УИД № 01RS0006-01-2023-001496-36
Решение в окончательной форме изготовлено и оглашено 10.01.2024
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2024 года а. Тахтамукай
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:
Председательствующего судьи Лебедевой И.А.,
при секретаре Барчо З.К.,
с участием истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3, ФИО1 о признании добросовестным приобретателем транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО3 о признании добросовестным приобретателем транспортного средства, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ за сумму в размере 2 350 000 рублей он приобрел у ФИО3 автомобиль KIA K5 VIN №, государственный регистрационный номер М389РН 193, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства серии 99 44 003951. При заключении договора купли-продажи истец передал ФИО3 денежные средства в сумме 2 350 000 рублей, а он передал истцу автомобиль, выписку из электронного ПТС, в соответствии с которым собственником автомобиля является ФИО1, свидетельство о регистрации транспортного средства на имя ФИО1, а также договор купли-продажи между ФИО5 и ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ.
До приобретения автомобиля истец убедился, что автомобиль зарегистрирован в ГИБДД, не угнан, не обременен правами третьих лиц; сведения о выбытии автомобиля из владения предыдущего собственника помимо его воли, о подделке, скрытии, изменении, уничтожении маркировки, нанесенной на автомобиль организацией-изготовителем, подделке документов, регистрационных знаков, отсутствуют. Истец полностью рассчитался с ответчиком за приобретенный автомобиль.
ДД.ММ.ГГГГ в вечернее время к истцу приехали мужчины, представились сотрудниками полиции <адрес> и на основании предъявленного постановления о производстве выемки от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу № изъяли принадлежащий истцу автомобиль, а также всю имеющуюся у него документацию на него. При этом сотрудники полиции пояснили, что данный автомобиль является вещественным доказательством по вышеуказанному уголовному делу.
Из постановления о производстве выемки следует, что уголовное дело возбуждено по заявлению некого ФИО8, так как ДД.ММ.ГГГГ примерно в 13 часов, неустановленное лицо, находясь в помещении автосалона «Адлер Авто», расположенного в <адрес>, заключило индивидуальный договор с ФИО8, условия которого не собиралось выполнять и таким образом похитило автомобиль марки KIA K5 VIN №, причинив ему материальный ущерб в размере 2 301 000 рублей.
О таких обстоятельствах при приобретении этого автомобиля истец не знал и не мог знать, так как ни с продавцом, ни с третьим лицом не был знаком, проявил разумную осмотрительность и проверил юридическую чистоту автомобиля. Несмотря на то, что право истца на автомобиль никем не оспаривалось, притязаний третьих лиц на него не имеется, указанные обстоятельства препятствуют истцу в реализации своих прав как собственника.
Истец ФИО2 просил признать его добросовестным приобретателем транспортного средства KIA K5 VIN №, государственный регистрационный номер М389РН 193.
В судебном заседании истец ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, не возражал против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Ответчик ФИО3, а также привлеченный к участию в деле в качестве соответчика ФИО1 в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом посредством направления повестки и размещения информации на официальном сайте суда, о причинах неявки суду не сообщили.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ФИО8, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель третьего лица Следственного управления Управления внутренних дел по городу Сочи Главного управления Министерства внутренних дел России по <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд на основании ст.ст.167, 233-235 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, а также третьих лиц, не представивших ходатайств по существу спора.
Суд, выслушав истца, исследовав и оценив, собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, имеющихся в деле доказательств, согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, приходит к следующим выводам.
На основании ст. 2 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основной целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В соответствии с п.1 ст. 434 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась.
Согласно п.2 ст.434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена письмами, телеграммами, телексами, телефаксами и иными документами, в том числе электронными документами, передаваемыми по каналам связи, позволяющими достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.
В силу ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между Автосалоном «Адлер Авто» в лице индивидуального предпринимателя ФИО6 (агент) и ФИО8 (принципал) был заключен агентский договор № на реализацию автомобиля, согласно условиям которого агент по поручению принципала принимает на себя обязательство от имени и за счет принципала совершить сделку по реализации транспортного средства – автомобиля KIA K5, VIN №. В тот же день между сторонами договора был составлен акт приема-передачи по договору №.
Собственником автомобиля KIA K5, VIN № при этом являлся ФИО1, что подтверждается карточкой учета транспортного средства.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО3 был заключен договор купли-продажи в отношении спорного транспортного средства, согласно которому автомобиль был продан последнему за 2 300 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 (продавец) и ФИО2 (покупатель) был заключен договор купли-продажи автомобиля KIA K5, VIN №, по условиям которого транспортное средство было приобретено ФИО2 за 2 350 000 рублей.
Судом также установлено, что в производстве Следственного управления Управления внутренних дел по городу Сочи Главного управления Министерства внутренних дел России по <адрес> находится уголовное дело №, возбужденно по заявлению ФИО8 Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела, ДД.ММ.ГГГГ примерно в 13 часов, неустановленное лицо, находясь в помещении автосалона «Адлер Авто», расположенного в <адрес>, заключило индивидуальный договор с ФИО8, условия которого не собиралось выполнять и таким образом похитило автомобиль марки KIA K5 VIN №, причинив ему материальный ущерб в размере 2 301 000 рублей.
Из объяснений ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, данных им в рамках вышеуказанного уголовного дела, следует, что в сентябре 2022 года он приобрел автомобиль KIA K5, VIN №, для дальнейшей перепродажи. В конце ноября между ним и ФИО2 был заключен договор купли-продажи в отношении указанного транспортного средства, сделка состоялась, денежные средства в размере 2 350 000 рублей ФИО3 получил от ФИО2 наличными, каких-либо претензий к ФИО2 он не имеет.
На основании заключенного между ФИО3 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ договора купли-продажи транспортного средства органами ГИБДД транспортное средство было зарегистрировано за ФИО2, что подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства и карточкой учета транспортного средства.
ДД.ММ.ГГГГ на основании предъявленного постановления о производстве выемки от ДД.ММ.ГГГГ по уголовному делу № сотрудниками следственного органа у ФИО2 был изъят принадлежащий ему автомобиль, а также вся имеющаяся на него документация. При этом сотрудники полиции пояснили, что данный автомобиль является вещественным доказательством по вышеуказанному уголовному делу.
В силу статьи 301 ГК РФ собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.
Согласно п. 1 ст. 302 названного кодекса, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чём приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путём помимо их воли.
В пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, по смыслу пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе истребовать своё имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.
Из содержания указанных норм и их разъяснений следует, что при возмездном приобретении имущества права добросовестного приобретателя подлежат защите, в том числе и по отношению к бывшему собственнику, за исключением случаев, когда имущество выбыло из владения собственника или того лица, которому собственник передал имущество во владение, помимо их воли.
Невыплата собственнику денежных средств от продажи имущества лицом, которому собственник передал его для реализации, само по себе не может свидетельствовать о том, что это имущество выбыло из владения собственника помимо его воли.
При этом согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказать факт выбытия имущества из его владения помимо воли должна быть возложена на собственника.
Добросовестный приобретатель вправе предъявить доказательства выбытия имущества из владения собственника по его воле.
Согласно п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Разрешая заявленные исковые требования суд принимает во внимание, что ответчики ФИО3 и ФИО1 в судебное заседание не явились и доказательств выбытия имущества из их владения помимо воли не представили.
На момент приобретения ФИО2 транспортного средства сведений о каких-либо ограничениях в отношении данного автомобиля не имелось.
Право собственности продавца подтверждалось представленными документами, оснований не доверять которым не было.
ДД.ММ.ГГГГ органы ГИБДД внесли в паспорт транспортного средства сведения об истце как о новом собственнике и выдали ему свидетельство о регистрации транспортного средства, истец пользовался автомобилем в течение нескольких месяцев до его изъятия по уголовному делу.
Вместе с тем, изъятие у истца спорного транспортного средства, признанного вещественным доказательством в рамках уголовного дела, препятствует реализации его прав как собственника указанного транспортного средства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО2 является добросовестным приобретателем транспортного средства KIA K5, VIN №, и считает необходимым удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░3, ░░░1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ KIA K5, VIN №, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░389░░ 193.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.237 ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░