№ 33а-5822/2021
№2а-3353/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 26 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
судей областного суда Трифоновой О.М., Хакимовой О.В.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дроздова С.С., общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Южно -Уральская» к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области, специалисту отдела мониторинга и информационных технологий Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Зиганшину Н.А. о признании незаконным предписания № от 23 октября 2020 года
по апелляционной жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Южно-Уральская» Дроздова С.С.
на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 мая 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Трифоновой О.М., пояснения представителя Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Вяткиной Е.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «УК «Южно-Уральская» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что 23 октября 2020 года Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области в адрес общества вынесено предписание № об устранении нарушений лицензионных требований. Указанное предписание является незаконным, поскольку вынесено в адрес должностного лица, а не лицензиата, необходимые места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) у собственников жилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, имеются. Вместе с тем, в реестре собственником части этих площадок, организованных управляющей компанией на землях муниципального фонда, числится за УЖКХ администрации г. Оренбурга. Каких – либо жалоб от жителей многоквартирных домов, находящихся в управлении, в адрес общества не поступало. Обязанность по владению местами (площадками) накопления ТКО на управляющие компании законом не возложена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства и на то, что выданное предписание фактически обязывает директора управляющей компании, не являющегося лицензиатом, за свой счет исполнить указанные в нем требования, ООО «УК «Южно-Уральская» просило суд признать предписание Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области № от 23 октября 2020 года незаконным.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 14 января 2021 года дело передано в Оренбургский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Определением Оренбургского областного суда от 17 марта 2021 года административное дело передано на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Оренбурга.
Определением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 12 апреля 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен специалист отдела мониторинга и информационных технологий Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Зиганшин Н.А.
Определением суда от 22 апреля 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Оренбурга и УЖКХ администрации г.Оренбурга.
В ходе рассмотрения в дело в качестве административного истца вступил директор ООО «УК «Южно-Уральская» Дроздов С.С.
В судебном заседании представитель административных истцов ООО «УК «Южно-Уральская», Дроздова С.С. - Стратонов Ю.В., действующий на основании доверенностей, административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Лемешкина С.М., представитель заинтересованных лиц администрации г. Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга Лесникова З.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали, ссылаясь на их необоснованность.
Административный истец директор ООО «УК «Южно-Уральская» Дроздов С.С., административный ответчик специалист отдела мониторинга и информационных технологий Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Зиганшин Н.А. в судебное заседание суда первой инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 мая 2021 года в удовлетворении административных исковых требований ООО «УК «Южно-Уральская» и директору этого общества Дроздову С.С. отказано.
В апелляционной жалобе директор ООО «УК «Южно - Уральская» просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Представитель административного истца ООО «УК «Южно-Уральская», административный истец директор ООО «УК «Южно-Уральская» Дроздов С.С., административный ответчик специалист отдела мониторинга и информационных технологий Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области Зиганшин Н.А., представитель заинтересованных лиц администрации г. Оренбурга, УЖКХ администрации г. Оренбурга в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие - либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов: организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» (далее – Правила №170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
В соответствии с подпунктом 3.7.1 Правил №170 на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.Таким образом, действующим законодательством именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении.Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что (дата) Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области выдала ООО «УК «Южно-Уральская» лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с учетом особенностей лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. По состоянию на 23 октября 2020 года ООО «УК «Южно-Уральская» осуществляло управление 77 многоквартирными домами в г. Оренбурге.23 октября 2020 года в отношении ООО «УК «Южно-Уральская» Государственной жилищной инспекцией по Оренбургской области проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено нарушение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктом «б» пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года №1110. Предписанием Государственной жилищной инспекции № от 23 октября 2020 года директору ООО «УК «Южно-Уральская» Дроздову С.С. в целях устранения выявленных нарушений лицензионных требований предписано в срок до 04 декабря 2020 года: обеспечить соблюдение лицензионных требований при содержании общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении (согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий по состоянию на 23 октября 2020 года), путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества; представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе сведения о: включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО площадок, в том числе специальных площадок для складирования крупных габаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления ТКО, установленных в соответствии с требованиями пункта 26(1) Минимального перечня №290, подпункта д (2) пункта 11 Правил №491. Несогласие с предписанием Государственной жилищной инспекции № от 23 октября 2020 года явилось основанием для обращения ООО «УК «Южно-Уральская» и его директора в суд с настоящим административным иском. Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о законности выданного административным ответчиком в адрес директора ООО «УК «Южно-Уральская» предписания, при этом исходил из того, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, законом возложена на управляющие компании. Однако ООО «УК «Южно-Уральская», в чьем управлении находится 77 многоквартирных дома г. Оренбурга, такую обязанность не выполнило.Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.В апелляционной жалобе административный истец приводит доводы о незаконности выданного Государственной жилищной инспекцией предписания № от 23 октября 2020 года со ссылкой на то, что обязанность по устранению выявленных нарушений лицензионных требований этим предписанием фактически возложена не на лицензиата, а на должностное лицо, что неправомерно.Указанные доводы основанием к отмене обжалуемого решения не являются, поскольку оспариваемое предписание, исходя из его буквального содержания, непосредственно затрагивает права лицензиата – ООО «УК «Южно-Уральская» в сфере предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в части оказания им услуг и/или выполнения работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также в части выполнения обязанностей по договорам управления, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, в силу технических регламентов и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, именно ООО «УК «Южно-Уральская» обязано производить действия по устранению выявленных нарушений, обозначенных в предписании, а не его директор, который является только органом управления, действует от имени юридического лица и в его интересах. Также заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что все потребители, проживающие в многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО «УК «Южно-Уральская», фактически обеспечены площадками для размещения ТКО. Работы по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления ТКО ООО «УК «Южно-Уральская» выполнило в предыдущие годы. При этом, собственником некоторых площадок накопления ТКО, организованных управляющей компанией, значится в реестре УЖКХ администрации г. Оренбурга только потому, что эти площадки расположены на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности.Проверяя указанные доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. По состоянию на 23 октября 2020 года ООО «УК «Южно-Уральская» осуществляло управление 77 многоквартирными домами в г. Оренбурге:ул. (адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
В реестре мест (площадок) накопления ТКО на территории МО «город Оренбург», размещенном в открытом доступе в сети Интернет (http://www.orenburg.ru/background/tko/map/index.php) ООО «УК «Южно-Уральская» указано как собственник в отношении 18 площадок накопления ТКО ((адрес)), предназначенных для потребителей, проживающих в следующих многоквартирных домах, находящихся по состоянию на 23 октября 2020 года в управлении ООО «УК «Южно-Уральская» (л. д. №):
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
(адрес)
Доказательства осуществления обществом работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих во всех 77 многоквартирных домах, находящихся на дату выдачи оспариваемого предписания в управлении, ООО «УК «Южно-Уральская», не представлено, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы в указанной части отклоняются как необоснованные.
При этом исполнение органом местного самоуправления обязанности по созданию мест (площадок) накопления ТКО на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, не освобождает управляющую организацию от обязанности по созданию таких мест с целью исполнения лицензионных требований при управлении многоквартирными домами.
Правовые основания использования жителями многоквартирных домов, расположенных в г. Оренбурге по адресам: (адрес) контейнерных площадок, для них не предназначенных, административным истцом не приведены, как и не представлены доказательства принятия ООО «УК «Южно-Уральская» мер для согласования размещения (создания) мест (площадок) накопления ТКО в границах сформированных земельных участков под многоквартирными домами либо вне границ таких земельных участков.
При этом, жители многоквартирного дома, расположенного по адресу: (адрес), находящегося в управлении ООО «УК «Южно-Уральская», для накопления ТКО используют площадку, которая закреплена за этим домом в реестре и находится в собственности администрации Южного округа г. Оренбурга (л. д. №).
Доказательства того, что указанная площадка накопления ТКО организована ООО «УК «Южно-Уральская», а не органом местного самоуправления, не представлены.
Доводы о незаконности предписания в отношении многоквартирных домов, для которых места накопления ТКО организованы ООО «УК «Южно-Уральская», несостоятельны, поскольку конкретные многоквартирные дома, при содержании общего имущества которых управляющей компании необходимо обеспечить соблюдение лицензионных требований в оспариваемом предписании не приведены, в связи с чем, исполнение оспариваемого предписания предполагает оборудование мест (площадок) накопления ТКО для жителей тех многоквартирных домов, для которых такие площадки до настоящего времени не оборудованы.
Вопреки другим доводам апелляционной жалобы, в соответствии с вышеприведенными требованиями закона обязанность лицензиата организовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (в том числе специальные площадки для складирования крупных габаритных отходов) для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющей организации, не ставится в зависимость от факта включения таких мест в состав общего имущества на момент заключения договора управления. Действующее правовое регулирование предполагает включение мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома по мере их создания на соответствующем земельном участке.
Возложение на ООО «УК «Южно-Уральская» предписанием Государственной жилищной инспекции № от 23 октября 2020 года обязанности представить в инспекцию сведения о владении на законных основаниях местами (площадками) накопления ТКО, соответствует вышеприведенным требованиям закона. Доказательства обратного не представлены.
С учетом изложенного и в отсутствие доказательств, подтверждающих несоответствие выявленных нарушений действительности, оснований для признания незаконным выданного Обществу административным ответчиком предписания не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Иных доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 19 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Южно-Уральская» Дроздова С.С. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам главы 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи