Именем Российской Федерации
пгт. Климово 04 марта 2016 года
Климовский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего федерального судьи Марковой Л.С.,
при секретаре Бондаревой Е.М.,
с участием истца Филоновой Е.В.,
представителя ответчика ГУ УПФР в городском округе пгт. Климово и Климовском муниципальном районе - Мазур С.Н., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филоновой Е.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда России в городском округе пгт. Климово и Климовском муниципальном районе Брянской области (далее ГУ - УПФР в г.о. пгт. Климово и Климовском муниципальном районе, Пенсионный фонд) о признании права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР в г.о. пгт. Климово и Климовском муниципальном районе Брянской области о признании за ней права на назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на семь лет.
В обоснование требований Филонова Е.В. в иске указала, что она с ____/____/_____ по ____/____/_____ была зарегистрирована и проживала в ......................, относившемся к зоне РЗ № 2 отселения. С ____/____/_____ по ____/____/_____ она постоянно проживала в населенном пункте ......................, отнесенном к зоне РЗ № 3 с правом на отселение. С ____/____/_____ по настоящее время постоянно проживает и зарегистрирована в ......................, отнесенном к зоне проживания РЗ № 3 с правом на отселение.
С ____/____/_____ по ____/____/_____ она работала учителем в Сытобудской средней школе в ......................, а с ____/____/_____ по настоящее время работает тренером - преподавателем в МБОУДОД «Климовская детско - юношеская спортивная школа» в .......................
После достижения 48-летнего возраста, 13.01.2016 года она обратилась в У(О)ПФР в городском округе пгт Климово и Климовском муниципальном районе за назначением ей государственной пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 7 лет в связи с проживанием на территориях подверженных радиационному загрязнению.
Однако решением Пенсионного фонда № 9111/16 от 18.01.2016 года ей было отказано в назначении такой пенсии. Согласно выписки из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан У(О)ПФР в го пгт Климово и Климовском муниципальном районе Брянской области № 12 от 18.01.2016 года, комиссией было установлено, что она не имеет права на снижение пенсионного возраста согласно ст. 33, ст. 34 и ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС», так как суммирование величин снижения пенсионного возраста за проживание в зонах с разной плотностью радиационного загрязнения действующим законодательством не предусмотрено.
Истец считает отказ в назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста неправомерным и просит суд признать за ней право на назначение пенсии по старости по указанным выше основаниям и обязать ГУ - УПФР в городском округе пгт. Климово и Климовском муниципальном районе назначить и выплачивать ей пенсию по старости с момента обращения за ней - с 13 января 2016 года.
В судебном заседании Филонова Е.В. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Мазур С.Н., действующий по доверенности, с иском не согласен и показал, что 13.01.2016 года истец обратилась за назначением ей государственной пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на семь лет. Пенсионный фонд был вынужден отказать ей в назначении пенсии. Решением комиссии Климовского ГУ УПФР от 18.01.2016 года № 9111/16 ей было отказано в назначении пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с тем, что она не имеет на это права, так как суммирование величин снижения пенсионного возраста при проживании в зоне отселения, в зоне с правом на отселение и в зоне с льготным социально - экономическим статусом действующим законодательством не предусмотрено.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Филонова Е.В., согласно справки Администрации ...................... № 281 от 27.01.2016 года, с ____/____/_____ по ____/____/_____ проживала постоянно в ......................, территория которого относилась к зоне отселения по причине загрязнения радиацией (л.д. 17).
Как видно из справки Сытобудской сельской администрации № 175 от 27.01.2016 года, Филонова Е.В. с ____/____/_____ по ____/____/_____ постоянно проживала в ......................, отнесенном к зоне проживания с правом на отселение.
Из справки, выданной МБУ «МЦПГиМУ в Климовском районе» № 323 от 26.01.2016 года следует, что Филонова Е.В. с ____/____/_____ по настоящее время постоянно проживает и зарегистрирована в ......................, территория которого отнесена к зоне радиационного загрязнения с правом на отселение (л.д. 15).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения, постоянно проживающим в зоне проживания с правом на отселение; постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со ст. 32 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона: переселенным из зоны отселения пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
В соответствии со ст. 33 Федерального Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны радиационного загрязнения с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
При этом, согласно примечанию к статьям 32 - 35 этого Закона, установленная им первоначальная величина снижения пенсионного возраста, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, переселившимся из зоны отселения в зону с меньшей плотностью радиационного загрязнения - зону проживания с правом на отселение, факт проживания (работы) в зоне отселения не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 3 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Также при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию должен учитываться срок проживания лица в зоне радиационного загрязнения с правом на отселение после переселения в данную зону граждан из зоны отселения после 30 июня 1986 года, из расчета 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учетом периода их проживания на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией. Иное противоречило бы смыслу и назначению правовых норм, устанавливающих льготное пенсионное обеспечение для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, означало бы неправомерное ограничение закрепленного в статье 42 Конституции Российской Федерации права на возмещение ущерба, причиненного здоровью и, тем самым, нарушение статьи 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, в том числе, право на социальное обеспечение.
Поскольку Филонова Е.В. в период времени с 26.04.1986 года по 15.06.1987 года проживала в ......................, территория которого до 20.10.2015 года относилась к зоне отселения по причине загрязнения радиацией, имеет статус лица, добровольно выехавшего из данной зоны, то она приобрела право на уменьшение возраста выхода на пенсию не более чем на семь лет. При этом в соответствии со ст. 32 Федерального Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста для неё составляет 3 года и дополнительно - полгода за каждый полный год проживания в данной зоне. В общей сложности, за проживание в зоне отселения в указанный период истец приобрела право на снижение ей пенсионного возраста на три года шесть месяцев.
За период постоянного проживания на территории зоны РЗ № 3 с правом на отселение с ____/____/_____ по ____/____/_____ в ...................... Филонова Е.В., в соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1, приобрела право на снижение пенсионного возраста на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны радиационного загрязнения с правом на отселение. Период её постоянного непрерывного проживания в зоне радиационного загрязнения с правом на отселение составляет 22 года 03 месяца 22 дня, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 5 лет.
Таким образом, суд считает, что Филонова Е.В. за время проживания и работы в зоне отселения и в зоне проживания с правом на отселение по причине загрязнения радиацией приобрела право на уменьшение ей общеустановленного пенсионного возраста на семь лет.
Поскольку истец обратилась за назначением пенсии в Пенсионный фонд 13.01.2016 года, в заявлении настаивает на назначении пенсии с момента обращения за ней после возникновения права на неё по достижению 48 - летнего возраста, то суд считает, что требования заявителя о признании за ней права на назначение досрочной пенсии с 13.01.2016 года подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Филоновой Е.В. - удовлетворить.
Признать за Филоновой Е.В. право на назначение ей государственной пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на семь лет.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда России в городском округе пгт. Климово и Климовском муниципальном районе Брянской области назначить и выплачивать Филоновой Е.В. государственную пенсию по старости с 13 января 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца с момента его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Климовский районный суд.
Председательствующий: Маркова Л.С.