Решение по делу № 2-322/2022 (2-4356/2021;) от 07.12.2021

                                                                         86RS0001-01-2022-000713-24

                                             Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2022 года                                                                   г.Ханты-Мансийск

        Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе : председательствующего судьи Клименко Г.А.,

при секретаре Служаевой Ю.И.,

участием: с участием истцов Бескиерь Н.Г., Мирончик М.В., Самолововой Ю.В., представителя истцов Матвиенко В.В., действующего на основании доверенности 86 АА 2885081 от 02.12.2021 года; представителя ответчика Мининой С.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2022 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-322/22 по исковому заявлению Бескиерь Натальи Георгиевны, Мирончик Марии Викторовны, Самолововой Юлии Васильевны к Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконными и отмене приказов, взыскании невыплаченной заработной платы, процентов, компенсации морального вреда, судебных расходов,

установил:

Истцы Бескиерь Наталья Георгиевна, Мирончик Мария Викторовна, Самоловова Юлия Васильевна обратились в суд к ответчику Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконными и отмене приказов, взыскании невыплаченной заработной платы, процентов, компенсации морального вреда, судебных расходов.

Требования мотивированы тем, что Бескиерь Н.Г., Мирончик М.В., Самоловова Ю.В. являются сотрудниками Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 20 октября 2021 года ответчиком вынесен приказ № 118-о о прохождении обязательной вакцинации новой коронавирусной инфекции и в случае не прохождения обязательной вакцинации отстранить сотрудников с 01 ноября 2021 года, которые не вакцинировались первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной. ЧС 01.12.2021 года в случае отсутствия документального подтверждения законченного курса вакцинации. 08.11.2021 года ответчиком вынесены приказы об отстранении истцов от занимаемой должности в связи с отказом от прохождения обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции без сохранения денежного содержания с 08.12.2021 года до окончания периоды эпиднеблагополучия или до предоставления документов в соответствии с п.1.2 приказа Депфина Югры от 20.10.2021 года. При этом приказы истцы получили в конце рабочего дня. С момента отстранения до настоящего времени ответчик не начисляет и не выплачивает заработную плату работникам, не допускает к выполнению должностных обязанностей. 04.12.2021 года в адрес ответчика направлены запросы о предоставлении документов, в том числе, по начислению заработной платы истцам в период с 08.11.2021 года по настоящее время. Ответа не последовало. Истцы полагают, что приказы являются необоснованными и должны подлежать отмене, с взысканием с ответчика невыплаченной заработной платы, процентов и морального вреда. Так, на дату отстранения истцов от работы 08.11.2021 года у ответчика на предприятии количество переболевших новой коронавирусной инфекцией и вакцинированных составляло 80 % от общего числа сотрудников, в связи с чем, ответчик не имел право отстранять истцов от выполнения работы. Кроме того, истцы полагают, что нарушен порядок отстранения их от работы: не получен письменный отказ от вакцинации. В связи с чем, истцы просят признать незаконным и отменить приказа № 118 –о от 20.10.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в части требования ответчика в отношении Бескиерь Натальи Георгиевны, Мирончик Марии Викторовны, Самолововой Юлии Васильевны. Признать незаконным и отменить приказ № 51-к от 08.11.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в отношении Мирончик Марии Викторовны. Признать незаконным и отменить приказ № 52-к от 08.11.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в отношении Самолововой Юлии Васильевны. Признать незаконным и отменить приказ № 53-к от 08.11.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в отношении Бескиерь Натальи Георгиевны. Взыскать с Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Бескиерь Натальи Георгиевны невыплаченную заработную плату в размере 38 500 рублей, проценты на основании статьи 236 ТК РФ, моральный вред в размере 50 000 рублей. Взыскать с Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Мирончик Марии Викторовны невыплаченную заработную плату в размере 49 672 рубля, проценты на основании статьи 236 ТК РФ, моральный вред в размере 50 000 рублей. Взыскать с Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Самолововой Юлии Васильевны невыплаченную заработную плату в размере 51 305 рублей, проценты на основании статьи 236 ТК РФ, моральный вред в размере 50 000 рублей и затраты на оформление доверенности в размере 3000 рублей.

В последствие истцы уточнили исковые требования. Просят незаконным и отменить приказа № 118 –о от 20.10.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в части требования ответчика в отношении Бескиерь Натальи Георгиевны, Мирончик Марии Викторовны, Самолововой Юлии Васильевны. Признать незаконным и отменить приказ № 51-к от 08.11.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в отношении Мирончик Марии Викторовны. Признать незаконным и отменить приказ № 52-к от 08.11.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в отношении Самолововой Юлии Васильевны. Признать незаконным и отменить приказ № 53-к от 08.11.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в отношении Бескиерь Натальи Георгиевны. Взыскать с Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Бескиерь Натальи Георгиевны невыплаченную заработную плату в размере 174 584 рубля 81 копейка, проценты в сумме 3 398,52 рублей, моральный вред в размере 50 000 рублей. Взыскать с Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Мирончик Марии Викторовны невыплаченную заработную плату в размере226 406,36 рублей, проценты в сумме 4352,64 рубля, моральный вред в размере 50 000 рублей.. Взыскать с Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Самолововой Юлии Васильевны невыплаченную заработную плату в размере 234 949,81 рублей, проценты в сумме 4509,94 рублей, моральный вред в размере 50 000 рублей и затраты на оформление доверенности в размере 3000 рублей.

18 марта 2022 года истцами исковые требования увеличены в части взыскания с Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Бескиерь Натальи Георгиевны невыплаченную заработную плату в размере 274 973,04 рубля и на дату вынесения решения, проценты в сумме 5 121,31 рублей и на дату фактического исполнения обязательств, моральный вред в размере 50 000 рублей; в пользу Мирончик Марии Викторовны невыплаченную заработную плату в размере 364 978,24 рублей и на дату исполнения решения, проценты в сумме 6559,10 рублей и на дату фактического исполнения обязательств, моральный вред в размере 50 000 рублей; в пользу Самолововой Юлии Васильевны невыплаченную заработную плату в размере 368 167,68 рублей и на дату вынесения решения, проценты в сумме 6796,14 рублей и на дату фактического исполнения обязательств, моральный вред в размере 50 000 рублей и затраты на оформление доверенности в размере 3000 рублей.

Истцы Бескиерь Н.Г., Мирончик М.В., Самоловова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление.

Представитель истцов Матвиенко В.В. в судебном заседании поддержал позицию своих доверителей, полагает, требования законны, обоснованы, подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Минина С.В. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражении на исковое заявление. Просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Суд, заслушав истцов Бескиерь Н.Г., Мирончик М.В., Самоловову Ю.В., представителей истцов Матвиенко В.В., представителя ответчика Минину С.В., исследовав и проанализировав письменные материалы дела, представленные суду доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 37 конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела, 11 сентября 2000 года Бескиерь Н.Г. принята на должность ведущего специалиста Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

01 июля 2005 года между Бескиерь Н.Г. и Департаментом финансов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре заключен служебный контракт № 59, согласно которому Бескиерь Н.Г. принята на должность главного специалиста.

25 июня 2002 года Мирончик Мария Викторовна принята на должность ведущего специалиста в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

01 июля 2005 года между Мирончик М.В. и Департаментом финансов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре заключен служебный контракт № 72, согласно которому Мирончик М.В. принята на должность главного специалиста.

10 января 2002 года Самоловова Юлия Васильевна принята на должность ведущего специалиста в Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

01 июля 2005 года между Самолововой Ю.В. и Департаментом финансов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре заключен служебный контракт № 48, согласно которому Самоловова Ю.В. принята на должность специалиста-эксперта.

20 октября 2021 года Департаментом финансов по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре вынесен приказ « Об организации проведения профилактических прививок в Департаменте финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» № 118-о, согласно которому в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», приказом Министерства здравоохранения России от 21 марта 2014 года № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», на основании постановления главного государственного санитарного вреда по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 8 октября 2021 года № 8 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным группам населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2021 году по эпидемическим показаниям»,:

1.Государственным гражданским служащим Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:

1.1.Пройти обязательную вакцинацию против новой коронавирусной инфекции:

Первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 1 ноября 2021 года;

Вторым компонентом вакцины в срок до 1 декабря 2021 года.

1.2.Предоставить в отдел по кадровым и организационным вопросам Департамента копию сертификата (карты профилактических прививок) о прохождении вакцинации, либо копию медицинского заключения о противопоказаниях к иммунизации против новой коронавирусной инфекции, либо копия документа о перенесенном заболевании, вызванном новой коронавирусной инфекцией, не более шести месяцев назад, для допуска к профессиональной служебной деятельности с 1 ноября 2021 года.

1.3.В случае несогласия с прохождением в соответствии с пунктом 1.1 настоящего приказа вакцинации и отсутствия противопоказаний предоставить в отдел по кадровым и организационным вопросам Департамента письменный отказ от вакцинации не позднее 29 октября 2021 года.

2.Государственный гражданские служащие Департамента подлежат отстранению от профессиональной служебной деятельности на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1998 № 157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации:

С 1 ноября 2021 года в случае отсутствия документального подтверждения вакцинации первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной;

С 1 декабря 2021 года в случае отсутствия документального подтверждения законченного курса вакцинации.

08 ноября 2021 год Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вынесен приказ № 53-к об отстранении от замещаемой должности гражданской службы Бескиерь Натальи Георгиевны – главного специалиста-эксперта отдела единого казначейского счета Управления казначейского исполнения бюджета без сохранения денежного содержания, с 8 ноября 2021 года до окончания периода эпиднеблагополучия (периода действия постановления главного государственного санитарного врача по ХМАО-Югре от 08 октября 2021 года № 8) или до предоставления документов в соответствии с пунктом 1.2 приказа Депфина Югры от 20 октября 2021 года № 118-о.

08 ноября 2021 год Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вынесен приказ № 51-к об отстранении от замещаемой должности гражданской службы Мирончик Марии Викторовны – консультанта отдела планирования и анализа доходов консолидированного бюджета Управления доходов, без сохранения денежного содержания с 8 ноября 2021 года до окончания периода эпиднеблагополучия (периода действия постановления главного государственного санитарного врача по ХМАО-Югре от 08 октября 2021 года № 8) или до предоставления документов в соответствии с пунктом 1.2 приказа Депфина Югры от 20 октября 2021 года № 118-о.

08 ноября 2021 год Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вынесен приказ № 53-к об отстранении от замещаемой должности гражданской службы Самолововой Юлии Васильевны – консультанта отдела единого казначейского счета Управления казначейского исполнения бюджета, без сохранения денежного содержания, с 8 ноября 2021 года до окончания периода эпиднеблагополучия (периода действия постановления главного государственного санитарного врача по ХМАО-Югре от 08 октября 2021 года № 8) или до предоставления документов в соответствии с пунктом 1.2 приказа Депфина Югры от 20 октября 2021 года № 118-о.

В обоснование доводов искового заявления истцы ссылаются на тот факт, что с момента незаконного отстранения их от работы до настоящего времени ответчик не начисляет и не выплачивает заработную плату, не допускает к выполнению должностных обязанностей.

    08 октября 2021 года постановлением Главного государственного санитарного врача по Ханты-мансийскому автономному округу – Югре предписано ввести в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с 11 октября 2021 года обязательную вакцинацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции для следующих контингентов риска: работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания, многофункциональных центров, работников транспорта и транспортной инфраструктуры, коммунальной сферы и сферы предоставления услуг, сотрудники правоохранительных органов, государственные гражданские и муниципальные служащие; лица, работающие вахтовым методом; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица, с хроническими заболеваниями; лица, подлежащие призыву на военную службу; лица, в возрасте 60 лет и старше; трудовые мигранты.

    Обязательная вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к иммунизации против новой коронавирусной инфекции.

    Руководителям юридических лиц, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предписано в срок до 01 ноября 2021 года организовать иммунизацию первым компонентом, а в срок до 01 декабря 2021 года вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции; отстранять от работы с 01 ноября 2021 года лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 01 декабря 2021 года лиц, не имеющих законченного курса вакцинации.

    В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором; по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

    В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

    В соответствии со ст.10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», профилактические прививки по эпидемиологическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней. Перечень этих болезней устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке, реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

    Решение о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям принимает главный санитарный врач Российской Федерации, главные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

    Календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательному вакцинированию, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции во выработке и реализации государственной политики и нормативному-правовому регулированию, в сфере здравоохранения.

    Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года (с изменениями от февраля 2021 года) утвержден календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, который предусматривает вакцинацию от коронавирусной инфекции граждан.

    В соответствии со ст.5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу либо отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

    Должностными лицами, уполномоченными в соответствии с указанным Федеральным законом, осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор являются главные государственные санитарные врачи, их заместители.

    Прививка от новой коронавирусной инфекции включена в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, становится обязательной в той ситуации, когда в субъекте Российской Федерации принято соответствующее постановление главным санитарным врачом о вакцинации отдельных граждан, либо категории граждан работников отдельных отраслей, против коронавирусной инфекции.

    Если такое решение об обязательной вакцинации по эпидемиологическим показаниям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта Российской Федерации, то для работников, которые указаны в этом документе вакцинация становится обязательной, и отказ от вакцинации при отсутствии у работника противопоказаний (медицинского отвода) является основанием для отстранения работника от работы без сохранения заработной платы.

    08 октября 2021 года постановлением Главного государственного санитарного врача по Ханты-мансийскому автономному округу – Югре установлено, что в соответствии со ст. 35 раздела II. «Общие требования по профилактике инфекционных заболевание» лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, если они могут явиться источниками их распространения в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работы, отстраняются от такой работы и могут по решению работодателя быть переведены на другие виды работ, не связанных с риском распространения инфекционных болезней»;

    В п. 63 постановления раздела 11. «Общие требования по профилактике инфекционных заболевание» сказано, что в случае выявления у работника при проведении предварительного или периодического медицинских осмотров острого инфекционного заболевания данный работник не допускается к работе до выздоровления. Основанием для допуска к работе служит справка врача о выздоровлении. В случае выявления у работника хронического инфекционного заболевания или носительства возбудителя инфекционного заболевания вопрос об отстранении от работы решается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Пунктом 44 раздела II. «Общие требования по профилактике инфекционных заболевание» указано, что ограничительные мероприятия (карантин) предусматривают особые условия и режимы хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров;

В п.52 раздела II. «Общие требования по профилактике инфекционных заболевание» указано, что «Граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, постановлений, предписаний органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания;

В п. 158 постановления раздела IV «Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности при работе с ПБА» сказано, что Специалистов, выполняющих работы с ПБА, в отношении которых разработаны средства специфической профилактики, приведенные в календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям, вакцинируют против тех ПБА, работа с которыми входит в круг его профессиональных обязанностей.

В ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - 157-ФЗ) сказано:

- профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

- решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

- календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения».

Профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

В ч.1 1.3 МУ 3.3.1889-04 указано, что участковый терапевт или врач подросткового кабинета обязаны предупредить гражданина (подростка, взрослого) о следующих последствиях отказа от профилактических прививок: отказе в приеме на работы или отстранение от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями»

В разъяснениях Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядке учета процентов вакцинированных сказано «В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов РФ определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию». В этих же разъяснениях сказано, что в случае если трудовая функция может быть выполнена дистанционно, работодатель вправе предложить работнику выполнение работы дистанционно либо по собственной инициативе работника временно перевести его на дистанционную работу.

Истцы по роду своей профессиональной деятельности не сталкиваются с большим количеством людей, а общаются с ними только по средствам телефонной связи и сети интернет.

Кроме того, взаимодействие между работодателем и работником осуществляется на основании Трудового кодекса, а на государственной службе - на основании Федерального закона № 79-ФЗ, в которых отсутствуют требования отстранять работника из-за отсутствия у него прививки.

Согласно абз.8 ч.1 ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Частью 2 ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Отстранять возможно по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Каких-либо требований/предписаний органов или должностных лиц в отношении Департамента финансов ХМАО-Югры не принималось и не издавалось.

Кроме того, на основании ч.3 ст.37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

В нарушение данных положений Департамент финансов ХМАО-Югры вынес приказ № 118-о от 20.10.2021года, который является не законным и подлежит отмене в части требования ответчика в отношении Бескиерь Н.Г., Мирончик М.В., Самолововой Ю.В.

Заявляя требования о признании отстранения от работы незаконным истцы настаивают на нарушении порядка отстранения от работы.

Согласно пункту 3, пункту 5 Письма Федеральной службы по труду и занятости от 13 июля 2021 года № 1811-ТЗ О возможности отстранения от работы не привитых от COVID-19 работников, в случае отказа работника от вакцинации без уважительной причины к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы. До издания приказа следует получить от работника письменный отказ от вакцинации. С приказом об отстранении следует ознакомить работника под роспись.

При отказе сотрудника от обязательной вакцинации работодатель должен запросить у работника письменный отказ от вакцинации, а затем оформить приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы.

В нарушении данного требования ответчик не истребовал от истцов письменный отказ от вакцинации, акты не составлял, что является нарушением порядка отстранения работников от работы без сохранения заработной платы.

В связи с чем, приказ № 51-к от 08.11.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в отношении Мирончик Марии Викторовны, приказ № 52-к от 08.11.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в отношении Самолововой Юлии Васильевны, приказ № 53-к от 08.11.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в отношении Бескиерь Натальи Георгиевны, не являются законными, подлежат отмене.

В силу статьи 234 Трудового кодекса Российской Федерации Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате: незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

Расчет заработной платы, представленный истцом суд принимает, поскольку он является верным, не противоречащим трудовому законодательству.

Таким образом с ответчика, в пользу истцов подлежит взысканию невыплаченная заработная плата в размере: Бескиерь Натальи Георгиевны 274 973 рубля 04 копейки, Мирончик Марии Викторовны в размере 364 978 рублей 24 копейки, Самолововой Юлии Васильевны в размере 368 167 рублей 68 копеек.

В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Учитывая, что своевременно истцам заработная плата не была выплачена, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истцов проценты: в пользу Бескиерь Натальи Георгиевны 5 121 рубля 31 копейки, в пользу Мирончик Марии Викторовны 6 559 рублей 10 копеек, в пользу Самолововой Юлии Васильевны 6 796 рублей 14 копеек.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (пункт 63), в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу статьей 21 (абзац 14 части 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

При определении размера компенсации вреда суд оценивает обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства и имеющие значение для решения вопроса о размере компенсации морального вреда, причиненного истцам вследствие нарушения ответчиком их трудовых прав, с учетом длительности этого периода, значимости для истцов материальных благ, которых он был лишены ответчиком, а именно их прав на оплату труда и полагает возможным взыскать с Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в пользу Бескиерь Н.Г., Мирончик М.В., Самолововой Ю.В. компенсацию морального вреда в размере по 2000 рублей в пользу каждой.

Кроме того, истцы просят взыскать с ответчика в пользу Самолововой Ю.В. затраты на оформление доверенности в размере 3000 рублей.

В силу положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Из разъяснений, содержащихся в абз. 3 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» следует, что расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.

    Из представленной доверенности 86 АА 2885081 от 02.12.2021 года, в соответствии с которой Бушуева Екатерина Леонидовна, Мирончик Мария Викторовна, Бескиерь Наталья Георгиевна, Самоловова Юлия Васильевна уполномочивает Матвиенко Вячеслава Владимировича на совершение определенных действий в интересах доверителей, не усматривается, что указанный документ наделяет лицо полномочиями действовать от имени доверителей по гражданскому делу по исковому заявлению Бескиерь Натальи Георгиевны, Мирончик Марии Викторовны, Самолововой Юлии Васильевны к Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконными и отмене приказов, взыскании невыплаченной заработной платы, процентов, компенсации морального вреда, судебных расходов, в связи с чем, заявленная сумма в счет возмещения понесенных расходов за оформление доверенности не подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

С ответчика Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры подлежит взысканию в бюджет города Ханты-Мансийска государственная пошлина, от которой истцы были освобождены в размере 14 232 рубля 97 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                                               решил:

Исковое заявление Бескиерь Натальи Георгиевны, Мирончик Марии Викторовны, Самолововой Юлии Васильевны к Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о признании незаконными и отмене приказов, взыскании невыплаченной заработной платы, процентов, компенсации морального вреда, судебных расходов, удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить приказа № 118 –о от 20.10.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в части требования ответчика в отношении Бескиерь Натальи Георгиевны, Мирончик Марии Викторовны, Самолововой Юлии Васильевны.

Признать незаконным и отменить приказ № 51-к от 08.11.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в отношении Мирончик Марии Викторовны.

Признать незаконным и отменить приказ № 52-к от 08.11.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в отношении Самолововой Юлии Васильевны.

Признать незаконным и отменить приказ № 53-к от 08.11.2021 года, вынесенный Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в отношении Бескиерь Натальи Георгиевны.

Взыскать с Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Бескиерь Натальи Георгиевны невыплаченную заработную плату в размере 274 973 рубля 04 копейки, проценты в сумме 5 121 рубля 31 копейки, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.

Взыскать с Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Мирончик Марии Викторовны невыплаченную заработную плату в размере 364 978 рублей 24 копейки, проценты в сумме 6 559 рублей 10 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.

Взыскать с Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Самолововой Юлии Васильевны невыплаченную заработную плату в размере 368 167 рублей 68 копеек, проценты в сумме 6 796 рублей 14 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.

В остальной части исковых требований, судебных расходов – отказать.

Взыскать с Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в местный бюджет города Ханты-Мансийска государственную пошлину в размере 14 232 рубля 97 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятии решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено и подписано составом суда 28 марта 2022 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда                                                                                 Г.А.Клименко

2-322/2022 (2-4356/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Самоловова Юлия Васильевна
Мирончик Мария Викторовна
Бескиерь Наталья Георгиевна
Ответчики
Департамент финансов ХМАО-Югры
Другие
Матвиенко Вячеслав Владимирович
Суд
Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Клименко Г.А.
Дело на сайте суда
hmray.hmao.sudrf.ru
07.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2021Передача материалов судье
09.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.01.2022Предварительное судебное заседание
02.02.2022Судебное заседание
21.03.2022Судебное заседание
28.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2022Дело оформлено
22.07.2022Дело передано в архив
21.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее