Решение по делу № 2-2291/2024 от 11.04.2024

Дело № 2-2291/2024

55RS0007-01-2024-002715-36

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    27 августа 2024 года                              город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующей судьи Марченко Е.С. при секретаре судебного заседания Юлиной М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению К.В.Н. к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о признании права собственности в порядке приватизации,

Установил:

К.В.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о признании права собственности в порядке приватизации. В обоснование заявленных требований указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году истцу была предоставлена комната <адрес>. В настоящий момент ордер утерян. С момента вселения до настоящего времени истец проживает в указанном жилом помещении. Другого жилья не имела и не имеет. По причине утери ордера Администрацией г. Омска было отказано в заключении договора социального найма.

Просит признать за К.В.Н. в порядке приватизации право собственности на комнату <адрес> (л.д. 4-7).

В судебном заседании истец К.В.Н. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям изложенным в иске. Дополнила, что в жилом помещении проживала с ДД.ММ.ГГГГ года. Дом не аварийный, ранее право на приватизацию не использовала. В настоящее время получено распоряжение Администрации ЦАО г. Омска о согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения.

Ответчик департамент жилищной политики Администрации г. Омска о слушании дела уведомлен надлежащим образом, своего представителя в суд не направил, возражения на исковые требования не представил.

Третьи лица Управление Росреестра по Омской области, Администрация Центрального АО г. Омска, Администрация г. Омска извещены надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали.

В соответствии со ст. 167, ст. 233 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного судопроизводства, против чего представитель истца не возражал.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ст. 11 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ" (с изменениями) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Исходя из приведенных норм, право на приобретение в собственность в порядке приватизации бесплатно жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации своего права.

В соответствии с положениями статьи 7 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Как следует из материалов дела общая площадь жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> кв.м. Сведений о правообладателе не имеется (л.д. 79).

В техническом паспорте жилого помещения произведена отметка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ установлено наличие самовольной перепланировки, а именно увеличение жилой площади на 0,8 кв.м. за счет демонтажа шкафа (л.д. 79 оборот).

В указанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована К.В.Н. согласно карточки регистрации. Ордер утерян. В связи с перенумерацией <адрес> перенумерована в <адрес>. В связи с этим произошла перерегистрация по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, согласно карточки регистрации (л.д. 17, 69).

Согласно сведениям ППК "Роскадастр" по Омской области БУ Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации" истец собственником жилых помещений на территории РФ не значится, право бесплатной приватизации не использовала.

По сведениям имеющимся в департаменте жилищной политики Администрации г. Омска договор социального найма с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с К.В.Н. не заключался. К.В.Н. обращалась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 54-55).

По результатам обращения в заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> истцу было отказано. Подпунктом 3 пункта 12 Регламента предусмотрено, что для рассмотрения вопроса о заключении договора социального найма заявитель самостоятельно предоставляет правоустанавливающий документ на объект недвижимости подтверждающий право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма. Указанный документ не предоставлен.

Кроме того, согласно представленному техническому паспорту в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> произведена самовольная перепланировка: увеличение жилой площади на 0,8 кв.м. за счет демонтажа шкафа. Документы подтверждающие согласование перепланировки не предоставлены (л.д. 56-58).

В ходе рассмотрения настоящего дела истцом К.В.Н. получено Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании перепланировки и переустройства помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.

В Постановлении № 14 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" отмечено, что статьей 25 Всеобщей декларации прав человека на жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализоваться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающихся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25,40 Конституции Российской Федерации).

Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с 01 марта 2005 года.

Учитывая, что в связи с применением Жилищного кодекса Российской Федерации у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности дал соответствующие разъяснения, в том числе в п. 1 указал, что в соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Статьей 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

Учитывая вышеизложенное и, принимая во внимание положения ст. 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ", суд полагает, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в суде.

Судом установлено, что спорное жилое помещение общежитием или служебным жильем не является, под арестом, запретом и другим обременением не состоит, правообладателем данного помещения является Муниципальное образование городской округ город Омск.

Суд полагает, что при изложенных обстоятельствах, истец имеет право приобрести в собственность занимаемое им жилое помещение, так как каких-либо ограничений для приватизации в данном случае не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 193-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за К.В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. право собственности на комнату <адрес>.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:                                     Е.С.Марченко

В окончательном виде решение изготовлено 30 августа 2024

2-2291/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Корень Валентина Николаевна
Ответчики
Департамент жилищной политики Администрации г. Омска
Другие
Администрация г.Омска
Управление Росреестра по Омской области
Администрация Центрального АО г.Омска
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Судья
Марченко Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
11.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2024Передача материалов судье
18.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2024Подготовка дела (собеседование)
17.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2024Судебное заседание
27.06.2024Судебное заседание
12.07.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
30.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
12.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
28.10.2024Дело оформлено
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее