Дело № 2А-2306/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации9 августа 2018 года г.Серпухов, Московской области
Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Фетисовой И.С., при секретаре судебного заседания Астаховой М.И.,
С участием:
помощника Серпуховского городского прокурор – Алексеева А.В.,
представителя административного истца Тебина Н.Б. по доверенности – Новоселова А.Ю.,
Представителей административного ответчика территориальная избирательная комиссия Серпуховского район Московской области - Мурашова С.Е., Николаевой Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тебина Н. Б. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Серпуховского района Московской области о регистрации кандидата на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области
У с т а н о в и л :
Административный истец Тебин Н.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Серпуховского района Московской области от 28 июля 2018 года № 43/1 о регистрации Гусева И.Л. кандидатом на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области по единому избирательному округу на выборах Главы Серпуховского муниципального района Московской области, назначенных на 9 сентября 2018 года.
Административный истец указывает, что решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района от 19 июня 2018 года № 1/55 «О назначении выборов Главы Серпуховского муниципального района Московской области» назначены выборы Главы Серпуховского района Московской области на 09 сентября 2018 года.
Административный истец Тебин Н.Б. является зарегистрированным кандидатом на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области решением избирательной комиссии № 43/4 от 28 июля 2018 года по тому же единому избирательному округу, что и Гусев И.Л.
Тебин Н.Б. ссылается на положения ч.10 ст.239 Кодекса административного судопроизводства РФ, п.6 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которыми решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу.
Административный истец указывает, что в соответствии с положениями п.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Административный истец ссылается на протокол об итогах проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных кандидатом на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области Гусевым И.Л. на выборы Главы Серпуховского муниципального района Московской области, назначенных на 9 сентября 2018 года, в котором указано, что на основании заключении по проверке подписных листов экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Московской области № 40 от 25.07.2018 года 7 подписей избирателей являются недействительными по причине того, что сведения об избирателях внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей.
На основании заключения по проверке подписных листов Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Московской области № 40 от 25.07.2018 года 6 подписей избирателей являются недействительными по причине того, что даты внесения подписей проставлены избирателями несобственноручно.
Итого признано недействительными 13 подписей, что составляет 7,78% от общего количества подписей, отобранных для проверки.
Количество подписей, признанных достоверными, составило 163, отвечает требованиям части 1 статьи 29, части 1 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» и является достаточным для его регистрации.
На основании протокола проверки подписей было принято решение избирательной комиссии № 43/1 от 28 июля 2018 года о регистрации кандидата Гусева И.Л. на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области.
Административный истец указывает, что ни рабочая группа, ни избирательная комиссия не приняли во внимание ряд выводов, содержащихся в заключении о проверки подписных листов № 40 от 25 июля 2018 года, а именно: в пункте 4 указанного заключения, в котором указано о наличии наличие двойной обводки записи, изменения первоначального содержания способом дописки и способом дорисовки.
Административный истец полагает, что в соответствии с пп. «ж» и пп. «з» п.6.4 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» дополнительно 32 подписи избирателей должны быть признаны недействительными на основании заключения эксперта.
Административным истцом также указано на то, что территориальная избирательная комиссия Серпуховского района, руководствуясь п.19 ст.20, пп. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» направила 26 июля 2018 года запрос в Отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Серпуховское» на проверку данных избирателей, сведения о которых не совпали с информацией системы ГАС «Выборы». Отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Серпуховское» 06 августа 2018 года предоставил справку в ответ на запрос, в соответствии с которой 37 избирателей указали в подписных листах сведения, не соответствующие действительности, что является основанием для признания указанных подписей недействительными.
В судебное заседание административный истец Тебин Н.Б. не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения административного дела. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 150, 243 КАС РФ.
Интересы административного истца Тебина Н.Б. по доверенности представлял Новоселов А.Ю., который просил признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Серпуховского района Московской области от 28 июля 2018 года № 43/1 о регистрации Гусева И.Л. кандидатом на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнении к административному исковому заявлению.
Представители административного ответчика территориальной избирательной комиссии Серпуховского район Московской области - по доверенности Мурашов С.Е., Николаева Е.В. в судебном заседании не согласились с позицией представителя административного истца о признании 32 подписей избирателей недействительными на основании заключения ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области № 40 от 25.07.2018 года в связи с тем, что ряд записей в сведениях об избирателях, а также в сведениях о лице, осуществляющим сбор подписей избирателей, имеют исправления, соответственно дополнительно 32 подписи должны быть признаны недействительными. Пояснили, что в соответствии с подпунктом «ж» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», равно как и в соответствии с подпунктом 7 пункта 14 статьи 30 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющим сбор подписи избирателей. Недействительными также признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом. Однако ТИК Серпуховского района в своей работе также руководствуется Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденными Постановлением ЦИК России от 13.06.2012 № 128/986-6. Согласно пункту 7 подраздела 3.2 указанных рекомендаций не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений.
Представители ответчика указывают, что территориальная избирательная комиссия Серпуховского района смогла ознакомиться со сведениями об избирателях и о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, поэтому подписи избирателей с помарками не были признаны недействительными.
Таким образом, решение ТИК Серпуховского района от 28.07.2018 № 43/1 не может быть признано недействительным по данным основаниям.
Вместе с тем представители административного ответчика указывают, что в соответствии с положениями п.3.1 статьи 38 ФЗ-67, пункта 7 статьи 30 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах главы муниципального района используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей. В ходе проверки сведений, содержащихся в подписных листах кандидата на Главу Серпуховского муниципального района Гусева И.Л., с использованием ГАС «Выборы» была получена информация о несоответствии сведений о 44 избирателях, содержащихся в подписных листах.
Согласно подпункту «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункту 3 пункта 14 статьи 30 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, являются недействительными, при этом, подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке.
В установленный пунктом 19 статьи 30 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ десятидневный срок в территориальную избирательную комиссию Серпуховского района из органа, осуществляющего учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, не поступила справка о достоверности/недостоверности сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах Гусева И.Л.
Справка Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области № 30/15423 от 06.08.2018 года была получена Территориальной избирательной комиссией Серпуховского района только 8 августа 2018 года, согласно которой сведения о 37 избирателях, поставивших свою подпись в поддержку выдвижения Гусева И.Л. на должность Главы Серпуховского муниципального района, не соответствуют действительности.
Как указывают представители административного ответчика, в дополнение к ранее признанным недействительными 13 подписям избирателей 33 подписи избирателей, с учетом наличия у 4 подписей нескольких оснований признания недействительными, содержащиеся в представленных подписных листах Гусева И.Л., также должны быть признаны недействительными на основании подпункта «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта 3 пункта 14 статьи 30 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ. В связи с чем общее количество недействительных подписей составит 46. Таким образом, кандидатом Гусевым И.Л. было представлено только 130 действительных подписей избирателей, которых недостаточно для регистрации кандидата на должность Главы Серпуховского муниципального района.
По мнению представителей административного ответчика на момент принятия решения № 43/1 от 28.07.2018 года о регистрации Гусева И.Л. кандидатом на должность Главы Серпуховского муниципального района Территориальная избирательная комиссия Серпуховского района действовала в соответствии с нормами избирательного законодательства. Однако в связи с поступлением информации об избирателях из Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области указанное решение может быть отменено судом на основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктом «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта 3 пункта 14 статьи 30 Закона Московской области № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».
Заинтересованное лицо Гусев И.Л. в судебное заседание не прибыл, извещен надлежаще о дате и месте рассмотрения дела телефонограммой, СМС-сообщением, на номер телефона, указанного лично Гусевым И.Л., и посредством электронной почты, адрес которой был указан кандидатом лично.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в соответствии со ст. 150, 243 КАС РФ.
Выслушав представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч.2 ст.32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правовой основой регулирования данных отношений является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В силу части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно ч.1 ст.30 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 3.1, 5 и 6 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие частей 2-5 статьи 28.1 настоящего Закона, или части 18 настоящей статьи.
В соответствии с п.1 ст.38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2-7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.
Согласно ч.1 ст.30 Закона Московской области от 04.06.2013 № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 3.1, 5 и 6 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Порядок сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата определен в статье 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно этому порядку подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме (пункт 6). Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина; данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума (пункт 11).
Аналогичные положения в отношении порядка сбора подписей предусмотрены частями 3, 5 статьи 29 названного Закона Московской области.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" количество представляемых для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума подписей избирателей, участников референдума может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2). Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей; проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия); к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов; заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей; заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (пункт 3). Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума на выборах главы и депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения, при выдвижении инициативы проведения референдума городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума (пункт 3.1). По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1). Недействительными признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме; подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, в этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данно1 статьи; подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист (подпункты «б», «в», «г» пункта 6.4).
Аналогичные положения содержатся в статье 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области». При этом в части 7 этой статьи указано, что для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей.
Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3.1-7 ст.38 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Согласно п.6.1 названной статьи по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В силу п.6.4 той же статьи недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист; все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 ст.37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных п.5 ст.37 настоящего Федерального закона.
Как установлено, пп. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона№ 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.
В силу пп. «е» п.6.4 ст.38 ФЗ от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи.
В соответствие с пп. «ж» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума.
Согласно пп. «з» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума.
Аналогичные положения содержатся в ст.30 Закона Московской области от 04.06.13 г. № 46/2013-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».
Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Исходя из положений пункта 12 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
В силу положений пункта 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Судом установлено, что решением Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области № 1/55 от 19 июня 2018 года назначены выборы Главы Серпуховского муниципального района Московской области на 09 сентября 2018 года.
Решением территориальной избирательной комиссии Серпуховского района Московской области № 35/4-1 от 21 июня 2018 года определено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидатом на выборах Главы Серпуховского муниципального района, равным 160 подписям, что составляет 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа Серпуховского муниципального района Московской области (п.1). Определено максимальное количество подписей избирателей, представляемых для регистрации кандидата на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области, равным 176 подписям избирателей (п.2). Проверке территориальной избирательной комиссией Серпуховского района подлежат 100% представленных кандидатом на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области, но не более количества, предусмотренного пунктом 2 настоящего решения (п.3).
Решением территориальной избирательной комиссии Серпуховского района Московской области № 43/4 от 28 июля Тебин Н.Б. зарегистрирован кандидатом на должность Главы серпуховского муниципального района Московской области.
02 июля 2018 года Гусев И.Л. подал в территориальную избирательную комиссию Серпуховского района Московской области заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области в порядке самовыдвижения.
В судебном заседании установлено, что Гусев И.Л. представил в ТИК Серпуховского муниципального района 59 подписных листов, содержащих 176 подписей избирателей, собранных в его поддержку для регистрации кандидатом должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области.
По результатам проведенной проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных кандидатом, рабочей группой по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных для регистрации кандидатов в Территориальную избирательную комиссию Серпуховского района, на основании заключения по проверке подписных листов, составленного главным экспертом 2 отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области № 40 от 25 июля 2018 года, было признано недействительными 13 подписей, что составило 7,78% от общего количества подписей, отобранных для проверки. Количество подписей, признанных достоверными, составило 163, что отвечало требованиям части 1 статьи 29, части 1 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» и является достаточным для его регистрации. Рабочая группа внесла на рассмотрение членов территориальной избирательной комиссии Серпуховского района предложение зарегистрировать кандидатом на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области Гусева И.Л.
Решением территориальной избирательной комиссии Серпуховского района Московской области № 43/1 от 28 июля 2018 года Гусев И.Л. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Серпуховского района Московской области по единому избирательному округу. Основание для регистрации: подписи избирателей.
Проверяя доводы административного истца о наличии среди проверенных подписей избирателей, незаконно не признанных избирательной комиссией недействительными (недостоверными), в судебном заседании были исследованы подлинные подписные листы, допрошен эксперт 2 отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области, которая подтвердила выводы заключения № 40 от 25 июля 2018 года, в связи с чем приходит суд приходит к выводу о недействительности подписей:
- в строке 3 подписного листа 31, в строке 2 подписного листа 29, строке 1 подписного листа 44, строке 2 подписного листа 51, поскольку имеются неоговоренные исправление в дате внесения подписи избирателями;
- в строке 1, 2, 3 подписного листа 2 в связи с наличием в строке «Подписной лист удостоверяю» изменения первоначального содержания, способом дорисовки, которое заключается исправлении последней цифры номера паспорта сборщика подписей, а именно: цифра «7» исправлена на цифру «6». При этом данные исправления специально не оговорены.
Действительно, при сборе большого количества подписей неизбежны ошибки и неточности в сведениях об избирателях и сборщике подписей, вносимых в подписные листы. Вместе с тем, законодатель предусмотрел возможность сделать оговорку о допущенном исправлении. Для этого лицам, заверявшим исправления, необходимо сделать соответствующие отметки напротив таких исправлений, например, написать «исправленному верить» и поставить собственную заверяющую подпись.
Проверяя доводы административного истца о наличии недействительных (недостоверных) подписей на основании заключения эксперта, исследовав подлинные подписные листы, суд соглашается с позицией Тебина Н.Б. в отношении 7 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата Гусева И.Л., дополнительно к 13 подписям, признанным недействительными территориальной избирательной комиссией.
В соответствии с пп.7 п.3.2 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 128/986-6, не могут считаться исправлениями помарки, не препятствовавшие однозначному толкованию сведений.
Вместе с тем суд не находит оснований для признания недействительными иных подписей, названных административным истцом, недействительными, а именно:
- строка 1, 2, 3 подписного листа 1 в связи с наличием в строке «Подписной лист удостоверяю» письма поверх существующей записи и двойной обводки, которая заключалась в двойной обводке номера квартиры места проживания сборщика подписи и первой цифры номера паспорта сборщика подписей, являющейся помаркой. Кроме того, указанные сведения соответствуют данным места жительства сборщика подписи и его паспортным данным, представленным в территориальную избирательную комиссию;
- строка 2 подписного листа 1 – исправлена буква в фамилии избирателя, которая является помаркой, также сведения об избирателе совпали с информацией, содержащейся в ГАС «Выборы», или информацией, представленной Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области;
- строка 1, 2, 3 подписного листа 3 в связи с наличием исправления в дате удостоверения подписных листов кандидатом, так как данное исправление оговорено Гусевым И.Л. путем внесения записи «верно» и указан год «2018»;
- строка 3 подписного листа 5, строка 3 подписного листа 12, строка 3 подписного листа 29, строка 1 подписного листа 31, строка 2 подписного листа 47 в графе «Адрес места жительства» имеются исправления в написании букв адреса места жительства, которые являются помаркой и не препятствует однозначному толкованию сведений. Данные сведения об избирателе совпали с информацией, содержащейся в ГАС «Выборы», или информацией, представленной Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области;
- строка 3 подписного листа 10 и строка 3 подписного листа 26 в графе «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина» имеются исправления в цифрах, и не препятствует однозначному толкованию сведений. Данные сведения об избирателе совпали с информацией, содержащейся в ГАС «Выборы», или информацией, представленной Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области;
- строка 3 подписного листа 12 – в графе «год рождения» имеется исправление во второй цифре даты рождения, которая является помаркой Данные сведения об избирателе совпали с информацией, содержащейся в ГАС «Выборы», или информацией, представленной Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области;
- строка 1 подписного листа 47 - исправлена буква в фамилии избирателя, которая является помаркой. Данные сведения об избирателе совпали с информацией, содержащейся в ГАС «Выборы», или информацией, представленной Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области. При этом подпись избирателя выполнена путем написания полностью фамилии, соответствующей данным избирателя в графе «фамилии, имя, отчество»;
- строка 2 подписного листа 47 в графе «Адрес места жительства» - имеются исправления в первой букве написания субъекта места жительства, а именно: заглавной буквы «М» в указании области, которая является помаркой и не препятствует однозначному толкованию сведений. Данные сведения об избирателе совпали с информацией, содержащейся в ГАС «Выборы», или информацией, представленной Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области;
- строка 2 подписного листа 51 имеется дописка в написании номера паспорта избирателя. Данные сведения об избирателе совпали с информацией, содержащейся в ГАС «Выборы», или информацией, представленной Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области.
Из перечисленных строк видно, что внесенные в них сведения об избирателях, месте жительства, номер паспорта фактически исправлений не содержат, а имевшие место помарки в виде повторного обвода букв, цифр и элементов букв, не препятствовали однозначному толкованию сведений об избирателях и сборщике подписей.
Суд приходит к выводу, что имеющиеся вышеперечисленные исправления в подписных листах в сведениях, которые влекут недействительными подписные листы, не имеется.
К числу таких сведений, могут относиться данные о дате сбора подписей избирателя, поскольку закон ограничивает сбор подписей в поддержку кандидата определенным периодом, однако имеющиеся исправления в написании года сбора подписи не являются таковыми.
Таким образом, остальные исправления, на которые ссылался Тебин Н.Б., не являются явными, так как не ставят под сомнение ни выраженное в поддержку кандидата Гусева И.Л. волеизъявление избирателя, ни идентификацию последнего.
После проверки подписных листов Государственной автоматизированной системой «Выборы» территориальная избирательная комиссия Серпуховского района Московской области направила запрос для проверки достоверности сведений в подписных листах, представленных кандидатом на должность Главы Серпуховского муниципального района Гусевым И.Л., ответ на который был получен только 07.08.2018 года.
По итогам проверки Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области представлены сведения о том, что 37 подписей избирателей не соответствуют действительности в связи с неправильным указанием фамилии, отчества избирателя, адрес места жительства, серии и номера паспорта, принадлежности паспорта иному лицу.
Указанные нарушения являются безусловным основанием для признания подписей, содержащихся в подписных листах, недействительными по основанию, предусмотренному пп. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
Таким образом, подлежат признанию недействительными в соответствии с пп. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона 12.06.2002 N 67-ФЗ следующие подписи избирателей: лист 2 подпись1; лист 3 подпись 2; лист 4 подпись 3; лист 5 подпись 1; лист 5 подпись 3; лист 6 подпись 2; лист 6 подпись 3 ; лист 7 подпись 3; лист 11 подпись 1; лист 20 подпись 1; лист 22 подпись 1; лист 23 подпись 1; лист 25 подпись 3; лист 26 подпись 3; лист 30 подпись 1; лист 30 подпись 3; лист 31 подпись 2; лист 32 подпись 1; лист 32 подпись 2; лист 33 подпись 1; лист 33 подпись 2; лист 34 подпись 2; лист 34 подпись 3; лист 38 подпись 3; лист 40 подпись 3; лист 42 подпись 2; лист 46 подпись 2; лист 46 подпись 3; лист 48 подпись 2; лист 49 подпись 3; лист 53 подпись 1 ; лист 53 подпись 2; лист 53 подпись 3; лист 54 подпись 2; лист 56 подпись 1; лист 57 подпись 1; лист 59 подпись 1, а всего 37 подписей.
Таким образом, из представленных кандидатом Гусевым 176 подписей избирателей на основании заключения, составленного главным экспертом 2 отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области № 40 от 25 июля 2018 года, территориальной избирательной комиссией было признано недействительными 13 подписей, что составило 7,78% от общего количества подписей, подлежащих проверки.
Судом при повторной проверке представленных кандидатом подписей недействительными признаются на основании заключения эксперта дополнительно 7 подписей.
Также недостоверными подлежат признанию 37 подписей избирателей по итогам проверки Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Московской области, 3 из которых уже признаны недействительными территориальной избирательной комиссией, именно: лист 46 подпись 2; лист 49 подпись 3, лист 53 подпись 2, соответственно подлежат признанию дополнительно недействительными 34 подписи.
Достоверными являются 122 подписи избирателей (176 – 13 – 7 – 34) из необходимого для регистрации количества 160 подписей, которых явно недостаточно для регистрации Гусева И. Л. кандидатом на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области по единому избирательному округу на выборах на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области, назначенных на 9 сентября 2018 года,
Принимая во внимание, что общее количество достоверных и действительных подписей составило менее необходимого для регистрации кандидата количества подписей, решение территориальной избирательной комиссии Серпуховского района Московской области от 28 июля 2018 года № 43/1 о регистрации Гусева И. Л. кандидатом на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области по единому избирательному округу на выборах на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области, назначенных на 9 сентября 2018 года, является незаконным и подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Тебина Н. Б. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Серпуховского района Московской области от 28 июля 2018 года № 43/1 о регистрации Гусева И. Л. кандидатом на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области по единому избирательному округу на выборах на должность Главы Серпуховского муниципального района Московской области, назначенных на 9 сентября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в течение 5 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: И.С.Фетисова
Мотивированное решение составлено 10 августа 2018 года