Решение по делу № 12-533/2021 от 30.07.2021

Дело № 12-533/2021 ...

Р Е Ш Е Н И Е

31 августа 2021 года г.Пермь

Судья Дзержинского районного суда г.Перми Мухина Е.В.,

при ведении протокола секретарем Корековой Д.С.,

с участием защитника АО «Транснефть-Прикамье» Захаровой Н.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Акционерного общества «Транснефть-Прикамье» Галиева Р.А. на постановление старшего государственного инспектора охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

В Дзержинский районный суд г. Перми поступила жалоба Акционерного общества «Транснефть-Прикамье» на постановление старшего государственного инспектора охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ по факту несвоевременного предоставления полной и достоверной информации о вредном воздействии на окружающую среду.

Дата в суд поступили дополнения об оспаривании представления об устранении причин и условий от Дата

В судебном заседании защитник Захарова Н.В. доводы жалобы поддержала, пояснила, что обществом исполнен порядок передачи сообщений об инцидентах, произошедших на объектах, все сообщения, в том числе, сообщение о розливе нефти, произошедшем Дата, уполномочено передавать юридическое лицо АО «Транснефть-Прикамье» за подписью генерального директора, расположенного в г.Казань, настаивает на признании незаконным и отмене представления.

Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора о дате судебного заседания извещено, от государственных инспекторов Союстовой А.А. и Столбова А.В. вернулись уведомления о вручении корреспонденции. Ходатайств не направили.

Заслушав участвующее в деле лицо, исследовав материалы дела, дела об административном правонарушении Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно статье3указанного закона одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Под экологической информацией, по смыслу статьи8.5 КоАПРФ, подразумевается информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду. Экологическая информация должна быть полной и достоверной. Достоверной является заведомо не искаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы и другие лица. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Полной считается информация, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые обеспечивают доступность экологической информации. Право на предоставление такой информации декларировано в ст. 42 Конституции Российской Федерации, согласно которой, каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей8.5 КоАПРФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица, которые обязаны сообщать экологическую информацию в установленных законом случаях и сроки.

Из материалов дела следует, что Дата местного времени от ГУ МЧС России по Пермскому краю на телефон оперативного дежурного Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступила информация об инциденте на магистральном нефтепроводе с изливом нефти АО «Транснефть-Прикамье» в 3,5 км юго-западнее ... Излив нефти 9,6 м. куб., инцидент произошел Дата в 6.12 местного времени.

В ходе рейдовой проверки Дата, проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Чернова Г.В. от Дата , должностным лицом Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведен осмотр участка магистрального нефтепровода «Холмогоры–Клин». При осмотре обнаружен участок нарушенной земли площадью 1091 кв.м., содержащий следы загрязнения нефтепродуктами, площадь загрязнения 185,77 кв.м. На акватории Воткинского водохранилища установлены боновые заграждения. В ликвидации последствий инцидента участвовало 40 единиц техники с логотипом «Транснефть-Прикамье»

Представитель АО «Транснефть-Прикамье» пояснил, что инцидент произошел на узле технологических задвижек, который принадлежит АО «Транснефть-Прикамье».

Специалистами филиала ЦЛАТИ по Пермскому краю произведен отбор проб почвы и воды в Воткинском водохранилище.

На момент проведений рейдовых мероприятий информация об инциденте в адрес Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не поступала.

Начальником Удмуртского районного нефтепроводного управления (филиал АО «Транснефть-Прикамье» Меджитовым А.Р. подготовлены возражения на протокол, согласно которым в действиях АО «Транснефть-Прикамье» отсутствует состав административного правонарушения, АО «Транснефть-Прикамье» в течение 24 часов было подготовлено и направлено в установленном порядке оперативное сообщение об инциденте в органы, установленные п. 6 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480.

В связи с этим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Сушко О.С. Дата в отношении АО «Транснефть-Прикамье» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьёй8.5КоАП РФ, и Дата старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Столбовым А.В вынесено обжалуемое постановление , а также Дата – представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Между тем, должностными лицами не учтено следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический надзор рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные, в том числе ст. 8.5 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ, рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе, в том числе, государственные инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Приказом Росприроднадзора от 25.08.2016 № 557 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю», изданным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452 «О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» и приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 марта 2016 г. № 98 «Об утверждении типовых положений о территориальных органах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» утверждено, что деятельность Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю распространяется на Пермский край.

На основании Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 342 утверждена Схема размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Приказом Росприроднадзора от 27.08.2019 № 495 «Об утверждении Положения о Западно-Уральском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» утверждены территории, на которые распространяется деятельность Управления - Пермский край, Кировская область, Удмуртская Республика.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

В соответствии с частью 2 статьи2.1КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно представленной схеме оповещения (передачи информации) об инцидентах, произошедших на объектах Удмуртского районного нефтепроводного управления (филиала АО «Транснефть-Прикамье»), передача информации (в том числе, о негативном воздействии на окружающую среду) возложена на диспетчера ТДП АО «Транснефть-Прикамье».

Объективная сторона ст. 8.5 КоАП РФ выражается в сокрытии и искажении экологической информации. При этом действия могут заключаться в использовании методов, приемов и способов, запрещенных или противоречащих требованиям действующего законодательства, а бездействие будет выражаться в невыполнении виновным лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими правилами, установленными в сфере обращения опасных веществ и объектов. Под сокрытием имеется в виду утаивание, не доведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении. Под искажением следует понимать предоставление заведомо ложных либо неполных сведений.

По сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц, местом нахождения общества является: Адрес

Таким образом, местом совершения правонарушения является: Адрес

АО «Транснефть-Прикамье» обязано немедленно, достоверно и в полном объеме сообщить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан о загрязнении, произошедшем в связи с работами на нефтепроводе.

Данная информация должностными лицами Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не проверялась.

Вместе с тем, материалы дела рассмотрены должностным лицом Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, полномочия которого на территорию республики Татарстан не распространяются.

Одновременно с постановлением должностным лицом было вынесено в порядке ст. 29.13 КоАП РФ представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляется в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.

Представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 АПК РФ.

Внесение представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, урегулировано статьей 29.13 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 указанной статьи судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Нормы указанной статьи и главы 30 КоАП РФ не предусматривают порядка отдельного обжалования представления по делу об административном правонарушении, неразрывно связанного с конкретным делом об административном правонарушении, оно не может быть предметом самостоятельного обжалования.

Предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением в порядке, предусмотренном главой 30 названного Кодекса.

Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении юридического лица настоящего дела об административном правонарушении, имели место Дата

Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек на момент рассмотрения настоящей жалобы.

Допущенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к имеющим фундаментальный, принципиальный характер существенным нарушениям, повлиявшим на исход дела.

Однако поскольку в настоящее время исключена возможность устранения допущенной ошибки путем возвращения дела на новое рассмотрение в уполномоченный орган, в связи с истечением установленного для данной категории дел частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности, производство по делу возобновлено быть не может.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Жалобу генерального директора акционерного общества «Транснефть Прикамье» удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ, акционерного общества «Транснефть-Прикамье», представление об устранении причин и условий от Дата отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение в срок 10 дней с момента получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Копия верна

Судья Е.В. Мухина

12-533/2021

Категория:
Административные
Ответчики
АО "Транснефть-Прикамье"
Другие
Захарова Наталья Викторовна
Союстова Алена Александровна -консультант межрегионального отдела правового, кадрового обеспечения, профилактики коррупционных и иных правонарушений
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Мухина Е.В
Статьи

8.5

Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
02.08.2021Материалы переданы в производство судье
31.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
08.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее