Дело № 2-528/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 19 июля 2018 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А.,
истца Егоровой Т.Г.,
при секретаре Яковлевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Егоровой ФИО6 к МБДОУ Приморский детский сад о взыскании заработной платы,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского обратился в суд края в интересах Егоровой Т.Г. к МБДОУ Приморский детский сад о взыскании заработной платы, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в части оплаты труда МБДОУ Приморский детский сад, в ходе которой выявлено следующее. В соответствии с трудовым договором от 12.12.2011г. №, заключенным между МБДОУ Приморский детский сад и Егоровой Т.Г., установлены компенсационные выплаты в виде процентной надбавки за стаж работы в местностях края с климатическими условиями в размере 30%. При установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях, должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая в свою очередь не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992г. установлен единый коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов. Процентная надбавка в южных районах Красноярского края установлена Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989г. в составляет 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие 2 года работы, но не свыше 30% заработка. Начисление истцу 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями, 30% за стаж работы в особых климатических условиях должно производиться сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом в сумме: 7500 рублей (до 01.07.2017г.), т.е. 12000 рублей, 7800 рублей (до 01.01.2018г.), т.е. 12480 рублей, 9489 рублей (с 01.01.2018г.), т.е. 15182,4 рублей. Анализ расчетно-платежных документов ответчика позволяет сделать вывод, что заработная плата истцу начислялась неверно, без начисления районного коэффициента и северной надбавки. По результатам проверки произведен расчет недоначисленной заработной платы, исходя из которого можно установить, что с учетом уплаты налога на доход физического лица истцу за период с апрель. 2017г. по апрель 2018г. не выплачено 68654,4 рублей. Просит взыскать с МБДОУ Приморский детский сад в пользу Егоровой Т.Г. недоначисленную и невыплаченную заработную плату с апреля 2017г. по апрель 2018г. в размере 68654,4 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Леончук А.А. поддержал исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Истец Егорова Т.Г. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МБДОУ Приморский детский сад в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором исковые требования признал частично.
Суд в силу ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика МБДОУ Приморский детский сад.
Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).
Из ч. 1 ст. 133 ТК РФ следует, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.
Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из положений ст. 317 ТК РФ следует, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В судебном заседании установлено, что приказом МБДОУ Приморский детский сад от 09.12.2011г. № Егорова Т.Г. принята на работу в МБДОУ Приморский детский сад на должность сторожа-дворника. 12.12.2011 года с Егоровой Т.Г. заключен трудовой договор №.
Как следует из справки о заработной плате МБДОУ Приморский детский сад, Егоровой Т.Г. начислено и выплачено в апреле 2017г. – 10592,0 рублей, в мае 2017г. – 10592,0 рублей, в июне 2017г. – 10592,0 рублей, в июле 2017г. – 10592,0, в августе 2017г. – 10592,0 рублей, в сентябре 2017г. – 10592,0 рублей, в октябре 2017г. – 10592,0 рублей, в декабре 2017г. – 10592,0 рублей, в январе 2018г. – 11016,0 рублей, в феврале 2018г. – 0 рублей, в марте 2018г. – 8262,0 рублей, в апреле 2018г. – 11016,0 рублей.
Однако, выплата истцу заработной платы в указанном размере является нарушением федерального законодательства, а именно ч.ч. 1, 3 ст. 133 ТК РФ, согласно которым Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Действующим законодательством предусмотрено, что при установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов.
Процентная надбавка в южных районах Красноярского края, согласно Постановления СОВМИНА СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
В нарушение указанных норм размер заработной платы истца, работающей в Красноярском крае, необоснованно занижен, без учета компенсационных выплат (надбавки и районный коэффициент) ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 28.12.2017г. N 421-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01.07.2017г. (в редакции ФЗ от 19.12.2016 N 460-ФЗ) 7 800 рублей в месяц, с 01.07.2016г. (в редакции ФЗ от 02.06.2016 N 164-ФЗ) 7500 рублей в месяц.
Таким образом, размер заработной платы истца с учетом компенсационных надбавок районного коэффициента и процентной надбавки в период с 01.01.2017г. по 01.07.2017 г. не может быть менее 12000 рублей в месяц исходя из следующего расчета: 7 500 рублей + 30%+ 30, с 01.07.2017 г. по 01.01.2018г. не может быть менее 12 480 рублей в месяц исходя из расчета: 7 800 рублей + 30%+ 30, с 01.01.2018 г. по 31.03.2018 г. не может быть менее 15182 рублей 40 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 9489 рублей + 30%+ 30%.
Следовательно, разница между размером минимальной заработной платы, подлежащей выплате Егоровой Т.Г. с учетом компенсационных выплат и фактически выплаченными суммами заработной платы за период апрель 2017 г. –апрель 2018 г. подлежит доплате, а именно: за апрель 2017 года 12 000 рублей – 10592,0 рублей = 1 408 рублей; за май 2017 года 12 000 рублей – 10592,0 рублей = 1 408 рублей; за июнь 2017 года 12 000 рублей – 10592,0 рублей = 1 408 рублей; за июль 2017 года 12 480 рублей– 10592,0 рублей = 1 888 рублей; за август 2017 года 12 480 рублей– 10592,0 рублей = 1 888 рублей; за сентябрь 2017 года 12 480 рублей– 10592,0 рублей = 1 888 рублей; за октябрь 2017 года 12 480 рублей– 10592,0 рублей = 1 888 рублей; за декабрь 2017 года 12 480 рублей– 10592,0 рублей = 1 888 рублей; за январь 2018 года 15182,4 рублей– 11016,0 рублей = 4166,4 рублей, за февраль 2018 года 0 рублей, за март 2018 года с учетом 15 отработанных рабочих дней из 20 (норма рабочих дней в марте 2018 г.) должен составлять: 9489 рубля/20х15 дня х 30%х30%= 11386,8 рублей – 8262,0 рублей = 3124,8 рублей; за апрель 2018г. 15182,4 рублей– 11016,0 рублей = 4166,4 рублей.
Допущенные нарушения закона МБДОУ Приморский детский сад влекут нарушения прав Егоровой Т.Г. на благоприятные условия труда, равенство прав и возможностей, прав на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МБДОУ Приморский детский сад является действующим учреждением.
Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 1010 рублей 28 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Егоровой ФИО7 удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Приморский детский сад в пользу Егоровой ФИО8 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за апрель 2017 года – 1408,0 рублей; за май 2017 года – 1408,0 рублей; за июнь 2017 года – 1408,0 рублей; за июль 2017 года – 1888,0 рублей; за август 2017 года – 1888,0 рублей; за сентябрь 2017 года – 1888,0 рублей; за октябрь 2017 года – 1888,0 рублей; за ноябрь 2017г. – 1888,0 рублей, за декабрь 2017 года – 1888,0 рублей; за январь 2018 года - 4166 рублей 40 копеек, за март 2018 года – 3124 рублей 80 копеек, за апрель 2018 года - 4166 рублей 40 копеек, всего 27009 рублей 60 копеек.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Приморский детский сад государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1010 рублей 28 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 20.07.2018г.