Судья Иванов С.В. Гражданское дело №2-1652/2021
УИД 21RS0016-01-2021-002034-76
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 марта 2022 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Юркиной И.В.,
судей Степановой З.А., Степановой Э.А.,
при секретаре судебного заседания Герасимовой О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску АО «Чувашская Энергосбытовая компания» к Климову Ивану Юрьевичу о взыскании суммы задолженности за потребленную электроэнергию, пени, поступившее по апелляционной жалобе представителя истца Кальсиной И.В. на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 декабря 2021 года,
установила:
АО «Чувашская Энергосбытовая компания» обратилось с исковым заявлением к Климову И.Ю. о взыскании суммы задолженности за потребленную электроэнергию.
Требования мотивированы тем, что между АО «Чувашская Энергосбытовая компания» и ответчиком заключен договор купли-продажи электроэнергии для бытовых нужд. Подача электроэнергии осуществляется по адресу местонахождения жилого помещения - объекта энергоснабжения: <адрес>, лицевой счёт №№. Указывается, что при оплате за потребленную электроэнергию применяются тарифы, утвержденные Постановлением Государственной службы по конкурентной политике и тарифам Чувашской Республики. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета определяется, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. По состоянию на 16 сентября 2021 года задолженность Климова И.Ю. за потребленную энергию составляет за период с 01.03.2020 года по 28.02.2021 года в размере 104 295,58 рублей, пени за период с 01.02.2021 года по 31.03.2021 года в размере 2 064,40 рублей. До настоящего времени долг не погашен. Просит взыскать указанную сумму с ответчика, а также расходы по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании представитель истца Гапоненко О.В. исковые требования поддержала и вновь привела их суду.
Представитель ответчика по доверенности Александрова В.Г. исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 декабря 2021 года в удовлетворении искового заявления АО «Чувашская Энергосбытовая компания» к Климову Ивану Юрьевичу о взыскании суммы задолженности за потребленную электроэнергию за период с 01.03.2020 года по 28.02.2021 года в размере 104 295,58 рублей, пени за период с 01.02.2021 года по 31.03.2021 года в размере 2 064,40 рублей отказано.
С указанным решением не согласилась представитель истца Кальсина И.В., которой подана апелляционная жалоба на предмет отмены решения по мотивам его незаконности и необоснованности, принятия нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что Климов И.Ю., как собственник жилого помещения, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, с момента его приобретения - 18 августа 2018 года. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка. Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2021 года №442, Правилами №354 на АО «Чувашская энергосбытовая компания» возложены функции по проверке достоверности представленных потребителем сведений, в том числе о показаниях индивидуальных приборов учета. Фактические показания прибора учета <данные изъяты1> с заводским номером № были выявлены при его замене на новый прибор учета типа <данные изъяты2> с заводским номером №. Объем коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях с учетом объемов электроэнергии, начисленной исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, предъявлен к оплате в расчетном периоде за март 2020 года. Указывает, что документальных подтверждений о непригодности дома для проживания на момент покупки стороной ответчика не представлено. Задолженность за потребленную энергию с момента покупки жилого дома за период с августа 2018 года по февраль 2021 года с учетом погашенной суммы 3776,16 руб. составляет 46 813,64 руб.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Гапоненко О.В. поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика Александрова В.Г. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участвующие по делу лица, извещенные надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и, исходя из общедоступности информации о времени и месте рассмотрения дела, опубликованной в сети «Интернет», судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно положениям п. 2 ст.540 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
В силу пунктов 1, 3 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2).
В соответствии с п. 1 ст.547 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В силу пункта 167 Постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 18 августа 2018 года Климов И.Ю. приобрел в собственность по договору купли-продажи жилой дом с кадастровым номером <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>.
До 24 марта 2020 года (момент замены и допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию) лицевой счет № №, прикрепленный к адресу: <адрес> был закреплен за потребителем ФИО1, и все счета и квитанции выставлялись на ее имя, по показаниям счетчика <данные изъяты1> с заводским номером №, установленного по вышеуказанному адресу, а в последующем по нормативам, так как показания не подавались прежними собственниками.
24 марта 2020 года без ведома и в отсутствие ответчика Климова И.Ю. счетчик <данные изъяты1> с заводским номером № заменен на новый <данные изъяты2> с заводским номером №, что подтверждается Актом замены и допуска прибора учета электроэнергии в эксплуатацию потребителей коммунальных услуг по электроснабжению от 24 марта 2020 года.
В указанном акте на момент замены счетчика зафиксированы показания прежнего счетчика <данные изъяты1> с заводским номером № - №, на основании которых АО «Чувашская Энергосбытовая компания» произвело перерасчет количества потребленной электроэнергии и выставил Климову И.Ю. счет по состоянию на март 2020 года в размере 104 295 рублей 58 копеек. В акте подпись ответчика отсутствует, потребителем указана ФИО1
Истец переоформил лицевой счет на Климова И.Ю. 30 июня 2021 года, после заявления ответчика о несогласии с выставленной ему суммой задолженности.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 539, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, проанализировав обстоятельства проведения проверки и замены прибора учета электроэнергии, пришел к выводу о том, что представленные истцом доказательства не подтверждают факт непосредственного потребления электрической энергии ответчиком в рассматриваемый период, и об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что показания электроэнергии более 7 лет не подавались прежними собственниками и истцом проверки правильности представленных показаний и учета потребленной электроэнергии не производились.
Поскольку истец последнюю контрольную проверку прибора учета электроэнергии осуществил 15.12.2009г., и начислял за потребленную электроэнергию прежним собственникам денежные средства, начиная с января 2014 года, применяя принцип «Интерполяция», то есть по среднемесячному потреблению, не учитывая показания прибора учета, суд пришел к выводу, что при предъявлении данного иска истцом не представлено доказательств того, что счетчик <данные изъяты1> с заводским номером № (на момент его замены 24 марта 2020 года с фиксацией окончательного показания в виде №) был технически исправен и его показания соответствуют требованиям закона, в а ввиду замены прибора учета без участия ответчика, проверить подлинность и правильность данных показаний и исправность прежнего прибора счетчика <данные изъяты1> с заводским номером № не представилось возможным.
Также истцом в нарушение требований п. 183 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 при предъявлении иска к ответчику не представлен необходимый расчет о распределении потребленной электроэнергии за период между предыдущей датой учета показания счетчика (01.10.2016 г) и последней датой фиксации показания счетчика перед заменой 24.03.2020 г.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы представителя истца соглашается с выводами суда первой инстанции как соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и требованиям закона.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению такой платы возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за электрическую энергию (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела и судом установлено, что Климов И.Ю. является собственником жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 18 августа 2018 года.
В связи с этим обязанность по оплате за электроэнергию возникает у ответчика с момента возникновения права собственности на дом, т.е. с 18 марта 2018 года.
Данный договор купли-продажи не содержит условий об оплате задолженности, образованной за предыдущим собственником жилого дома.
Согласно акту от 24 марта 2020 года счетчик <данные изъяты1> с заводским номером № был заменен на новый <данные изъяты2> с заводским номером № без участия собственника дома ответчика Климова И.Ю., что стороной истца не опровергнуто.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что показания электроэнергии по данному жилому дому более 7 лет не подавались прежними собственниками и истцом проверка правильности представленных показаний и учета потребленной электроэнергии не производилась. Истец начислял за услуги поставленной электроэнергии прежним собственникам с января 2014 года, применяя принцип интерполяции, т.е. по среднемесячному потреблению, не учитывая показания прибора учета.
Таким образом, согласно представленному истцом расчету задолженность по потребленной электроэнергии с января 2014 года по апрель 2020 года составила 102 368, 35 руб. Указанная задолженность, в том числе задолженность, образованная за предыдущим собственником жилого дома, истцом включена в расчет задолженности с 1 марта 2020 года по 28 февраля 2021 года, которую просит взыскать с ответчика.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Истцом заявлены требования о взыскании суммы долга за потребленную энергию с учетом разницы предыдущего учета показания счетчика (01.10.2016 г) и показаний прибора учета на дату его замены (24.03.2020 г.)
Доказательства того, что сумма взыскиваемой задолженности является задолженностью именно ответчика, которая образовалась в период его владения домом, в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом в материалы дела не представлены.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда о невозможности признания относимым и допустимым доказательством зафиксированного в Акте показания прежнего счетчика <данные изъяты1> с заводским номером №, такие как №, только на основании данных АО «Чувашская Энергосбытовая компания», поскольку указанный Акт составлен без участия ответчика, в подтверждение данных показаний счетчика истцом иных доказательств не представлено, после замены счетчика также в отсутствие ответчика, прежний прибор учета ответчику не передан, его местонахождение не установлено, доказательств того, что на момент замены прибора учета старого прибора он был технически исправен и его показания соответствуют требованиям закона, акта поверки старого прибора учета о его исправности истцом суду не представлено. Ввиду утраты прибора учета ответчик также был лишен возможности проведения поверки старого счетчика.
Профессиональные участники отношений по энергоснабжению, не вправе возлагать на абонентов неблагоприятные последствия собственного бездействия, в том числе связанного с соблюдением установленного действующим законодательством порядка ввода прибора учета в эксплуатацию, их опломбирования и последующей регулярной проверки. Такое поведение профессиональных участников соответствующих отношений и их последствия должны оцениваться с точки зрения соответствия пределам осуществления гражданских прав, установленных ст. 10 ГК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований законными и обоснованными.
При разрешении спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, основания для иной оценки которых судебная коллегия не находит.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, основаны на ином толковании норм материального права, в связи с чем, не влияют на правильность принятого судом решения и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 27 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Кальсиной И.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи З.А. Степанова
Э.А. Степанова