Судья Дивяшова О.В. Дело № 33-10533/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Шишкина И.В., Сидорова П.А.,
при секретаре Настенко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 мая 2015 года апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Московской области на решение Коломенского городского суда Московской области от 11 февраля 2015 года по делу по иску Закутько А.В. к ГБУ здравоохранения Московской области «Коломенская центральная больница» об обязании оказать медицинскую помощь,
заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,
объяснения истца, его представителя, представителей ответчика, третьего лица,
Установила:
Закутько А.В. обратился с иском в суд к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Московской области «Коломенская центральная районная больница», просил обязать ответчика оказать ему медицинскую помощь, а именно: произвести зубопротезирование из драгметаллов с оплатой Министерства здравоохранения Московской области по безналичному расчету.
Требования мотивировал тем, что является ветераном труда. При прохождении планового протезирования в 2012 году, после снятия металлических коронок, у истца были обнаружены противопоказания к обычному зубопротезированию. Заключением врачебной комиссии ГАУЗ МО «Московская областная стоматологическая поликлиника» от 18.06.2012 года ему рекомендовано зубопротезирование из благородных металлов. Медико-технической комиссией при Министерстве социальной защиты населения в ГБУЗ МО «КЦРБ» для заключения договора на предоставление вышеуказанной услуги был получен ответ о невозможности осуществления зубопротезирования драгоценными металлами по безналичному расчету со ссылкой на приказ Минздрава СССР от 11.02.1972 г. № 107 «Об утверждении инструкции о порядке использования и учета стоматологическими учреждениями драгоценных металлов для зубного протезирования». Законом Московской области №36 2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан Московской области», ст.3, в качестве меры социальной поддержки ветеранов труда предусмотрено зубопротезирование, в том числе, в исключительных случаях, изготовление зубных протезов из драгоценных металлов. Истец обратился к ответчику с просьбой оказать медицинскую помощь по зубопротезированию. Письмом от 20.11.2014 г. №1456 ему было оказано в оказании медицинской помощи, ввиду того, что Приказом Минздрава СССР от 11.02.1972 г. № 107 «Об утверждении инструкции о порядке использования и учета стоматологическими учреждениями драгоценных металлов для зубного протезирования» не предусмотрена безналичная форма оплаты данной услуги. В связи с имеющимся заболеванием, отсутствием необходимого зубопротезирования, истец испытывает физические и нравственные страдания, боль, жжение во рту, невозможность полноценного приема пищи, чувство подавленности в результате того, что истец вынужден обращаться в различные организации.
Лечебным учреждением истцу был выставлен предварительный расчет предстоящих затрат по зубопротезированию. Однако при обращении истца к ответчику в 2014 году в зубопротезировании ему было отказано, со ссылкой на инструкцию от 1972 года, которая подразумевает наличный расчет с пациентом. Министерство здравоохранения Московской области также ссылается на данный Приказ от 1972 года. Ссылку ответчика на Приказ от 1972 года считает необоснованной, поскольку существует Закон Московской области «О мерах социальной поддержке отдельных категорий граждан в МО» согласно которого предусмотрена возможность бесплатного протезирования. Считает, что лечебное учреждение обязано оказать ему бесплатную медицинскую помощь по зубопротезированию.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении иска.
Представители ответчика, третьих лиц в судебное заседание не явились.
Решением Коломенского городского суда Московской области от 11.02 2015 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Московской области ставит вопрос об отмене решения.
Проверив законность вынесенного решения по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда.
В письме от 16.01.2006 г. № 105/ЛГ Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации даны разъяснения по вопросам предоставления бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов отдельным категориям граждан согласно которым, меры социальной поддержки и объем натуральных льгот, в частности, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов для лиц, находящихся в региональном регистре, относятся к компетенции субъектов Российской Федерации и определяются соответственно законом данного региона и осуществляются за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в установленном порядке.
Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2012 N 1255/37 " утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области" ( далее Порядок)
В соответствии с Порядком мера социальной поддержки по зубопротезированию предоставляется по месту жительства заявителя медицинской организацией, включенной в перечень, утвержденный центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере здравоохранения (далее - Перечень), на основании справки о предоставлении меры социальной поддержки по зубопротезированию, представляемой получателем в медицинскую организацию (далее - Справка), выданной территориальным структурным подразделением Министерства социальной защиты населения Московской области (далее - территориальное структурное подразделение Министерства). (п. 4 в ред. постановления Правительства МО от 30.12.2014 N 1186/52)
В целях реализации постановления Правительства Московской области от 02.10.2012 N 1255/37 "Об утверждении порядков предоставления мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области" и повышения эффективности использования средств бюджета Московской области приказом Министерства здравоохранения Московской области № 443 от 25.04.2013. утвержден Перечень лечебно-профилактических учреждений Московской области, осуществляющих бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов отдельным категориям граждан, в отношении которых приняты меры социальной поддержки
В данном Перечне ГБУЗ «Коломенская центральная районная больница» поименована в качестве профилактического учреждения.
Судом установлено, что истец является ветераном труда. При прохождении планового зубопротезирования в 2012 году, после снятия металлических коронок, у истца были обнаружены противопоказания к обычному протезированию. Заключением врачебной комиссии ГАУЗ МО «Московская областная стоматологическая поликлиника» от 18.06.2012 г. истцу рекомендовано протезирование из благородных металлов.
Истец обратился в ГБУЗ «Коломенская центральная больница» для предоставления ему мер социальной поддержки по зубопротезированию из дорогостоящих материалов.
30.12.2013 г. истцом был получен ответ, согласно которому Коломенское УСЗН согласно предоставить истцу меры социальной поддержки в виде бесплатного протезирования. Однако медицинское учреждение своим письмом от 20.11.2014 г. №1456 отказало в оказании медицинской помощи, со ссылкой на Приказ Министерства здравоохранения СССР от 11.02.1972 г. № 107 «Об утверждении инструкции о порядке использования и учета стоматологическими учреждениями драгоценных металлов для зубного протезирования».
В материалы дела представлена переписка между Министерством социальной защиты населения Московской области и Министерством здравоохранения Московской области по вопросу зубопротезирования Закутько А.В. по безналичному расчету.
В письме от 07.08.2014 г. Министерство здравоохранения Московской области не рекомендовало руководству муниципальной медицинской организации нарушать нормы и положения действующих нормативных актов.
В силу пункта 2 Порядка Мера социальной поддержки по зубопротезированию предоставляется следующим категориям граждан.
а) ветеранам труда - лицам, имеющим статус ветерана труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Для зубопротезирования из дорогостоящих материалов получателем (представителем) дополнительно представляется заявление на имя председателя Комиссии и заключение экспертной комиссии Московской областной стоматологической поликлиники о диагнозе, плане лечения, наличии у получателя медицинских противопоказаний по протезированию обычными материалами, а также о предварительной стоимости зубопротезирования. ( п. 6 Порядка).
Согласно пункту 13 Порядка решение о предоставлении меры социальной поддержки по зубопротезированию либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по зубопротезированию принимается руководителем территориального структурного подразделения Министерства в течение 5 рабочих дней со дня обращения.
Решение о предоставлении меры социальной поддержки по зубопротезированию из дорогостоящих материалов принимается Комиссией в течение 10 рабочих дней со дня обращения и направляется в территориальное структурное подразделение Министерства или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (по выбору заявителя) в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. (в ред. постановлений Правительства МО от 18.07.2014 N 557/27, от 30.12.2014 N 1186/52)
Решение об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по зубопротезированию, в том числе из дорогостоящих материалов, принимается в случае:
а) отсутствия у получателя права на получение меры социальной поддержки по зубопротезированию в соответствии с Законом Московской области N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" и Законом Московской области N 105/2014-ОЗ "О статусе лиц, удостоенных почетного звания "Почетный гражданин Московской области"; (подп. "а" в ред. постановления Правительства МО от 30.12.2014 N 1186/52)
б) несоответствия документов, представленных получателем (представителем), по форме или содержанию законодательству Российской Федерации. Отказ в предоставлении меры социальной поддержки по зубопротезированию, в том числе из дорогостоящих материалов, может быть обжалован в вышестоящий орган и (или) в суд. ( п. 14 Порядка).
Разрешая спор по существу и удовлетворяя требования, суд первой инстанции, проанализировав нормы действующего законодательства, пришел к выводу о том, что отказ профилактического учреждения по зубопротезированию является необоснованным, а истец имеет право на бесплатное зубопротезирование.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку истцом соблюден установленный законом порядок получения льготы, а мера социальной поддержки по зубопротезированию предоставляется гражданам путем предоставления соответствующей услуги с последующей компенсацией затраченных денежных средств непосредственно лечебному учреждению.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Между тем в целях обеспечения ясности, однозначности и исполнимости решения суда первой инстанции его резолютивная часть подлежит изменению с указанием о том, что Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Коломенская центральная больница» обязана предоставить Закутько А.В. меры социальной поддержки по зубопротезированию из дорогостоящих материалов.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Коломенского городского суда Московской области от 11 февраля 2015 года изменить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области «Коломенская центральная больница» предоставить Закутько А.В. меры социальной поддержки по зубопротезированию из дорогостоящих материалов.
Апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Московской области оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи