Решение по делу № 33-1999/2022 от 03.06.2022

Судья Кушалаков М.А. гражд. дело № 2-154/2022

№ 33-1999/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 15 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Белякова А.А.,

судей областного суда: Алтаяковой А.М., Юденковой Э.А.,

при помощнике судьи: Каримовой Л.К.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционным жалобам Бердиевой Э. Ш. на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 8 февраля 2022 года и дополнительное решение от 28 апреля 2022 года по иску Бердиевой Э. Ш. к администрации муниципального образования «Камызякский район» о признании незаконными протокола рабочей группы, приказов, распоряжения, взыскании не начисленной и невыплаченной суммы премии, единовременного денежного поощрения и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛА:

Бердиева Э.Ш. обратилась в суд с иском, в обоснование указав, что с 2020 года исполняла обязанности заместителя председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования «Камызякский район» (далее администрация МО «Камызякский район»), на протяжении 3 месяцев исполняла обязанности председателя комитета. В январе 2021 года назначена на высшую должность муниципальной службы – заместителя главы администрации по вопросам экономического развития района, 26 января 2021 года с ней был заключен трудовой договор, содержащий право работодателя поощрять муниципального служащего за добросовестный и эффективный труд. Виды поощрений и порядок их применения установлен нормативными правовыми актами представительного и исполнительного органов местного самоуправления МО «Камызякский район», расходы по поощрению производятся за счет средств бюджета МО «Камызякский район». Указывает, что относится к категории работников, подлежащих премированию согласно Порядку о премировании из областного бюджета Астраханской области, однако за 2020 год и по факту отработанного времени за 2021 год ей не выплачена премия и единовременное денежное поощрение по итогам работы (квартал, полугодие, год). Считает, что данных выплат она лишена без законных на то оснований, поскольку приказа о депремировании и иных оснований для лишения ее премии не имелось, что свидетельствует о допущении в отношении нее факта дискриминации. С учетом измененных требований просила взыскать с администрации МО «Камызякский район» не начисленную, невыплаченную премию за 2020 год в размере пятикратного месячного денежного содержания по занимаемой в 2021 году должности в размере 300000 рублей, признать незаконными и отменить с даты принятия протокол рабочей группы от 14 сентября 2021 года для рассмотрения вопросов «О поощрении достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования «Камызякский район»» за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области» и «О поощрении работников местного самоуправления и казенных учреждений в муниципальном образовании «Камызякский район», распоряжение главы администрации МО «Камызякский район» от 26 октября 2020 года № 481-р «О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания»; обязать ответчика произвести расчет начисления премии, включить ее в список Приложения №1 приказа главы администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 210 «О поощрении достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области» и приказа главы администрации муниципального образования «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 214 «О поощрении за истекший период 2021 года за счет средств бюджета муниципального образования «Камызякский район»; взыскать с администрации МО «Камызякский район» в ее пользу за 2020 год и по факту отработанного времени за 2021 год единовременное денежное поощрение по итогам работы (квартал, полугодие, год) в размере 110000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

В судебном заседании истец Бердиева Э.Ш. исковые требования с учетом их изменения поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «Камызякский район» по доверенности Джумагазиева О.Г. исковые требования не признала.

Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 8 февраля 2022 года и дополнительным решением от 28 апреля 2022 года исковые требования Бердиевой Э.Ш. оставлены без удовлетворения.

В апелляционных жалобах Бердиева Э.Ш. ставит вопрос о незаконности и отмене принятых по делу судебных актов. Указывает, что глава МО «Камызякский район» не имел правовых оснований для лишения ее премии и поощрения, своим решением подверг ее дискриминации в сфере труда. Ссылки ответчика на факт привлечения ее к дисциплинарной ответственности в 2020 году считает несостоятельными, не имеющими отношение к премированию, поскольку на тот период времени она находилась в подчинении председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район». Глава администрации района не имел правовых оснований для издания распоряжения о привлечении ее к дисциплинарной ответственности, так как ее работодателем не являлся. Пропуск ею срока исковой давности по требованию о признании незаконным распоряжения о применении дисциплинарного взыскания также правого значения для дела не имеет, поскольку прекращение с ней трудового договора аннулирует любые дисциплинарные проступки, совершенные работником в период действия трудового договора. В приказы о поощрении она не включена в связи с имеющимися упущениями в трудовой деятельности, однако доказательств обоснованности лишения или снижения премии не представлено. Суд в решении не привел мотивов, по которым отверг представленные истцом доказательства в части премирования, расчета премии и неустойки. Судом не учтено, что за весь период работы истец не имела взысканий и нареканий. Кроме того, суд оставил без внимания и факт того, что название распоряжения администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 399-р противоречит Порядку поощрения из областного бюджета за отчетный финансовый 2020 год. Представленные ответчиком документы отличаются от документов, зарегистрированных в системе электронного документооборота администрации МО «Камызякский район» - «Директум», что указывает на факт фальсификации. Также суд необоснованно отказал в допросе свидетелей ФИО5 и ФИО7

На заседание судебной коллегии представитель ответчика администрации МО «Камызякский район» не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил. Учитывая надлежащее извещение, а также требования статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Заслушав докладчика, объяснения истца Бердиевой Э.Ш., поддержавшей доводы жалоб, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшихся по делу судебных актов в силу следующего.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации») муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Частью 2 статьи 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Судом установлено, что Бердиева Э.Ш. с 9 февраля 2016 года по 25 января 2021 года работала в комитете имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» в должности муниципальной службы заместителя председателя.

Приказом администрации МО «Камызякский район» № 17 от 26 января 2021 года (л.д. 78 тома 1) Бердиева Э.Ш. с 26 января 2021 года принята на должность муниципальной службы - заместителя главы по вопросам экономического развития с установлением ей должностного оклада в размере 12398 рублей, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы 230%, за выслугу лет в размере 20%, премии за выполнение особо важных и сложных заданий 16,66%; ежемесячного денежного поощрения в размере 1,2 коэффициента.

Аналогичные условия оплаты труда содержатся и в пункте 4.1 заключенного между сторонами 26 января 2021 года трудового договора № 04/21 (л.д. 10-13 тома 1).

Дополнительным соглашением № 1 от 1 апреля 2021 года к трудовому договору от 26 января 2021 года № 04/21 (л.д. 77 тома 1) пункт 4.1 трудового договора изложен в следующей редакции: муниципальному служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в размере 12398 рублей с последующей его индексацией в соответствии с нормативными правовыми актами МО «Камызякский район» Астраханской области, премии за выполнение особо важных и сложных заданий ежемесячно – 16,66%, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы – 230%, ежемесячного денежного поощрения в размере 1,2 коэффицин6та; за выслугу лет в размере 20%, ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну – 5%, единовременной выплаты к ежегодному отпуску и материальной помощи. Другие условия трудового договора считаются неизменными и обязательными для исполнения сторонами.

Пунктом 4.2 трудового договора установлено производство иных выплат, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно пункту 4.3 трудового договора установление надбавок, премий и других выплат осуществляется в порядке, сроки и в размерах, определенных нормативными правовыми актами МО «Камызякский район» в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Правовой статус муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Камызякский район», порядок и условия прохождения муниципальной службы в МО «Камызякский район» регламентирован Положением о порядке и условиях прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления МО «Камызякский район», утвержденным решением Совета МО «Камызякский район» № 281 от 5 декабря 2018 года (л.д. 40-74 тома 1).

Данным Положением установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (пункт 1 статьи 22 Положения).

Пунктом 8 статьи 23 приведенного Положения установлено, что иные выплаты производятся в соответствии с законодательством РФ, Астраханской области.

В силу пункта 8.4 указанной статьи предусмотрено, что по итогам работы (квартал, полугодие, год) муниципальным служащим выплачивается единовременное денежное поощрение в размере, не превышающем двух денежных содержаний муниципального служащего в год, в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы. Муниципальным служащим, принятым на должности в органы местного самоуправления МО «Камызякский район» в соответствующем календарном году, денежное поощрение по итогам работы за год выплачивается пропорционально отработанному времени (квартал, полугодие, год). В случае, если муниципальный служащий в текущем календарном году замещал различные должности муниципальной службы, денежное поощрение по итогам работы за год выплачивается пропорционально отработанному времени по каждой замещаемой должности.

Согласно постановлениям Правительства Астраханской области от 10 сентября 2021 года № 402-П «О правилах предоставления в 2021 году дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Астраханской области в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического, развития муниципальных образований Астраханской области за отчетный финансовый год», и от 10 сентября 2021 года № 403-П «О распределении в 2021 году дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Астраханской области в целях поощрения достижения наилучших показателей социально- экономического развития муниципальных образований Астраханской области за отчетный финансовый год» в 2021 году муниципальному образованию «Камызякский район» Астраханской области выделена дотация из бюджета Астраханской области.

Из материалов дела следует, что 13 сентября 2021 года в целях премирования лиц, замещающих в администрации МО «Камызякский район» муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также работников администрации МО «Камызякский район», не являющихся муниципальными служащими, по результатам оценки показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» распоряжением № 397-р (л.д. 105-107 тома 1) сформирована рабочая группа для рассмотрения вопросов «О поощрении за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области и «О поощрении работников местного самоуправления и казенных учреждений в МО «Камызякский район». Рабочей комиссии дано распоряжение до 15 сентября 2021 года разработать проект Порядка поощрения за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области, рассмотреть вопросы и подготовить предложения о поощрениях.

Председатель рабочей группы ФИО6 - первый заместитель главы администрации МО «Камызякский район» и член рабочей группы - руководитель аппарата администрации МО «Камызякский район» ФИО7 обратились к главе администрации МО «Камызякский район» Попову Р.В. с письменным предложением не поощрять за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области и за счет средств бюджета МО «Камызякский район», в том числе, истца Бердиеву Э.Ш., указав на то, что в 2020 и 2021 годы в адрес администрации поступило 16 представлений о неудовлетворительной работе отдела ЖКХ и строительства, 11 представлений о неудовлетворительной работе комитета имущественных и земельных отношений и 4 представления, в которых отмечена совместная неудовлетворительная работа вышеназванных подразделений. Представления прокуратуры имели место, в том числе, по обращениям граждан, чьи права и законные интересы были нарушены в результате неудовлетворительной работы заместителя главы администрации МО «Камызякский район» по вопросам экономического развития района Бердиевой Э.Ш., которая в разное время являлась заместителем председателя Комитета, исполняла обязанности председателя Комитета. Также указали, что в адрес администрации регулярно поступают обращения граждан о неудовлетворительной работе отдела ЖКХ и строительства и Комитета, судебными приставами-исполнителями выносились решения о взыскании с администрации МО «Камызякский район» исполнительского сбора из-за отсутствия работы по судебным решениям, относящимся к компетенции Комитета и отдела ЖКХ и строительства, что также стало возможным вследствие ненадлежащей организации работы вышеуказанными руководителями (оборот л.д. 223-227 тома 1).

Согласно резолюции на внесенных предложениях главой администрации МО «Камызякский район» Поповым Р.В. принято решение не поощрять, в том числе, Бердиеву Э.Ш.

Рабочая группа согласно протоколу заседания от 14 сентября 2021 года (л.д. 159-161 тома 1) решила внести на рассмотрение главы администрации МО «Камызякский район» разработанный проект Порядка поощрения за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области, предложить главе администрации поощрить за счет дотации из бюджета работников из числа лиц, обозначенных в проекте Порядка согласно приложению № 1, и за счет бюджета МО «Камызякский район» согласно приложению № 2 (оборот лд. 217-223 тома 1).

Согласно приложениям № 1 и № 2 Бердиевой Э.Ш. установлены поощрения в сумме 0 рублей.

Решением Совета МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 136 (л.д. 246-247 тома 1) «О поощрении за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области» утвержден Порядок поощрения за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области (далее Порядок).

Данным Порядком определены условия расходования дотации из бюджета Астраханской области, предоставленной в целях поощрения за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год. Получателями данной дотации являются органы местного самоуправления МО «Камызякский район», она направлена на премирование лиц, занимающих муниципальные должности, должности муниципальной службы МО «Камызякский район», и работников органов местного самоуправления МО «Камызякский район», не являющихся муниципальными служащими МО «Камызякский район», осуществлявших профессиональную деятельность в 2020 году.

Согласно пункту 4 приведенного Порядка решение о поощрении принимается главой администрации МО «Камызякский район» и может составлять не более пятикратного месячного денежного содержания по занимаемой должности в 2021 году или выражаться в твердой денежной сумме в пределах пятикратного месячного денежного содержания по занимаемой должности в 2021 году.

В соответствии с приказом администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 210 работникам администрации МО «Камызякский район», ее структурных подразделений выплачено единовременное поощрение за достижения наилучших показателей социально-экономического развития администрации МО «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области согласно приложению № 1.

Истец Бердиева Э.Ш. в списке указанного приложения № 1 не значится (л.д. 151-154 тома 1).

На основании распоряжения администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 399-р (л.д. 231-239 тома 1) органам местного самоуправления МО «Камызякский район» перечислены денежные средства в целях поощрения за достижение наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» согласно приложению № 1 за счет средств дотации из бюджета Астраханской области и денежные средства в целях выплаты единовременного денежного поощрения за истекший период 2021 года согласно приложению № 2 за счет средств бюджета МО «Камызякский район». МКУ «Централизованная бухгалтерия» администрации МО «Камызякский район» дано распоряжение произвести соответствующие расчеты и выплаты.

В соответствии с распоряжениями администрации МО «Камызякский район» от 17 сентября 2021 года № 404-р и № 405-р (л.д. 108-111 тома 1) произведена выплата единовременного поощрения за достижение наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области и единовременного поощрения за истекший 2021 год.

29 октября 2021 года трудовой договор с Бердиевой Э.Ш. расторгнут по инициативе работника в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ администрации МО «Камызякский район» от 29 октября 2021 года № 256 на л.д. 15 тома 1).

Обращаясь в суд с иском, Бердиева Э.Ш. указала, что за 2020 год и по факту отработанного времени за 2021 год ей не выплачена премия и единовременное денежное поощрение по итогам работы (квартал, полугодие, год) без законных на то оснований, что свидетельствует о допущении в отношении нее факта дискриминации.

Согласно Положению об администрации МО «Камызякский район», утвержденному решением Совета МО «Камызякский район» от 22 января 2019 года № 301 (далее Положение об администрации МО «Камызякский район»), администрацией руководит глава администрации МО «Камызякский район» на принципах единоначалия. Глава администрации является высшим должностным лицом местного самоуправления, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности администрации (пункт 1.4)

Частью 2 статьи 47 Устава МО «Камызякский район» глава администрации района руководит администрацией на принципах единоначалия с соблюдением прав и законных интересов человека и гражданина и решает вопросы применения мер поощрения работников администрации МО «Камызякский район» самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, в том числе, подзаконными нормативными правовыми актами.

Таким образом, установлено, что поощрение работников относится к исключительной компетенции и праву главы администрации МО «Камызякский район».

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше нормами закона, а также учитывая содержание локальных нормативных актов ответчика, условия трудового договора, определяющие порядок оплаты труда муниципального служащего, принимая во внимание, что выплата денежного поощрения относится к исключительной компетенции и праву работодателя, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Бердиевой Э.Ш. о взыскании не начисленной, невыплаченной премии за 2020 год по занимаемой в 2021 году должности, обязании ответчика произвести расчет начисления премии, включить ее в список Приложения №1 приказа главы администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 210, взыскании с администрации МО «Камызякский район» за 2020 год и по факту отработанного времени за 2021 год единовременного денежного поощрения по итогам работы.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку премирование муниципальных служащих в администрации МО «Камызякский район» является негарантированным материальным поощрением, указанные выплаты производятся по усмотрению работодателя, что вопреки доводам жалобы не может свидетельствовать о факте дискриминации.

Обращаясь в суд с иском, Бердиева Э.Ш. просила возложить на ответчика обязанность произвести расчет начисления премии, включить ее в список Приложения №1 приказа главы администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 214 «О поощрении за истекший период 2021 года за счет средств бюджета муниципального образования «Камызякский район».

Из материалов дела усматривается, что приказом администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 214 «О поощрении за истекший период 2021 года за счет средств бюджета муниципального образования «Камызякский район» единовременное денежное поощрение согласно приложению № 1 подлежит выплате работникам, замещающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления МО «Камызякский район».

Истец Бердиева Э.Ш. в списке указанного приложения № 1 также не значится (л.д. 162-164 тома 1).

Как установлено ранее, Бердиева Э.Ш. в администрации МО «Камызякский район» занимала должность муниципальной службы, поэтому оснований для включения ее в список Приложения № 1 приказа главы администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 214 и начисления премии не имелось, поскольку данная премия подлежала выплате работникам, замещающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления МО «Камызякский район».

Таким образом, указанные исковые требования Бердиевой Э.Ш. правомерно оставлены судом без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что по факту невыплаты денежных сумм Бердиева Э.Ш. обращалась в прокуратуру, Государственную инспекцию труда в Астраханской области, к губернатору Астраханской области, ею получены соответствующие ответы.

Прокуратура Камызякского района Астраханской области по обращению Бердиевой Э.Ш. провела проверку, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установила. Кроме того, прокуратурой района в ходе проверки было установлено, что в приложение № 1 к приказу главы администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 210 включены только работники, осуществлявшие трудовую деятельность в 2020 году. Работники, осуществлявшие трудовую деятельность в 2021 году, поощрялись за счет средств бюджета МО «Камызякский район».

Судебная коллегия отмечает, что решение главы администрации МО «Камызякский район» об отсутствии оснований для поощрения Бердиевой Э.Ш. было связано с упущениями в ее трудовой деятельности, о чем свидетельствуют предложения председателя рабочей группы ФИО6 и члена рабочей группы ФИО7

Материалами дела подтверждается, что приказами председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» № 32-к, № 33-к и № 36-к от 26 марта 2020 года Бердиевой Э.Ш. на основании представлений прокуратуры объявлено замечание (л.д. 89-91 тома 1).

Указанные дисциплинарные взыскания приказами председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» № 71-к/1 от 19 июня 2020 года сняты (л.д. 86-88 тома 1).

Распоряжением главы администрации МО «Камызякский район» от 26 октября 2020 года № 481-р (л.д. 83-84 тома 1) к Бердиевой Э.Ш. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания в связи с ненадлежащим исполнением возложенных трудовых обязанностей.

Согласно пункту 2 данного распоряжения в связи с наложением дисциплинарного взыскания Бердиевой Э.Ш. снижен размер ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы на 50%, то есть до 100%, в связи с чем МКУ «Централизованная бухгалтерия администрации МО «Камызякский район» поручено рассчитать заработную плату за октябрь 2020 года с учетом пункта 2 распоряжения (пункт 3 распоряжения).

Обращаясь в суд с иском, Бердиева Э.Ш. также указала на необоснованность распоряжения главы администрации МО «Камызякский район» от 26 октября 2020 года № 481-р, просила его отменить.

В соответствии с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

Возможность защиты права работника связывается законом с соблюдением работником срока обращения в суд, при несоблюдении которого работнику может быть отказано в удовлетворении его иска к работодателю. Защита в судебном порядке трудовых прав работника, пропустившего предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок, допускается в случаях, если работник заявит о восстановлении срока и докажет уважительность причин, воспрепятствовавших его своевременному обращению в суд.

Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Вместе с тем, стороной истца доказательств уважительности причин пропуска указанного срока для обращения в суд в материалы дела не представлено, ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлено.

Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Материалами дела подтверждается, что с распоряжением главы администрации МО «Камызякский район» от 26 октября 2020 года № 481-р Бердиева Э.Ш. ознакомлена 26 октября 2020 года, о чем свидетельствует расписка в ознакомлении на л.д. 85 тома 1, однако требования об отмене данного распоряжения заявлены только в феврале 2022 года.

Установив факт пропуска Бердиевой Э.Ш. срока для обращения в суд с иском о признании незаконным и отмене распоряжения о применении дисциплинарного взыскания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Выражая несогласие с выводами суда, истец в жалобе указывает на то, что пропуск ею срока исковой давности по требованию о признании распоряжения о применении дисциплинарного взыскания значения для дела не имеет, поскольку прекращение с ней трудового договора аннулирует любые дисциплинарные проступки, совершенные работником в период действия трудового договора.

Судебная коллегия с приведенными доводами жалобы согласиться не может, считает их несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права. В данном случае привлечение истца к дисциплинарной ответственности имело в период действия трудового договора, заключенного с ней администрацией МО «Камызякский район». Дисциплинарное взыскание в виде замечания снято не было, не признано незаконным и не отменено. Напротив, в признании указанного распоряжения незаконным и его отмене истцу отказано в связи с пропуском ею срока на обращение в суд с соответствующими исковыми требованиями.

Ссылка истца Бердиевой Э.Ш. в жалобе на то, что на момент издания распоряжения о дисциплинарном взыскании (26 октября 2020 года) она находилась в подчинении председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район», вопреки доводам истца не свидетельствует о том, что глава администрации МО «Камызякский район» не имел правовых оснований для издания указанного распоряжения.

Согласно пункту 4.1 Положения об администрации МО «Камызякский район» в структуру администрации входят, в том числе, структурные подразделения администрации, наделенные правами юридического лица.

Глава администрации назначает на должность и освобождает от должности сотрудников администрации муниципального образования, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности (пункт 5.1).

Из материалов дела следует, что распоряжение главы администрации МО «Камызякский район» от 26 октября 2020 года № 481-р вынесено на основании заключения служебной проверки от 26 октября 2020 года. Данным распоряжением дисциплинарное взыскание в виде замечания помимо истца Бердиевой Э.Ш. применено и к иным сотрудникам структурных подразделений администрации МО «Камызякский район» за ненадлежащее исполнение возложенных трудовых обязанностей.

Таким образом, установлено, что истец Бердиева Э.Ш. вопреки ее доводам имела дисциплинарное взыскание.

Издание распоряжения главой администрации МО «Камызякский район» от 26 октября 2020 года о применении дисциплинарного взыскания не противоречит нормам действующего законодательства, локально-нормативным актам ответчика, и вопреки доводам истца не может свидетельствовать о наличии оснований для его отмены.

Судебная коллегия также соглашается с выводами суда об отказе Бердиевой Э.Ш. в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным и отмене протокола рабочей группы от 14 сентября 2021 года.

Согласно Положению об администрации МО «Камызякский район» в составе администрации могут действовать коллегии, комиссии, рабочие группы, являющиеся совещательным органом при главе администрации, Положения о которых утверждаются главой администрации (пункт 47).

Распоряжением администрации МО «Камызякский район» от 13 сентября 2021 года № 397-р сформирована рабочая группа для рассмотрения вопросов «О поощрении за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области и «О поощрении работников местного самоуправления и казенных учреждений в МО «Камызякский район».

Истец Бердиева Э.Ш. также вошла в состав членов указанной рабочей группы, протокол рабочей группы от 14 сентября 2021 года Бердиевой Э.Ш. как членом рабочей группы был подписан.

В данном случае несогласие Бердиевой Э.Ш. с решением главы администрации МО «Камызякский район» о ее не поощрении не может свидетельствовать о незаконности указанного протокола, в связи с чем суд первой инстанции также обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленного требования.

Ссылка в жалобе на то, что суд в решении не привел мотивов, по которым отверг представленные истцом доказательства в части премирования, расчета премии и неустойки, не может повлечь отмену состоявшихся судебных актов, поскольку в удовлетворении требований о взыскании премии и поощрения судом было отказано, необходимости в оценке представленного истцом расчета премии и неустойки у суда не имелось.

Не влекут отмену судебных решений и доводы истца относительно того, что название распоряжения администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 399-р противоречит Порядку поощрения из областного бюджета за отчетный финансовый 2020 год, а представленные ответчиком документы отличаются от документов, зарегистрированных в системе электронного документооборота администрации МО «Камызякский район» - «Директум», что указывает на факт фальсификации. Приведенные доводы жалобы относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены, правого значения для дела не имеют.

Доводы жалобы о необоснованном отказе суда в допросе свидетелей ФИО5 и ФИО7 являются несостоятельными, поскольку согласно материалам дела ходатайство о допросе данных лиц истцом не заявлялось, и судом не разрешалось.

Не установив фактов нарушения трудовых прав истца, суд первой инстанции, исходя из нормы статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, не усмотрел оснований для удовлетворения производных требований истца о компенсации морального вреда, с чем судебная коллегия также соглашается.

Доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшихся судебных решений, и, соответственно, явиться основаниями к их отмене, апелляционные жалобы не содержат, они направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Камызякского районного суда Астраханской области от 8 февраля 2022 года и дополнительное решение от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Бердиевой Э. Ш. – без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Беляков

Судьи областного суда: А.М. Алтаякова

Э.А. Юденкова

Судья Кушалаков М.А. гражд. дело № 2-154/2022

№ 33-1999/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 15 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего: Белякова А.А.,

судей областного суда: Алтаяковой А.М., Юденковой Э.А.,

при помощнике судьи: Каримовой Л.К.,

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Белякова А.А. дело по апелляционным жалобам Бердиевой Э. Ш. на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 8 февраля 2022 года и дополнительное решение от 28 апреля 2022 года по иску Бердиевой Э. Ш. к администрации муниципального образования «Камызякский район» о признании незаконными протокола рабочей группы, приказов, распоряжения, взыскании не начисленной и невыплаченной суммы премии, единовременного денежного поощрения и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛА:

Бердиева Э.Ш. обратилась в суд с иском, в обоснование указав, что с 2020 года исполняла обязанности заместителя председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования «Камызякский район» (далее администрация МО «Камызякский район»), на протяжении 3 месяцев исполняла обязанности председателя комитета. В январе 2021 года назначена на высшую должность муниципальной службы – заместителя главы администрации по вопросам экономического развития района, 26 января 2021 года с ней был заключен трудовой договор, содержащий право работодателя поощрять муниципального служащего за добросовестный и эффективный труд. Виды поощрений и порядок их применения установлен нормативными правовыми актами представительного и исполнительного органов местного самоуправления МО «Камызякский район», расходы по поощрению производятся за счет средств бюджета МО «Камызякский район». Указывает, что относится к категории работников, подлежащих премированию согласно Порядку о премировании из областного бюджета Астраханской области, однако за 2020 год и по факту отработанного времени за 2021 год ей не выплачена премия и единовременное денежное поощрение по итогам работы (квартал, полугодие, год). Считает, что данных выплат она лишена без законных на то оснований, поскольку приказа о депремировании и иных оснований для лишения ее премии не имелось, что свидетельствует о допущении в отношении нее факта дискриминации. С учетом измененных требований просила взыскать с администрации МО «Камызякский район» не начисленную, невыплаченную премию за 2020 год в размере пятикратного месячного денежного содержания по занимаемой в 2021 году должности в размере 300000 рублей, признать незаконными и отменить с даты принятия протокол рабочей группы от 14 сентября 2021 года для рассмотрения вопросов «О поощрении достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования «Камызякский район»» за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области» и «О поощрении работников местного самоуправления и казенных учреждений в муниципальном образовании «Камызякский район», распоряжение главы администрации МО «Камызякский район» от 26 октября 2020 года № 481-р «О применении дисциплинарного взыскания в виде замечания»; обязать ответчика произвести расчет начисления премии, включить ее в список Приложения №1 приказа главы администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 210 «О поощрении достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области» и приказа главы администрации муниципального образования «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 214 «О поощрении за истекший период 2021 года за счет средств бюджета муниципального образования «Камызякский район»; взыскать с администрации МО «Камызякский район» в ее пользу за 2020 год и по факту отработанного времени за 2021 год единовременное денежное поощрение по итогам работы (квартал, полугодие, год) в размере 110000 рублей и компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

В судебном заседании истец Бердиева Э.Ш. исковые требования с учетом их изменения поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО «Камызякский район» по доверенности Джумагазиева О.Г. исковые требования не признала.

Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 8 февраля 2022 года и дополнительным решением от 28 апреля 2022 года исковые требования Бердиевой Э.Ш. оставлены без удовлетворения.

В апелляционных жалобах Бердиева Э.Ш. ставит вопрос о незаконности и отмене принятых по делу судебных актов. Указывает, что глава МО «Камызякский район» не имел правовых оснований для лишения ее премии и поощрения, своим решением подверг ее дискриминации в сфере труда. Ссылки ответчика на факт привлечения ее к дисциплинарной ответственности в 2020 году считает несостоятельными, не имеющими отношение к премированию, поскольку на тот период времени она находилась в подчинении председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район». Глава администрации района не имел правовых оснований для издания распоряжения о привлечении ее к дисциплинарной ответственности, так как ее работодателем не являлся. Пропуск ею срока исковой давности по требованию о признании незаконным распоряжения о применении дисциплинарного взыскания также правого значения для дела не имеет, поскольку прекращение с ней трудового договора аннулирует любые дисциплинарные проступки, совершенные работником в период действия трудового договора. В приказы о поощрении она не включена в связи с имеющимися упущениями в трудовой деятельности, однако доказательств обоснованности лишения или снижения премии не представлено. Суд в решении не привел мотивов, по которым отверг представленные истцом доказательства в части премирования, расчета премии и неустойки. Судом не учтено, что за весь период работы истец не имела взысканий и нареканий. Кроме того, суд оставил без внимания и факт того, что название распоряжения администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 399-р противоречит Порядку поощрения из областного бюджета за отчетный финансовый 2020 год. Представленные ответчиком документы отличаются от документов, зарегистрированных в системе электронного документооборота администрации МО «Камызякский район» - «Директум», что указывает на факт фальсификации. Также суд необоснованно отказал в допросе свидетелей ФИО5 и ФИО7

На заседание судебной коллегии представитель ответчика администрации МО «Камызякский район» не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил. Учитывая надлежащее извещение, а также требования статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Заслушав докладчика, объяснения истца Бердиевой Э.Ш., поддержавшей доводы жалоб, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшихся по делу судебных актов в силу следующего.

Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно статье 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации») муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Частью 2 статьи 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений федеральных законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.

Судом установлено, что Бердиева Э.Ш. с 9 февраля 2016 года по 25 января 2021 года работала в комитете имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» в должности муниципальной службы заместителя председателя.

Приказом администрации МО «Камызякский район» № 17 от 26 января 2021 года (л.д. 78 тома 1) Бердиева Э.Ш. с 26 января 2021 года принята на должность муниципальной службы - заместителя главы по вопросам экономического развития с установлением ей должностного оклада в размере 12398 рублей, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы 230%, за выслугу лет в размере 20%, премии за выполнение особо важных и сложных заданий 16,66%; ежемесячного денежного поощрения в размере 1,2 коэффициента.

Аналогичные условия оплаты труда содержатся и в пункте 4.1 заключенного между сторонами 26 января 2021 года трудового договора № 04/21 (л.д. 10-13 тома 1).

Дополнительным соглашением № 1 от 1 апреля 2021 года к трудовому договору от 26 января 2021 года № 04/21 (л.д. 77 тома 1) пункт 4.1 трудового договора изложен в следующей редакции: муниципальному служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы в размере 12398 рублей с последующей его индексацией в соответствии с нормативными правовыми актами МО «Камызякский район» Астраханской области, премии за выполнение особо важных и сложных заданий ежемесячно – 16,66%, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы – 230%, ежемесячного денежного поощрения в размере 1,2 коэффицин6та; за выслугу лет в размере 20%, ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну – 5%, единовременной выплаты к ежегодному отпуску и материальной помощи. Другие условия трудового договора считаются неизменными и обязательными для исполнения сторонами.

Пунктом 4.2 трудового договора установлено производство иных выплат, предусмотренных действующим законодательством.

Согласно пункту 4.3 трудового договора установление надбавок, премий и других выплат осуществляется в порядке, сроки и в размерах, определенных нормативными правовыми актами МО «Камызякский район» в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Правовой статус муниципальных служащих органов местного самоуправления МО «Камызякский район», порядок и условия прохождения муниципальной службы в МО «Камызякский район» регламентирован Положением о порядке и условиях прохождения муниципальной службы в органах местного самоуправления МО «Камызякский район», утвержденным решением Совета МО «Камызякский район» № 281 от 5 декабря 2018 года (л.д. 40-74 тома 1).

Данным Положением установлено, что оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (пункт 1 статьи 22 Положения).

Пунктом 8 статьи 23 приведенного Положения установлено, что иные выплаты производятся в соответствии с законодательством РФ, Астраханской области.

В силу пункта 8.4 указанной статьи предусмотрено, что по итогам работы (квартал, полугодие, год) муниципальным служащим выплачивается единовременное денежное поощрение в размере, не превышающем двух денежных содержаний муниципального служащего в год, в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы. Муниципальным служащим, принятым на должности в органы местного самоуправления МО «Камызякский район» в соответствующем календарном году, денежное поощрение по итогам работы за год выплачивается пропорционально отработанному времени (квартал, полугодие, год). В случае, если муниципальный служащий в текущем календарном году замещал различные должности муниципальной службы, денежное поощрение по итогам работы за год выплачивается пропорционально отработанному времени по каждой замещаемой должности.

Согласно постановлениям Правительства Астраханской области от 10 сентября 2021 года № 402-П «О правилах предоставления в 2021 году дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Астраханской области в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического, развития муниципальных образований Астраханской области за отчетный финансовый год», и от 10 сентября 2021 года № 403-П «О распределении в 2021 году дотаций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Астраханской области в целях поощрения достижения наилучших показателей социально- экономического развития муниципальных образований Астраханской области за отчетный финансовый год» в 2021 году муниципальному образованию «Камызякский район» Астраханской области выделена дотация из бюджета Астраханской области.

Из материалов дела следует, что 13 сентября 2021 года в целях премирования лиц, замещающих в администрации МО «Камызякский район» муниципальные должности и должности муниципальной службы, а также работников администрации МО «Камызякский район», не являющихся муниципальными служащими, по результатам оценки показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» распоряжением № 397-р (л.д. 105-107 тома 1) сформирована рабочая группа для рассмотрения вопросов «О поощрении за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области и «О поощрении работников местного самоуправления и казенных учреждений в МО «Камызякский район». Рабочей комиссии дано распоряжение до 15 сентября 2021 года разработать проект Порядка поощрения за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области, рассмотреть вопросы и подготовить предложения о поощрениях.

Председатель рабочей группы ФИО6 - первый заместитель главы администрации МО «Камызякский район» и член рабочей группы - руководитель аппарата администрации МО «Камызякский район» ФИО7 обратились к главе администрации МО «Камызякский район» Попову Р.В. с письменным предложением не поощрять за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области и за счет средств бюджета МО «Камызякский район», в том числе, истца Бердиеву Э.Ш., указав на то, что в 2020 и 2021 годы в адрес администрации поступило 16 представлений о неудовлетворительной работе отдела ЖКХ и строительства, 11 представлений о неудовлетворительной работе комитета имущественных и земельных отношений и 4 представления, в которых отмечена совместная неудовлетворительная работа вышеназванных подразделений. Представления прокуратуры имели место, в том числе, по обращениям граждан, чьи права и законные интересы были нарушены в результате неудовлетворительной работы заместителя главы администрации МО «Камызякский район» по вопросам экономического развития района Бердиевой Э.Ш., которая в разное время являлась заместителем председателя Комитета, исполняла обязанности председателя Комитета. Также указали, что в адрес администрации регулярно поступают обращения граждан о неудовлетворительной работе отдела ЖКХ и строительства и Комитета, судебными приставами-исполнителями выносились решения о взыскании с администрации МО «Камызякский район» исполнительского сбора из-за отсутствия работы по судебным решениям, относящимся к компетенции Комитета и отдела ЖКХ и строительства, что также стало возможным вследствие ненадлежащей организации работы вышеуказанными руководителями (оборот л.д. 223-227 тома 1).

Согласно резолюции на внесенных предложениях главой администрации МО «Камызякский район» Поповым Р.В. принято решение не поощрять, в том числе, Бердиеву Э.Ш.

Рабочая группа согласно протоколу заседания от 14 сентября 2021 года (л.д. 159-161 тома 1) решила внести на рассмотрение главы администрации МО «Камызякский район» разработанный проект Порядка поощрения за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области, предложить главе администрации поощрить за счет дотации из бюджета работников из числа лиц, обозначенных в проекте Порядка согласно приложению № 1, и за счет бюджета МО «Камызякский район» согласно приложению № 2 (оборот лд. 217-223 тома 1).

Согласно приложениям № 1 и № 2 Бердиевой Э.Ш. установлены поощрения в сумме 0 рублей.

Решением Совета МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 136 (л.д. 246-247 тома 1) «О поощрении за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области» утвержден Порядок поощрения за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области (далее Порядок).

Данным Порядком определены условия расходования дотации из бюджета Астраханской области, предоставленной в целях поощрения за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год. Получателями данной дотации являются органы местного самоуправления МО «Камызякский район», она направлена на премирование лиц, занимающих муниципальные должности, должности муниципальной службы МО «Камызякский район», и работников органов местного самоуправления МО «Камызякский район», не являющихся муниципальными служащими МО «Камызякский район», осуществлявших профессиональную деятельность в 2020 году.

Согласно пункту 4 приведенного Порядка решение о поощрении принимается главой администрации МО «Камызякский район» и может составлять не более пятикратного месячного денежного содержания по занимаемой должности в 2021 году или выражаться в твердой денежной сумме в пределах пятикратного месячного денежного содержания по занимаемой должности в 2021 году.

В соответствии с приказом администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 210 работникам администрации МО «Камызякский район», ее структурных подразделений выплачено единовременное поощрение за достижения наилучших показателей социально-экономического развития администрации МО «Камызякский район» Астраханской области за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области согласно приложению № 1.

Истец Бердиева Э.Ш. в списке указанного приложения № 1 не значится (л.д. 151-154 тома 1).

На основании распоряжения администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 399-р (л.д. 231-239 тома 1) органам местного самоуправления МО «Камызякский район» перечислены денежные средства в целях поощрения за достижение наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» согласно приложению № 1 за счет средств дотации из бюджета Астраханской области и денежные средства в целях выплаты единовременного денежного поощрения за истекший период 2021 года согласно приложению № 2 за счет средств бюджета МО «Камызякский район». МКУ «Централизованная бухгалтерия» администрации МО «Камызякский район» дано распоряжение произвести соответствующие расчеты и выплаты.

В соответствии с распоряжениями администрации МО «Камызякский район» от 17 сентября 2021 года № 404-р и № 405-р (л.д. 108-111 тома 1) произведена выплата единовременного поощрения за достижение наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области и единовременного поощрения за истекший 2021 год.

29 октября 2021 года трудовой договор с Бердиевой Э.Ш. расторгнут по инициативе работника в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (приказ администрации МО «Камызякский район» от 29 октября 2021 года № 256 на л.д. 15 тома 1).

Обращаясь в суд с иском, Бердиева Э.Ш. указала, что за 2020 год и по факту отработанного времени за 2021 год ей не выплачена премия и единовременное денежное поощрение по итогам работы (квартал, полугодие, год) без законных на то оснований, что свидетельствует о допущении в отношении нее факта дискриминации.

Согласно Положению об администрации МО «Камызякский район», утвержденному решением Совета МО «Камызякский район» от 22 января 2019 года № 301 (далее Положение об администрации МО «Камызякский район»), администрацией руководит глава администрации МО «Камызякский район» на принципах единоначалия. Глава администрации является высшим должностным лицом местного самоуправления, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности администрации (пункт 1.4)

Частью 2 статьи 47 Устава МО «Камызякский район» глава администрации района руководит администрацией на принципах единоначалия с соблюдением прав и законных интересов человека и гражданина и решает вопросы применения мер поощрения работников администрации МО «Камызякский район» самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, в том числе, подзаконными нормативными правовыми актами.

Таким образом, установлено, что поощрение работников относится к исключительной компетенции и праву главы администрации МО «Камызякский район».

Оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь приведенными выше нормами закона, а также учитывая содержание локальных нормативных актов ответчика, условия трудового договора, определяющие порядок оплаты труда муниципального служащего, принимая во внимание, что выплата денежного поощрения относится к исключительной компетенции и праву работодателя, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Бердиевой Э.Ш. о взыскании не начисленной, невыплаченной премии за 2020 год по занимаемой в 2021 году должности, обязании ответчика произвести расчет начисления премии, включить ее в список Приложения №1 приказа главы администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 210, взыскании с администрации МО «Камызякский район» за 2020 год и по факту отработанного времени за 2021 год единовременного денежного поощрения по итогам работы.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку премирование муниципальных служащих в администрации МО «Камызякский район» является негарантированным материальным поощрением, указанные выплаты производятся по усмотрению работодателя, что вопреки доводам жалобы не может свидетельствовать о факте дискриминации.

Обращаясь в суд с иском, Бердиева Э.Ш. просила возложить на ответчика обязанность произвести расчет начисления премии, включить ее в список Приложения №1 приказа главы администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 214 «О поощрении за истекший период 2021 года за счет средств бюджета муниципального образования «Камызякский район».

Из материалов дела усматривается, что приказом администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 214 «О поощрении за истекший период 2021 года за счет средств бюджета муниципального образования «Камызякский район» единовременное денежное поощрение согласно приложению № 1 подлежит выплате работникам, замещающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления МО «Камызякский район».

Истец Бердиева Э.Ш. в списке указанного приложения № 1 также не значится (л.д. 162-164 тома 1).

Как установлено ранее, Бердиева Э.Ш. в администрации МО «Камызякский район» занимала должность муниципальной службы, поэтому оснований для включения ее в список Приложения № 1 приказа главы администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 214 и начисления премии не имелось, поскольку данная премия подлежала выплате работникам, замещающим должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и осуществляющим техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления МО «Камызякский район».

Таким образом, указанные исковые требования Бердиевой Э.Ш. правомерно оставлены судом без удовлетворения.

Из материалов дела следует, что по факту невыплаты денежных сумм Бердиева Э.Ш. обращалась в прокуратуру, Государственную инспекцию труда в Астраханской области, к губернатору Астраханской области, ею получены соответствующие ответы.

Прокуратура Камызякского района Астраханской области по обращению Бердиевой Э.Ш. провела проверку, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установила. Кроме того, прокуратурой района в ходе проверки было установлено, что в приложение № 1 к приказу главы администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 210 включены только работники, осуществлявшие трудовую деятельность в 2020 году. Работники, осуществлявшие трудовую деятельность в 2021 году, поощрялись за счет средств бюджета МО «Камызякский район».

Судебная коллегия отмечает, что решение главы администрации МО «Камызякский район» об отсутствии оснований для поощрения Бердиевой Э.Ш. было связано с упущениями в ее трудовой деятельности, о чем свидетельствуют предложения председателя рабочей группы ФИО6 и члена рабочей группы ФИО7

Материалами дела подтверждается, что приказами председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» № 32-к, № 33-к и № 36-к от 26 марта 2020 года Бердиевой Э.Ш. на основании представлений прокуратуры объявлено замечание (л.д. 89-91 тома 1).

Указанные дисциплинарные взыскания приказами председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район» № 71-к/1 от 19 июня 2020 года сняты (л.д. 86-88 тома 1).

Распоряжением главы администрации МО «Камызякский район» от 26 октября 2020 года № 481-р (л.д. 83-84 тома 1) к Бердиевой Э.Ш. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания в связи с ненадлежащим исполнением возложенных трудовых обязанностей.

Согласно пункту 2 данного распоряжения в связи с наложением дисциплинарного взыскания Бердиевой Э.Ш. снижен размер ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы на 50%, то есть до 100%, в связи с чем МКУ «Централизованная бухгалтерия администрации МО «Камызякский район» поручено рассчитать заработную плату за октябрь 2020 года с учетом пункта 2 распоряжения (пункт 3 распоряжения).

Обращаясь в суд с иском, Бердиева Э.Ш. также указала на необоснованность распоряжения главы администрации МО «Камызякский район» от 26 октября 2020 года № 481-р, просила его отменить.

В соответствии с частью 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

Возможность защиты права работника связывается законом с соблюдением работником срока обращения в суд, при несоблюдении которого работнику может быть отказано в удовлетворении его иска к работодателю. Защита в судебном порядке трудовых прав работника, пропустившего предусмотренный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок, допускается в случаях, если работник заявит о восстановлении срока и докажет уважительность причин, воспрепятствовавших его своевременному обращению в суд.

Согласно пункту 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Вместе с тем, стороной истца доказательств уважительности причин пропуска указанного срока для обращения в суд в материалы дела не представлено, ходатайств о восстановлении пропущенного срока не заявлено.

Пропуск срока на обращение в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Материалами дела подтверждается, что с распоряжением главы администрации МО «Камызякский район» от 26 октября 2020 года № 481-р Бердиева Э.Ш. ознакомлена 26 октября 2020 года, о чем свидетельствует расписка в ознакомлении на л.д. 85 тома 1, однако требования об отмене данного распоряжения заявлены только в феврале 2022 года.

Установив факт пропуска Бердиевой Э.Ш. срока для обращения в суд с иском о признании незаконным и отмене распоряжения о применении дисциплинарного взыскания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Выражая несогласие с выводами суда, истец в жалобе указывает на то, что пропуск ею срока исковой давности по требованию о признании распоряжения о применении дисциплинарного взыскания значения для дела не имеет, поскольку прекращение с ней трудового договора аннулирует любые дисциплинарные проступки, совершенные работником в период действия трудового договора.

Судебная коллегия с приведенными доводами жалобы согласиться не может, считает их несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм права. В данном случае привлечение истца к дисциплинарной ответственности имело в период действия трудового договора, заключенного с ней администрацией МО «Камызякский район». Дисциплинарное взыскание в виде замечания снято не было, не признано незаконным и не отменено. Напротив, в признании указанного распоряжения незаконным и его отмене истцу отказано в связи с пропуском ею срока на обращение в суд с соответствующими исковыми требованиями.

Ссылка истца Бердиевой Э.Ш. в жалобе на то, что на момент издания распоряжения о дисциплинарном взыскании (26 октября 2020 года) она находилась в подчинении председателя комитета имущественных и земельных отношений администрации МО «Камызякский район», вопреки доводам истца не свидетельствует о том, что глава администрации МО «Камызякский район» не имел правовых оснований для издания указанного распоряжения.

Согласно пункту 4.1 Положения об администрации МО «Камызякский район» в структуру администрации входят, в том числе, структурные подразделения администрации, наделенные правами юридического лица.

Глава администрации назначает на должность и освобождает от должности сотрудников администрации муниципального образования, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности (пункт 5.1).

Из материалов дела следует, что распоряжение главы администрации МО «Камызякский район» от 26 октября 2020 года № 481-р вынесено на основании заключения служебной проверки от 26 октября 2020 года. Данным распоряжением дисциплинарное взыскание в виде замечания помимо истца Бердиевой Э.Ш. применено и к иным сотрудникам структурных подразделений администрации МО «Камызякский район» за ненадлежащее исполнение возложенных трудовых обязанностей.

Таким образом, установлено, что истец Бердиева Э.Ш. вопреки ее доводам имела дисциплинарное взыскание.

Издание распоряжения главой администрации МО «Камызякский район» от 26 октября 2020 года о применении дисциплинарного взыскания не противоречит нормам действующего законодательства, локально-нормативным актам ответчика, и вопреки доводам истца не может свидетельствовать о наличии оснований для его отмены.

Судебная коллегия также соглашается с выводами суда об отказе Бердиевой Э.Ш. в удовлетворении исковых требований в части признания незаконным и отмене протокола рабочей группы от 14 сентября 2021 года.

Согласно Положению об администрации МО «Камызякский район» в составе администрации могут действовать коллегии, комиссии, рабочие группы, являющиеся совещательным органом при главе администрации, Положения о которых утверждаются главой администрации (пункт 47).

Распоряжением администрации МО «Камызякский район» от 13 сентября 2021 года № 397-р сформирована рабочая группа для рассмотрения вопросов «О поощрении за достижения наилучших показателей социально-экономического развития МО «Камызякский район» за отчетный 2020 финансовый год за счет дотации из бюджета Астраханской области и «О поощрении работников местного самоуправления и казенных учреждений в МО «Камызякский район».

Истец Бердиева Э.Ш. также вошла в состав членов указанной рабочей группы, протокол рабочей группы от 14 сентября 2021 года Бердиевой Э.Ш. как членом рабочей группы был подписан.

В данном случае несогласие Бердиевой Э.Ш. с решением главы администрации МО «Камызякский район» о ее не поощрении не может свидетельствовать о незаконности указанного протокола, в связи с чем суд первой инстанции также обоснованно отказал истцу в удовлетворении заявленного требования.

Ссылка в жалобе на то, что суд в решении не привел мотивов, по которым отверг представленные истцом доказательства в части премирования, расчета премии и неустойки, не может повлечь отмену состоявшихся судебных актов, поскольку в удовлетворении требований о взыскании премии и поощрения судом было отказано, необходимости в оценке представленного истцом расчета премии и неустойки у суда не имелось.

Не влекут отмену судебных решений и доводы истца относительно того, что название распоряжения администрации МО «Камызякский район» от 16 сентября 2021 года № 399-р противоречит Порядку поощрения из областного бюджета за отчетный финансовый 2020 год, а представленные ответчиком документы отличаются от документов, зарегистрированных в системе электронного документооборота администрации МО «Камызякский район» - «Директум», что указывает на факт фальсификации. Приведенные доводы жалобы относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены, правого значения для дела не имеют.

Доводы жалобы о необоснованном отказе суда в допросе свидетелей ФИО5 и ФИО7 являются несостоятельными, поскольку согласно материалам дела ходатайство о допросе данных лиц истцом не заявлялось, и судом не разрешалось.

Не установив фактов нарушения трудовых прав истца, суд первой инстанции, исходя из нормы статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, не усмотрел оснований для удовлетворения производных требований истца о компенсации морального вреда, с чем судебная коллегия также соглашается.

Доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшихся судебных решений, и, соответственно, явиться основаниями к их отмене, апелляционные жалобы не содержат, они направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Камызякского районного суда Астраханской области от 8 февраля 2022 года и дополнительное решение от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Бердиевой Э. Ш. – без удовлетворения.

Председательствующий: А.А. Беляков

Судьи областного суда: А.М. Алтаякова

Э.А. Юденкова

33-1999/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Бердиева Э.Ш.
Ответчики
Администрация МО "Камызякский район"
Суд
Астраханский областной суд
Судья
Беляков Александр Анатольевич
Дело на сайте суда
oblsud.ast.sudrf.ru
15.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.07.2022Передано в экспедицию
15.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее