37RS0010-01-2024-003401-15
РЕШЕНИЕ
город Иваново 15 октября 2024 года
Судья Ивановского областного суда Матвеев Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 06 сентября 2024 года,
установил:
Постановлением начальника Службы государственного финансового контроля в Ивановской области ФИО4 № от 19 июля 2024 года ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г.Иваново от 06 сентября 2024 года постановление начальника Службы государственного финансового контроля в Ивановской области ФИО4 № от 19 июля 2024 года изменено, в описательно-мотивировочной части указано, что ФИО1 совершила направление средств и оплату денежных обязательств «в целях, не соответствующих частично целям», далее по тексту постановления; в описательно-мотивировочной и резолютивной частях – на совершение ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.
В жалобе, поданной в Ивановский областной суд, ФИО1 просит отменить решение судьи и постановление о привлечении ее к административной ответственности с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что судья неверно применила положения постановления Правительства РФ от 27.12.23 №2323, которое не было принято на момент разработки проекта рекультивации и перечисления денежных средств.
Проект разрабатывался с учетом требований Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года №. Пунктом 10 Правил предусмотрено, что проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Подпункт «г» пункта 14 Правил указывает, что проект рекультивации земель содержит раздел «Сметные расчеты затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель», он разрабатывается в случае осуществления рекультивации земель и является аналогичным по содержанию смете на строительство объекта капитального строительства.
Пунктом 5 статьи 80.3 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» определено, что при осуществлении проверки достоверности определения сметной стоимости могут использоваться сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
К таким методикам относится методика, утвержденная Приказом Минстроя России от 19.06.2020 №332/пр, которая определяет затраты на строительство временных зданий и сооружений.
Проектно-сметная документация проверялась экспертами ООО «Ивановский центр негосударственных экспертиз», что нашло отражение в заключении №37-0372-22 от 18.10.2022.
Службой Комитета по экологии Администрации г. Иваново составлен акт от 19.03.24 о достижении результата использования субсидии на ликвидацию свалки. Вышеуказанные обстоятельства указывают на правильность направления денежных средств на строительство временных зданий и сооружений, что исключает нецелевое использование бюджетных средств.
ФИО5 не является должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, либо рассмотревшем дело об административном правонарушении, поэтому не могла быть допрошена районным судьей в качестве свидетеля.
ФИО1, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении слушания дела не заявила, представление своих интересов поручила защитникам. При таких обстоятельствах, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотрение жалобы в отсутствие указанного лица.
Явившимся в судебное заседание защитникам ФИО1 – ФИО6 и ФИО7 разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ. Отводов и ходатайств не поступило.
В судебном заседании защитники жалобу поддержали по изложенным в ней доводам. Дополнительно пояснили, что при рекультивации свалки отходов необходимо было строительство временных сооружений в виде забора, туалета, бытовки, мойки колес автомобилей. В актах выполненных работ затраты на временные сооружения исчисляются в процентах от выполненных работ (1,53%).В практике Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области при ликвидации стихийных свалок мусора всегда учитываются расходы на строительство временных зданий и сооружений.
Выслушав защитников, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела усматривается, что ФИО1, являясь директором Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, 24 августа 2022 года, 26 октября 2022 года и 1 декабря 2022 года, подписав расходные распоряжения, направила средства бюджета Ивановской области в сумме <данные изъяты> рублей на оплату затрат по строительству временных зданий и сооружений,содержащихся в актах ф. КС-2 от 16.08.2022 № 1, № 2, от 19.10.2022 № 4, № 5, от 21.11.2022 № 6, № 7., которые не могли быть использованы в работах по ликвидации несанкционированных свалок, образовавшихся за домами № и № по <адрес>. Своими действиями ФИО1 нарушила ч.1 ст.306.4, п. 3 ч.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ, п.9 Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (утвержденным Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 452-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Охрана окружающей среды Ивановской области" (в редакции от 31.01.2022) (Приложение 2 к подпрограмме "Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде Ивановской области") (далее – Порядок № 452-п).
Вывод должностного лица, с которым согласилась судья районного суда, о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, основан на совокупности представленных и исследованных доказательств.
Собранным по делу доказательствам дана надлежащая оценка в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Требования ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств совершенного административного правонарушения соблюдены. Предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены.
В соответствии с ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Согласно п.3 ч.1 ст.162 Бюджетного Кодекса РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно положениям ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приложением 8 к Закону Ивановской области от 15.12.2021 № 98-03 «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее Закон) Департаменту природных ресурсов и экологии Ивановской области (далее – Департамент) утверждены бюджетные ассигнования по коду главного распорядителя 041, разделу, подразделу 0603 целевой статье 089G152420 «Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде» виду расходов 500 «Межбюджетные трансферты» на 2022 год в сумме <данные изъяты> рублей.
Таблицей 14 Приложения 12 Закона № 98-03 городскому округу Иваново предусмотрена субсидия на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде (далее - Субсидия) в 2022 году в сумме <данные изъяты> рублей.
Постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 452-п (в редакции от 31.01.2022) утверждена государственная программа Ивановской области «Охрана окружающей среды Ивановской области», приложением 9 к которой утверждена подпрограмма «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде Ивановской области», ответственным исполнителем и исполнителем основных мероприятий является Департамент.
В соответствии с пунктом 2 раздела 2 Подпрограммы одним из основных мероприятий является «Региональный проект «Чистая страна», направленный на ликвидацию (рекультивацию) наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, которое реализуется посредством выполнения мероприятия «Ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде». Как следует из пункта 2 раздела 2 Подпрограммы, мероприятие осуществляется в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде, являющимся приложением 2 к Подпрограмме (в редакции от 31.01.2022).
Субсидии бюджетам муниципальных образований Ивановской области на ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, осуществляющих мероприятия по ликвидации (абзац 2 п.1.1 Порядка № 452-п).
Предоставление Субсидий бюджетам муниципальных образований осуществляется Департаментом на основании соглашений и дополнительных соглашений к ним, заключенных между Департаментом и органами местного самоуправления муниципальных образований (п.7 Порядка № 452-п).
Пунктом 9 Порядка № 452-п установлено, что Субсидии носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Согласно п.11 Порядка № 452-п для перечисления Субсидий в бюджет муниципального образования органы местного самоуправления муниципальных образований представляют в Департамент документы, после проверки которых, Департамент осуществляет перечисление соответствующей Субсидии в бюджеты муниципальных образований (п.12 Порядка № 452-п).
На основании протокола заседания комиссии по отбору муниципальных образований Ивановской области для предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Ивановской области на ликвидацию наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде от 10.12.2021 принято решение о предоставлении городскому округу Иваново субсидии на мероприятие по рекультивации свалки за домами № и № по <адрес> в <адрес>.
Уведомлением по расчетам между бюджетами от 21.12.2021 № 07 Департаментом бюджету городского округа Иваново доведены утвержденные бюджетные назначения по Субсидии по КБК 041 0603 089G152420 521 (22-52420-00000-00000) на 2022 год в сумме <данные изъяты> рублей.
Департаментом и Администрацией города Иванова заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 28.01.2022 № 24701000-1-2022-007, предметом которого является предоставление из бюджета Ивановской области в 2022-2023 годах бюджету городского округа Иваново субсидии на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде в целях достижения результатов регионального проекта «Чистая страна (Ивановская область)» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Департаменту как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 041, раздел 06, подраздел 03, целевая статья 089G152420, вид расходов 521, код аналитической цели 22-52420-00000-00000 в целях достижения результатов федерального проекта «Чистая страна» и результатов регионального проекта «Чистая страна (Ивановская область)» в рамках подпрограммы «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде Ивановской области» государственной программы Ивановской области «Охрана окружающей среды Ивановской области», утвержденной постановлением Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 452-п (пункт 1.1. соглашения от 28.01.2022 №24701000-1-2022-007).
Согласно пункту 1.2 соглашения от 28.01.2022 № 24701000-1-2022-007 субсидия представляется в соответствии с приложением № 1 к настоящему соглашению, являющимся его неотъемлемой частью, в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования.
Приложением № 1 к соглашению от 28.01.2022 № 24701000-1-2022-007 установлено, что направлением расходов является ликвидация несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде.
Результатом использования субсидии является ликвидация несанкционированных свалок в границах городов, нарастающим итогом. Аналогичный результат указан в Приложении 2 к соглашению от 28.01.2022 № 24701000-1-2022-007.
Общий объем бюджетных ассигнований: на 2022 год составляет <данные изъяты> рублей (в том числе <данные изъяты> средства, предоставленные из областного бюджета или 99,63%) (пункты 2.1, 2.2 соглашения от 28.01.2022 № 24701000-1-2022-007).
В соответствии с разделом 4 соглашения от 28.01.2022 № 24701000-1-2022-007 Департамент обязуется:
- обеспечить предоставление Субсидии бюджету городского округа Иваново в порядке и при соблюдении муниципалитетом условий предоставления Субсидии, установленных настоящим соглашением, в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2022 финансовый год и плановый 2023 (второй год планового периода), доведенных Департаменту как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации (пункт 4.1.1);
-осуществлять контроль за соблюдением муниципалитетом условий предоставления Субсидии и других обязательств, предусмотренных настоящим соглашением (пункт 4.1.2);
Решением Ивановской городской Думы от 22.12.2021 № 212 «О бюджете города Иванова на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов» (в редакции от 21.12.2022) Комитету по экологии Администрации города Иванова (далее - Комитет) на 2022 год предусмотрены бюджетные ассигнования по коду главного распорядителя 851 «Комитет по экологии Администрации города Иванова», разделу, подразделу 0603, целевой статье 183G152420, виду расходов 200 «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» в сумме <данные изъяты> тыс. рублей.
Согласно отчету о состоянии лицевого счета администратора доходов бюджета 04333205590 на 01.01.2023 доходы Комитета по КБК 851 2 02 25242 04 0000 150 (Субсидия, представленная из областного бюджета) составили в 2022 году в сумме <данные изъяты> рублей.
На основании протокола подведения итогов электронного конкурса от 08.02.2022 №0133200001722000003 Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области между Комитетом и ФИО8» заключен муниципальный контракт от 21.02.2022 № 78 (в редакции дополнительных соглашений от 02.03.2022 № 1, от 04.05.2022 № 2, от 19.09.2022 № 3, от 28.09.2022 № 4, от 19.10.2022 № 5, от 30.11.2022 № 6) (далее - муниципальный контракт от 21.02.2022 № 78); предмет контракта: рекультивация свалки за домами № 122 и № 126 по ул. Минской в 1г. Иваново; цена контракта составляет: <данные изъяты> рублей. Проектной документацией, предусмотренной муниципальным контрактом, установлено, что в ходе выполнения рекультивации должны быть проведены следующие работы: срезка кустарников; корчевка кустарников; устройство смотровых скважин; разработка грунта в отвал; планировка площадей, укрепление откосов; устройство прослойки из НСМ; планировка откосов; уплотнение грунтов; подготовка почвы для устройства газона; посев многолетних трав; погрузочные работы; перевозка грузов; отбор проб на анализ. Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об иных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером 37:24:020561:723 от 13.08.2021,направленной в Департамент на отбор, в пределах данного земельного участка объекты недвижимости, отсутствуют.
Приемка работ осуществлена Комитетом по КБК 851 0603 183G152420 244 платежными поручениями от 25.08.2022 № 276, № 277, от 28.09.2022 № 328, от 28.10.2022 № 371-373, от 02.12.2022 № 454, № 455, № 457 в общей сумме <данные изъяты> рублей, в том числе средства областного бюджета в общей сумме <данные изъяты> рублей, на основании документов о приемке (счетов-фактур), сформированных в единой информационной системе в сфере закупок и подписанных электронными подписями лиц от имени ООО «ФИО8» и Комитета от 19.08.2022 № 1, № 2, от 03.10.2022 № 3, от 25.10.2022 № 4, № 5, от 25.11.2022 № 6, № 7, с приложением актов о приемке выполненных работ формы КС-2 (далее - акт ф. КС-2) от 16.08.2022 № 1, № 2, от 14.09.2022 № 3, от 19.10.2022 № 4, № 5, от 21.11.2022 № 6, № 7, справок о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 (далее - справка ф. КС-3) от 16.08.2022 №№ 1, 2, от 14.09.2022 № 3, от 19.10.2022 № 4, № 5, от 21.11.2022 № 6, № 7 на общую сумму <данные изъяты> рублей, содержащих затраты на строительство временных зданий и сооружений, не применяемые к объектам некапитального строительства, в том числе к работам по ликвидации несанкционированных свалок в силу Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 19.06.2020 № 332/пр (далее - Методика № 332/пр).
Довод автора жалобы о возможности применения по настоящему делу методик определения затрат на строительство временных зданий и сооружений в работах по рекультивации земель является необоснованным, поскольку противоречит действующему законодательству.
В соответствии с п.1 Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства"(утвержденной Приказом Минстроя России от 19.06.2020 N 332/пр) методика определения затрат на строительство временных зданий и сооружений, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства объектов капитального строительства, предназначена для применения на этапе архитектурно-строительного проектирования при определении сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - строительство) в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации
Согласно п.10 Постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (ред. от 07.03.2019) "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель", действующими на момент возникновения рассматриваемых в настоящем деле правоотношений) проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.
Пунктом 11 указанного Постановления предусмотрено, что рекультивация земель на месте снесенного объекта капитального строительства, вместо которого возводится новый объект капитального строительства, осуществляется в случае, если это предусмотрено проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Анализ указанных правовых норм позволяет сделать вывод, что проект рекультивации земель возможен с применением Методики определения затрат на строительство временных зданий и сооружений только в том случае, если на рекультивируемом земельном участке расположены объекты капитального строительства.
В п.10 ст.1 Градостроительного кодекса РФ дано понятие объекту капитального строительства. Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Несанкционированная свалка отходов под данное понятие не подпадает, а из материалов дела следует, что объекты капитального строительства на рекультивируемом земельном участке отсутствуют.
Следовательно, расходование средств, полученных из областного бюджета на оплату затрат на строительство временных зданий и сооружений, не применяемых к объектам некапитального строительства в силу положений законодательства, нельзя признать целевым расходованием бюджетных средств.
Получение заключения экспертизы на проект рекультивации несанкционированной свалки и принятие акта о достижении результата использования субсидии сами по себе не доказывают факта целевого использования ФИО1 денежных средств.
Вопреки доводам жалобы допрос судьей районного суда заместителя начальника службы государственного финансового контроля Ивановской области ФИО5 в качестве свидетеля не нарушает процессуальные требования, установленные КоАП РФ, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 25.6 КоАП РФ в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
Вместе с тем с доводом жалобы относительно необоснованности ссылки судьи на Постановление Правительства РФ от 27.12.2023 N 2323 "Об утверждении Правил организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде" следует согласиться, поскольку данный нормативно-правовой акт не действовал в момент принятия проектно-сметной документации и перечисления денежных средств.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 06 сентября 2024 года подлежит изменению, путем исключения из текста судебного акта ссылки на указанное постановление.
Иных доводов, ставящих под сомнение вынесенные по делу постановление должностного лица и судебное решение, жалоба не содержит.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.
Наказание ФИО1 назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 15.14 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение обжалуемых постановления и судебного решения, по делу не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
решил:
Решение судьи Ленинского районного суда г. Иваново от 06 сентября 2024 года, вынесенное в отношении ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, изменить.
Исключить из текста судебного акта ссылку на Постановление Правительства РФ от 27.12.2023 N 2323 "Об утверждении Правил организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде".
В остальной части оставить решение без изменения, жалобу ФИО1, - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Н.А. Матвеев