Дело №
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
09 ноября 2018 года город Севастополь
Судья Балаклавского районного суда города Севастополя Милошенко Н.В., с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – директора Общества с ограниченной ответственностью Сердюкова И.С., защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Величко М.Л., Фролова Б.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «Геопромэкология» Величко М.Л. на постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Геопромэкология» к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и г. Севастополю, начальника отдела надзора на море Южного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и г. Севастополю Сергиенко К.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «Геопромэкология» (далее – ООО «Геопромэкология») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 175000 (сто семьдесят пять тысяч) рублей.
В жалобе и дополнениях к ней, поданных в суд, защитник просит об отмене вышеуказанного постановления и прекращении производства по делу по тем основаниям, что не были изучены обстоятельства образования и нахождения на территории ООО «Геопромэкология» определенных видов отходов, не установлены их объемы, виды, количественный и качественный состав, источник образующихся отходов в результате осуществления обществом хозяйственной деятельности; постановление вынесено без каких-либо доказательств, подтверждающих факты, изложенные в нем.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 18 июня 2018 года по настоящему делу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Крым и г. Севастополю, начальника отдела надзора на море Южного региона Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Крым и г.Севастополю Сергиенко К.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «Геопромэкология» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ изменено, назначенное Обществу с ограниченной ответственностью «Геопромэкология» административное наказание в виде административного штрафа в размере 175000 (сто семьдесят пять тысяч) рублей снижено до 100000 (ста тысяч) рублей.
Решением Севастопольского городского суда от 24 августа 2018 года решение судьи Балаклавского районного суда города Севастополя от 18 июня 2018 года отменено, дело об административном правонарушении, предусмотренном статей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Геопромэкология» направлено в Балаклавский районный суд города Севастополя на новое рассмотрение.
В судебном заседании законный представитель и защитники юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, доводы, указанные в жалобе и в дополнении к ней, поддержали, просили постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, исследовав материалы жалобы и дополнительно представленные материалы, заслушав мнение лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, принимая во внимание положения части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, согласно которым судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, суд установил следующее.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).
Субъектами правонарушения могут быть физические лица, должностные лица, юридические лица.
Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Приведенное конституционное положение в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 мая 2009 года № 8-П, взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42) и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58), выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности - принцип приоритета публичных интересов.
Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает и их ответственность за состояние экологии. Поскольку эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду. Публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, в свою очередь, обязана принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Соответственно, правовые основы государственной политики в этой сфере - исходя из того, что ценность сохранения природы и окружающей среды утверждается на конституционном уровне, - должны устанавливаться таким образом, чтобы при решении социально-экономических задач обеспечивался баланс интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов человека и общества в целом и гарантировались соблюдение и защита экологических прав граждан. Вместе с тем, поскольку природопользование объективно влечет причинение экологического вреда, федеральный законодатель при осуществлении правового регулирования в области экологического развития (статья 71, пункт "е", Конституции Российской Федерации) наделен достаточно широкой дискрецией, что обусловлено необходимостью защиты и обеспечения таких конституционно значимых ценностей, как экологическая безопасность и здоровье граждан (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 года N 5-П).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ) отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов ; размещение отходов - хранение и захоронение отходов ; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использованием отходов признается применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со ст. 11 Закона №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами ; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов ; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов ; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений, а также внедрять наилучшие доступные технологии; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов ; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Согласно ч. 7 ст. 12 Закона №89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из материалов дела следует, что с 15 ноября 2017 года по 21 ноября 2017 года на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю проведена внеплановая выездная проверка ООО «Геопромэкология» (<адрес>), в ходе которой выявлены, в том числе следующие нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды:
- в нарушение статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «Геопромэкология» не обеспечило отнесение образовавшихся в ходе ведения обществом хозяйственной деятельности отходов к конкретному классу опасности и не составило паспорта на такие виды отходов как: отходы и осадки из выгребных ям, тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами, лом и отходы черных металлов несортированные, воды подсланевые с содержанием нефти и нефтепродуктов, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные;
- в нарушение статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» ООО «Геопромэкология» не обеспечило подачу обязательной отчетности в области обращения с отходами за 2016 год, а именно 2 ТП (отходы), отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уполномоченные органы государственной власти. При этом ООО «Геопромэкология» согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства относится к субъектам малого предпринимательства (микропредприятие), однако, отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2016 год в срок до 15 января 2017 года в Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя не была представлена в установленном порядке.
Таким образом, в ходе проверки представители административного органа пришли к выводу о том, что ООО «Геопромэкология» нарушены требования ст. 8.2 КоАП РФ.
Однако ссылаясь на то, что ООО «Геопромэкология» не разработаны паспорта на следующие виды отходов: отходы и осадки из выгребных ям, тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами, лом и отходы черных металлов несортированные, воды подсланевые с содержанием нефти и нефтепродуктов, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, - административный орган не учел следующее.
Относительно отхода в виде - воды подсланевые с содержанием нефти и нефтепродуктов–в ходе рассмотрения настоящего дела установлено, что невозможен сам факт образования инкриминируемого вида отходов - подсланевые воды, так как согласно представленной документации ПК-30 является плавкраном, переоборудованным на электрическую тягу.
Согласно пояснениям представителя административного органа в ходе проверки на плавкран не заходили, о наличии подсланевых вод указано по причине, что они там должны быть.
Относительно иных видов отходов - отходы и осадки из выгребных ям, тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами, лом и отходы черных металлов несортированные, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные - ООО «Геопромэкология» в материалы дела представлена справка № от 02.11.2018, согласно которой в деятельности предприятия отходы I-V классов опасности не образуются.
Административным органом, в свою очередь, в нарушение положений действующего процессуального законодательства доказательств фактов наличия данного вида отходов в материалы дела не представлено.
Относительно неподачи обязательной отчетности в области обращения с отходами за 2016 год суд считает необходимым указать следующее.
Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ наступает за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или опасными веществами, к которым сдача статистической отчетности не относится.
Одновременно, согласно ч.8 ст.18 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Кроме того, согласно ч.2 ст.19 Закона об отходах производства и потребления, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Приказом Росстата от 28.01.2011 г. №17 «Об утверждении статистического инструментария для организаций Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» (сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещенииотходовпроизводства и потребления) утверждена отчетность 2-ТП ( отходы ), согласно которой юридические лица предоставляют сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления в Росприроднадзор в срок до 1 февраля следующего за отчетным.
Согласно Приказу Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один календарный год.
Административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы установлена статьей 8.5 КоАП РФ.
Таким образом, нарушение в виде неподачи обязательной отчетности в области обращения с отходами за 2016 год должно рассматриваться в разрезе другого состава административного правонарушения ст. 8.5 КоАП РФ.
По общему правилу лицо, совершившее административное правонарушение, не может быть привлечено к административной ответственности по истечении установленного статьей 4.5 КоАП Российской Федерации срока давности привлечения к административной ответственности.
Правонарушение, предусмотренное ст. 8.5 КоАП РФ, отнесено к числу административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст.8.5 КоАП РФ, составляет один год.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что предприятию вменено непредоставление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2016 год в срок до 15 января 2017 года в Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя
Следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.5 КоАП РФ, истек в январе 2018 года.
Рассмотрение жалоб на не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов регламентируется положениями ст.30.1- 30.9 КоАП РФ.
Статья 30.7 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы, протеста на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Согласно пункту 2 части 1 названной статьи, изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения лица к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу было прекращено, по истечении срока давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Принимая решение, суд исходит из недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностного лица, поскольку в материалах проверки и в материалах дела нет доказательств, что в деятельности ООО «Геопромэкология» образуются такие отходы как: отходы и осадки из выгребных ям, тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами, лом и отходы черных металлов несортированные, воды подсланевые с содержанием нефти и нефтепродуктов, фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что жалоба ООО «Геопромэкология» подлежит удовлетворению с прекращением производства по делу.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░.░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░