Решение по делу № 2-1768/2015 от 22.01.2015

Решение

Именем Российской Федерации

20 марта 2015 года Никулинский районный суд г. Москвы

в составе судьи Самороковской Н.В.,

при секретаре Цветковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1768/15

по иску Осташковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Карслянцу А.П об обязании произвести работы по ликвидации последствий захламления земельного участка

3 лица: 1) Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям;

    2) Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области;

    3) Министерство лесного хозяйства Тверской области.

Установил:

    Истец Осташковская межрайонная природоохранная прокурора обратилась в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику Карслянцу А.П. об обязании произвести работы по ликвидации последствий захламления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного в районе <адрес> на площади <данные изъяты> путем сора и утилизации отходов деревозаготовки способом безопасным для окружающей среды.

    Свои исковые требования мотивировал тем, что:

    Осташковской межрайонной природоохран ной прокуратурой проведена проверка по обращению руководителя ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области» но факту осуществления незаконных рубок лесных насаждений, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, на территории Осташковского района Тверской области.

В ходе проведения проверки установлено, что на территории земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного в районе <адрес> проводились работы но вырубке многолетней древесной и кустарниковой растительности.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенный в районе <адрес>, является собственностью ответчика Карслянца А.П., что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ .

Гражданин ФИО4, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Карсляица А.П. ДД.ММ.ГГГГ г., от его имени заключил с ООО «Лесхозприма» договор расчистки земельного участка, принадлежащего на праве собственности Карслянцу А.II., предметом которого является проведение работ по распиловке, вывозке лесных насаждений и расчистке земельного участка от древесно-кустарниковой растительности. Таким образом, организатором работ по мелиорации и расчистке участка от древесно-кустарниковой растительности является собственник земельного участка.

Проверкой установлено, что работы но расчистке территории земельного участка от многолетней древесной и кустарниковой растительности проводились укатанным предприятием с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ (точный срок установить не представилось возможным), с нарушением требований действующего законодательства.

Истец просит обязать Карслянца А.П. произвести работы по ликвидации последствий захламления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного в районе <адрес> на площади <данные изъяты> путем сора и утилизации отходов деревозаготовки способом безопасным для окружающей среды.

     В судебное заседание представитель истца Сафонов В.В. явился, исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

    В судебное заседание представитель ответчика Инсаров Ю.А. явился исковые требования признал, пояснил суду, что на земельном участке действительно имеются ветки, ответчик принял на себя обязательство расчистить земельный участок.

    В судебное заседание 3 лицо – Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям не явилось, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

    В судебное заседание представитель 3 лица – Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области не явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебное заседание представитель 3 лица – Министерство лесного хозяйства Тверской области не явился, исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, счел возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся 3-их лиц.

    Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, по следующим основаниям:

    Осташковской межрайонной природоохран ной прокуратурой проведена проверка по обращению руководителя ГКУ «Осташковское лесничество Тверской области» но факту осуществления незаконных рубок лесных насаждений, в том числе на землях сельскохозяйственного назначения, на территории Осташковского района Тверской области.

В ходе проведения проверки установлено, что на территории земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного в районе <адрес> проводились работы но вырубке многолетней древесной и кустарниковой растительности.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенный в районе <адрес>, является собственностью ответчика Карслянца А.П., что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ .

Гражданин ФИО4, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Карсляица А.П. ДД.ММ.ГГГГ г., от его имени заключил с ООО «Лесхозприма» договор расчистки земельного участка, принадлежащего на праве собственности Карслянцу А.II., предметом которого является проведение работ по распиловке, вывозке лесных насаждений и расчистке земельного участка от древесно-кустарниковой растительности. Таким образом, организатором работ по мелиорации и расчистке участка от древесно-кустарниковой растительности является собственник земельного участка.

Проверкой установлено, что работы но расчистке территории земельного участка от многолетней древесной и кустарниковой растительности проводились укатанным предприятием с ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ г. (точный срок установить не представилось возможным), с нарушением требований действующего законодательства.

    Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиорацией земель является коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

Работы по расчистке мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, камней и иных предметов в силу ст. 8 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» являются культуртехнической мелиорацией земель.

В силу указанной статьи Федерального закона от 10.014 996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель.

Порядок проведения мелиорации земель па территории Российской Федерации установлен Главой VI указанного Федерального закона.

Статьей 24 Федеральною закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» предусмотрено, что планирование мелиорации земель проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию, в соответствии с федеральными и региональными (территориальными) программами в области мелиорации земель, а также по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

В федеральных и региональных (территориальных) программах в области мелиорации земель предусматриваются приоритеты определенных видов мелиорации земель в зависимости от природно-климатичеких особенностей соответствующих территорий и нужд сельского хозяйства.

При планировании мелиорации земель по заказам собственников, владельцев и пользователей земельных участков виды и масштабы применения мелиорации земель определяются на основе стандартов, норм и правил.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» мелиорация земель проводится на основе проектов, разработанных в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающих строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

В нарушение установленного законом порядка ответчик Карслянц Л.II. передал земельный участок для проведения работ по расчистке его территории от древесно-кустарниковой растительности ООО «Лесхозприма», которое производила на укатанной территории культуртехническую мелиорацию в отсутствие проекта мелиорации, разработанного в соответствии с технико-экономическими обоснованиями и учитывающего строительные, экологические, санитарные и иные стандарты, нормы и правила.

В ходе обследования земельного участка установлено, что вырубка многолетней древесной и кустарниковой растительности произведена в его границах, поставленных на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ При этом, работы произведены на площади <данные изъяты> га земель, покрытых древесной и кустарниковой растительностью.

Кроме того установлено, что образовавшиеся в ходе расчистки участка отходы деревозаготовки (макушки, ветки, сучья, кора) на территории обособленного земельного участка должным образом не утилизированы и размещены на почве.

В силу ст. 43 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что при осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.

Указанные обязанности при проведении мелиорации также содержат положения ст. 22 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире».

Так же в холе проверки установлено, что ООО «Лесхозприма» ДД.ММ.ГГГГ реорганизовано, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ г.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негатив-рым (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Согласно ст. 6 Федерального закона РФ от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, и захламления земель; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Аналогичные требования регламентированы в ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Статьей 8 Федерального закона РФ от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков в частности обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения мелиоративных мероприятий.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «06 отходах производства и потребления», ст. ст. 11, 12 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, храпению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Однако указанные требования ответчиком не исполнены, а именно допущено захламление территории земельного участка отходами деревозаготовки (макушки, ветки, сучья, кора) на пощади <данные изъяты>, что приводит к невозможности его дальнейшего использования в сельскохозяйственных целях, без проведения мероприятий но уборке данных отходов.

Проведенной прокуратурой проверкой ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения, выявленные в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ г., не устранены, порубочные остатки не убраны.

При таких обстоятельствах неубранные отходы деревозаготовки (макушки, ветки, сучья, кора) создают благоприятную среду для развития вредителей и болезней леса, угрозу возникновения и распространения лесных пожаров.

Согласно ст. 73 Земельного кодекса РФ производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

Ответчик Карслянц А.П., являясь собственником земельного участка, обязан осуществлять земельный производственный контроль за надлежащим использованием земельного участка и при выявлении каких либо нарушений законодательства со стороны ООО «Лесхозприма» должен был принять надлежащие меры но устранению выявленных нарушений.

Проведение работ но вырубке многолетней древесной и кустарниковой растительности на территории данного земельного участка с нарушением установленного законом порядка, без принятия мер но охране земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду, приводит к уничтожению естественных мест обитания животных, произрастания растений, создает угрозу причинения вреда другим компонентам окружающей среды и микроорганизмам.

Несоблюдение ответчиком требований законодательства о мелиорации земель, земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушает гарантированные ст. 42 Конституции РФ, ст. 1 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» права неопределенного круга лип на благоприятную окружающую среду, либо создает угрозу их нарушения.

Кроме того, животный мир является государственной собственностью (находится в совместном владении, пользовании, распоряжении Российской Федерации и ее субъектов), лесные участки в составе земель лесного фонда, являются собственностью Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О живот ном мире», ст. 8 Лесного кодекса РФ).

Также необходимо учитывать, что в силу ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также не древесных лесных ресурсов.

При возникновении пожаров на территории данного земельного участка и распространении их на территорию лесного фонда (квартал Осташковского участкового лесничества Тверской области), создается угроза причинения вреда житии и здоровью граждан, реализующих свое право, закрепленное ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ, а также создается угроза причинения вреда жизни и здоровью диких животных и птиц, постоянно или временно населяющих территории Осташковского района, Тверской области.

Таким образом, незаконные действия ответчика, выраженные в организации мелиоративных работ в отсутствии разработанного и утвержденного проекта мелиорации, а также в не уборке отходов деревозаготовки (макушки, ветки, сучья, кора) на территории данного земельного участка, нарушают право граждан на экологическую безопасность, то есть состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий, а также нарушают законные интересы Российской Федерации и Тверской области.

Как указано в ст. 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Согласно ст. 1 Гражданскою Кодекса РФ гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских нрав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу сто нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Таким образом, невыполнение ответчиком Карслянц А.П. требований законодательства о мелиорации земель, земельного, природоохранного и санитарного законодательства создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде в будущем, что в силу ст.78 Федерального закона «Об охране окружающей среды», является основанием возложения в судебном порядке на ответчика обязанности по восстановлению состояния окружающей среды за счет его средств.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК, суд

Решил:

Обязать Карслянца А.П произвести работы по ликвидации последствий захламления земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером , расположенного в районе <адрес> на площади <данные изъяты> га путем сора и утилизации отходов деревозаготовки способом безопасным для окружающей среды.

Взыскать с Карслянца А.П в доход бюджета города Москвы госпошлину в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Мосгорсуд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Никулинский районный суд г. Москвы.

Федеральный судья:

2-1768/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Осташковский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Карслянц А.П.
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области
Министерство лесного хозяйства Тверской области
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской и Псковской областям
Суд
Никулинский районный суд Москвы
Дело на странице суда
nikulinsky.msk.sudrf.ru
22.01.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2015Передача материалов судье
26.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2015Подготовка дела (собеседование)
26.02.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2015Судебное заседание
10.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2015Дело оформлено
20.03.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее