РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 марта 2020 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Каракич Л.Л., при секретаре Гордееве А.С.,
с участием представителя административного истца Дугушина Е.А. – Ивановой И.К.,
представителей заинтересованного лица – администрации Осинского муниципального района – Балдыханова В.Н. и Мушкирова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-108/2020 по административному исковому заявлению Дугушина Е.А. об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Дугушин Е.А. обратился В Иркутский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства с кадастровым номером "номер изъят", равной его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 15 декабря 2015 года в размере 33 051 рублей.
Объект недвижимости с 28 апреля 2017 года принадлежал Дугушину Е.А. на праве собственности, по договору купли-продажи от 27 марта 2018 года продан Окрояну В.С., переход права от продавца к покупателю зарегистрирован в ЕГРН 30 марта 2018 года за № 85:05:040201:407-38/007/2018-3.
На основании постановления Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости объекта капитального строительства в размере 781 455, 69 рублей 69 копейки по состоянию на 15 декабря 2015 года.
Рыночная стоимость объекта по поручению административного истца определена ООО «Оценка» и согласно отчету № 19/О-157 от 24 декабря 2019 года по состоянию на 15 декабря 2015 года составляет 33 051 рублей.
Ссылаясь на то, что кадастровая стоимость нежилого здания существенно превышает рыночную, что нарушает право на уплату налога в экономически обоснованном размере, Дугушин Е.А. просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Иванова И.К. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители заинтересованного лица администрации Осинского муниципального района Балдыханов В.Н. и Мушкиров А.Н. в судебном заседании с требованиям административного иска не согласились, полагают определенную оценщиком рыночную стоимость объекта недвижимости заниженной.
Представитель Правительства Иркутской области в судебное заседание не явился. В поданном ранее письменном отзыве возражений против административных исковых требований не приведено. Правительство полагает, что размер рыночной стоимости нежилого здания обязан доказать административный истец. При этом представленный Дугушиным Е.А. отчет об определении рыночной стоимости № 19/О-157 Правительством Иркутской области не оспорен, на иной размер рыночной стоимости оцениваемого объекта не указано, вопрос о назначении экспертизы для определения рыночной стоимости нежилого здания не поставлен.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области в судебное заседание представителя не направило. В письменном отзыве представитель Управления указал, что объект недвижимости с кадастровым номером "номер изъят" поставлен на кадастровый учет 15 июля 2013 года, в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности Дугушина Е.А. 28 апреля 2017 года, 30 марта 2018 года в ЕГРН зарегистрирован переход права собственности к Окрояну В.С., кадастровая стоимость объекта на 15 декабря 2015 года установлена в размере 781 455,69 рублей. Возражений против требования об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости, установленной оценщиком, Управление Росреестра не высказало, представленный отчет не оспорило.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в письменном отзыве подтвердил наличие в ЕГРН сведений о размере и дате установления кадастровой стоимости нежилого здания. Отчет оценщика и определенный им размер рыночной стоимости представителем кадастровой палаты не оспорен.
Заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Оса» в судебном заседании не участвовало, в письменных объяснениях просило в иске отказать, ссылаясь на снижение доходов местного бюджета от налоговых поступлений.
Заинтересованное лицо – правообладатель здания Окроян В.С. о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в письменном отзыве административные исковые требования Дугушина Е.А. поддержал.
Все лица, участвующие в административном деле, о времени и месте его рассмотрения извещены своевременно и в надлежащей форме, Правительство Иркутской области, Управление Росреестра по Иркутской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Иркутской области в письменных отзывах просили о рассмотрении дела по существу без их участия.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что на основании мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Иркутской области от 3 апреля 2017 года по делу № А19-6650/2015, Дугушин Е.А. являлся собственником объекта капитального строительства – нежилого здания площадью 50,5 кв.м. с кадастровым номером "номер изъят", расположенного "адрес изъят". Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 31 января 2020 года назначение объекта – нежилое здание.
По договору купли-продажи от 27 марта 2018 года Дугушин Е.А. продал здание Окрояну В.С., переход права от продавца к покупателю зарегистрирован в ЕГРН 30 марта 2018 года за № 85:05:040201:407-38/007/2018-3.
Результаты государственной кадастровой оценки нежилых помещений утверждены постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 года № 723-пп «О результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области». Кадастровая стоимость нежилого здания установлена по состоянию на 15 декабря 2015 года в размере 781 455,69 рублей.
Рыночная стоимость нежилого здания, определенная по заданию административного истца оценщиком ООО «Оценка» Фадеевой О.Н., согласно Отчету от 24 декабря 2019 года № 19/О-157 по состоянию на 15 декабря 2015 года составляет 33 051 рубль.
Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 4 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться бывший собственник объекта недвижимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания, административный истец ссылается на то, что завышенная кадастровая стоимость ведет к необоснованному увеличению размера налога от продажи объекта капитального строительства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Согласно пункту 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
Перечень доходов, освобождаемых от налогообложения, предусмотрен статьей 217 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой (пункт 17.1) не подлежат налогообложению доходы, получаемые физическими лицами за соответствующий налоговый период от продажи объектов недвижимого имущества с учетом особенностей, установленных статьей 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В частности, пунктом 2 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более.
Дугушин Е.А. владел спорным объектом недвижимости менее трех лет, а потому в силу требований налогового законодательства он не освобождается от уплаты налога с продажи. Как следует из содержания договора купли-продажи от 27 марта 2018 года, заключенного между Дугушиным Е.А. и Окрояном В.С., цена нежилого здания с кадастровым номером 85:05:040201:407 была определена сторонами договора в размере 41 000 рублей, что ниже его кадастровой стоимости.
Соответственно, налоговым органом в отношении Дугушина Е.А. при исчислении налоговой базы для определения налога с продажи спорного имущества будут применены положения пункта 2 статьи 214.10 Налогового кодекса Российской Федерации, а потому довод административного истца о нарушении оспариваемой кадастровой стоимостью его налоговых прав является обоснованным.
Таким образом, Дугушин Е.А. является субъектом правоотношений по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости, относительно которой возник спор.
Положениями Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде физическими лицами, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость.
Порядок производства по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регламентирован в главе 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 248 которой в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости также предусматривает установление в отношении объекта его рыночной стоимости.
Поскольку результаты определения кадастровой стоимости влияют на налоговые обязательства административного истца, как бывшего собственника объекта, между кадастровой и рыночной стоимостью которого имеется различие, Дугушин Е.А. вправе в судебном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости путем предъявления требования об установлении в отношении нежилого здания его рыночной стоимости и правомерно обратился в суд с такими требованиями к Правительству Иркутской области, которым утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда.
Разрешая заявленные требования административного истца об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной его рыночной стоимости, суд приходит к следующим выводам.
Кадастровая стоимость объектов недвижимости устанавливается на основании массовой оценки, и по существу отличается от рыночной стоимости именно методом определения. Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
В данном случае дата, на которую установлена кадастровая стоимость нежилого здания – 15 декабря 2015 года, соответственно, на эту дату должна быть определена рыночная стоимость.
При рассмотрении административных дел данной категории надлежит установить достоверную рыночную стоимость объекта недвижимости, обязанность доказать величину рыночной стоимости в силу части 5 статьи 247, статьи 248 КАС Российской Федерации лежит на административном истце.
В подтверждение размера рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером "номер изъят" административным истцом представлен отчет от 24 декабря 2019 года № 19/О-157, подготовленный оценщиком ООО «Оценка» Фадеевой О.Н., в соответствии с которым стоимость оцениваемого нежилого здания по состоянию на 15 декабря 2015 года определена в размере 33 051 рублей.
Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, независимо от формы собственности, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определены Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», применяемым в редакции, действующей на момент разрешения спора.
Для целей применения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта, является отчет об оценке, который составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Статьей 12 Закона об оценочной деятельности установлено, что отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете – достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Общие требования, предъявляемые к содержанию отчета об оценке объекта недвижимости, изложены в статье 11 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральных стандартах оценки - «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)», «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», «Оценка недвижимости (ФСО № 7)».
Проверяя отчет от 24 декабря 2019 года № 19/О-157, суд отмечает, что по форме он отвечает требованиям статьи 11 Федерального закона № 135-ФЗ, статьям 8, 9 ФСО № 3: выполнен на бумажном носителе с указанием даты оценки, содержит полные сведения об оценщике, об объекте оценки со ссылками на источники используемой информации. В приложении к отчету содержатся копии документов, устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, в том числе правоустанавливающих и правоподтверждающих. В отчете подробно описана процедура оценки.
Суд считает, что в отчете ООО «Оценка» проанализированы необходимые данные, влияющие на стоимость объекта, приведена исчерпывающая информация по всем ценообразующим факторам, использованная оценщиком при определении его рыночной цены.
Определяя рыночную стоимость нежилого здания, оценщик мотивировано выбрал затратный подход, при этом отказ от доходного и сравнительного подхода в отчете обоснован и сомнений не вызывает, также приведено обоснование выбора методов оценки в рамках избранного подхода.
Нарушений методики оценки не выявлено, вполне понятна последовательность определения стоимости объекта оценки, а также приведенные расчеты, что позволяет пользователю отчета понять логику процесса определения стоимости и соответствие выбранных оценщиком методов объектам оценки, определяемому виду стоимости (рыночной) и предполагаемому использованию результатов оценки.
Ссылка представителя администрации Осинского муниципального района Мушкирова А.Н. на данные публичной кадастровой карты о более высокой кадастровой стоимости жилого дома, расположенного вблизи оцениваемого объекта, не может быть принята во внимание, поскольку эти данные не свидетельствуют о том, что рассчитанная оценщиком рыночная стоимость выходит за пределы диапазона рыночных стоимостей аналогичных объектов недвижимости в данном районе. Иных данных по этому поводу не приведено.
Отчет выполнен оценщиком Фадеевой О.Н., имеющей право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, содержит сведения и документы, подтверждающие квалификацию оценщика.
По форме, содержанию, соблюдению принципов и примененным методам оценки отчет № 19/О-157 об оценке рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером "номер изъят" соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, положениям и нормам федеральных стандартов оценки – ФСО № 1, ФСО № 3, ФСО № 7, действующих на момент проведения оценки. У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, которые мотивированы, предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Административный ответчик Правительство Иркутской области, заинтересованные лица – Управление Росреестра, филиал кадастровой палаты в Иркутской области, новый собственник объекта Окроян В.С. отчет оценщика по его форме, содержанию, а также по величине установленной рыночной стоимости объекта капитального строительства не оспаривают.
Заинтересованное лицо администрации муниципального образования «Оса» свои возражения против административного иска мотивировало исключительно снижением налоговых поступлений в бюджет, что само по себе не может служить основанием для ограничения установленного статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ права административного истца на пересмотр кадастровой стоимости объекта. При этом суд учитывает, что отчет об оценке не оспорен, доводов о его несоответствии требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки не приведено, на иной размер рыночной стоимости не указано, ходатайства о проведении экспертизы не заявлено. При таких обстоятельствах суд не может принять во внимание позицию данного заинтересованного лица, как не основанную на законе.
Такой же характер имеют возражения против административного иска заинтересованного лица администрации Осинского муниципального района. В ходе судебного разбирательства, не соглашаясь с отчетом оценщика, его представители Балдыханов В.Н. и Мушкиров А.Н. сослались только на потери бюджета от снижения налоговых поступлений. При исследовании отчета ими не было высказано каких-либо конкретных замечаний, которые указывали бы на допущенные оценщиком нарушения требований закона и методики оценки. После дополнительного ознакомления с отчетом ходатайства о предоставлении времени на подготовку замечаний или о назначении судебной оценочной экспертизы не заявлено.
Между тем, в определении о подготовке дела и в ходе судебного разбирательства судом разъяснялись положения части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, разъяснялось право ходатайствовать о назначении судебной экспертизы для определения рыночной стоимости нежилого здания. Однако лица, участвующие в деле, о назначении экспертизы не ходатайствовали.
По результатам исследования и проверки отчета с учетом правовых позиций сторон по административному делу и участвующих в деле лиц сомнений в достоверности отчета у суда не возникло, требующих проведения экспертизы обстоятельств не выявлено. Оснований к инициированию вопроса о назначении экспертизы для определения рыночной стоимости объекта в порядке части 2 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не находит.
Кроме того, не установив правовых оснований для назначения экспертизы, с учетом индивидуальных характеристик объекта, его места нахождения, суд полагает назначение экспертизы чрезмерным обременением административного истца в смысле сроков рассмотрения дела и судебных издержек на стадии его рассмотрения, которое в данном случае не может расценивать как эффективное средство судебной защиты, направленное на достижение правового результата, от чего предостерегает Конституционный Суд Российской Федерации (Постановление от 11 июля 2017 года № 20-П).
Установив все обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным признать отчет оценщика ООО «Оценка» надлежащим доказательством, отвечающим требованиям статей 59-61 Кодекса, и приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска Дугушина Е.А. и установления кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером "номер изъят" в размере его рыночной стоимости, рассчитанной в отчете от 24 декабря 2019 года № 19/О-157.
В соответствии со статьей 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости и применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в частности, для целей налогообложения в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился в Иркутский областной суд 26 декабря 2019 года, следовательно, установленная кадастровая стоимость объекта капитального строительства подлежит применению с 1 января 2019 года до внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о результатах очередной государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда.
руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░", ░░░░░░░░ 50,5 ░░.░., ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: "░░░░░ ░░░░░" ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 2015 ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 33 051 (░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – 26 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░ 2020 ░░░░.