Дело № 2-298/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Урень 08 июля 2019 года
Уренский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Зорина А.П.
при помощнике судьи Бабинцевой О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Войнова А. Н. к Администрации Устанского сельского совета Уренского муниципального района Нижегородской области о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Войнов А.Н. обратился в суд с иском к Администрации Устанского сельского совета Уренского муниципального района Нижегородской области о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, указывая, что он является инвалидом второй группы, не является собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, а также нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения жилищного фонда социального использования.
После сбора всех необходимых документов, подтверждающих его право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, истец 14 февраля 2019 г. обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
По результатам рассмотрения указанного заявления 16 марта 2019 года он получил Уведомление № от 12 марта 2019 г. об отказе в постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и Постановление администрации Устанского сельсовета № от 11.03.2019 г. «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по договорам социального найма».
Не предоставление документов в соответствии с требованиями Административного регламента администрации Устанского сельсовета Уренсого муниципального района Нижегородской области по исполнению муниципальной функции «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Устанского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области», а именно:
- выписка из домой книги;
- документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, которое является местом жительства граждан (договор социального найма и поднайма, копия ордера или решения уполномоченного органа, копия правоустанавливающего документа на жилое помещение – в случае, если жилое помещение принадлежит гражданину на праве собственности.
- в справке о доходах, доход указан только за 6 месяцев вместо одного года.
Истец считает отказ администрации Устансого сельсовета в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным.
Выписку из домовой книги и документ о вселении он не предоставил, поскольку они у него отсутствуют.
Домовая книга велась и по настоящее время находится в администрации Устанского сельсовета, что подтверждается выпиской из домовой книги выданной администрацией по его запросу.
Документ о вселении он не мог предоставить, поскольку в жилом доме он проживает с детского возраста, был вселен своей матерью, умершей 23.08.2014 года. Каких либо документов на дом у матери не было.
В данном жилом доме также проживает его брат – Войнов С. Н. с женой и сыном, места на две семьи не хватает, совместное проживание невозможно.
Его единственным источником дохода является пенсия по инвалидности. За получением справки о доходах за последний год он обращался в Управление пенсионного фонда по Уренскому району.
По какой причине в справке Пенсионного фонда указан доход за шесть месяцев ему не известно.
Исходя из норм закона, недостающие, по мнению администрации, документы, должны были быть самостоятельно запрошены в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы.
При том, что домовая книга находится в распоряжении самой администрации.
Все документы, которые он объективно мог собрать, он предоставил в распоряжение ответчика.
Он, является инвалидом второй группы, не является собственником жилых помещений или членом семьи собственника жилого помещения, а также нанимателем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма, договора найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, а следовательно имеет право быть признанным нуждающимся в жилом помещении.
Таким образом, отказ администрации Устанского сельсовта района принять его на соответствующий учет не соответствует закону.
На основании вышеизложенного, истец просит суд признать незаконным отказ администрации Устанского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. (Постановление администрации Устанского сельсовета № от 11.03.2019 г. «Об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по договорам социального найма»);
Признать за ним право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ.
Обязать администрацию Устанского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п. 1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ.
Истец Войнов А.Н. в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом – судебной повесткой
Представители ответчика – Администрации Устанского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области Кузнецова Т.А., действующая на основании решения Сельского совета Устанского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области № 9 от 12.10.2015 г. и Морозова А.В., действующая на основании доверенности № от 08.07.2019 г., с исковыми требованиями не согласны. Пояснили, что истец не предоставил пакет документов, необходимый для постановки на учет в качестве, нуждающегося в улучшении жилищных условий, а именно не была предоставлена справка о доходах за 12 месяцев, выписка из домовой книге. Предоставление данных документов установлено законом Нижегородской области № 181-З и Административным регламентом Администрации Устанского сельского совета. Истец пояснил им, что не может открыть домовую книгу, поскольку не хочет вступать в права наследования на жилой дом, где он проживает после смерти матери. Имеющаяся в материалах дела домовая книга является закрытой, а она должна быть открытой. Кроме того, площадь жилого дома где зарегистрирован истец и его брат составляет 42 кв. м., тогда как норма площади на одного человека должна составлять не менее 12 кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно ч. 4 ст. 113 ГПК РФ судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем. В случае, если по указанному адресу гражданин фактически не проживает, извещение может быть направлено по месту его работы.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 167 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, - если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
В соответствии с ч. 1 ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Проверив материалы дела, выслушав доводы представителей ответчика, суд приходит к следующим выводам
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ – «1. По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
2. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
3. Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ – «2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях…
3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром».
Согласно ст. 51 ЖК РФ – «1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 54 ЖК РФ – «1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя».
Согласно ст. 2 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З (ред. от 28.04.2018) "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" – «1. Состоять на учете имеют право граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования: 1) малоимущие, признанные нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; 2) отнесенные в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма».
Согласно ст. 5 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З (ред. от 28.04.2018) "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" – «1. Основанием для принятия на учет является заявление гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма (далее - заявление), поданное в орган, осуществляющий принятие на учет, либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии…..
3. Гражданин подает заявление по форме, установленной Правительством Нижегородской области. Заявление подписывается проживающими совместно с ним членами семьи, желающими получить другое жилое помещение по договору социального найма вместе с заявителем.
4. С заявлением представляются:
1) решение о признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (для граждан, признанных малоимущими);
2) документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень которых определяется Правительством Нижегородской области, если иное не установлено федеральным законодательством (для иных категорий граждан, определенных федеральными законами и законами Нижегородской области);
3) документы, подтверждающие право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:
а) документы, подтверждающие состав семьи (паспорт, иные документы, удостоверяющие личность и степень родства членов семьи заявителя: свидетельство о рождении (для несовершеннолетних), свидетельство о заключении (расторжении) брака, судебное решение о признании членом семьи);
б) выписка из домовой (похозяйственной) книги и выписка из финансового лицевого счета;
в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма (поднайма), в том числе договор социального найма, договор безвозмездного пользования, судебное постановление о признании права пользования жилым помещением, иной документ, подтверждающий законные основания пользования жилым помещением);
г) документы об имевшихся и имеющихся правах заявителя и каждого члена его семьи на недвижимое имущество, выданные территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
д) документ, подтверждающий несоответствие помещения, в котором проживает заявитель, установленным для жилых помещений требованиям (для граждан, проживающих в таких помещениях);
е) документы, подтверждающие наличие предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (при наличии таких оснований)».
Согласно ст. 8 Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З (ред. от 28.04.2018) "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" – «1. Отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частями 3 и 4 статьи 5 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
Как следует из материалов дела, 14.02.2019 г. Войнов А.Н. обратился в Администрацию Устанского сельского совета Уренского муниципального района Нижегородской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
11.03.2019 г. постановлением Администрации Устанского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области № 32 от 11.03.2019 г. Войнову А.Н. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в виду не представления предусмотренных документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.
Из Уведомления Администрации Устанского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области № 136 от 12.03.2019 г. следует, что Войновым А.Н. не предоставлены выписка из домовой книги; документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, которое является местом жительства граждан. Кроме того в Справке о доходах указан доход Войнова А.Н. только за 6 месяцев 2018 года.
Отказывая истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ответчик руководствовался Административным регламентом Администрации Устанского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области по исполнению муниципальной функции «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Устанского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области» и Законом Нижегородской области от 16.11.2005 N 181-З «О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма».
Согласно п. 2.8.1 вышеуказанного Регламента перечень требуемых от заявителя документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги состоит из:
заявление по форме, приведенной в приложении № 2 к настоящему административному регламенту;
приложения к заявлению по форме, приведенной в приложениях № 3, 4 к настоящему административному регламенту;
документы, перечисленные в приложении № 3 к настоящему административному регламенту.
Согласно п. 2.8.3 вышеуказанного Регламента основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
представленные документы не соответствуют перечню, определенному п.2.8.1, настоящего административного регламента;
представленные документы не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
не истек срок, в течение которого граждане не могут быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 3.3.1 вышеуказанного Регламента основанием для начала данной административной процедуры обращение заявителя в письменной форме на имя главы администрации Устанского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области. Заявитель собственноручно заполняет заявление о принята учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и представляет необходимые для поста учет документы, определенные п. 2.8.1. настоящего административного регламента, лично либо через представителя (законного или по доверенности). Специалист администрации сельсовета, ответственный за прием документов, устанавливает личность заявителя, в том числе проверяет документ, удостоверяющий личность, сличает представленные экземпляры оригиналов и копий документов. Проверяет полномочия заявителя, в том числе полномочия представителя действовать от его имени; наличие всех необходимых документов, согласно перечню документов, удостоверяясь, что:
тексты документов написаны разборчиво, наименования юридических лиц - без сокращения с указанием их мест нахождения;
фамилия, имя и отчество заявителя, адрес места жительства написаны полностью;
в документах нет подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных неоговоренных исправлений;
документы не исполнены карандашом;
документы не имеют серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание.
Согласно п. 3.3.3 вышеуказанного Регламента в случае установления факта соответствия либо несоответствия требованиям постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается решение о постановке либо отказе в постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Специалист администрации сельсовета, ответственный за рассмотри документов, готовит проект постановления администрации сельсовет письменное уведомление о постановке заявителя на учет либо об отказе в постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещение Уведомление заявителей о постановке на учет в качестве нуждающихся жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма оформляется по форме, приведенной в приложении № 8 к настоящему административному регламенту.
Уведомление заявителей об отказе в постановке па учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях оформляется по форме, приведение приложении № 9 к настоящему административному регламенту.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчиком обоснованно отказано истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку истцом в нарушении Административного регламента Администрации Устанского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области по исполнению муниципальной функции «Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Устанского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области», Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 181-З «О порядке признания граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма» и Закона Нижегородской области от 16.11.2005 N 179-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" не предоставил выписку из домовой книги, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, которое является местом жительства граждан, а также предоставил справку о доходах за 6 месяцев 2018 года, тогда как необходимо было предоставить справку о доходах за 12 месяцев.
Доказательств того, что у истца отсутствуют возможности самостоятельно предоставить вышеуказанные документы суду не представлено, не содержат таких доказательств и материалы дела.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконным отказа администрации Устанского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, о признании за истцом права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, об обязании администрации Устанского сельсовета Уренского муниципального района Нижегородской области принять истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Войнова А. Н. к Администрации Устанского сельского совета Уренского муниципального района Нижегородской области о признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Уренский районный суд Нижегородской области.
Судья: А.П.Зорин
Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2019 года.
Судья: подпись
Копия верна.
Судья: А.П.Зорин