2-4446\2018
Решение
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 16 июля 2018 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе:
председательствующего судьи Харченко Н.А.
при секретаре Белой И.С.,
с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г. Оренбурга Абраменок Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Оренбурга в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Единство» о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Оренбурга обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением по тем основаниям, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения Товарищества собственников жилья «Единство» (далее по тексту – ТСЖ «Единство») установлено, что в местах общего пользования многоквартирного ... по адресу: ... отсутствуют знаки о запрете курения.
В связи с чем, ссылаясь на положения Федерального закона от 23.02.2013 года №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», прокурор Ленинского района г. Оренбурга просил суд признать незаконным бездействие ТСЖ «Единство» в части не размещения знаков о запрете курения в подъезде многоквартирного ... по адресу: ... и обязать ТСЖ «Единство» разместить знаки о запрете курения в подъезде дома по вышеуказанному адресу.
Представитель ответчика ТСЖ «Единство», надлежаще извещенный о времени и месте настоящего судебного заседания, в него не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщал, письменный отзыв на иск в суд не направил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Руководствуясь ст. 113, 116, 118, 119, 167 ГПК РФ, ст.165.1 ГК РФ, суд признал извещение стороны надлежащим и определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В настоящем судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г. Оренбурга Абраменок Е.А. поддержал исковые требования в полном объеме, просил суд удовлетворить.
Суд, заслушав объяснения явившегося лица, исследовав материалы настоящего гражданского дела, представленные суду доказательства, проанализировав и оценив в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ собранные по делу доказательства, приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном ... по адресу: ... от ... создано ТСЖ «Единство», в обязанности которого, в том числе, входит обеспечение выполнения требований жилищного законодательства. (ст. 15 Устава)
В ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения ТСЖ «Единство» установлено, что в местах общего пользования многоквартирного ... по адресу: ... отсутствуют знаки о запрете курения.
... в адрес ТСЖ «Единство» прокуратурой Ленинского района г. Оренбурга вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и здравоохранения.
В ответ на указанное представление прокурора председателем ТСЖ «Единство» Тимофеевой Е.С. дано объяснение, в котором с указанным в представлении нарушением ТСЖ «Единство» соглашается, однако считает нецелесообразным размещение данных табличек, поскольку их наличие должным образом не влияет на жителей дома, курящих в местах общего пользования и, кроме того, у ТСЖ «Единство» отсутствуют денежные средства на покупку таких табличек.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Указанное прокурором нарушение, выразившееся в отсутствии надлежащих табличек о запрете курения в подъезде многоквартирного дома, может рассматриваться как затрагивающее права неопределенного круга лиц, поскольку в силу ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага, охрана которых гарантируется Конституцией Российской Федерации.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право, в частности, устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 15-ФЗ от 23 февраля 2013 года "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.
Согласно пп. 1, 10 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания; в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов.
В силу названного Закона для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 5 Требований к знаку о запрете курения и порядку его размещения, утвержденных приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 12 мая 2014 года N 214н, знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств - на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах.
Из материалов дела, в том числе из объяснения председателя ТСЖ «Единство» усматривается, что в подъезде многоквартирного ... по адресу: ... знаки о запрете курения отсутствуют.
Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты и свидетельствуют о нарушении требований п. 1 ч. 1 и ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и п. 5 Требований к знаку о запрете курения и порядку его размещения.
Довод председателя ТСЖ «Единство» об отсутствии денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора. В силу прямого указания Требований к знаку о запрете курения и порядке его размещения, принятых во исполнение названного Федерального закона, знак о запрете курения должен быть размещен у входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено.
Установив на основе представленных доказательств, что подъезд многоквартирного ... по адресу: ..., не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к обозначению запрета курения в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, что не оспаривается ответчиком, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности ТСЖ «Единство» разместить знаки о запрете курения в подъезде дома по вышеуказанному адресу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Ленинского района г. Оренбурга в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Единство» о признании незаконным бездействия и об обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать Товарищество собственников жилья «Единство» разместить знаки о запрете курения в подъезде ... по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.А.Харченко
В окончательной форме решение принято 20.07.2018 года (последний день для подачи апелляционной жалобы – 20.08.2018 г.)
Судья: Н.А.Харченко