ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(УИД 34RS0011-01-2023-006105-57)
от 21 февраля 2024 года по делу № 33-1735/2024
Судья Локтионов М.П. г.Волгоград
21 февраля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Марчукова А.В.,
судей Колгановой В.М. и Кудрявцевой А.Г.
при секретаре Антюфеевой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4449/2023 по иску Николаева Игоря Ивановича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения в части отказа включить в специальный стаж периодов работы, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении страховой пенсии,
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области
на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 25 октября 2023 года, которым исковые требования истца были удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия
установила:
Николаев И.И. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения в части отказа включить в специальный стаж периодов работы, обязании включить периоды работы в специальный стаж, назначении страховой пенсии.
Требования мотивированы тем, что 16 марта 2023 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области № 112593/23 ему отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью продолжительности специального стажа, в его специальный стаж не были засчитаны периоды работы на Ждановском ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени металлургическом комбинате «Азовсталь» имени Орджоникидзе; с 17 июля 1985 г. по 9 октября 1985 г. в качестве слесаря по ремонту подвижного состава; с 9 марта 1988 г. по 17 октября 2006 г. в качестве слесаря по ремонту подвижного состава; с 1 января 2013 г. по 30 июня 2016 г. в качестве машиниста тепловоза железнодорожной станции Угольная-Коксовая цеха эксплуатации УЖДТ, службы эксплуатации локомотивов; с 1 июля 2016 г. по 31 июля 2021 г. в качестве машиниста тепловоза железнодорожной станции Донецкая, Угольная-Коксовая цеха эксплуатации Управления железнодорожного транспорта; с 1 августа 2021 г. по 1 августа 2021 г. в качестве машиниста тепловоза Прокатного района.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и полагая обжалуемое решение ответчика незаконным, истец просил суд признать незаконным решение Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области от 29 марта 2023 г. в части не включения в его специальный стаж указанных периодов работы, обязать ответчика включить указанные периоды работы в специальный стаж, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 16 марта 2023 г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области оспаривает законность принятого судом решения и просит его отменить.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения с учетом доводов жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу положений статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела не имеется, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Судом первой инстанции было установлено, что дата регистрации истца Николаева Н.И. в системе обязательного пенсионного страхования – 7 апреля 2022 г.
Николаев И.Н., 18 августа 1967 года рождения, через личный кабинет застрахованного лица на Едином Портале Госуслуг обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Оспариваемым решением ответчика № 112593/23 от 29 марта 2023 г. Николаеву И.Н. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.5 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», т.к. на дату обращения его специальный стаж составил 06 лет 06 месяцев 04 дня вместо требуемых 12 лет 6 месяцев.
В специальный стаж истца не были засчитаны периоды работы на Ждановском ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени металлургическом комбинате «Азовсталь» имени Орджоникидзе: с 17 июля 1985 г. по 9 октября 1985 г. в качестве слесаря по ремонту подвижного состава; с 9 марта 1988 г. по 17 октября 2006 г. в качестве слесаря по ремонту подвижного состава; с 1 января 2013 г. по 30 июня 2016 г. в качестве машиниста тепловоза железнодорожной станции Угольная-Коксовая цеха эксплуатации УЖДТ, службы эксплуатации локомотивов; с 1 июля 2016 г. по 31 июля 2021 г. в качестве машиниста тепловоза железнодорожной станции Донецкая, Угольная-Коксовая цеха эксплуатации Управления железнодорожного транспорта; с 1 августа 2021 г. по 1 августа 2021 г. в качестве машиниста тепловоза Прокатного района по причине того, что истцом не была представлена справка работодателя, уточняющая особый характер труда, в материалах пенсионного дела отсутствует сведения об уплате работодателем дополнительных страховых взносов с 1 января 2013 г. за время работы в особых условиях.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 11, 13, 28 Закона № 400-ФЗ, статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, исходил из того, что факт принадлежности трудовой книжки Николаеву И.Н. подтверждается представленными истцом доказательствами, при этом не предоставление государственными органами Украины сведений, подтверждающих трудовой стаж истца, не может являться основанием для лишения истца права на установление страховой пенсии по старости, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
С учетом установления факта принадлежности истцу трудовой книжки, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истец имеет право на исчисление страховой пенсии по старости исходя из стажа, указанного в трудовой книжке, и о наличии достаточных оснований для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с даты обращения с заявлением о назначении пенсии с 16 марта 2023 г.
Оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда не имеется.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно положениям статей 14 федеральных конституционных законов № 5-ФКЗ, № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, № 8-ФКЗ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территориях новых субъектов на день их принятия в Российскую Федерацию, приобретшие гражданство РФ, имеют право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 17 февраля 2023 г. № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» (далее - Закон № 17-ФЗ ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023 г. по 29 февраля 2024 г. такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 17-ФЗ периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 г., на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 г. по 31 декабря 2022 г., на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 г., а в организациях, которые до 1 января 2026 г. не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 г., приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 17-ФЗ периоды, указанные в ч. 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе содержащимися в выплатном деле.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 2 ч. 2 Раздела I «Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 №258 н, подтверждению подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
В соответствии с пунктом 4 Раздела II «Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. № 25 8н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на работах с тяжелыми условиями труда, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Согласно ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», территориальный орган ПФР при рассмотрении документов, представленных для назначения пенсии, проверяет правильность их оформления и в необходимых случаях обоснованность выдачи и достоверность содержащихся в них сведений, в порядке, определенном главой VI Правил обращения за страховой пенсией..., утвержденных Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 августа 2021 г. № 546 н.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется:
Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 272.
Согласно сведениям в трудовой книжке истца серии БТ-П №1542772 17 июля 1985 г., последний был принят на работу на Ждановский ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени металлургический комбинат «Азовсталь» имени С.Орджоникидзе в качестве слесаря по ремонту подвижного состава.
Как следует из его объяснений в судебном заседании, записям в трудовой книжке, на данном предприятии он работал по 1 августа 2021 г. в качестве рабочего локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, полный рабочий день, при полной рабочей неделе.
В силу положений ч. 1 ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила № 1015).
Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Следовательно, по записям, внесенным в трудовую книжку, устанавливается общий, непрерывный и специальный трудовой стаж, с которым связывается предоставление работнику определенных льгот и преимуществ в соответствии с законами.
Сведения о занятости истца соответствующей деятельностью в указанные периоды подтверждаются записями в его трудовой книжке, которые являются основанием для назначения пенсии.
Кроме того, согласно Информации о пенсионном обеспечении от 13 апреля 2022 г., изданной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Украины, в том числе проживавших на территории ДНР и ПНР, до признания указанных Республик в качестве суверенных и независимых государств осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае их постоянного проживания на территории Российской Федерации с применением положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного в городе Москве 13 марта 1992 г. (далее - Соглашение СНГ), которое как международный договор Российской Федерации является составной частью ее правовой системы согласно положениям ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
Начиная с 21 февраля 2022 г. Соглашение СНГ в отношении граждан, проживающих (проживавших) и имеющих стаж работы на территории ДНР и ЛНР, не может применяться, поскольку названные Республики как субъекты международного права не являются подписантами Соглашения СНГ.
Согласно ч. 8 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» для определения права на страховую пенсию по старости применяется законодательство, то есть федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, международные договоры и соглашения, являющиеся источниками права Российской Федерации и составляющие ее правовую систему, действовавшее в период осуществления трудовой деятельности, с применением правил подсчета соответствующего стажа.
С учетом этого, для определения права на страховую пенсию по законодательству Российской Федерации учитываются периоды работы на территории Украинской ССР, Украины и признанных 21 февраля 2022 г. в качестве суверенных и независимых государств ДНР и ЛНР.
Таким образом, в отношении граждан Российской Федерации, прибывших с территории ДНР И ЛНР, в стаж работы для определения права на страховую пенсию учитываются периоды, приобретенные на территории Украинской СССР (до 1 января 1991 г.), Украины (после 1 января 1991 г.), в том числе ДНР И ЛНР по 20 февраля 2022 г. см учетом Указов Президента РФ от 21 февраля 2022 г. № 71 и № 72 «О признании Донецкой Народной Республики», «О признании Луганской Народной Республики», а для конвертации пенсионных прав до 1 января 2002 г. независимо от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР.
Принимая во внимание, что истец прибыл на территорию РФ из ДНР 3 октября 2022 г., стал гражданином РФ 28 февраля 2023 г. и в настоящее время не представляется возможным получить справки от работодателей, уточняющей особый характер его работы в спорный период времени, и сведений об уплате работодателями дополнительных страховых взносов в связи с боевыми действиями в рамках СВО на территории ДНР, судебная коллегия полагает возможным признать выводы суда первой инстанции о том, что работа истца в спорные периоды трудовой деятельности была связана с особыми условиями труда, а поэтому правовых оснований у ответчика для не включения спорных периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии не имелось.
Из содержания обжалуемого решения следует, что правила оценки доказательств судом первой инстанции соблюдены. Несовпадение результата оценки судом собранных по делу доказательств с мнением подателя жалобы обстоятельством, влекущим отмену решения, не является.
В целом, доводы апелляционной жалобы ответчика направлены к оспариванию выводов суда, но не опровергают их, не свидетельствуют о наличии обстоятельств, требующих дополнительной проверки, которые могли бы повлиять на результат разрешения спора, по существу сводятся к изложению позиции ответчика, которая являлась предметом исследования и оценки суда первой инстанции, вследствие чего не могут быть положены в основу отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 25 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области – без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -