(Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2011 г.) Дело № 2-248/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 28 июня 2011 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Прибыткова И.Н.,
при секретаре Подъячевой В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузнецовой Е.П. к Администрации Артинского городского округа об оспаривании действий, заключающихся в отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ
Кузнецова Е.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Артинского городского округа об оспаривании действий, заключающихся в отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, и о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебном заседании представитель истца Усманова А.С. указала, что Кузнецова Е.П. в ДД.ММ.ГГГГ года обратилась к Главе Артинского городского округа с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с соответствующим пакетом документов. Она является ветераном Великой отечественной войны, вдовой ветерана Великой отечественной войны и имеет право на предоставление жилья. Однако ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Администрации Артинского городского округа, ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно ответу Администрации АГО от ДД.ММ.ГГГГ № отказ мотивирован тем, что согласно акту и заключению постоянно действующей межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилье признано подлежащим ремонту, после проведения которого возможно повторное обследование. По мнению истца, ей незаконно отказали в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку решение комиссии не соответствует требованиям нормативных документов. Фундамент жилого дома истца почти полностью разрушен, крыльцо дома полностью сломано от схода снега, рамы окон гнилые, в доме очень холодно, стены промерзают. Кроме того, Кузнецова Е.П. живет одна, ей трудно самой ходить за водой, поскольку у нее повышенное давление, варикоз вен с язвами на ногах, отдышка, денег на ремонт нет. В результате действия Администрации АГО создают препятствие к осуществлению истцом своих прав и свобод. Просит обязать орган местного самоуправления поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Представитель заинтересованного лица Администрации Артинского городского округа Козлов С.В. заявленные требования не признал, указав, что отказ Кузнецовой Е.П. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является законным и обоснованным и произведен в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
На основании свидетельства о государственной регистрации права, Кузнецова Е.П. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.метра.
В сентябре 2010 года от Кузнецовой Е.П. в Администрацию Артинского городского округа поступило заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, к заявлению были приложены документы, в том числе удостоверения ветерана и вдовы ветерана Великой Отечественной Войны.
В Артинском городском округе постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в жилье и (или) улучшении жилищных условий, в том числе для предоставления жилого помещения на условиях социального найма, осуществляется в соответствии с главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», постановлением Главы Артинского городского округа от 10 августа 2007 г. № 382 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения в Артинском городском округе».
Для решения вопроса признания гражданина нуждающимся в жилье и (или) улучшении жилищных условий необходимы документы, которые в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации подаются гражданином при подаче заявления о постановке на учет, и которые подтверждают право данного гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решение о постановке на учет или об отказе в принятии на учет, на основании ч. 5 ст. 52 указанного Кодекса должно быть принято по результатам рассмотрения заявления и представленного пакета документов.
Согласно подпункта 10 и 11 пункта 1 статьи 31 Устава Артинского городского округа к полномочиям Администрации Артинского городского округа относится ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.
Полномочия о рассмотрении заявления граждан о постановке их на учет в качестве нуждающимися возложены на Рабочую группу Жилищной комиссии Администрации Артинского городского округа.
Заявление Кузнецовой Е.П. было рассмотрено на заседании Рабочей группы Жилищной комиссии Администрации Артинского городского округа по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье и (или) улучшении жилищных условий и снятия с такового учета ДД.ММ.ГГГГ В целях объективного принятия решения по данному вопросу было принято решение о направлении постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию жилогопомещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания Администрации Артинского городского округа, утвержденной постановлением Главы Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании межведомственной постоянно действующей комиссии для оценки жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда на территории Артинского городского округа» для обследования жилого дома в <адрес>, на предмет пригодности для постоянного проживания.
Как следует из акта обследования и заключения постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащее Кузнецовой Е.П. требует выборочного капитального ремонта (вычинка стен, бетонирование фундаментов) и подлежит капитальному ремонту, по окончании которого комиссией может быть продолжена процедура оценки помещения на предмет его пригодности (непригодности) для постоянного проживания по повторному заявлению собственника жилого помещения, и принято решение о продолжении процедуры оценки помещения на предмет его пригодности (непригодности) для постоянного проживания после окончания капитального ремонта по повторному заявлению собственника жилого помещения.
После получения вышеуказанного акта обследования и заключения заявление Кузнецовой Е.П. было повторно рассмотрено Рабочей группой Жилищной комиссии и распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №, ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В письме от ДД.ММ.ГГГГ № Кузнецовой Е.П. разъяснено, что она является собственником жилого дома находящегося по адресу <адрес>, площадь дома составляет <данные изъяты> кв. м., проживает она одна, площадь дома более учетной нормы, жилье признано подлежащим ремонту и имеется возможность проведения повторного обследования после проведения ремонта.
Согласно п. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу п. 3 ст. 2 названного Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнении п.3 ч.1 ст.51 Жилищного Кодекса Российской Федерации Правительством РФ 28 января 2006 года было принято Постановление № 47, которым утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Органом местного самоуправления создана постоянно действующая межведомственная комиссия по признанию жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания Администрации Артинского городского округа, на основании постановления Главы Артинского городского округа от 26.12.2008г. № 788 «О создании межведомственной постоянно действующей комиссии для оценки жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда на территории Артинского городского округа».
В соответствие с п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Судом установлено, что решение, принятое комиссией для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, действующей на основании указанного выше Положения, не соответствует требованиям данного нормативного акта.
Такое решение, какое было принято комиссией – о продолжении процедуры оценки помещения на предмет его пригодности (непригодности) для постоянного проживания после окончания капитального ремонта по повторному заявлению собственника жилого помещения, Положением не предусмотрено. Жилое помещение может быть признано либо пригодным для проживания, непригодным для проживания, либо может быть принято решение о проведении капитального ремонта. Перечень решений, которые может вынести комиссия, является исчерпывающим.
Кроме того, пунктом 47 Положения также предусмотрено, что при принятии решения о необходимости и возможности проведения капитального ремонта должно быть приведено технико-экономическое обоснование целесообразности проведения такового ремонта. Такое обоснование в заключении отсутствует, хотя актом от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что фундамент дома частично разрушен, нижний ряд бревен сгнил. Данные выявленные факты при принятии решения о необходимости проведения капитального ремонта делали необходимым обосновать целесообразность проведения ремонта с точки зрения возможности восстановления в полном объеме эксплуатационных характеристик дома и сохранения безопасности для проживания в нем людей.
Установленные судом нарушения постоянно действующей межведомственной комиссии по признанию жилого помещения истца пригодным (непригодным) для постоянного проживания, создали препятствия реализации жилищных прав Кузнецовой Е.П. изданием Распоряжения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Вследствие чего действия Администрации Артинского городского округа, заключающиеся в отказе в постановке на учет Кузнецовой Е.П. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, являются незаконными.
На ответчика подлежит возложение обязанности устранения указанных нарушений.
Исковые требования Кузнецовой Е.П. о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям.
Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Представленные ответчиком доказательства, а именно акт и заключение постоянно действующей межведомственной комиссии, признаны судом не законными.
Судом истцу при рассмотрения дела, была разъяснена обязанность предоставления доказательств, подтверждающих заявленные требования.
Истец и ее представитель выразили желание провести независимую экспертизу по оценке состояния ее жилого дома, рассмотрение дела было отложено, однако впоследствии отказались от проведения экспертизы.
Представленные истцом фотографии подтверждают частичное наружное разрушение фундамента дома, однако не могут являться доказательствами, достаточными для признании жилого помещения непригодным для проживания.
Других доказательств истцом не предоставлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Кузнецовой Е.П., удовлетворить частично.
Признать действия Администрации Артинского городского округа, заключающиеся в отказе в постановке на учет Кузнецовой Е.П. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, незаконными.
Обязать орган местного самоуправления – Администрацию Артинского городского округа устранить в полном объеме допущенное препятствие к осуществлению Кузнецовой Е.П. ее прав и свобод.
В удовлетворении исковых требований Кузнецовой Е.П. о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Свердловский областной суд через Артинский районный суд Свердловской области в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Прибытков И.Н.
Копия верна: Прибытков И.Н.