Дело №2-733/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2015 года г. Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Сойко Ю.Н.,
при секретаре Контробаевой Л.М.
с участием прокурора: Пановой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области к обществу с ограниченной ответственностью «Троицкводоснабжение», администрации города Троицка Челябинской области о признании действий противоправными, возложении обязанности, по иску прокурора города Троицка Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Троицка Челябинской области, Управлению по капитальному строительству администрации г.Троицка Челябинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области обратилось в суд с иском, где с учетом уточненных требований просило признать действия общества с ограниченной ответственностью «Троицкводоснабжение» (далее ООО «Троицкводоснабжение») по подаче в период с 13 февраля 2015 года по 24 марта 2015 года населению г.Троицка Челябинской области питьевой воды не соответствующей требованиям санитарных правил, небезвредной по химическому составу и микробиологическим показателям и действия по использованию водного объекта в г.Троицке Челябинской области без санитарно-эпидемиологического заключения противоправными, возложении на общество с ограниченной ответственностью «Троицкводоснабжение» и администрацию города Троицка Челябинской области обязанности обеспечить подачу из водного объекта - реки Уй питьевой воды населению г.Троицка Челябинской области, отвечающей требованиям санитарного законодательства посредством проведения технических и технологических мероприятий по обеспечению выполнения требований СанПиН.
В обоснование исковых требований указано, что 12 февраля 2015 года в адрес истца поступило сообщение и.о. начальника Челябинского ЦГМС - филиала ФГБУ «Уральское УГМЧС», согласно которому 11 февраля 2015 года в р.Уй выше г.Троицка выявлено экстремально высокое загрязнение воды марганцем. С 13 февраля 2015 года по 24 марта 2015 года населению г.Троицка осуществлялась подача питьевой воды ненадлежащего качества.
18 февраля 2015 года в ходе внеплановой проверки произведен отбор проб воды, в том числе из источника, перед поступлением в распределительную сеть и из разводящей сети. Согласно проведенным лабораторным испытаниям питьевая вода, подаваемая системой водоснабжения ООО «Троицкводоснабжение» не отвечает требованиям гигиенических нормативов по 8 санитарно-химическим показателям: жесткость общая составила 10,% мг-экв/дм. куб., при величине допустимого уровня не более 7 м-экв/дм. куб., цинк 3,2 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня не более 1 мг/дм. куб., марганец 0,40 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня не более 0,1 мг/дм. куб., кадмий 0,0020 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня не более 0,001 мг/дм. куб., общая минерализация (сухой остаток) 1285 мг/дм. куб., при величине допустимого уровня не более 1000 мг/дм. куб., сульфаты (SO4 2-) 528 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня 500 мг/дм. куб., железо (включая хлорное железо) 0,37 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня 0,3 мг/дм. куб., магний 52,3 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня не более 50 мг/дм. куб., по 1 микробиологическому показателю: колифаги 1,4БОЕ в 100 мл при нормативе «отсутствие», при этом кадмий относится к химическим веществам, относящихся ко 2 классу опасности (высокоопасные).
При проведении проверки в отношении ООО «Троицкводоснабжение», предметом деятельности которого является сбор, очистка и распределение воды, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. У ООО «Троицкводоснабжение» отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (р.Уй) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Прокурор города Троицка Челябинской области обратился в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц где с учетом уточненных требований, просил признать бездействие администрации г.Троицка в части проведения реконструкции очистных сооружений водозабора, расположенных по адресу: Челябинская область, г.Троицк, комплекс водозаборных сооружений, незаконными, возложении на администрацию г.Троицка и Управление капитального строительства администрации г.Троицка обязанности проведения реконструкции очистных сооружений водозабора, расположенных по адресу: Челябинская область, г.Троицк, комплекс водозаборных сооружений в соответствии с проектом «реконструкция очистных сооружений водозабора г.Троицка производительностью 25 тыс. куб.м./сутки».
В обоснование исковых требований указал, что источником водоснабжения для г.Троицка является р.Уй. Для водоснабжения г.Троицка в 1981г. были запроектированы водопроводные очистные сооружения на производительность 50 тыс. куб.м./сутки. Станция очитки воды в г.Троицке, построенная по типовому проекту, не может обеспечить качество воды нормативным требованиям.
Согласно данным Челябинского центра по гидрометереологии и мониторингу окружающей среды - филиала ФГБУ «Уральское управление по гидрометереологии и мониторингу окружающей среды 11 февраля 2015 года в реке Уй выше г.Троицка выявлено экстремальное высокое загрязнение воды марганцем.
18 февраля 2015 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки произведен отбор проб воды. Согласно проведенным лабораторным испытаниям, качество воды не отвечало требованиям гигиенических нормативов, а именно по 8 санитарно-химическим показателям: жесткость общая составила 10,% мг-экв/дм. куб., при величине допустимого уровня не более 7 м-экв/дм. куб., цинк 3,2 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня не более 1 мг/дм. куб., марганец 0,40 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня не более 0,1 мг/дм. куб., кадмий 0,0020 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня не более 0,001 мг/дм. куб., общая минерализация (сухой остаток) 1285 мг/дм. куб., при величине допустимого уровня не более 1000 мг/дм. куб., сульфаты (SO4 2-) 528 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня 500 мг/дм. куб., железо (включая хлорное железо) 0,37 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня 0,3 мг/дм. куб., магний 52,3 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня не более 50 мг/дм. куб., по 1 микробиологическому показателю: колифаги 1,4БОЕ в 100 мл при нормативе «отсутствие», при этом кадмий относится к химическим веществам, относящихся ко 2 классу опасности (высокоопасные).
Питьевой водоснабжение ненадлежащего качества для граждан проживающих в г.Троицке привело к нарушению их прав.
В 2011 году разработана проектно-сметная документация по объекту: «Реконструкция очистных сооружений водозабора, производительностью 25 000 куб. м. в г.Троицке и получены заключения Госэкспертизы по проектной документации и по сметной документации.
Администрацией г.Троицка надлежащее водоснабжение в соответствии с указанной проектной -сметной документацией не организовано.
В судебном заседании прокурор Панова М.Н. исковые требования поддержала, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области просила удовлетворить.
Представитель истца и третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области Прокудина М.С.исковые требования поддержала, исковые требований прокурора г.Троицка просила удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации г.Троицка Бачанова Г.Г. возражала против удовлетворения исковых требований.
Представители ответчика и третьего лица - ООО «Троицкводоснабжение» Усманова Л.Р. и Николаева Е.В. возражали против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст.12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно п. 3.2. и 3.3 СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, указанных в таблице 1 данных Правил.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, считается соответствующей установленным требованиям в случае, если уровни показателей качества воды не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.
Право потребителей на безопасность услуги также предусмотрено Законом Российской Федерации « О защите прав потребителей».
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии с п.п.4 п.1 ст. 7 Устава города Троицка к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа водоснабжения населения.
В силу п.п.13 п.1 ст.25 Устава города Троицка администрация г.Троицка осуществляет организацию водоснабжения населения.
На основании постановления главы г.Троицка от 14 октября 2014 года № 181 гарантирующей организацией, осуществляющей водоснабжение территории г.Троицка, за исключением поселка ГРЭС, определено ООО «Троицкводоснабжение» (л.д. 138 т.1). Абонентами ООО «Троицкводоснабжение» являются 115 бюджетных организаций, 443 прочих организаций, население -19675 чел (л.д.77 т.1)
На основании распоряжения Управления муниципальной собственности администрации г.Троицка от 19 января 2015 года № 15 ООО «Троицкводоснабжение» переданы для эксплуатации и ремонта бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения до момента государственной регистрации на них права муниципальной собственности. В Перечень данного имущества включены очистные сооружения водозабора, распложенные по адресу: г.Троицк, Челябинской области, комплекс водозаборных сооружений (л.д.126-128 т.1).
Решением Троицкого городского суда Челябинской области от 18 февраля 2015 года за муниципальным образованием «город Троицк» признано право муниципальной собственности на сооружения, нежилые здания, входящие в комплекс водозаборных сооружений (л.д.50-53 т.2).
13 апреля 2015 года произведена государственная регистрации права муниципальной собственности г.Троицка на комплекс водозаборных сооружений (л.д.252 т.2, л.д. 1-7 т.3).
Источником водоснабжения г.Троицка является р.Уй на участке, находящимся в подпоре от Троицкого водохранилища.
Судом установлено, что 12 февраля 2015 года в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области поступило сообщение и.о. начальника Челябинского ЦГМС - филиала ФГБУ «Уральское УГМЧС» о выявлении экстремально высокого загрязнения воды марганцем в р.Уй выше г.Троицка.
13 февраля 2015 года по результатам лабораторных испытаний произведенного отбора проб воды после водоподготовки и перед поступлением в разводящую сеть выявлена концентрация марганца в разводящей сети 0,48 мг, дм.куб. (4,8 ПДК).
По результатам проведенной 18 февраля 2015 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области внеплановой проверки установлено, что питьевая вода, подаваемая системой водоснабжения ООО «Троицкводоснабжение», не отвечает требованиям гигиенических нормативов, а именно по 8 санитарно-химическим показателям: жесткость общая составила 10,% мг-экв/дм. куб., при величине допустимого уровня не более 7 м-экв/дм. куб., цинк 3,2 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня не более 1 мг/дм. куб., марганец 0,40 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня не более 0,1 мг/дм. куб., кадмий 0,0020 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня не более 0,001 мг/дм. куб., общая минерализация (сухой остаток) 1285 мг/дм. куб., при величине допустимого уровня не более 1000 мг/дм. куб., сульфаты (SO4 2-) 528 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня 500 мг/дм. куб., железо (включая хлорное железо) 0,37 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня 0,3 мг/дм. куб., магний 52,3 мг/дм. куб. при величине допустимого уровня не более 50 мг/дм. куб., по 1 микробиологическому показателю: колифаги 1,4БОЕ в 100 мл при нормативе «отсутствие», при этом кадмий относится к химическим веществам, относящихся ко 2 классу опасности (высокоопасные).
В отношении ООО «Троицкводоснабжение» вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В связи с выявлением экстремально высокого загрязнения воды в реки Уй химическими элементами в период с 03 марта 2015 года по 27 марта 2017 года на территории г.Троицка для органов управления и сил Троицкого городского звена Челябинской областной подсистемы единой государственной системы и ликвидации чрезвычайных ситуаций был введен режим повышенной готовности, население города было информировано о недопустимости использования воды городского водопровода для питьевых целей.
Данные обстоятельства подтверждаются информацией Челябинского ЦГМС - филиала ФГБУ «Уральское УГМЧС» (л.д.6 т.1) актом проверки № 23 от 18 февраля 2015 года (л.д. 12-15 т.1), протоколами лабораторных испытаний (л.д. 16-19 т.1), постановлением по делу об административных правонарушении № 41 от 12 марта 2015 года (л.д.65-67 т.1), постановлением главы г.Троицка № 534 от 03 марта 2015 года (л.д.143 т.1), протоколом комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации г.Троицка от 03 марта 2015 года (л.д.144-146 т.1), постановлением главы г.Троицка № 668 от 27 марта 2015 года (л.д.147).
Таким образом, вышеуказанными доказательствами подтверждено, что потребителям (жителям г.Троицка) в период с 13 февраля 2015 года по 24 марта 2015 года обществом с ограниченной ответственностью «Троицкводоснабжение», как организацией осуществляющей питьевое водоснабжение, производилась подача питьевой воды не соответствующей требованиям санитарных правил, небезвредной по химическому составу и микробиологическим показателям, т.е. не соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». В связи с чем исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области о признании данных действий ООО Троицкводоснабжение» противоправными, как не соответствующие требованиям ст.11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Пунктом 3 данной статьи установлено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Как указывалось выше источником хозяйственно-питьевого водоснабжения города Троицка является река Уй.
При проведении 18 февраля 2015 года Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области внеплановой проверки в отношении ООО «Троицкводоснабжение» также установлено, что у данной гарантирующей организации в нарушение вышеуказанных норм Водного кодекса и Федерального законаот 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта (р.Уй) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (л.д. 12.15 т.1). На момент рассмотрения иска данные требования законодательства не исполнены, что ответчиком не оспаривается.
Учитывая данные обстоятельства, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области о признании действий ООО «Троицкводоснабжение» по использованию водного объекта в г.Троицке Челябинской области без санитарно-эпидемиологического заключения противоправными подлежат удовлетворению.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Судом установлено, что находящиеся в эксплуатации ООО «Троицкводоснабжение» очистные сооружения водозабора запроектированы институтом «Челябинскгражданпроект» в 1981 году по типовому проекту 901-3-59 «Водопроводная очистная станция для поверхностных источников с содержанием взвешенных веществ до 2000 мг/л». Постановлением от 27 декабря 2001 года № 670 утвержден акт государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию 1-ой очереди водозаборных сооружений города Троицка на 15 тыс. куб.м./сут воды от 20 декабря 2001 года.
Типовым проектом очистка воды предусматривалась по следующей схеме: предварительное хлорирование - реагентная обработка воды угольной пульпой, коагулянтом, флокулянтом - отстаивание - фильтрование - известкование -обеззараживание.
Очистка воды в настоящее время производится по схеме: предварительное хлорирование - известкование - коагулирование - подача в камеру хлопьобразования - отстаивание - фильтрование - обеззараживание - подача в резервуары чистой воды.
Техническое состояние сооружений по водоподготовке находится в удовлетворительном состоянии. Реагентный корпус находится в стадии строительства, требуется его реконструкция. Требуется реконструкция цехов известкования, углевания. Приготовление и ввод коогулянта, извести производится кустарным способом, углевание отсутствует, что препятствует полному удалению привкусов и запахов в паводковый период. Отсутствует проектируемый вихревой смеситель, который предназначен для интенсивного смешения регентов с водой, что имеет значение для осветления воды. Взаимен изготовлены и установлены механические мешалки для равномерного перемешивания коагулянта, и флокулянта в контактной камере.
Из пояснительной записки к рабочему проекту «Реконструкция очистных сооружений водозабора г.Троицка производительностью 25 тыс. м.куб./сутки, корректировка» следует, что станция очистки воды в г.Троицке, построенная по типовому проекту, в условиях плохой экологической обстановки не может обеспечить качество воды нормативным требованиям. С выходом нормативных документов (СанПиН 2.1.4.1074-01) увеличилось количество контролируемых показателей. В связи с этим появилась необходимость реконструкции действующей станции очистки с целью повышения эффективности очистки воды.
Основные показатели исходной воды, по которым имеются отклонения от нормативных, приведены таблице № 2 пояснительной записки.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 18 февраля 2015 года № 23 (л.д.12-15 т.1), пояснительной запиской к рабочему проекту «реконструкция очистных сооружений» (л.д. 71-75 т.2), краткой технологической характеристикой очистных сооружений водозабора (л.д.150-153) рабочей программой произведенного контроля качества питьевой воды (л.д. 154-163 т.2).
Согласно протоколу совещания по поиску технических и технологических решении для достижения наибольшей эффективности работы очистных сооружений водозабора города Троицка от 18 марта 2015 года, проведенного с участием главного инженера очистных сооружений водопровода МУП ПОВВ г.Челябинска Е.А.М., технолога очистных сооружений водопровода МУП ПОВВ г.Челябинска К.С.В., при анализе существующей технологии водоподготовки установлено, что после первой ступени очистки воды имеет белесый цвет, что вызвано выносом коагулянта из отстойников на скорые фильтры. В контактной камере отмечено ламинарное движение, что не обеспечивает равномерного распределения реагентов во всем объеме обрабатываемой воды и приводит к отсутствию полноты гидролиза коагулянта и снижению эффективности водоподготовки.
По проекту в отстойниках сбор отстоянной воды осуществляется железбетонными перфорированными коробами, протяженностью 2\3 длины отстойника. Подобная конструкция сокращает отстоянную зону и в отстойниках не обеспечивается седиментация сформировавшегося хлопка, и как следствие происходит вынос хлопка на скорые фильтры.
Ввод хлорной воды производится непосредственно перед контактной камерой, что не обеспечивает времени контакта воды с хлором. В работе находилось 3 скорых фильтра из пяти.
В работе очистных сооружений отсутствует оборудование для определения концентраций солей тяжелых металлов в исходной и питьевой воде.
По результатам проведенного совещания ООО «Троицкводоснабжение» рекомендовано для удаления из воды солей тяжелых металлов применить углевание воды, посредством введения в воду угольной пульты, перед остойниками и скорыми пультами; применить маргацевание исходной воды для удаления марганца с последующей проектной проработкой специализированными организациями; постоянно использовать дополнительное механическое перемешевание в контактной камере; сократить площадь рассредоточенного сбора воды в отстойниках; дополнительно для подзарядки вводить перед скорыми фильтрами раствор флокулянта; ввести в эксплуатацию резервные скорые фильтры с целью снижения скорости фильтрации; ежедневно корректировать рабочие дозы реагентов, посредством пробного коагулирования.
В дальнейшем рекомендовано установить разрыв между вводом хлорной воды и коагулянтом (перенести точку ввода первичного хлорирования);
внедрить камерно-лучевой сместитель, рекомендованный ЗАО «Сибресурс»;
обеспечить круглосуточный лабораторный контроль за качеством питьевой воды;
оснастить лабораторию оборудованием необходимым для определения и контроля концентраций солей тяжелых металлов в исходной и питьевой воде;
проработать и внедрить методику определения цветности воды согласно ГОСТ 31868-2012 «Вода. Методы определения цветности».
Судом установлено, что ООО «Троицкводоснабжение» в связи с выявлением превышения в воде предельно-допустимых концентраций марганца и солей тяжелых металлов принимались определенные меры для удаления из воды солей тяжелых металлов, обеспечения населения питьевой водой надлежащего качества:
вводилось применение повышенных доз химических реагентов (коагулянт, флокулянт, известкование), был усилен производственный контроль на очистных сооружениях водозабора, с 28 февраля 2015 года вводился контроль качества воды не менее двух раз в сутки, изготовлено и установлено оборудование для подзарядки и ввода флокулянта перед скорыми фильтрами, введен в эксплуатацию четвертый скорый фильтр, организовано обучение сотрудника для работы с оборудованием для определения и контроля концентрации солей тяжелых металлов, в период с 03 марта 2015 года по 26 марта 2017 года был организован подвоз воды в социально-значимые объекты, объекты с массовым и круглосуточным пребыванием людей, в жилые районы для населения города.
С 26 марта 2015 года вода из насосной станции 2 подъема перед подачей в распределительную сеть соответствовала требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. 2.1.4. «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», ГН 2.15.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
Данные обстоятельства подтверждаются объяснением представителя ООО «Троицкводоснабжение» Николаевой Е.В., приказом ООО «Троицкводоснабжение» от 28 февраля 2015 года № 05/1Вс (л.д.87 т.1), информацией ООО «Троицкводоснабжение» от 19 марта 2015 года (л.д.88 т.1), протоколом совещания от 18 марта 2015 года (л.д.122-123 т.1), счет-фактурами на приобретение полиалюминия гидро-хлорид (л.д.91, 94,95, 105,111,116,118-119 123, 128 т.2) товарно-транспортными накладными (л.д.92-93, 98-9,106, 109-110,114-115 124-125,130-131 т.2) счет-фактурами на приобретение извести (л.д.103 134 138 т.2), актами от 19 марта 2015 года (л.д.141-143 т.2), командировочным удостоверением Ш.И.Р. (л.д.146 т.2), протоколами лабораторных испытаний № 572 от 26 марта 2015 года, № 588 от 27 марта 2015 года, № 596 от 30 марта 2015 года, № 614 от 30 марта 2015 года, 634 от 02 апреля 2015 года, № 649 от 03 апреля 2015 года (л.д.231, 232,234, 242, 236, 241, т.2).
Однако, принимая во внимание, что согласно представленному протоколу лабораторных испытаний № 916 от 13 мая 2015 года вода из насосной станции 2 подъема перед подачей в распределительную сеть не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по показателю колифаги (бактериологические исследования) (л.д.130-132 т.3), ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что на момент рассмотрения иска питьевая вода соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, суд приходит к выводу, что в силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривающей обязанность организации, осуществляющие холодное водоснабжение обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям, на ответчика ООО «Троицкводоснабжение» следует возложить обязанность обеспечить подачу населению г.Троицка питьевой воды соответствующей требованиям санитарного законодательства путем проведения технологических мероприятий.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если определённые действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что устранить нарушения необходимо немедленно, но при этом ответчику ООО «Троицкводоснабжение» необходимо время для выполнения возложенных на него судом обязанностей, суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда - 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст.46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.
Из разъяснений, содержащихся в п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" следует, в случае удовлетворения исков о признании действий изготовителя (продавца, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий суд, исходя из статьи 46 Закона о защите прав потребителей, в резолютивной части решения обязывает ответчика через средства массовой информации или иным способом довести до сведения потребителей решение суда.
Принимая во внимание, что судом действия ООО «Троицкводоснабжение» по подаче в период с 13 февраля 2015 года по 24 марта 2015 года населению г.Троицка Челябинской области питьевой воды не соответствующей требованиям санитарных правил, небезвредной по химическому составу и микробиологическим показателям и действия по использованию водного объекта в г.Троицке Челябинской области без санитарно-эпидемиологического заключения признаны противоправными, удовлетворены требования о возложении обязанности обеспечить подачу населению г.Троицка питьевой воды соответствующей требованиям санитарного законодательства путем проведения технологических мероприятий, направленных на прекращение действий, нарушающих права потребителей, на основании ст.46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» на ответчика ООО «Троицкводоснабжение» следует возложить обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать его в средствах массовой информации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п. 2 ст. 23 Федерального Закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
Согласно ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом установлено, что в 2011 году по заказу управления по капитальному строительству администрации г.Троицка разработана проектно-сметная документация по объекту «Реконструкция очистных сооружений водозабора, производительностью 25 000 куб.м. в г.Троицке и получены положительные заключения Госэкспертизы № от 21 июля 2011 года по проектной документации; № от 22 ноября 2011 года по сметной документации (л.д.16-40, 41-45 т.2).
В 2012 году произведено выполнение монтажных и пуско-наладочных работ электролизной установки на хлораторной станции очистки воды объекта «Реконструкция очистных сооружений водозабора, производительностью 25 000 куб.м. в г.Троицке» (л.д. 65-70 т.3).
Однако, до настоящего времени администрацией г.Троицка реконструкция очистных сооружений водозабора не завершена.
Муниципальной программой «Чистая вода» на территории Троицкого городского округа, утвержденной постановлением администрации г.Троицка от 11 декабря 2013 года № 2186, в редакции постановления от 05 декабря 2014 года № 671, финансирование объекта - реконструкция очистных сооружений водозабора на период 2015-2020 годы не предусмотрено (л.д. 58-64 т.3).
Учитывая, что в судебном заседании достоверно установлено, что существующая технология водоподготовки при использовании очистных сооружений водозабора, находящихся в эксплуатации ООО «Троицкводоснабжение» по состоянию на 13 февраля 2015 года не обеспечивала удаление из воды солей тяжелых металлов вследствие чего, была создана реальная угроза для санитарно-эпидемиологического благополучия неопределенного круга- граждан, проживающих в г.Троицке, в период с 03 марта 2015 года по 26 марта 2015 года было запрещено использование воды для целей питьевого водоснабжение, на основании ст. 23 Федерального Закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора г.Троицка и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области о возложении на администрацию города Троицка обязанности организовать реконструкцию очистных сооружений водозабора.
При этом суд принимает во внимание, что ответчик - администрация г.Троицка вправе самостоятельно определить способы реконструкции очистных сооружений водозабора, в том числе путем реализации проекта «Реконструкция очистных сооружений водозабора, производительностью 25 000 куб.м. в г.Троицке» 2011г..
Необходимость в проведении реконструкции очистных сооружений водозабора подтверждено пояснительной запиской к рабочему проекту «Реконструкция очистных сооружений водозабора г.Троицка производительностью 25 тыс. м.куб./сутки, корректировка», из которой следует что станция очистки воды в г.Троицке, построенная по типовому проекту 1981 года, в условиях плохой экологической обстановки не может обеспечить качество воды нормативным требованиям. С выходом нормативных документов (СанПиН 2.1.4.1074-01) увеличилось количество контролируемых показателей. В пояснительной записки отражены Основные показатели исходной воды, по которым имеются отклонения от нормативных (л.д.71-75 т.2).
Отсутствие в составе очистных сооружений водозабора необходимого технологического оборудования для обеспечения подачи питьевой воды, соответствующей требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 отражено в рабочей программе произведенного контроля качества питьевой воды ООО «Троицкводоснабжение» (л.д. 154-163 т.2), из которой следует, что реагентный корпус очистных сооружений водозабора находится в стадии строительства, требуется его реконструкция. Требуется реконструкция цехов известкования, углевания. Приготовление и ввод коогулянта, извести производится кустарным способом, углевание отсутствует.
Необходимость применения углевания воды, посредством введения в воду угольной пульты, перед остойниками и скорыми пультами для удаления из воды солей тяжелых металлов, постоянного использования дополнительного механического перемешевания в контактной камере также рекомендовано специалистами очистных сооружений водопровода МУП ПОВВ г.Челябинска при проведении 18 марта 2015 года совещания по поиску технических и технологических решении для достижения наибольшей эффективности работы очистных сооружений водозабора города Троицка от 18 марта 2015 года, проведенного с участием главного инженера очистных сооружений водопровода МУП ПОВВ г.Челябинска (л.д.122-123 т.1).
Разработанным проектом «Реконструкция очистных сооружений водозабора, производительностью 25 000 куб.м. в г.Троицке» предусмотрены технологические решения по усовершенствованию существующей схемы технологической схемы очистки воды, в том числе ввод угольной помпы, проектирование перемешивающего устройства в контактной камере, что подтверждено положением заключением гос.экспертизы на проектную документацию (л.д.26-29 т.2).
Таким образом, доводы представителя администрации г.Троицка о том, что прокурором г.Троицка не представлены доказательства наличия причинно-следственной связи между ненадлежащем качеством водоснабжения в г.Троицка и необходимостью проведения реконструкции очистных сооружений водозабора нельзя признать обоснованными.
Отсутствие денежных средств на реконструкцию спорного объекта не может быть признано основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Бюджетный кодекс РФ предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы РФ (статьи 10, 14, 15, 28 и 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств.
В силу части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенное действие, устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В соответствии с положениями части 1 статьи 107 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, если сроки не установлены законом, то они назначаются судом с учетом принципа разумности.
Учитывая, что ответчику администрации г.Троицка необходимо время для выполнения возложенных на нее судом обязанностей, суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда - один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Как было указано ранее, в 2012 году произведено выполнение монтажных и пуско-наладочных работ электролизной установки на хлораторной станции очистки воды объекта «Реконструкция очистных сооружений водозабора, производительностью 25 000 куб.м. в г.Троицке».
02 марта 2015 года постановлением администрации г.Троицка № 468 утверждено техническое задание на разработку инвестиционной программы «развитие и модернизация системы водоснабжения ООО «Троицкводоснабжение» на 2016-2018 годы.
Постановлением от 07 апреля 2015 года № 726 создана рабочая группа по разработке мероприятий по развитию и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения города Троицка на 2015-2018 годы.
29 апреля 2015 года по результатам первого заседания рабочей группы по разработке мероприятий по развитию и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения принято решение о выполнении администрацией г.Троицка и ООО «Троицкводоснабжение» сравнительного анализа стоимости процессов углевания по рабочей документации «Реконструкция очистных сооружений водозабора, производительностью 25 000 куб.м. в г.Троицке» и по предложению ООО «ЛИТ» г.Москва, рекомендовано ООО «Троицкводоснабжение» доработать проект инвестиционной программы и рассчитать экономический эффект от реализации данной программы.
Данные обстоятельства подтверждаются постановлением администрации г.Троицка № 468 от 02 марта 2015 года (л.д.35 т.3), протоколом заседания рабочей группы по разработке мероприятий по развитию и модернизации объектов водоснабжения от 29 апреля 2015 года (л.д.36 т.3), муниципальным контрактом № 20 от 14 сентября 2012 года (л.д.65-70 т.3).
Представленные доказательствасвидетельствуют о том, чтоадминистрацией г.Троицка принимались определенные меры для организации водоснабжения в пределах городского округа, в том числе для организации реконструкции очистных сооружений водозабора, в связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения требований прокурора г.Троицка о признании бездействия администрации г.Троицка в части проведения реконструкции очистных сооружений водозабора, расположенных по адресу: Челябинская область, г.Троицк, комплекс водозаборных сооружений незаконным.
В удовлетворении исковых требований прокурора г.Троицка к Управлению по капитальному строительству администрации г.Троицка Челябинской области о возложении обязанности по реконструкции очистных сооружений в соответствии с проектом Реконструкция очистных сооружений водозабора, производительностью 25 000 куб.м. в г.Троицке» следует отказать, поскольку прокурором г.Троицка не представлено суду доказательств того, что данное Управление в отсутствие финансирования со стороны администрации г.Троицка и в отсутствие соответствующих решений администрации г.Троицка имеет возможность и полномочия произвести реконструкцию спорного объекта.
Согласно ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцами требованиям.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика ООО «Троицкводоснабжение» подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Троицкводоснабжение» по подаче в период с 13 февраля 2015 года по 24 марта 2015 года населению г.Троицка Челябинской области питьевой воды не соответствующей требованиям санитарных правил, небезвредной по химическому составу и микробиологическим показателям и противоправными.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Троицкводоснабжение» по использованию водного объекта в г.Троицке Челябинской области без санитарно-эпидемиологического заключения противоправными.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Троицкводоснабжение» обеспечить подачу населению г.Троицка питьевой воды соответствующей требованиям санитарного законодательства путем проведения технологических мероприятий в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию г.Троицка Челябинской области организовать реконструкцию очистных сооружений водозабора, расположенных по адресу: Челябинская область, г.Троицк, комплекс водозаборных сооружений, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурору г.Троицка в удовлетворении иска о признании бездействия администрации г.Троицка в части проведения реконструкции очистных сооружений водозабора, расположенных по адресу: Челябинская область, г.Троицк, комплекс водозаборных сооружений незаконным, отказать.
Прокурору г.Троицка в удовлетворении иска к Управлению по капитальному строительству администрации г.Троицка Челябинской области о возложении обязанности произвести реконструкцию очистных сооружений водозабора, расположенных по адресу: Челябинская область, г.Троицк, комплекс водозаборных сооружений, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Троицкводоснабжение» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Троицкводоснабжение» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать его в средствах массовой информации.
Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>