Дело №
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес>30 апреля 2021 года.
Ботлихский районный суд РД в составе председательствующего судьи Ибрагимова А.М., с участием представителя администрации МР «<адрес>» ФИО4, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ДоловойЗухра к администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан об установлении факта признания ее лицом, оставшейся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте,
УСТАНОВИЛ:
ФИО6 б\о,обратилась в Ботлихский районный суд РД с иском к администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан об установлении факта отсутствия родительского попечения до ее совершеннолетия.
В обоснование изложенных требований в исковом заявлении указано на то, что с 2014 г. она осталась без попечения родителей, т.к. мать одиночка инвалид 1 группы, а приемная мать ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ
Решением Ботлихчского районного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ она была удочерена АбдулкадыровойШагрузат.
Постановлением главы администрации МР «<адрес>» РД от ДД.ММ.ГГГГ №над ней установлена опека и опекуном назначен ФИО1 СалманКергунович.
Постановлением администрации МР «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, она постелена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем и включена в список лиц, детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
После принятия ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» онаснята с учета подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Представитель администрации МР «<адрес>» ФИО4 не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что истец ФИО6 в детстве после смерти отца, мать бросила, осталась без родителей. После ФИО6 удочерила ФИО7 и была установлена над ней опека.
Истец ФИО6 б\о,в судебное заседание не явилась в посменном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требование поддерживает.
Привлеченный для участия в деле в качестве третьего лица ФИО1 в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований не возражает.
<адрес> РД в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав представителя администрации МР «<адрес>» ФИО4 и исследовав письменные материалы дела суд находит,исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ в порядке особого производства суд рассматривает дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
В силу статьи 1 указанного Федерального закона дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; а лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Вступившим в законную силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ ДоловаЗухра удочерена АбдулкадыровойШагрузат.
Согласно справка серии МСЭ – 2013 № АбдулкадыровойШагрузат ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ установлена инвалидность 1 группы.
Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, на основании заявления ФИО1 назначен опекуномДоловойЗухра, последней установлен статус – социальная сирота и она принята на учет, как социальную сироту.
Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО6 поставлена на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем несовершеннолетних, на основании ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей».
Указанные выше постановления ни кем, не обжалованы.
Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ №,ФИО6 снята с учета подлежащих обеспечению жилым помещением. Основание акт проверки Минобразования и науки РД. На момент рассмотрения настоящего дела заявитель достиг совершеннолетия.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у ФИО6 б/о, до совершеннолетнего возраста (18 лет) попечения родителей.
В силу статьи 121 Семейного кодекса РФ, защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей, либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы
опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Органы опеки и попечительства не выполнили своих функций в отношении заявителя и не обратились в суд в его интересах для установления факта отсутствия родительского попечения.
Однако указанное обстоятельство, отсутствие у органов опеки и попечительства, а также у Министерства образования Республики Дагестан информации об оставлении истцов в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, не свидетельствует о том, что данный факт не имел места быть.
В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений п. п. 1 и 8 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
При этом, приведенный выше перечень, определяющий, в каких именно случаях дети относятся к категории оставшихся без попечения родителей, не является исчерпывающим.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии
с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ).
ДоловаЗухра, в силу закона может быть отнесена к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
С учетом приведенных норм суд приходит к выводу о том, чтоФИО6, вправе претендовать на предоставление ему для проживания жилого помещения специализированного жилищного фонда. При этом суд фактически исходил из наличия у истца статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, поскольку его мать инвалид и нету отца.
Суд приходит к выводу что уполномоченными органами не предпринимались меры по защите жилищных прав и интересов истцов, обращения в адрес органов исполнительной власти об обеспечении жилым помещением не направлялись.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 СК РФ).
Нормы права, регулирующие рассматриваемые правоотношения предусматривают обязанность государственных органов обеспечивать защиту прав и интересов, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, следует признать, что истцы не были поставлены на соответствующий учет по независящим от них причинам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ДоловойЗухраб/о, к администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан удовлетворить.
Установить факт признанияДоловойЗухраб/о, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд РД через Ботлихский районный суд РД в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Ибрагимов А.М.