждан.

В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются и являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.

Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.

Из материалов дела следует, что ФИО33, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <данные изъяты>, собственником которой является Т.М.Н..

Фактически истец проживает по адресу: <данные изъяты>

Постановлением Администрации Кожевниковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Д.А.С.Д.Д.А.. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в составе семьи Д.А.С.., предоставляемом по договору социального найма по основанию - отсутствие жилого помещения на праве собственности. До настоящего времени семья Д.Д.А.. жилым помещением не обеспечена, номер в льготной очереди .

Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии со статьей 14 Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Таким образом, в соответствии с положениями вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанности по принятию решения о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и заключению договора социального найма возлагаются на орган местного самоуправления муниципального образования. Применительно к обстоятельствам настоящего дела таким органом является Администрация Кожевниковского сельского поселения

В настоящем случае суд считает, что общие требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении в отношении истца соблюдены, потому семья Д.Д.А.. правомерно Администрацией Кожевниковского сельского поселения была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма.

Обращаясь в суд с иском, истец просит о возложении на Администрацию Кожевниковского сельского поселения обязанности по предоставлению ему жилого помещения по договору социального найма, с учетом достижения им совершеннолетия, его права на дополнительную площадь в соответствии с требованиями жилищного законодательства вне очереди.

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам. Семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.

Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не устанавливает.

На момент обращения отца истца с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрацию Кожевниковского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ действовали Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 №901) (далее – Правила).

Пунктом 2 Правил определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.

Порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает, при этом факт постановки семьи Данильченко на учет нуждающихся в жилом помещении подтвержден уведомлением Администрации Кожевниковского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.6 Правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.

Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.

Согласно справки серия <данные изъяты>» Д.Д.А. является инвалидом с детства, ему установлена третья группа инвалидности бессрочно.

С ДД.ММ.ГГГГ Д.Д.А.. состоит на <данные изъяты> что подтверждается справкой ОГБУЗ «Томская клиническая больница № 1» областного детского медико-педагогического центра г.Томска.

Согласно врачебной справки вышеуказанной больницы Д.Д.А.. по состоянию здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, согласно перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (на основании Постановления Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, ст.ст.51, 57 Жилищного кодекса РФ).

Материалами дела подтверждено, что ребенок-инвалид Д.Д.А.. на момент обращения его отца с заявлением в Администрацию Кожевниковского сельского поселения относился к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания.

Обстоятельства того, что в настоящее время заболевание Д.Д.А.. не входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не могут быть приняты во внимание, поскольку во исполнение п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации приняты два нормативных правовых акта, устанавливающих перечень таких заболеваний: Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 №387 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»; приказ Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 №987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

Пунктом 2 приказа Минздрава России установлено, что данный приказ вступает в силу после признания утратившим силу постановления Правительства РФ от 16.06.2006 №378, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, при определении права на внеочередное обеспечение жильем на момент обращения отца истца с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо руководствоваться указанным постановлением Правительства Российской Федерации.

Кроме того, заболевание Д.Д.А.. с кодом <данные изъяты> входило перечень заболеваний, дающих гражданину-инвалиду право на дополнительную жилую площадь согласно Постановлению Правительства РФ №817 от 21.12.2004.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Д.Д.А.. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, нуждается в дополнительной жилой площади.

Суд также учитывает, что действующее жилищное законодательство не ставит право на внеочередное предоставление жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне, в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения и способа формирования этого списка.

Не имеется в подлежащих применению нормах права (ст.ст.51, 57 ЖК РФ) и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории, поэтому право на внеочередное предоставление жилья должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, времени принятия их на учет, времени включения в соответствующий список и способа его формирования.

Отсутствие в федеральном законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку вне очередников).

Из положений ст.50 ЖК РФ следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее – норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемым по договорам социального найма, и других факторов.

В Соответствии с п.2 ст.58 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ перечне.

Из положений ч.5 ст.57 ЖК РФ следует, что по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В пунктах 3, 6 статьи 4 Устава муниципального образования «Кожевниковское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области от 2015 года (далее – Устав) к вопросам местного значения Кожевниковского сельского поселения отнесены: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно п.12 ч.1 ст.5 Устава, органы местного самоуправления Кожевниковского сельского поселения имеют право на предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.

Решением Совета Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма для определения уровня обеспеченности граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Кожевниковского сельского поселения, с целью принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - 12 кв.м общей площади на одного члена семьи. Установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере: 17,0 кв.м - на одиноко проживающего; 26,5 кв.м - на семью из двух человек (супружеская пара, либо ребенок и родитель одного пола); 39,0 кв.м - на семью из трех человек; 51,0 кв.м - на семью из четырех человек; 63,5 кв.м - на семью из пяти человек и более. Превышение нормы предоставления площади жилого помещения допускается в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, в иных случаях с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается превышение от установленных норм предоставления жилого помещения не более чем на 10%.

Отсутствие, либо недостаточность финансирования органов местного самоуправления при реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма граждан, определенных федеральным законом, не могут влиять на реализацию прав этих граждан на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, в связи с чем обязанность по предоставлению жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на основании на орган местного самоуправления, то есть Администрацию Кожевниковского сельского поселения.

Таким образом, поскольку Д.Д.А.. является лицом, нуждающимся в предоставлении жилого помещения, согласно п.2 ст.49 ЖК РФ и ч.2 ст.57 ЖК РФ имеет право на предоставление ему вне очереди жилого помещения по договору социального найма, отвечающего установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства, согласно установленной нормы предоставления жилой площади – жилого помещения, общей площадью не менее 34 кв.м.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Д.Д.А. к муниципальному образованию «Кожевниковское сельское поселение» в лице Администрации Кожевниковского сельского поселения Кожевниковского района Томской области о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Администрацию Кожевниковского сельского поселения предоставить Д.Д.А.,ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди по договору социального найма жилое помещение в черте муниципального образования «Кожевниковское сельское поселение» Кожевниковского района Томской области, общей площадью не менее 34 кв.м, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям жилищного законодательства.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кожевниковский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: (подпись) Т.А.Алиткина

2-128/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Данильченко Данил Алексеевич
Ответчики
МО "Кожевниковское сельское поселение" в лице администрации Кожевниковского сельского поселения
Другие
Еремченко Елена Петровна
Суд
Кожевниковский районный суд Томской области
Судья
Алиткина Т.А.
Дело на странице суда
kozhevnikovsky.tms.sudrf.ru
31.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2023Передача материалов судье
04.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.04.2023Подготовка дела (собеседование)
19.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2023Судебное заседание
10.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее