Дело № 2-95/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Бай-Хаак 24 мая 2021 года
Тандинский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Ондар А.А.,
при секретаре Хертек Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Тандинская центральная кожунная больница» к К.Ч.Д. о взыскании выплаченных стипендий за период обучения и штрафа,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Тыва «Тандинская центральная кожунная больница» (далее – Тандинская ЦКБ) обратилось в суд с исковым заявлением к К.Ч.Д. о взыскании выплаченных стипендий за период обучения в размере 206850 рублей. В обоснование исковых требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ между Тандинской ЦКБ и К.Ч.Д. заключен договор о трудоустройстве, в соответствии с которым К.Ч.Д. выплачивались ежемесячные стипендии в сумме 3449 рублей. Ответчик К.Ч.Д. обязалась освоить образовательную программу подготовки специалиста в соответствии с установленными требованиями, не позднее 30 августа года окончания образовательной организации прохождения процедуры аккредитации прибыть в распоряжение организации для трудоустройства, отработать в организации не менее 5 лет. В случае неисполнения обязательств по договору ответчик возмещает Тандинской ЦКБ выплаченные денежные средства в трехкратном размере в течение 30 календарных дней со дня отчисления из ординатуры или отказа от прибытия в распоряжение организации и заключения трудового договора после завершения обучения. К.Ч.Д. нарушены обязательства по исполнению договора.
Представитель истца САО в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Ответчик К.Ч.Д. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия и указала, что Тандинской ЦКБ в рамках договора о трудоустройстве от ДД.ММ.ГГГГ взятые обязательства исполнены частично, стипендия перечислялась не ежемесячно, - дважды в 2018 году, трижды в 2019 году, один раз в 2020 году. Остальные обязательства, предусмотренные п.1.2 указанного договора, Тандинской ЦКБ вовсе не исполнены. С требованием о взыскании суммы стипендии в трехкратном размере не согласна, просит снизить до суммы, равной перечисленной в размере 68980 рублей.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 381 Трудового кодекса РФ установлено, что индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
К числу основных прав работника в трудовых отношениях согласно абз. 8 ч. 1 ст.21 Трудового кодекса РФ относится его право на подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном названным кодексом, иными федеральными законами.
В силу частей 1 и 2 ст. 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимости - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Статьей 197 Трудового кодекса РФ определено, что работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.
Одним из видов такого договора является ученический договор, порядок и условия заключения которого определены в главе 32 Трудового кодекса РФ.
Частью 1 ст. 198 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы.
Обязательные требования к содержанию ученического договора закреплены в ст.199 Трудового кодекса РФ, согласно части первой которой ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества.
Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон (ч. 2 ст. 199 Трудового кодекса РФ).
Ученический договор заключается на срок, необходимый для получения данной квалификации (ч. 1 ст. 200 Трудового кодекса РФ).
Ученикам в период ученичества выплачивается стипендия, размер которой определяется ученическим договором и зависит от получаемой квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ст. 204 Трудового кодекса РФ).
На учеников распространяется трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда (ст. 205 Трудового кодекса РФ).
Последствия невыполнения обучающимся обязательств после окончания ученичества приступить к работе по вновь полученной профессии, специальности или квалификации и отработать у данного работодателя в течение срока, установленного ученическим договором, определены в ст. 207 Трудового кодекса РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 207 Трудового кодекса РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Как установлено судом и следует из материалов, ДД.ММ.ГГГГ между Тандинской ЦКБ (организация) и К.Ч.Д. заключен договор о трудоустройстве, в соответствии с которым К.Ч.Д. обязуется освоить образовательную программу по специальности «Акушерство и гинекология», реализуемого в филиале АРМАНПО НГИУВ, успешно пройти государственную итоговую аттестацию по указанной образовательной программе, прибыть для трудоустройства в Тандинскую ЦКБ, а Тандинская ЦКБ обязуется заключить трудовой договор (контракт) с гражданином на срок не менее 5 лет.
Согласно п.1.2 договора Тандинская ЦКБ обязана: - обеспечить прохождение гражданином производственной практики в соответствии с учебным планом; -обеспечить трудоустройство после завершения обучения и прохождение процедуры аккредитации по специальности, заключив с ним трудовой договора на срок не менее 5 лет; - выплачивать ежемесячную стипендию в сумме 3449 рублей, в том числе НДФЛ за счет финансовых средств медицинской организации на период обучения; - трудоустроить гражданина в другую организацию системы здравоохранения Республики Тыва при отсутствии вакансий.
Обязательства специалиста (целевика) К.Ч.Д. определены в п.1.3 договора, в силу которого К.Ч.Д. обязуется: - освоить основную образовательную программу подготовки специалиста в соответствии с установленными требованиями; - не позднее 30 августа года окончания образовательной организации и прохождения процедуры аккредитации прибыть в распоряжение Тандинской ЦКБ для трудоустройства; - заключить с Тандинской ЦКБ трудовой договор и отработать не менее 5 лет; - отработать в данной организации не мене 5 лет после окончания образовательных программ с ординатуре; - возместить Тандинской ЦКБ денежные средства, затраченные на выплату ежемесячной стипендии в период обучения в трехкратном размере в течение 30 календарных дней со дня наступления следующих событий: а) отчисления из ординатуры, б) отказа от прибытия в распоряжение организации и заключения трудового договора с организацией после завершения обучения и получения документов о полученном образовании.
Данные положения договора соответствуют ч. 7 ст. 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент заключения договора между сторонами), согласно которой гражданин, не исполнивший обязательства по трудоустройству, за исключением случаев, установленных договором о целевом обучении, обязан возместить в полном объеме органу или организации, указанным в части 3 настоящей статьи, расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере относительно указанных расходов.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2013 года N 1076 "О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении", действовавшему в спорный период, гражданин обязан возместить организации расходы, связанные с предоставлением ему мер социальной поддержки, а также выплатить штраф в двукратном размере данных расходов в случае неисполнения обязательств по трудоустройству.
Из названных норм права следует, что расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, к которым в том числе относятся стипендия и дополнительная материальная поддержка без указания на источник их оплаты, а также штраф в двукратном размере относительно указанных расходов в силу закона подлежат взысканию с гражданина, не исполнившего обязательства по трудоустройству по договору целевого обучения. Иное толкование закона противоречит существу и целям договора целевого обучения для заказчиков, являющихся потенциальными работодателями, и допускает возможность нарушения договорных обязательств без наступления гражданско-правовой ответственности для гражданина, заключившего такой договор.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ К.Ч.Д. обучалась в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования», по окончании обучения К.Ч.Д. присвоена квалификация «врач-акушер-гинеколог», выдан диплом специалиста установленного образца.
За период обучения К.Ч.Д. выплачены Тандинской ЦКБ стипендии на общую сумму 68980 рублей, что подтверждается платежными поручениями.
С ДД.ММ.ГГГГ К.Ч.Д. на основании трудового договора № состоит в трудовых отношениях с государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Тыва «Перинатальный центр Республики Тыва, работает в должности врача акушера-гинеколога женской консультации. Трудовой договор с К.Ч.Д. заключен на неопределенный срок.
ДД.ММ.ГГГГ Тандинской ЦКБ в адрес К.Ч.Д. направлено письмо, в котором ей предложено в течение 10 календарных дней с момента получения уведомления сообщить о принятом решении, поскольку она по условиям договора о трудоустройстве должна не позднее 30 августа года окончания образовательной организации прибыть в организацию для трудоустройства, при отказе от прибытия в организацию и заключения трудового договора с организацией после завершения обучения.
К.Ч.Д. предупреждена о том, что в случае не поступления информации Тандинская ЦКБ имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении исполнения условий договора.
За период с февраля по апрель 2021 года в штатном расписании Тандинской ЦКБ была вакантной должность врача акушера-гинеколога, на которую ответчик могла быть принята в случае реализации ею выданного после получения диплома удостоверения о направлении на работу.
При таких обстоятельствах К.Ч.Д. , не исполнив обязанность по отработке у истца согласованного срока по полученной специальности, обязана возместить истцу как расходы по выплаченной стипендии, так и уплатить штраф в двукратном размере данных расходов.
Согласно ст. 333 Гражданского кодекса РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств. Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, оценка указанному критерию отнесена к компетенции суда и производится им по правилам ст.67 ГПК РФ. При этом суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба.
Как следует из представленного истцом расчета, штраф составляет 137 870 рублей. Указанную сумму штрафа суд считает не соразмерной последствию нарушения обязательства.
При таких обстоятельствах, установив несоразмерность требуемого истцом штрафа возможным убыткам истца, необходимость установления справедливого баланса между интересами сторон обязательства, руководствуясь ст. 333 Гражданского кодекса РФ, суд считает необходимым уменьшить размер взыскиваемого штрафа до суммы 50 000 рублей.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию в счет выплаченных стипендий 68980 рублей, штраф – 50 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика К.Ч.Д. в доход бюджета муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3579 рублей 60 копеек.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Тандинская центральная кожунная больница» к К.Ч.Д. о взыскании выплаченных стипендий за период обучения и штрафа удовлетворить частично.
Взыскать с К.Ч.Д. в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Тыва «Тандинская центральная кожунная больница» денежные средства в счет выплаченных стипендий в размере 68980 (шестьдесят восемь тысяч девятьсот восемьдесят) рублей, штраф в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с К.Ч.Д. в доход бюджета муниципального района «Тандинский кожуун Республики Тыва» государственную пошлину в размере 3579 (три тысячи пятьсот семьдесят девять) рублей 60 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Тандинский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение вынесено 31 мая 2021 года <данные изъяты>
Судья Ондар А.А.