Судья Назарук Р.В. | номер дела в суде 1 инстанции 2а-307/2018 (13а-67/2020)номер дела в суде 2 инстанции 33а-6743/2020 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 декабря 2020 года город Ханты-Мансийск
Суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Погорельцевой Т.В., рассмотрев представление прокурора на определение Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 сентября 2020 года об отсрочке исполнения решения Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04 июля 2018 года по административному делу по административному иску прокурора Кондинского района к Администрации сельского поселения Леуши о признании незаконным бездействия, обязании произвести техническую оценку, постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности на дороги общего пользования местного значения,
установил:
Администрация сельского поселения Леуши Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа – Югры обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 04 июля 2018 года, которым на администрацию сельского поселения возложена обязанность произвести техническую оценку, постановку на кадастровый учёт и регистрацию права собственности на дороги общего пользования местного значения в п. Леуши, п. Лиственичный, п. Дальний, п. Ягодный в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. 24 сентября 2019 года судебной коллегией по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры была предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 01 сентября 2020 года. В настоящее время зарегистрировано и поставлено на кадастровый учет 28 дорог местного значения. В целях своевременного исполнения решения суда в марте 2020 года администрацией сельского поселения Леуши был заключен предварительный договор на выполнение работ по подготовке межевых и технических планов на 29 дорог. В августе 2020 года к данному договору было составлено дополнительное соглашение об изменении срока выполнения работ в связи с введением ограничительных мер на территории Российской Федерации в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции. 27 августа 2020 года администрацией сельского поселения заключен договор на выполнение работ по изготовлению технических и межевых планов на 7 дорог местного значения со сроком выполнения работ до 31 декабря 2020 года. Процесс проведения технической оценки дорог затрудняется отсутствием правоустанавливающих документов на дороги, которые в 2008 году были переданы в ведение администрации сельского поселения. С учетом перечисленных обстоятельств просит суд предоставить отсрочку исполнения решения Кондинского районного суда от 04 июля 2018 года по делу №2а-307/2018 сроком на 1 год.
Определением Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 сентября 2020 года администрации сельского поселения Леуши предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 29 мая 2020 года.
В представлении прокурор просит определение суда от 07 сентября 2020 года отменить, ссылаясь на его незаконность. В обоснование доводов представления указывает, что своевременных и действенных мер по исполнению решения суда администрацией сельского поселения с сентября 2019 по март 2020 года не принималось.
В возражениях на представление прокурора представитель администрации сельского поселения Леуши по доверенности Вурм М.В. просит определение Кондинского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07 сентября 2020 года оставить без изменения, представление без удовлетворения.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представление прокурора рассмотрено единолично, без проведения судебного заседания.
Проверив материалы, изучив доводы представления прокурора, суд не находит оснований для отмены определения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Исходя из разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года №104-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Таким образом, отсрочка исполнения решения суда возможна лишь при наличии исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения или затрудняющих его исполнение, и лицо, обращающееся с заявлением, должно представить суду доказательства наличия серьезных препятствий и затруднений к совершению исполнительных действий.
Из материалов дела следует, что решением Кондинского районного суда от 04 июля 2018 года на администрацию сельского поселения Леуши возложена обязанность произвести техническую оценку, постановку на кадастровый учёт и регистрацию права собственности в отношении 63 дорог общего пользования местного значения в сп. Леуши, п. Лиственичный, п. Дальний, п. Ягодный в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу Решение суда вступило в законную силу 11 сентября 2018 года.
На основании апелляционного определения суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 сентября 2019 года администрации сельского поселения Леуши предоставлена отсрочки исполнения решения Кондинского районного суда от 04 июля 2018 года сроком до 01 сентября 2020 года.
Материалами дела подтверждается, что администрацией сельского поселения Леуши принимаются меры по исполнению решения суда, в настоящее время зарегистрировано и поставлено на кадастровый учет 24 дороги местного значения (т. 2, л.д. 104-109, т.3 л.д.40-65).
23 марта 2020 года заключен договор с ИП Каландаровым И.С. на выполнение работ по подготовке технических и межевых планов 29 автодорог со сроком исполнения до 31 декабря 2020 года. Дополнительным соглашением к договору срок его исполнения продлен до 23 августа 2021 года в связи с невозможностью исполнения условий договора в период действия ограничительных мероприятий в целях противодействия распространения новой коронавирусной инфекции.
27 августа 2020 года заключен договор с ИП Каландаровым И.С. на выполнение работ по подготовке технических и межевых планов 7 внутрипоселковых дорог со сроком исполнения до 31 декабря 2020 года.
Рассматривая заявление администрации сельского поселения Леуши о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на новый срок, суд первой инстанции, пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции с таким выводом суда соглашается с учетом следующего.
Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Пунктом 7 части 2 статьи 14 того же Федерального закона установлено, что одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В силу части 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», специальным правом на выполнение работ в отношении недвижимого имущества, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе, обладает кадастровый инженер.
Таким образом, деятельность по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении автомобильных дорог не может быть осуществлена администрацией сельского поселения единолично, процесс исполнения судебного акта предполагает обязательное взаимодействие администрации сельского поселения с иными органами, организациями и индивидуальными предпринимателями.
Принимая во внимание изложенное, а также то, что на администрацию сельского поселения возложена обязанность по постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении 63 автомобильных дорог, переданных в муниципальную собственность административного ответчика без правоустанавливающих документов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что исполнение судебного акта предполагает значительный объем работ, финансовых и временных затрат.
Учитывая многоэтапность и продолжительность мероприятий, направленных на выполнение возложенной судом обязанности, а также эпидемиологическую ситуацию в автономном округе и ограничительные меры, введенные в целях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что по настоящему делу имеются обстоятельства, объективно затрудняющие исполнение судебного акта.
Указанные обстоятельства суд апелляционной инстанции считает достаточными для удовлетворения заявления административного ответчика и предоставления отсрочки исполнения решения суда.
В данном случае, по мнению суда, предоставление должнику отсрочки исполнения решения суда сроком до 29 мая 2021 года будет отвечать требованиям справедливости и соразмерности, и не ущемит прав взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Доводов, являющихся основанием для отмены определения суда первой инстанции, представление прокурора не содержит, нарушений норм материального и процессуального закона, являющихся основаниями для отмены определения суда в апелляционном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 311, 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░ ░░ 07 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.