Дело № 2-1216/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области ДД.ММ.ГГГГ
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Грошевой Н.А.,
с участием адвоката Бариновой Е.П.,
при секретаре Родиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башмакова ФИО13 к администрации Шатурского муниципального района Московской области, Попову ФИО14 признании незаконными действий по предоставлению земельного участка, постановлений о предоставлении земельного участка в аренду и собственность, признании недействительными договора аренды земельного участка и его купли-продажи, применении последствий недействительности сделок, снятии земельного участка с кадастрового учета,
установил:
Башмаков Л.П. обратился в суд с иском к администрации Шатурского муниципального района Московской области, Попову В.И., указав, что администрация Шатурского муниципального района Московской области в нарушение действующего законодательства без информирования жителей д. Великодворье о предстоящей застройке новых территорий, при отсутствии документов по планировке застраиваемой территории, предоставила под индивидуальное жилищное строительство 38 земельных участков в лесном массиве, водоохраной зоне р. Ялмы и на пастбище, расположенных за пределами жилой застройки в границах д. Великодворье.
Указанные земельные участки все годы существования деревни использовались жителями в целях традиционного природопользования - для отдыха, сбора грибов и ягод, заготовки кормов и выпаса скота.
Ввиду названных обстоятельств жители деревни обращались к главе Шатурского муниципального района Московской области по вопросу отмены постановлений о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на территории лесного массива, мотивируя тем, что это территория общего традиционного природопользования жителей д. Великодворье и решение о застройке наносит ущерб природным ресурсам и законным интересам жителей.
ДД.ММ.ГГГГ был дан письменный ответ о том, что решение принято исключительно в рамках действующего законодательства и не подлежит отмене.
Поскольку территория, на которой предоставлены земельные участки под строительство, никакими нормативными и градостроительными документами не предназначалась для застройки, в отношении указанной территории градостроительная подготовка не проводилась, отсутствует генеральный план, правила землепользования и застройки, документация по планировке территории и проект межевания - развитие этой территории не определено, правовой режим территории в отношении разрешенного использования не установлен. Предусмотренная законодательством подготовка проекта планировки и проекта межевания территории, на которой в числе других предоставлен для строительства земельный участок с кадастровым номером № не осуществлялась, не проводились публичные слушания по указанным проектам, планировочные документы не публиковались. Жители деревни не были проинформированы о предстоящей застройке этой территории и предоставлении земельных участков для строительства, в связи с чем, не могли своевременно заявить о нарушении своих законных интересов и прав на землю.
Таким образом, действиями ответчика нарушены права жителей д. Великодворье на участие в публичных слушаниях по проекту планировки и проекту межевания, проведение которых является обязательной процедурой при решении вопросов застройки новых незастроенных территорий, а также нарушены права на информацию о такой застройке.
Просит с учетом уточнений заявленных требований от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконными действия администрации Шатурского муниципального района Московской области, связанные с нарушением действующего законодательства при предоставлении земельного участка с кадастровым номером № за пределами границ застройки д. Великодворье, постановление о предоставлении в аренду земельного участка, постановление о предоставлении его в собственность, признать недействительными договор аренды спорного земельного участка и договор купли-продажи, снять земельный участок с кадастрового учета.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, отраженным в протоколе судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области.
В судебном заседании истец Башмаков Л.П., его представитель ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнения поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика - администрации Шатурского муниципального района Московской области ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении требований Башмакову Л.П. отказать, поскольку при предоставлении земельного участка администрацией права его не нарушены, на спорный земельный участок он не претендовал. Процедура по предоставлению земельного участка в аренду, а затем в собственность Попову В.И. была соблюдена.
Ответчик Попов В.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя адвоката Бариновой Е.П.
Представитель ответчика адвокат Баринова Е.П. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что истец не имел намерений приобретать спорный земельный участок в собственность. Информационное сообщение о намерении администрации предоставить Попову В.И. спорный земельный участок отвечало требованиям закона. Спорный земельный участок не находится в водоохранной зоне или в лесном массиве. До настоящего времени препятствия в пользовании земельным участком истцу не чинятся.
Представитель третьего лица ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного слушания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 30 ЗК РФ установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно п. 11 ст. 30 ЗК РФ в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства предварительное согласование места размещения объекта не проводится.
Также ст. 30.1. ЗК РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, без предварительного согласования места размещения объекта (п. 1).
В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
проведение работ по формированию земельного участка; выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
определение разрешенного использования земельного участка; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;
подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
В соответствии с п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Попов В.И. обратился в администрацию Шатурского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду под индивидуальное жилищное строительство земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. 122).
Комиссией по предоставлению земельных участков и градостроительному регулированию дано заключение об отсутствии возражений в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка (протокол от ДД.ММ.ГГГГ № л.д. 125).
В газете «Ленинская Шатура» от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Шатурского муниципального района опубликовано информационное сообщение о намерении предоставить в аренду четыре земельных участка, площадью 1500 кв.м., расположенных по адресу: д. Великодворье, для индивидуального жилищного строительства, с указанием срока для предоставления заявок по факту предоставления указанных участков - по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 126).
Постановлением администрации Шатурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка (л.д. 129-130).
На основании заявки заказчика кадастровых работ ФИО7 в отношении указанного земельного участка проведены работы по подготовке документов для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер № (л.д. 173).
В виду отсутствия иных претендентов на спорный земельный участок на основании постановления администрации Шатурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Попову В.И. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, д. Великодворье, из земель категории «земли населенных пунктов», разрешенное использование «индивидуальное жилищное строительство» (л.д. 80).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шатурского муниципального района и Поповым В.И. был заключен договор аренды указанного земельного участка № «А» сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который был зарегистрирован в установленном законом порядке (л.д. 73).
Постановлением администрации Шатурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № бы изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № с «для индивидуального жилищного строительства» на «ведение личного подсобного хозяйства» (л.д. 60-63).
ДД.ММ.ГГГГ между сторонами к договору аренды № «А» от ДД.ММ.ГГГГ было заключено дополнительное соглашение, которым п.1.1 изложен в другой редакции (л.д. 61).
На основании постановления администрации Шатурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Попову В.И. был предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым номером № (л.д. 51).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шатурского муниципального района и Поповым В.И. был заключен договор купли - продажи земельного участка № «К-П» с кадастровым номером № Государственная регистрация сделки произведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47-48).
В обосновании заявленных требований истец ссылается на то, что администрация Шатурского муниципального района предоставила под индивидуальное жилищное строительство 38 земельных участков в лесном массиве, водоохраной зоне р. Ялмы и на пастбище, расположенных за пределами жилой застройки в границах д. Великодворье, чем было нарушено его право на природопользование.
Из информации главы сельского поселения Пышлицкое от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что незастроенные земли д. Великодворье в пределах границ этого населенного пункта в период с 2005 г. по 2013 г. использовались жителями как земли общего пользования для отдыха в лесу, у реки, сбора дикорастущих растений, ягод и грибов, заготовки кормов для домашних животных. Территория использовалась жителями по своей инициативе (л.д. 113).
Согласно ответу Шатурской городской прокуратуры на обращения ФИО8 и других жителей д. Великодворье, земли восточнее д. Великодворье вниз к реке Ялма, где гражданам предоставлены земельные участки, являются землями населенных пунктов и не относятся к землям лесного фонда (л.д. 107-108).
Шатурским филиалом ФГУ «Мособллес» по требованию городской прокуратуры в порядке ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» проведена выездная проверка данных земельных участков, по результатам которой при натурном обследовании границ участков установлено, что в состав лесного фонда Шатурского лесничества данные участки не входят и общих границ не имеют (л.д. 111-112).
Таким образом, доказательств того, что спорный земельный участок расположен в лесном массиве, водоохраной зоне р. Ялмы или на пастбище, а также что он ограничен либо изъят из оборота, истцом не предоставлено, в связи с чем оснований для признания незаконными действий администрации Шатурского муниципального района по формированию земельного участка с целью его предоставления на праве аренды гражданину для индивидуального жилищного строительства не имеется.
Судом отклоняются доводы истца о нарушении ч. 2 ст. 31 ЗК РФ при формировании земельного участка относительно его выбора в отсутствии утвержденной градостроительной документации по использованию территории, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.
Спорный земельный участок сформирован для предоставления гражданину под ИЖС без предварительного согласования мест размещения объектов, тогда как ст. 31 ЗК РФ регламентирован выбор земельного участка при его формировании одновременно с согласованием мест размещения объектов, что прямо указано в ч. 1 ст. 31 ЗК РФ.
Таким образом, суд полагает установленным отсутствие нарушений процедуры формирования спорного земельного участка.
Также не обоснованы доводы истца о нарушениях при постановке земельного участка на кадастровый учет и установлении при этом вида разрешенного использования, поскольку решение органа кадастрового учета истцом не оспаривается, соответствующих требований не заявлено.
В силу п. 3 ст. 31 ЗК РФ (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подп. 4, 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство, акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Содержание указанного выше сообщения администрации Шатурского муниципального района о намерении предоставить в аренду четырех земельных участков не позволяет определить местонахождение спорного земельного участка и установить, что сообщение относится именно к нему, также не указана информация о сроках возможной аренды участка и о том, где именно можно получить дополнительную информацию.
Передача земельных участков без информирования населения через средства массовой информации, и как следствие, не выявление иных претендентов и рассмотрения их заявок противоречит земельному законодательству.
Согласно п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, обратившемуся с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка, в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка иные заявления не поступили. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
Материалами дела подтверждается предоставление в аренду спорного земельного участка ответчику Попову В.И. в связи с отсутствием иных претендентов на него.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд находит несостоятельной ссылку истца как на доказательство в обоснование своих требований на представления прокурора об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства, исходя из следующего.
Прокурор, как должностное лицо, наделенное государственно-властными полномочиями, вправе требовать устранения нарушений действующего законодательства не в своих личных интересах, а в интересах государства, муниципальных образований, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 3 ГПК Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из объяснений истца Башмакова Л.П. в судебном заседании установлено, что он не имел и не имеет намерений приобретать спорный земельный участок, а заинтересован исключительно в сохранении земельного массива, включающего спорный земельный участок и еще 37 земельных участков, в виде свободной незастроенной территории деревни для общего пользования жителями деревни.
В силу ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно ст. 168 ГК РФ (в редакции, действующей в момент возникновения спорных отношений) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо, имеющее, по смыслу указанной нормы, охраняемый законом интерес (п. 3 ст. 166 ГК РФ).
Поскольку Башмаков Л.П. стороной по договору аренды и договору купли-продажи не являлся, на земельный участок не претендовал и не претендует, оснований для признания сделок недействительными в целях восстановления нарушенных прав истца суд не усматривает.
Суд не может согласиться с доводами истца о том, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ которым отменено решение Шатурского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО8, ФИО9, Башмакова Л.П. к администрации Шатурского муниципального района Московской области, ФИО10 об оспаривании действий (бездействия) администрации Шатурского муниципального района Московской области, признании недействительными договора аренды и купли-продажи земельного участка и применении последствий недействительности сделок, снятии земельного участка с кадастрового учета, которым исковые требования истцов удовлетворены, имеет преюдициальное значение для рассмотрения данного иска.
В силу положений п. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Ответчик Попов В.И. не принимал участие при рассмотрении спора, спор заявлен об ином земельном участке, следовательно, указанное решение не имеет преюдициального значения для данного дела.
В отсутствие намерений истца в приобретении спорного земельного участка, доказательств нарушения его прав, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Башмакова ФИО15 к администрации Шатурского муниципального района Московской области, Попову ФИО16 о признании незаконными действий администрации Шатурского муниципального района по предоставлению земельного участка для ИЖС с кадастровым номером № Попову ФИО17 признании незаконным постановления администрации Шатурского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду Попову ФИО18 земельного участка с кадастровым номером № признании незаконным постановления администрации Шатурского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность Попову ФИО20 земельного участка с кадастровым номером № признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером № № «А» от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему, заключенных между администрацией Шатурского муниципального района и Поповым Владиславом Ивановичем признании недействительным договора купли- продажи земельного участка с кадастровым номером № № «К-П» от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администраций Шатурского муниципального района и Поповым ФИО19, применении последствий недействительности сделки; снятии земельного участка с кадастровым номером № кадастрового учета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Грошева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Н.А. Грошева