Дело №2а-1329/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2018 года
Заднепровский районный суд города Смоленска
в лице председательствующего судьи Осипова А.А.,
с участием:
представителя административного истца Кравчука А.И.,
представителя административного ответчика Шупляковой М.М.,
при секретаре Равинской Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фомченкова Д.С. о понуждении Администрации г. Смоленска к выдаче разрешения на строительство,
У С Т А Н О В И Л:
Фомченков Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о понуждении Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Смоленска к выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 686 кв.м. с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, сославшись при этом на следующие обстоятельства.
Указанный земельный участок им был приобретен 20 апреля 2017 года по договору купли-продажи, градостроительный регламент земельного участка был установлен в составе Правил землепользования и застройки города Смоленска от 28.02.2007.
В мае 2017 года ему Администрацией г. Смоленска был выдан градостроительный план, в котором указано, что на день формирования земельного участка он был отнесен к зоне Ж5, предусматривающей застройку индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками, с основным видом разрешенного использования - строительство 1-2 квартирных жилых домов усадебного типа.
Однако из градостроительного плана одновременно усматривалось, что в настоящее время по градостроительному регламенту приобретенный земельный участок отнесен к территориальной зоне Р3 - зоне лесопарков. Основанием для изменения территориальной зоны послужил градостроительный регламент, установленный в составе Правил землепользования и застройки города Смоленска от 28.02.2007. с изменениями от 09.11.2010.
9 июня 2018 года ответчиком ему было отказано в выдаче разрешения на строительство со ссылкой на вышеприведенное обстоятельство.
Административный истец считает такой отказ незаконным, указывая на то, что, поскольку вид разрешенного использования указанного земельного участка был определен до внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Смоленска. Принятие изменений в Правила землепользования и застройки не должно ограничивать права лиц на земельные участки, которые возникли до внесения изменений
Кроме того истец ссылается на то, что в указанной зоне имеется много земельных участков с уже построенными домами (л.д. 2-8).
В судебном заседании представитель не явившегося в суд административного истца Кравчук А.И. административное исковое заявление в основном и целом поддержал, вышеприведенные доводы подтвердил, лишь уточнил - просил обязать к выдаче разрешения на строительство Администрацию г. Смоленска (л.д. 46-51).
Представитель административного ответчика Шуплякова М.М. возражает против удовлетворения административного искового заявления Фомченкова Д.С.
Не оспаривая фактических обстоятельств дела, как они изложены административным истцом, она обращает внимание суда на то, что по закону разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
По ее мнению, в данном случае такое соответствие отсутствует по причине принадлежности в настоящее время указанного земельного участка к зоне Р3, не предполагающей застройку жилыми домами.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, на земельном участке площадью 686 кв.м. с кадастровым номером №
Письмом от 09.06.2018. (№.) административный ответчик отказал в выдаче разрешения на строительство, ссылаясь на несоответствие представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана в части, касающейся допустимого размещения индивидуального жилого дома - градостроительным регламентом зоны Р3 не предусмотрено размещение индивидуальных жилых домов (л.д. 32-32, 59-61).
Оценивая правомерность отказа административного ответчика в выдаче административному истцу разрешения на строительство, суд учитывает следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 статьи 51 ГрК РФ и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно части 13 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство, в частности, при несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (пункт 9 статьи 1 ГрК РФ).
Как усматривается из объяснений сторон, копий выписки из ЕГРН, договора купли-продажи от 20.04.2017., градостроительного плана земельного участка, выписки из Правил землепользования и застройки города Смоленска, утвержденных решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007. №490, копии решения Смоленского городского Совета от 09.11.2010. №193 (л.д. 16-29, 52-53, 65-76, 82-102), градостроительный регламент вышеуказанного земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности, предусматривал на момент формирования и предоставления земельного участка в собственность нахождение участка в зоне Ж5, т.е. в зоне застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками с включением территорий дачных хозяйств с основным видом разрешенного использования «строительство 1-2-квартирных жилых домов усадебного типа».
Решением Смоленского городского Совета от 9 ноября 2010 года №193 в Правила землепользования и застройки города Смоленска были внесены изменения, повлекшие изменение территориального зонирования таким образом, что на момент обращения административного истца с заявлением о выдаче разрешения на строительство градостроительный регламент в составе указанных Правил предусматривает нахождение того же земельного участка в зоне Р3 - зоне лесопарков, не предполагающей застройку индивидуальными жилыми домами.
При этом следует учитывать, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Правил землепользования и застройки города Смоленска земельные участки, сформированные на законных основаниях до вступления в силу настоящих Правил и расположенные на территориях, для которых установлены градостроительные регламенты и на которые действие этих градостроительных регламентов распространяется, являются несоответствующими градостроительным регламентам, когда существующие виды использования земельных участков не соответствуют видам разрешенного использования для соответствующих территориальных зон.
В силу пункта 2 статьи 5 указанных Правил земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствии с градостроительным регламентом, за исключением случаев, когда использование таких земельных участков опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Следовательно, в данном случае отсутствуют основания считать, что представленные административным истцом документы не соответствуют требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи градостроительного плана земельного участка.
Отсюда, отказ административного ответчика в выдаче разрешения на строительство нельзя признать правомерным, т.е. административный иск подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 1.1. части 17 статьи 51 ГрК РФ (в действующей с 4 августа 2018 года редакции Федерального закона от 03.08.2018. №340-ФЗ) выдача разрешений на строительство объектов индивидуального жилищного строительства не требуется.
При этом, однако, необходимо учитывать положения пункта 3 статьи 16 вышеуказанного Федерального закона от 03.08.2018. №340-ФЗ о том, что в случае, если доя дня вступления в силу настоящего Федерального закона подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со статьей 51 ГрК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ административный ответчик должен возместить административному истцу судебные расходы по оплате госпошлины (л.д. 9).
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 175, 177, 178, 179,180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Фомченкова Д.С. удовлетворить и обязать Администрацию г. Смоленска в течение тридцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения выдать Фомченкову Д.С. разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке площадью 686 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Взыскать с Администрации г. Смоленска в пользу Фомченкова Д.С. в возмещение судебных расходов по госпошлине 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через районный суд в течение месяца.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ