Дело №2-610/2024 Председательствующий - судья Позинская С.В.
УИД 32RS0027-01-2023-004164-38
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-3236/2024
г.Брянск 15 октября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Богородской Н.А.,
судей Алейниковой С.А., Фроловой И.М.,
при секретаре Антюховой Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Брянской области Коломоец Т.В. на решение Советского районного суда г.Брянска от 4 апреля 2024 года по иску Порхуна Сергея Анатольевича к Военному комиссариату Брянской области о признании незаконным отказа по выплате пенсии, взыскании невыплаченной пенсии.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения представителя военного комиссариата Брянской области Коломоец Т.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Порхуна С.А., его представителя Рубиса В.М., судебная коллегия
установила:
Порхун С.А. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что с 13 мая 2011 года является получателем пенсии за выслугу лет, предусмотренной п. «а» статьи 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Пенсия ему выплачивалась Военным комиссариатом Архангельской области по месту жительства.
11 ноября 2021 года он переехал на постоянное место жительство в г.Брянск, в связи с чем 16 ноября 2021 года обратился в Военный комиссариат Брянской области с заявлением о возобновлении выплаты пенсии.
7 декабря 2021 года его пенсионное дело поступило в Военный комиссариат Брянской области из Военного комиссариата Архангельской области.
Однако 26 ноября 2021 года он выехал на территорию Житомирской области Республики Украина навестить родственников, выехать обратно не удалось в связи с началом 24 февраля 2022 года специальной военной операции.
16 февраля 2023 года через Венгрию он въехал на территорию Российской Федерации.
28 февраля 2023 года обратился в Военный комиссариат Брянской области с заявлением о возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет.
Выплата пенсии была возобновлена с момента возвращения на территорию Российской Федерации, то есть с 16 февраля 2023 года.
7 июня 2023 года он обратился в Военный комиссариат Брянской области с заявлением об обеспечении его пенсией за период с 1 декабря 2021 года по 15 февраля 2023 года, однако ответом от 22 июня 2023 года ему отказано в удовлетворении заявления ввиду того, что для решения вопроса о выплате пенсии за указанный период необходимо предоставить справку о неполучении им пенсии за данный период на территории Украины.
Порхун С.А. просил суд признать незаконным отказ военного комиссариата Брянской области от 22 июня 2023 года в выплате ему пенсии за выслугу лет, предусмотренной п. «а» ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года за период с 1 декабря 2021 года по 15 февраля 2023 года; взыскать с Военного комиссариата Брянской области в его пользу задолженность в связи с невыплатой ему пенсии за выслугу лет за указанный период.
Решением суда от 4 апреля 2024 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным отказ военного комиссариата Брянской области от 22 июня 2023 года в выплате Порхуну С.А. пенсии за выслугу лет, предусмотренной п. «а» ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I, за период с 7 декабря 2021 года по 15 февраля 2023 года.
Взыскал с Военного комиссариата Брянской области в пользу Порхуна С.А. задолженность в связи с невыплатой ему пенсии за выслугу лет, предусмотренной п. «а» ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I, за период с 7 декабря 2021 года по 15 февраля 2023 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Брянской области Коломоец Т.В. просила отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, указывая в доводах, что в спорный период истец постоянно проживал в Украине, его регистрация по адресу: <адрес>, без подтверждения фактического проживания не дает оснований для выплаты пенсии за спорный период. Доказательств того, что истец не имеет право на пенсию и не получал ее на территории Украины, не представлено.
В письменных возражениях представитель Порхуна С.А. – Рубис В.М. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что с 13 мая 2011 года по настоящее время Порхун С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
С 25 июня 2002 года по 11 ноября 2021 года он был зарегистрирован по адресу: <адрес>.
С 11 ноября 2021 года по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>.
27 октября 2021 года истец обратился в Военный комиссариат городов Архангельск и Новодвинск, Приморского и Соловецкого районов Архангельской области с заявление о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет с ноября 2021 года в связи с переездом к новому месту жительства: <адрес>. Пенсионное дело просил направить в военный комиссариат по Брянской области.
Военным комиссариатом Архангельской области истцу выплачена пенсия по 30 ноября 2021 года.
16 ноября 2021 года истец обратился в ОПФР по Брянской области с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, военнослужащим (без ФВ) (ч.6 ст.3 №166-ФЗ).
В тот же день истец обратился к военному комиссару города Брянска по вопросу возобновления выплаты пенсии с 1 декабря 2021 года в связи с переездом к новому месту жительства.
16 ноября 2021 года военный комиссариат города Брянска истребовал пенсионное дело истца в военном комиссариате Архангельской области.
18 ноября 2021 года руководителем территориального органа ПФР принято решение о приостановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии.
19 ноября 2021 год пенсионное дело истца направлено в военный комиссариат Брянской области и получено им 7 декабря 2021 года.
15 декабря 2021 года врио военного комиссара Брянской области обратился к Военному комиссару города Брянска с указанием проверить регистрацию, проживание и право истца на пенсию по месту фактического жительства, в связи с поступлением в военный комиссариат Брянской области из военного комиссариата Архангельской области пенсионного дела истца.
17 февраля 2022 года руководителем территориального органа ПФР принято решение о восстановлении срока рассмотрения заявления об установлении (выплате) пенсии.
Из переписки военного комиссара (города Брянска Брянской области) Военному комиссару Брянской области следует, что истец с 15 декабря 2021 года по 28 февраля 2023 года в военный комиссариат (города Брянска Брянской области) не обращался, на телефонные звонки не отвечает, на письменное приглашение на служебный прием в отделение социального и пенсионного обеспечения военного комиссариата не являлся, письма направленные по адресу регистрации истца возвращены по истечении срока хранения на почте.
Из акта Военного комиссариата (города Брянска Брянской области) проверки фактического проживания от 28 декабря 2022 года следует, что истец на день проверки по адресу: <адрес>, отсутствует. Соседка из квартиры №25 сообщила, что истец вместе с супругой выехали к родственникам и в течение этого года (2022 год) не появлялись. Она по договорённости с истцом производит оплату коммунальных услуг за квартиру по вышеуказанному адресу.
Из акта Военного комиссариата (города Брянска Брянской области) проверки фактического проживания от 21 февраля 2023 года следует, что истец на момент проверки находился дома по адресу: <адрес>. Проживает в двухкомнатной квартире с супругой, квартира находится в собственности пенсионера.
28 февраля 2023 года истец обратился в военный комиссариат (города Брянска Брянской области) с заявлением о возобновлении пенсии за выслугу лет. В объяснениях указал, что прибыл в г.Брянск на постоянное место жительство, зарегистрирован с 11 ноября 2021 года. В связи с тем, что его пенсионное дело не пришло из Архангельска решил с женой посетить родственников, проживающих на территории Республики Украина, однако вернуться в связи с проведением на территории Украины специальной военной операции не мог в связи с проверкой документов, возможность покинуть территории Украины у него возникла только в феврале 2023 года.
10 марта 2023 года принято решение о продлении выплаты пенсии истцу за выслугу лет в связи с переездом в пределах территории Российской Федерации с 16 февраля 2023 года.
7 июня 2023 года истец обратился к военному комиссару Брянской области с заявлением о выплате ему пенсии за период с декабря 2021 года по февраль 2023 года в связи с нахождением в зоне СВО.
22 июня 2023 года в ответе военный комиссариат Брянской области указал, что для решения вопроса о выплаты пенсии за период с 1 декабря 2021 года по 15 февраля 2023 года истцу необходимо предоставить справку из Украины о неполучении им пенсии в указанный период на территории Украины.
Согласно справке от 11 декабря 2023 года, сумма пенсии истца за период с 1 декабря 2021 года по 15 февраля 2023 года составляет 1 053 587,61 руб.
Из загранпаспорта истца следует, что ДД.ММ.ГГГГ 2021 года он прибыл на территории Республики Украина, покинул территорию Украины ДД.ММ.ГГГГ 2023 года, пересёк границу Венгрии ДД.ММ.ГГГГ 2023 года, въехал на территорию Российской Федерации 16 февраля 2023 года.
Кроме того, по делу установлено, что истец состоит в браке с ПЛП с 21 августа 1982 года, супруги являются родителями: ПТС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ПАС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На территории Республики Украина в <адрес> проживают родители супруги истца КНУ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, КПУ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ПТС
Сын истца ПАС, умерший ДД.ММ.ГГГГ, захоронен на кладбище в <адрес>.
Согласно справке от 23 ноября 2023 года, истец проживал с 21 декабря 2021 года по 1 февраля 2023 года без регистрации по адресу: <адрес>.
25 февраля 2024 года супруги Порхун намеривались покинуть территории Республики Украина, что подтверждается перепиской в социальной сети WhatsApp и чеком по операции от 18 февраля 2022 года по оплате маршрутного такси по маршруту <адрес>-Брянск.
Однако, на основании обращения Президента РФ и постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22 февраля 2022 года №35-СФ «Об использовании Вооружённых Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» с 24 февраля 2022 года началась специальная военная операция на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. В ответ на указанные события недружественными государствами и подконтрольными им международными организациями были приняты многочисленные меры ограничительного характера в отношении Российской Федерации, а также ее физических и юридических лиц.
Допрошенная судом первой инстанции в качестве свидетеля супруга истца ПЛП подтвердила доводы истца о том, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находились на территории Республики Украина у родственников. Указала, что пенсию Порхун С.А. на территории Украина не получал. С момента начала проведения СВО покинуть территории Украины не могли в связи с доскональной проверкой документов службами Украины, враждебном отношении граждан Украины к гражданам России. Возможность покинуть территорию Украины появилась в феврале 2023 года, в связи с ослаблением контроля со стороны Украины по передвижению граждан через третью страну Венгрию.
Допрошенная судом первой инстанции в качестве свидетеля КЕВ, проживающая по адресу: <адрес>, пояснила, что является соседкой истца, который является собственником <адрес> 2021 года. В ноябре 2021 года Порхун С.А. дал ей ключи от своей квартиры и денежные средства для оплаты коммунальных услуг, сказал, что вместе с женой едут на Украину посетить родственников. Во время отсутствия истца приходила женщина из Военкомата, которой она сообщила, что Порхун С.А. с женой находится на территории Украины и из-за СВО не могут её покинуть.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 56, 58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 года №1-П, оценив представленные доказательства в их совокупности, исходил из того, что истец является гражданином Российской Федерации, доказательств, подтверждающих его выезд на территорию иностранного государства с целью постоянного проживания, не представлено, в связи с началом специальной военной операции на территории Украины, которая относится к не зависящим от воли истца обстоятельствам, у последнего отсутствовала возможность вернуться на территорию Российской Федерации, в связи с чем, учитывая обращение истца в военный комиссариат по вопросу возобновления выплаты пенсии до отъезда на территорию Украины и отсутствие оснований для выплаты ему пенсии как гражданину Российской Федерации на территории Украины, пришел к выводу о признании незаконными действия военного комиссариата Брянской области об отказе в выплате истцу пенсии за период с 7 декабря 2021 года по 15 февраля 2023 года.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах по делу, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Исходя из пункта "а" части 1 статьи 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1) пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил РФ, осуществляется Министерством обороны РФ.
Согласно части первой статьи 51 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в том числе в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть третья статьи 51 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1).
В силу части первой статьи 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 выплата пенсий, предусмотренных этим законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в статье 11 этого же закона, через публичное акционерное общество "Сбербанк России" путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания (часть девятая статьи 56 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1).
Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.
Приостановление выплаты страховой пенсии производится в случае поступления документов о выезде пенсионера на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации в иностранное государство, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, согласно которому обязательства по пенсионному обеспечению несет государство, на территории которого пенсионер проживает, и отсутствия документов, подтверждающих, что пенсионер не имеет права на пенсию на территории указанного государства, - на шесть месяцев начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором поступили указанные документы (пункт 5 части 1 статьи 24 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ).
Доказательств того, что истец выехал на территорию иностранного государства на постоянное жительство, ответчиком не представлено и судом не установлено.
Сам по себе факт проживания истца на территории Украины и временное отсутствие по месту регистрации в Российской Федерации не могут свидетельствовать о перемене им постоянного места жительства и служить основанием для ограничения его права на получение назначенной пенсии за выслугу лет.
Факт обращения истца 16 ноября 2021 года в военный комиссариат по вопросу возобновления выплаты пенсии с 1 декабря 2021 года в связи с переездом к новому месту жительства подтвержден материалами дела, о чем также свидетельствует направленный в этот же день в военный комиссариат Архангельской области запрос об истребовании пенсионного дела истца, в связи с чем доводы апелляционной жалобы об обратном отклонятся судебной коллегией.
При этом судебная коллегия отмечает, что при обращении в военный комиссариат истцу не было дано разъяснение, что для возобновления выплаты пенсии необходимо написать соответствующее письменное заявление.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, не влияют на правильность принятого судом решения, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 4 апреля 2024 года без изменения, апелляционную жалобу представителя военного комиссариата Брянской области Коломоец Т.В. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г.Брянска в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Председательствующий Н.А. Богородская
Судьи областного суда С.А. Алейникова
И.М. Фролова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22 октября 2024 года