Решение по делу № 2-343/2024 от 17.06.2024

Дело № 2-343/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2024 г.             с. Турочак

Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Албанчиновой К.В.,

при секретаре Вайзингер М.В.,

с участием процессуального истца – помощника прокурора Турочакского района Республики Алтай Бедарева А.И.,

представителя ответчика администрации МО «Турочакский район» Скляровой О.Н., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

ответчика Напалковой З.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Турочакского района в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Турочакский район», Напалковой З.С. о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Турочакского района в интересах неопределенного круга лиц, в публичных интересах МО «Турочакский район обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией муниципального образования «Турочакский район» в лице главы муниципального образования «Турочакский район» <данные изъяты> и Напалковой З.С. был заключен договор аренды земельного участка , в соответствии с которым арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок, общей площадью 1080 кв.м, с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> В, сроком на 20 лет. Разрешенное использование – для личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов. Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке. Земельный участок находится в муниципальной собственности. Проверкой установлено, что земельный участок с кадастровым номером был предоставлен по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Турочакский район» на основании извещения, опубликованного в газете «Истоки плюс» (350) от ДД.ММ.ГГГГ и на официальном сайте torgi.gov.ru. Однако, в результате мониторинга официального сайта администрации МО «Турочакский район» установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ администрация МО «<адрес>» не обеспечила размещение извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером на официальном сайте администрации МО «Турочакский район». Несоблюдение процедуры размещения информации о предоставлении земельного участка на официальном сайте органа местного самоуправления ущемляет законные права и интересы лиц, заинтересованных в приобретении данного имущества, препятствует обеспечению равных возможностей граждан и юридических лиц на приобретение муниципального имущества. Оспариваемый договор заключен с нарушением требований пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку заключен в нарушение установленной процедуры опубликования информации о возможности предоставления земельного участка. Таким образом, оспариваемый договор аренды земельного участка, противоречит приведенным выше нормам права, нарушает публичные интересы и права неопределенного круга лиц на использование арендованного земельного участка в соответствии с требованиями закона. На основании изложенного прокурор просит суд признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией муниципального образования «Турочакский район» и Напалковой З.С.; применить последствия недействительности ничтожной сделки – договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, путем передачи по акту приема-передачи земельного участка с кадастровым номером уполномоченному органу исполнительной власти – МО «Турочакский район» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу; указать, что решение суда является основанием для аннулирования (погашения) в ЕГРН записи о праве аренды в отношении указанного земельного участка в пользу Напалковой З.С.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Турочакского района Республики Алтай Бедарев А.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «Турочакский район» Склярова О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что при заключении договора аренды земельного участка извещение было опубликовано в газете «Истоки плюс» и на официальном сайте torgi.gov.ru. Газета истоки плюс также размещается в электронном виде на сайте администрации Мо «Турочакский район», где все желающие имеют возможность ознакомится с информацией о предоставлении земельных участков, о проведении аукциона. При этом администрация района руководствовалась п.7 ст.56 Устава МО «Турочакский район».

Ответчик Напалкова З.С. исковые требования не признала, пояснила, что ошибку допустила администрация района, по их вине она лишается земельного участка, обо всех нюансах она не знала.

Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В п. п. 1, 3 ст. 166 ГК РФ указано, что сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.

Положения п. п. 1 - 2 ст. 167 ГК РФ предусматривают, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.

При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В п. 2 ст. 168 ГК РФ закреплено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование (п.1 ст.39.1 Земельного кодекса РФ).

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган) (ст. 39.2 Земельного кодекса РФ).

В ст. 1 ЗК РФ приведены принципы земельного законодательства, одним из которых является принцип участия граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю. Согласно данному принципу граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.

Статья 39.18 ЗК РФ предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих интересы населения, религиозных организаций и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 года №909 «Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее официальный сайт) для размещения информации о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, определен адрес сайта www.torgi.gov.ru.Из приведенных правовых норм следует, что обязанность органа местного самоуправления информировать население о предстоящем предоставлении земельного участка обусловлена реализацией принципа публичности, который обеспечивает прозрачность процедуры предоставления участка, информированность населения о предстоящем предоставлении участка, создает возможность заинтересованным лицам заявить о нарушении их прав предстоящим предоставлением участка либо заявить о своих правопритязаниях на земельный участок.

Основной задачей органа местного самоуправления является информирование максимально большого количества физических и юридических лиц о предстоящем предоставлении участка, поскольку опубликование информации о предстоящем предоставлении участка выступает одним из этапов процедуры предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Само по себе предварительное согласование предполагает выяснение у населения мнения относительно возможного предоставления участка, поэтому последующее предоставление участка (принятие постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, постановления о передаче участка в аренду, заключение договора аренды) возможно только после публикации соответствующего извещения и при отсутствии возражений со стороны физических и юридических лиц. Нарушение приведенного порядка информирования населения влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, заинтересованных в получении соответствующей информации.

В судебном заседании установлено, что извещение о предстоящем предоставлении спорного земельного участка было размещено администрацией МО «Турочакский район» в выпуске газеты «Истоки» (350) от ДД.ММ.ГГГГ.

Размещение информация о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в аренду в соответствии с требованиями земельного законодательства на официальном сайте www.torgi.gov.ru сторонами не оспаривается.

ДД.ММ.ГГГГ Трифонова (после заключения брака Напалкова) З.С. обратилась в администрацию МО «Турочакский район» с заявлением о предварительном согласовании предоставлении земельного участка в <адрес> В, площадью 1080 кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Турочакский район» принято постановление о предоставлении Напалковой З.С. земельного участка на праве аренды сроком на 20 лет, с кадастровым номером , площадью 1080 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> В, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Турочакский район» и Напалковой З.С. заключен договор аренды указанного земельного участка, который ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Управлении Росреестра по Республике Алтай за номером .

Земельный участок находится в муниципальной собственности.

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в результате мониторинга официального сайта администрации МО «Турочакский район» установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 39.18 ЗК РФ администрация МО «Турочакский район» не обеспечила размещение извещения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером на официальном сайте администрации МО «Турочакский район».

Земельный участок с кадастровым номером был предоставлен по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Турочакский район» на основании извещения, опубликованного в газете «Истоки плюс» (350) от ДД.ММ.ГГГГ и на официальном сайте www.torgi.gov.ru.

Прокурором Турочакского района ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о.главы администрации МО «Турочакский район» был направлен запрос о предоставлении сведений о размещении информации на официальном сайте администрации района во вкладке «извещения о предоставлении земельных участков» о предоставлении на праве аренды земельных участков с кадастровыми номерами , , , , , , , , .

Из информации администрации МО «Турочакский район» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что публикация о предоставлении указанных в запросе земельных участков на праве аренды на сайте администрации МО «Турочакский район» Республики Алтай в сети Интернет по адресу https://turochak-altai.ru не публиковалась.

Таким образом, судом установлено, что администрацией МО «Турочакский район» извещение о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в аренду, в нарушение ст. 39.18 ЗК РФ, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанное извещение не размещалось.

Доводы представителя стороны ответчика о том, что информация о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в аренду была размещена в соответствии с требованиями земельного законодательства на официальном сайте администрации района в электронной версии газеты «Истоки плюс» и на официальном сайте www.torgi.gov.ru, судом не могут быть приняты во внимание, поскольку из исследованных в судебном заседании материалами дела установлено, что извещение о предстоящем предоставлении спорного земельного участка в аренду, в нарушение ст. 39.18 ЗК РФ, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанное извещение не размещалось.

Опубликование извещения о предстоящем предоставлении земельного участка в газете «Истоки плюс» (также в его электронной версии на сайте МО «Турочакский район»), размещение на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru. не обеспечило доступности информации о предоставлении участка, привело к ограничению числа лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка либо имеющих намерения заявить возражения относительно размещения на участке конкретных объектов.

Несоблюдение процедуры размещения информации о предоставлении земельного участка на официальном сайте органа местного самоуправления ущемляет законные права и интересы лиц, заинтересованных в приобретении данного имущества, препятствует обеспечению равных возможностей граждан и юридических лиц на приобретение муниципального имущества.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что при предоставлении земельного участка в аренду Напалковой З.С. администрацией МО «Турочакский район» были нарушены права неопределенного круга лиц на получение соответствующих сведений.

Размещение информации в выпуске местной газеты (в том числе в электронной версии), само по себе создает для физических и юридических лиц разные условия для участия в обсуждении вопроса о возможности предоставления земельного участка.

Порядок предоставления земельного участка нарушен, следовательно, договор аренды земельного участка, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Турочакский район» и Напалковой З.С. не соответствует требованиям закона и нарушает публичные интересы.

Поскольку договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключен в нарушение требований закона, договор аренды земельного участка в силу части 2 ст. 168 ГК РФ является недействительным и влечет прекращение права аренды.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности, а также положения статей 166, 167, 168 ГК РФ, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

На основании ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Поскольку договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между администрацией МО «Турочакский район» и Напалковой З.С. является ничтожным, следует признать незаконной государственную регистрацию указанной сделки на земельный участок с кадастровым номером и исключить запись о государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Следовательно, необходимо применить последствия недействительности ничтожной сделки договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ путем передачи по акту приема-передачи земельного участка с кадастровым номером МО «Турочакский район».

Частью 3 ст. 144 ГПК РФ предусмотрено, что при удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о сроке возложения обязанности на ответчика <данные изъяты> возвратить МО «Турочакский район» по акту приема-передачи земельный участок, суд полагает разумным и достаточным срок возложения обязанности в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Турочакского района в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Турочакский район» (ОГРН 1030400607885, ИНН 0407005789), Напалковой Нвапалковой З.С. (паспорт <данные изъяты>) о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности договора аренды, удовлетворить.

Признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией МО «Турочакский район» и Напалковой З.С..

Применить последствия недействительности ничтожной сделки договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ путем передачи по акту приема-передачи земельного участка с кадастровым номером уполномоченному органу исполнительной власти - МО «Турочакский район в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу, погасить запись о государственной регистрации о праве аренды Напалковой З.С. на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1080 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре недвижимости.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о прекращении государственной регистрации договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Меры по обеспечению иска, наложенные определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ, в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай совершать регистрационные действия с земельным участком с кадастровым номером: , сохранить до исполнения решения суда, по исполнении решения суда отменить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2024 года.

Судья                          К.В. Албанчинова

2-343/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Турочакского района
Ответчики
Администрация МО "Турочакский район"
Напалкова Златославна Сергеевна
Суд
Турочакский районный суд Республики Алтай
Судья
Албанчинова К.В.
Дело на странице суда
turachaksky.ralt.sudrf.ru
17.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2024Передача материалов судье
18.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее