10RS0008-01-2019-001135-45
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 ноября 2019 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-765/2019 по иску Соколова Михаила Леонидовича и Маркеловой Ларисы Леонидовны к Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» об установлении факта принадлежности имущества наследодателю, включении имущества в состав наследства и признании права собственности на имущество в порядке наследования по закону,
установил:
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Соколова Лидия Михайловна. Истцы Соколов М.Л. и Маркелова Л.Л. являются её детьми и наследниками по закону. После смерти Соколовой Л.М. наследованию подлежит жилой дом общей площадью 39,9 кв.м, инвентарный №, расположенный на земельном участке с к.н. № по адресу <адрес> и относящиеся к дому 2 веранды, баня, 2 сарая. Оформлению наследственных прав препятствует отсутствие надлежаще оформленных правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности Соколовой Л.М. на данное имущество. Наследство истцами принято путем фактического вступления во владения наследственным имуществом. Истцы просят суд установить факт принадлежности Соколовой Л.М. договора на строительство индивидуального жилого дома в охранной зоне музея-заповедника «Кижи», заключенного между Государственным историко-архитектурным этнографическим музеем-заповедником «Кижи» и Соколовой Л.М., установить факт принятия истцами наследства, включить в состав наследства после смерти Соколовой Л.М. жилой дом 1999 года ввода в эксплуатацию (завершения строительства), общей площадью застройки 39,9 кв.м инвентарный №, расположенный на земельном участке с к.н. № по адресу <адрес> и относящиеся к указанному жилому дому вспомогательные помещения - веранда 1а общей площадью 34,5 кв.м, веранда 1б общей площадью 22,9 кв.м, надворные постройки – баня размерами 3,36 кв.м х (4,55 м+2,41 м), сарай размерами 3,10 м х 6,10м., сарай размерами 2,18м х 3,23 м, признать за истцами право собственности по ? доли за каждым на указанный жилой дом с постройками в порядке наследования по закону после смерти их матери Соколовой Л.М.
В судебное заседание истцы не явились, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель истцов по доверенности Батори В.А. в судебном заседании исковые требования по изложенным основаниям поддержала. Дополнила, что Соколовой Л.М. было начато строительство жилого дома на предоставленном ей для этих целей в аренду земельном участке. Поле смерти Соколовой Л.М. истцы дом достроили, оформили земельный участок в собственность, открыто пользуются домом и участком, каких-либо споров и притязаний иных лиц в отношении данного имущества нет.
Представитель ответчика Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» не явился, извещен, ходатайств и возражений не представил.
Представитель третьего лица ФГБУК «Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи» не явился, извещен. В представленном письменном отзыве возражений по существу иска не привел. Указал, что в рассматриваемый период музей-заповедник обладал полномочиями по согласованию производства строительных работ в охранной зоне музея-заповедника, однако за истечение архивных сроков хранения такие документы не сохранились.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по РК не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия. В представленном отзыве указывает на отсутствие в ЕГРН сведений о спорном доме и относящихся к нему постройках; наличии в ЕГРН сведений о регистрации права собственности Маркеловой Л.Л. и Соколова М.Л. по ? доли за каждым на земельный участок в <адрес>.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истцов, представителя ответчика, третьих лиц.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 03.02.1998 в г. Санкт-Петербурге умерла Соколова Лидия Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения (запись акта о смерти № № от ДД.ММ.ГГГГ по сектору 3 Управления ЗАГС Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга). Истец Соколов Михаил Леонидович, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, и истец Маркелова (добрачная фамилия Соколова) Лариса Леонидовна, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, являются родными детьми Соколовой Лидии Михайловны, что подтверждается свидетельствами ОЗАГС.
Согласно адресной справке паспортной службы Красногвардейского района Санкт-Петербурга на день своей смерти Соколова Л.М. была зарегистрирована по адресу <адрес>. Вместе с ней были зарегистрированы её дети Соколов М.Л., Маркелова Л.Л. и супруг Соколов Л.В.
Супруг Соколовой Л.М. и отец истцов Соколов Леонид Васильевич умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением нотариуса нотариального округа Санкт-Петербурга Егоровой Е.В. № 24/2009 истцам отказано в выдаче свидетельств о праве на наследство по закону после смерти Соколовой Л.М. в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности наследодателя на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>
Из сообщения нотариальной палаты Санкт-Петербурга от 08.11.2019 № 02-3902 следует, что сведений о наличии наследственного дела к имуществу Соколовой Лидии Михайловны, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не имеется.
В соответствии со статьями 1111 и 1142 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. При наследовании по закону наследниками 1 очереди являются дети, супруг и родители наследодателя.
Наследство открывается со смертью гражданина (ст. 1113 ГК РФ). В силу ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Соколова Лидия Михайловна родилась в дер. Шлямино Заонежского района Карело-Финской ССР, до вступления в брак имела фамилию Симионова, что подтверждается записью акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ по Московскому райбюро ЗАГС г. Ленинград.
Решением исполнительного комитета Сенногубского сельского совета народных депутатов от 02.08.1989 Соколовой Лидии Михайловне в д<адрес> был выделен земельный участок под строительство дома. Между дирекцией музея-заповедника «Кижи» и застройщиком Соколовой Л.М. был заключен договор, по которому дирекция музея разрешила Соколовой Л.М. осуществление строительства индивидуального дома, бани и малых архитектурных форм в охранной зоне музея-заповедника в <адрес>. Указанный договор подписан сторонами и удостоверен печатью музея-заповедника.
14.09.1992 комиссия музея-заповедника «Кижи» согласовала Соколовой Л.М. выделение земельного участка под строительство дома в <адрес> на месте дома Симеоновых в восточной части поселения.
На основании заявления Соколовой Л.М. от 21.09.1995 произведено обследование земельного участка, составлен акт выбора от 21.09.1995 и Медвежьегорским районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству принято заключение об отводе Соколовой Л.М. земельного участка площадью 0,04 га в б.н.<адрес> на землях АО «Прогресс» для дачного строительства, что подтверждается материалами землеустроительного дела.
Постановлением Медвежьегорской районной администрации от 17.10.1995 № 930 земельный участок площадью 0,04 га в б.н.<адрес> изъят из состава земель АО «Прогресс», предоставлен в аренду сроком на 49 лет Соколовой Л.М. для дачного строительства.
18.07.1997 между АОЗТ «Прогресс» и Соколовой Л.М. заключен договор аренды земельного участка с правом последующего выкупа в отношении земельного участка площадью 0,11 га в б.н.<адрес>, арендатору разрешено возвести на арендуемом участке баню.
Как следует из представленных суду ордера Госкомитета по лесному хозяйству на отпуск древесины на корню № 11 от 31.08.1990, накладных Заонежского лесхоза от 11.06.1994, 25.07.1994, 11.07.1997 Соколова Л.М. приобретала древесину и пиломатериалы для строительства жилого дома и хозяйственных построек.
Материалами дела также подтверждается, что после смерти Соколовой Л.М. её сын Соколов М.Л. приобретал у ИП Трифанова А.В. строительные материалы для завершения строительства жилого дома.
Строительство здания жилого дома было завершено в 1999 году, что подтверждается кадастровым паспортом, из которого также следует, что возведенный дом имеет общую площадь 39,9 кв.м, является одноэтажным с мансардой. Дому присвоен инвентарный №, к дому относятся вспомогательные помещения - веранда 1а общей площадью 34,5 кв.м, веранда 1б общей площадью 22,9 кв.м, надворные постройки – баня размерами 3,36 кв.м х (4,55 м+2,41 м), сарай размерами 3,10 м х 6,10м, сарай размерами 2,18м х 3,23 м.
Постановлением Администрации Медвежьегорского района от 28.10.1998 № 920 в связи со смертью Соколовой Л.М. договор аренды земельного участка от 20.10.1995 признан утратившим силу и указанный земельный участок предоставлен в аренду сроком на 49 лет Соколову М.Л.
Согласно сведениям ЕГРН, представленным по запросу суда Управлением Росреестра по РК, 15.10.2014 произведена государственная регистрация права общей долевой собственности Маркеловой Ларисы Леонидовны и Соколова Михаила Леонидовича по ? доли за каждым на земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу <адрес> относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.
Как разъяснено в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежащее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
Исследованные доказательства в достаточной степени достоверно подтверждают, что истцы Соколов М.Л. и Маркелова Л.Л. являются единственными наследниками первой очереди по закону после смерти Соколовой Л.М., наследство истцами принято, о чем свидетельствует факт совместного проживания с наследодателем на день её смерти, сохранение имущества наследодателя и пользование им, несение бремени содержания данного имущества, окончание строительства дома, постановка дома по заявлению истцов на кадастровый учет, оформление истцами прав собственности на земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом и относящиеся к нему постройки. Исследованные доказательства также в достаточной степени подтверждают принадлежность спорного дома наследодателю Соколовой Л.М. на праве собственности, поскольку земельный участок был предоставлен наследодателю в аренду для строительства дома, она заключала договор, разрешающий строительство дома, приобретала строительные материалы. Договор на строительство дома в охранной зоне музея-заповедника «Кижи» не оспорен, недействительным не признавался, и доказательств обратного в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Из разъяснений в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно разъяснениям в п. 34 указанного Постановления, наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
При установленных обстоятельствах, учитывая, что доказательств правопритязаний иных лиц на наследство не представлено, как не представлено доказательств принятия наследства иными лицами, со времени открытия наследства указанный дом с относящимися к нему постройками принадлежит истцам как наследникам первой очереди по закону, которые наследство приняли.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Установить факт принадлежности Соколовой Лидии Михайловне договора на строительство индивидуального жилого дома в охранной зоне музея-заповедника «Кижи», заключенного между Государственным историко-архитектурным этнографическим музеем-заповедником «Кижи» и Соколовой Лидией Михайловной.
Установить факт принятия Соколовым Михаилом Леонидовичем, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцем <адрес>, и Маркеловой Ларисой Леонидовной, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженкой <адрес>, наследства по закону после смерти их матери Соколовой Лидии Михайловны, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти Соколовой Лидии Михайловны, умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом 1999 года ввода в эксплуатацию (завершения строительства), общей площадью застройки 39,9 кв.м инвентарный №, расположенный по адресу <адрес> на земельном участке с к.н. № и расположенные на данном земельном участке и относящиеся к указанному жилому дому вспомогательные помещения - веранда 1а общей площадью 34,5 кв.м, веранда 1б общей площадью 22,9 кв.м, надворные постройки – баня размерами 3,36 кв.м х (4,55 м+2,41 м), сарай размерами 3,10 м х 6,10 м, сарай размерами 2,18м х 3,23 м.
Признать за Соколовым Михаилом Леонидовичем, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцем <адрес>, и Маркеловой Ларисой Леонидовной, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженкой <адрес>, право общей долевой собственности по ? доли за каждым на жилой дом 1999 года ввода в эксплуатацию (завершения строительства), общей площадью застройки 39,9 кв.м инвентарный №, расположенный по адресу <адрес> на земельном участке с к.н. № и расположенные на данном земельном участке и относящиеся к указанному жилому дому вспомогательные помещения - веранда 1а общей площадью 34,5 кв.м, веранда 1б общей площадью 22,9 кв.м, надворные постройки – баня размерами 3,36 кв.м х (4,55 м+2,41 м), сарай размерами 3,10 м х 6,10м, сарай размерами 2,18м х 3,23 м, в порядке наследования по закону после смерти их матери Соколовой Лидии Михайловны, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Л.А. Ерохова
Решение в окончательной форме составлено 29 ноября 2019 года.