Судья Собещанская Н.В. Дело № 33а-4045/2021
(№ 2а-2564/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 26 апреля 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р.,
судей Кагитиной И.В., Тимофеевой А.А.,
при секретаре Прокошкиной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Хоменко Игоря Викторовича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Изотову А.В. о признании незаконным решения государственного регистратора от 19 мая 2020 г. об отказе в осуществлении государственного регистрации права собственности на жилое помещение, возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Хоменко Игоря Викторовича на решение Сакского районного суда Республики Крым от 30 ноября 2020 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., судебная коллегия
установила:
Хоменко И.В. обратился в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал на то, что оспариваемое решение государственного регистратора от 19 мая 2020 г., которым отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, нарушает его права и законные интересы как собственника объекта недвижимого имущества. Решением Сакского районного суда от 27 февраля 2014 г. прекращено прав общей долевой собственности ФИО13 и Хоменко И.В., с признанием за каждым участником права собственности на жилые помещения, которые представляют собой изолированные части жилого дома (с отдельными входами), имеющие характеристики, позволяющие определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определённой вещи. 4 марта 2016 г. сосед ФИО7 на основании вышеуказанного решения суда зарегистрировал право собственности на жилое помещение (часть дома), расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, о чём в Едином государственном реестре недвижимости сделана соответствующая запись. Поскольку решением суда от ДД.ММ.ГГГГ право общей долевой собственности на домовладение (индивидуальный жилой дом) прекращено, с признанием за ФИО7 права на часть жилого дома, названный судебный акт частично реализован, посредством вовлечения в гражданский оборот второй части дома, то применение положений части 7 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» неправомерно. Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 25 декабря 2019 г., осуществлён государственный кадастровый учёт жилого помещения административного истца, расположенного по адресу: <адрес> и ему присвоен кадастровый №.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 30 ноября 2020 г. в удовлетворении административного искового заявления Хоменко И.В. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Хоменко И.В., ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам административного искового заявления. Кроме того, податель указал на то, что часть жилого дома не входит в перечень объектов недвижимости, в отношении которых осуществляется государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав, и относится действующим законодательством Российской Федерации к жилым помещениям.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Как усматривается из материалов дела, вступившим в законную силу решением Сакского районного суда от 27 февраля 2014 г. прекращено прав общей долевой собственности ФИО7 и Хоменко И.В. на домовладение № по <адрес> в <адрес>.
Хоменко И.В. выделена в натуре часть домовладения № по <адрес> в <адрес> <адрес> следующие помещения в жилом доме литер «А» с пристройкой литер «А1» общей площадью 59,6 кв.м., жилой площадью 33,9 кв.м.: помещение № 2-1 – прихожая площадью 4,8 кв.м.; помещение № 2-2 – кухня площадью 9,2 кв.м.; помещение № 2-3 - коридор площадью 3,4 кв.м.; помещение № 2-4 – жилая комната площадью 15,7 кв.м.; помещение № 2-5 – жилая комната площадью 11,9 кв.м.; помещение № 2-6 – жилая комната площадью 6,3 кв.м.; помещение № 2-7 – подсобное помещение площадью 8,3 кв.м., а также следующие хозяйственные строения и сооружения: летнюю кухню литер «З»; сарай литер «Е»; курятник литер «Ж»; душ литер «И»; уборную литер «Уб2», и за Хоменко И.В. признано право собственности в целом на вышеуказанные жилые помещения в жилом доме.
Постановлением администрации Молочненского сельского поселения Сакского района Республики Крым от 23 марта 2015 г. № 2.1-6/13-пг выделенной 1/2 части из домовладения по <адрес> присвоен новый почтовый адрес: <адрес> в целом.
25 декабря 2019 г. жилой объект по адресу: <адрес> поставлен на кадастровый учёт, ему присвоен кадастровый №.
24 декабря 2019 г. представителем Хоменко И.В. – Мартыновым К.В. в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подано заявление о государственной регистрации права собственности на помещение, площадью 59,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Уведомлением государственного регистратора Изотова А.В. от 13 января 2020 г. осуществление действий по государственной регистрации права собственности приостановлено на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 13 апреля 2020 г., в связи с установлением отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте, в право на который заявлено к регистрации.
13 января 2020 г. Хоменко И.В. представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>.
Уведомлением государственного регистратора Изотова А.В. от 16 января 2020 г. осуществление действий по государственной регистрации права собственности приостановлено на основании пункта 4 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до 13 апреля 2020 г. Указано, что в соответствии с пунктом 7 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в садовом доме не допускаются.
В соответствии с уведомлением государственного регистратора Изотова А.В. от 13 апреля 2020 г. срок приостановления осуществления государственной регистрации права собственности объекта продлён до 15 мая 2020 г.
В связи с истечением срока приостановления и не устранением приведённых в уведомлении от 16 января 2020 г. причин, сообщением регистратора Изотова А.В. от 19 мая 2020 г. отказано в осуществлении государственной регистрации права собственности. Указано, что в соответствии с пунктом 7 статьи 41 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в садовом доме не допускаются.
Полагая, что вышеуказанное решение должностного лица регистрирующего органа является незаконным, Хоменко И.В. обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного искового заявления, исходил из того, что из резолютивной части решения Сакского районного суда от 27 февраля 2014 г. не усматривается признание за Хоменко И.В. помещений зданием – блоком жилого дома блокированной застройки. Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности на часть жилого помещения не может являться достаточным основанием для совершения учётно-регистрационных действий.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», устанавливающим, что правовую основу государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2).
Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года (часть 3 статьи 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).
С указанной даты на территории вновь созданных субъектов Российской Федерации действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным выше Законом (часть 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).
В силу прямого предписания статьи 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Федеральный законодатель определил, что до 1 января 2023 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя нормативными правовыми актами названных субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, могут быть установлены особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Основания государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены статьёй 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 26 поименованного Федерального закона установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом.
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из уведомления о приостановлении осуществления государственной регистрации права собственности от 16 января 2020 г. следует, что оно не содержит указаний на конкретные причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации права, а также на необходимость их устранения заявителем.
Таким образом, заявитель был лишён возможности своевременно устранить причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации права, что в последующем послужило основанием для отказа государственной регистрации такого права.
Кроме того, из вступившего в законную силу решения Сакского районного суда от 27 февраля 2014 г., следует, что при рассмотрении указанного дела, судом сделан вывод о проведении раздела недвижимого имущества в соответствии с техническим паспортом от 5 мая 2000 г., с учётом заключение судебной строительно-технической экспертизы № Э-125 от 27 января 2014 г.
Согласно договору дарения недвижимого имущества от 22 марта 2016 г., на основании вышеуказанного судебного акта, вступившего в законную силу, владельцем второй половины жилых помещений, Мандрица П.Т., 4 марта 2016 г. осуществлена их государственная регистрация и ему выдано соответствующее свидетельство о государственной регистрации права собственности, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись (л.д.74).
Учитывая вышеизложенное, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности по причине, указанной в оспариваемом решении должностного лица регистрирующего органа от 19 мая 2020 г.
Требование в части возложения обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на жилое помещение не может быть удовлетворено, поскольку данный вопрос относится к компетенции регистрирующего органа, в которую суд не вправе вмешиваться.
Исходя из обстоятельств дела, восстановительной мерой, соответствующей допущенному нарушению прав и законных интересов заявителя и направленной на его устранение, будет повторное рассмотрение административным ответчиком заявления представителя Хоменко И.В. – Мартынова К.В. от 24 декабря 2019 г. о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, площадью 59,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Сакского районного суда Республики Крым от 30 ноября 2020 г. полностью и принятии по делу нового решения о частичном удовлетворении административного искового заявления (пункт 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сакского районного суда Республики Крым от 30 ноября 2020 г. – отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Хоменко Игоря Викторовича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Изотова А.В. от 19 мая 2020 г. об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на жилое помещение, площадью 59,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление представителя Хоменко Игоря Викторовича – Мартынова Константина Владимировича о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, площадью 59,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи И.В. Кагитина
А.А. Тимофеева