Решение по делу № 2-1268/2023 от 22.02.2023

Дело № 2-1268/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 мая 2023 года                                                               г. Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Булатовой Э.А.,

при секретаре Меджитовой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании судебных расходов и компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации компенсации морального вреда в размере 100000 руб., возмещении расходов по госпошлине в сумме 300 руб., почтовых расходов, расходов на представителя в сумме 90000 руб.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении истца было вынесено постановление по делу об административном правонарушении          о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ. Решением Зеленодольского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения. Судом апелляционной инстанции указанное постановление от ДД.ММ.ГГГГ и решение Зеленодольского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ были изменены, а именно действия ФИО1 переквалифицированы на часть 1.1 ст. 12.14 КоАП РФ, в остальной части указанные акты оставлены без изменения. Постановлением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ указанные постановление и решение Зеленодольского городского суда РТ были отменены в связи с отсутствием состава правонарушения в действиях ФИО1 Истцом в ходе судебных разбирательств понесены расходы по оказанию юридической помощи в размере 90000 руб. Кроме того, истец испытывал в связи с незаконным привлечением к административной ответственности нравственные страдания, компенсацию которых оценивает в размере 100000 руб.

В судебном заседании представитель истца ФИО1ФИО5, действующий на основании доверенности, на иске настаивал.

Представитель ответчика Министерства внутренних дел РФ – ФИО3, действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснив, что действия сотрудника ГИБДД не были признаны незаконными, просила в иске отказать, представила возражение на иск.

Третье лицо старший инспектор ГИБДД ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель третьего лица Отдела ГИБДД отдела МВД по Зеленодольскому району Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель третьего лица Министерства финансов Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (ч. 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (ч. 2).

В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.

В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом, когда в отношении лица, привлеченного к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании частей 1 и 2 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применяются правила, установленные в статьях 1069 - 1070 ГК РФ.

Так, согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Исходя из содержания указанных статей в их взаимосвязи, ответственность субъектов, перечисленных в ст. 1069 ГК РФ, наступает на общих основаниях, но при наличии указанных в ней специальных условий, выражающихся в причинении вреда противоправными действиями при осуществлении властно-административных полномочий.

В силу ст. 150 ГК РФ, жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и <данные изъяты>, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 03.05.1995 года N 4-П, от 15.01.1999 года N 1-П, от 25.04.2001 года N 6-П и от 20.04.2006 года N 4-П, определения от 15.02.2005 года N 17-О, от 01.03.2010 года N 323-О-О), утверждая приоритет личности и ее прав во всех сферах, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности (статья 21, часть 1) как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; поскольку ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, постольку никто не может быть ограничен в защите перед судом своего достоинства, а также всех связанных с ним прав и свобод.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами (ст. 150 ГК РФ).

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и <данные изъяты> и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

На основании ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными гл.59 ГК РФ и ст. 151 ГК РФ.

Частью 3 ст. 33 Федерального закона от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" закреплено, что вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника полиции при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан К., Р. и Ф.", прекращение дела не является преградой для установления в других процедурах виновности лица в качестве основания для его привлечения к гражданской ответственности или его невиновности, незаконности имевшего место в отношении лица административного преследования в случае причинения ему вреда: споры о возмещении административным преследованием имущественного ущерба и о компенсации морального вреда или, напротив, о взыскании имущественного и морального вреда в пользу потерпевшего от административного правонарушения разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

Лицо, привлекавшееся к административной ответственности, участвует в таком споре не как субъект публичного, а как субъект частного права и может доказывать в процедуре гражданского судопроизводства и свою невиновность, и причиненный ему ущерб. Таким образом, предъявление лицом соответствующих требований не в порядке административного судопроизводства, а в другой судебной процедуре может привести к признанию незаконными действий осуществлявших административное преследование органов, включая применение ими мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и к вынесению решения о возмещении причиненного вреда.

Таким образом, указанные правовые нормы в их системной взаимосвязи с правовой позицией, содержащейся в указанном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, допускают возможность удовлетворения требования о компенсации морального вреда лица, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, при наличии общих условий наступления ответственности за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О полиции" для выполнения возложенных на полицию обязанностей ей предоставляется право составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях.

Аналогичное право предоставлено Госавтоинспекции пп. 5 п. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 года N 711, согласно которому Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет в том числе право составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать в пределах своей компетенции административные наказания юридическим лицам, должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Частью 1 ст. 6 Федерального закона "О полиции" установлено, что полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом (часть 2 той же статьи).

В связи с этим для разрешения требований гражданина о компенсации морального вреда, причиненного ему незаконным привлечением к административной ответственности, необходимо установление незаконности акта о привлечении к административной ответственности, факта наличия нравственных страданий, а также наличия причинной связи между имевшими место нравственными страданиями и нарушением личных неимущественных прав потерпевшего в результате незаконного привлечения к административной ответственности.

Судом установлено, что постановлением старшего инспектора ДПС ОВ ДПС ОГИБДД ОМВД России по Зеленодольскому району ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, А. за нарушение пунктов 8.4, 8.5 Правил дорожного движения был привлечен к ответственности по факту административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде ....

Решением Зеленодольского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ дело указанное постановление старшего инспектора ДПС ОВ ДПС ОГИБДД ОМВД России по Зеленодольскому району ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а жалоба защитника ФИО5 в интересах ФИО1 - без удовлетворения.

Решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ постановление старшего инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Зеленодольскому району РТ от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Зеленодольского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 12.14 КоАП РФ, в отношении ФИО1 изменены, действия ФИО1 переквалифицированы на часть 1.1 статьи 12.14 КоАП РФ. В остальной части указанные акты оставлены без изменения, жалоба защитника ФИО1ФИО5 без удовлетворения.

Постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ постановление старшего инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Зеленодольскому району РТ ДД.ММ.ГГГГ , решение судьи Зеленодольского городского суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Верховного Суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 ст. 12.14 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменены. Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (отсутствие состава вмененного административного правонарушения).

Таким образом, принимая во внимание то, что истец судом признан невиновным в совершении административного правонарушения, а производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, подразумевающим возмещение вреда, гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, суд приходит к выводу о правомерности требований истца о компенсации убытков и морального вреда, причиненных незаконным привлечением к административной ответственности.

Определяя размер денежной компенсации в возмещение морального вреда, причиненного истцу незаконным привлечением к административной ответственности, суд исходит из следующего.В силу ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная ..., право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со статьями 151 и 1101 ГК РФ при причинении гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъясняется, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная ... и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, личной ..., распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и другие.

Как следует из смысла ст. 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное преследование, по своей сути, является обвинением лица от имени государства в нарушении закона, в связи с чем в период незаконного административного преследования гражданин претерпевает бремя наступления административной ответственности, осознавая свою невиновность, следовательно, моральный вред может заключаться в испытываемом унижении, ином другом дискомфортном состоянии непосредственно связанным с нарушением личного неимущественного права гражданина на достоинство, как самооценку своей добросовестности, законопослушности.

Вина же должностного лица, осуществлявшего незаконное административное преследование, в данном случае, учитывая то, что производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, презюмируется и признается установленной, поскольку лицо было привлечено к ответственности на основании документов инспектора Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Таким образом, основываясь на том, что компенсация морального вреда должна отвечать цели, для достижения которой она установлена законом, а именно компенсировать перенесенные нравственные страдания, а также соответствовать требованиям разумности и справедливости, и не предназначена для улучшения материального положения лица, обратившегося за ее взысканием, суд, учитывая вышеизложенное, тяжесть допущенного должностным лицом при оформлении документов нарушения, ставшего безусловным основанием для освобождения от ответственности и нарушению принципа неотвратимости наказания, последствия такого нарушения, которые, во всяком случае, непосредственно связанны с нарушением личного неимущественного права гражданина на достоинство, оценку своей добросовестности, законопослушности, отсутствие доказательств несения иных нравственных страданий, причинную связь между имевшими место нравственными страданиями и незаконным привлечением к административной ответственности, степень вины должностного лица, считает сумму, равную 10000 руб., достаточной для устранения последствий незаконного привлечения к административной ответственности.

Рассматривая требования истца о возмещении убытков, связанных оплатой оказанной ему юридической помощи, суд исходит из следующего.

Как следует из указанных выше правовых норм, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. ст. 52, 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.

Каких-либо ограничений в отношении возмещения имущественных затрат на представительство в суде интересов лица, чье право нарушено, законодателем не установлено, поэтому такой способ защиты гражданских прав как взыскание убытков в порядке, предусмотренном ст. ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, может быть использован, в том числе и для возмещения расходов на представительство интересов в суде и на оказание юридических услуг.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Частью 1 ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения установлено, что суммы, израсходованные на оплату труда защитников и представителей по делам об административных правонарушениях, не входят в состав издержек по делу об административном правонарушении. В связи с этим они не могут быть взысканы по правилам частей 2 и 3 ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Из разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", следует, что расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании ст. ст. 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации).

Таким образом, требования истца о взыскании расходов на оплату услуг защитника по делу об административном правонарушении правомерны.

Из материалов дела следует, что истец для защиты своих интересов по делу об административном правонарушении обратился за юридической помощью к ИП ФИО5, с которым ДД.ММ.ГГГГ заключил договор об оказании юридических услуг , по условиям которого исполнитель по зданию заказчика обязуется оказать юридические услуги в объеме и на условиях, предусмотренных в приложении к договору, а заказчик обязуется принять услуги и оплатить обусловленную договором денежную сумму. Согласно п. 3.1 договора стоимость услуг согласовывается в задании заказчика (л.д. 14-15).

Согласно техническим заданиям общая стоимость предоставленных истцу услуг по оказанию юридической помощи составила 90000 руб. (л.д. 16,17,18,19). Указанная денежная сумма была передана ФИО1 ИП ФИО5, что подтверждается актами приема-передачи денежных средств (л.д. 23,24,25).

Из технического задания , технического задания и технического задания к договору от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что ФИО1 была оказана юридическая помощь в рамках дела по обжалованию постановления об административном правонарушении, общая стоимость услуг составила 65000 руб.

Указанные убытки по своему характеру являются расходами истца, вызванными необходимостью оплаты услуг лица, осуществляющего защиту его интересов в суде по административному делу.

Согласно ч. 4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).

По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 94 ГПК к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.

Согласно ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела усматривается, что представителем ФИО5 в интересах истца была составлена и подана жалоба на постановление об административном правонарушении, дополнение к жалобе, он принимал участие в одном судебном заседании по рассмотрению данной жалобы, составлена и подана жалоба на решение Зеленодольского городского суда, принимал участие в одном судебном заседании по рассмотрению жалобы на решение Зеленодольского городского суда, составлена и подана кассационная жалоба на постановление об административном правонарушении, на решение Зеленодольского городского суда и решение Верховного Суда РТ.

В соответствии с указанными нормами, суд полагает отвечающим принципу разумности и справедливости сумму расходов в размере 20000руб., которая определена судом также с учетом сложности и категории дела, с учетом работы, проделанной представителем и количества судебных заседаний с его участием. Указанная сумма складывается из 10000 руб. за участие в судебных заседаниях Зеленодольского городского суда и Верховного Суда РТ (по 5000руб. за каждое участие), 9000 руб. за составление жалобы на постановление об административном правонарушении, жалобы на решение Зеленодольского городского суда и кассационной жалобы (по 3000руб. за каждую жалобу), 1000руб. за юридическую консультацию истца.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК РФ).

Подпунктом 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской установлено, что от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика в суде по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает соответственно главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.

В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

На основании п. п. 100 п. 11 Положения о Министерстве Внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 года N 699, Министерство Внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства Внутренних дел Российской Федерации и реализацию возложенных на нее задач.

Таким образом, иск о возмещении убытков, в том числе морального, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств по ведомственной принадлежности - в данном случае Министерство Внутренних дел Российской Федерации.

Из технического задания к договору от ДД.ММ.ГГГГ об оказании юридических услуг юридическая помощь оказываемая заказчику в соответствии с техническим заданием заключается, в том числе, в составлении искового заявления, направлении искового заявления в суд, представление интересов заказчика в суде первой инстанции (л.д. 19). Стоимость работ по данному техническому заданию составила 25000 руб. Оплата данной суммы произведена ФИО1 ИП ФИО5, что подтверждается актом приема-передачи денежных средств (л.д. 40).

Из материалов дела усматривается, что представителем ФИО5 составлено и подано данное исковое заявление, последний принимал участие в двух судебных заседаниях.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя 10000 руб., считая указанный размер отвечающим принципу разумности и справедливости, определенным с учетом сложности и категории дела, с учетом работы, проделанной представителем и количества судебных заседаний с его участием.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

     исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

    Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (...) за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 (...) компенсацию морального вреда в размере 10000руб., убытки в размере 20000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 10000руб.

            В остальной части иска отказать.

    С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 17.05.2023.

            Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Зеленодольского городского суда РТ:                                 Э.А. Булатова

2-1268/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Зарубин Сергей Васильевич
Ответчики
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Другие
Алиев Марат Фаритович
Министерство финансов Российской Федерации
Отдел ГИБДД отдела МВД по Зеленодольскому району Республики Татарстан
Савельев Евгений Валерьевич
Суд
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан
Судья
Булатова Эльмира Аксановна
Дело на странице суда
zelenodolsky.tat.sudrf.ru
22.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2023Передача материалов судье
27.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2023Судебное заседание
05.05.2023Судебное заседание
05.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее