ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33а-3037/2022 (2а-1405/2021)
город Уфа 16 февраля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Каримовой Ф.М.,
судей Багаутдиновой А.Р., Зиновой У.В.,
с участием прокурора Муратовой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Галиеве Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Отдела Министерства внутренних дел России по г. Сибаю Республики Башкортостан к Исянгулову Вилюру Камилевичу об установлении административного надзора,
по апелляционному представлению прокурора города Сибая Республики Башкортостан
на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Каримовой Ф.М., судебная коллегия
установила:
Начальник отдела Министерства внутренних дел России по г. Сибаю Республики Башкортостан обратился в суд с административным исковым заявлением к Исянгулову В.К. об установлении административного надзора.
В обоснование требований указано, что по решению Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 28 января 2015 года в отношении Исянгулова В.К. был установлен административный надзор сроком до погашения судимости. Во время административного надзора Исянгулов В.К. был осужден приговором Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 25 августа 2017 года по части 2 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок 4 года 3 месяца с отбыванием в исправительной колонии строго режима. В связи с этим административный надзор был прекращен 13 марта 2018 года. Исянгулов В.К. освобожден 23 декабря 2019 года по постановлению Калининского районного суда г. Уфы условно-досрочно на 1 год 9 месяцев 22 дня. Срок условно-досрочного освобождения истек 4 октября 2021 года.
Учитывая, что Исянгулов В.К. является лицом, в отношении которого устанавливался административный надзор, который прекращен в связи с тем, что он отбывал наказание за совершение преступления, административный истец просил установить в отношении Исянгулова В.К. административный надзор и административные ограничения в виде: обязательной явки 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания в местах распития спиртных напитков; запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, с 22 часов до 07 часов, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работу; запрещения выезда за пределы муниципального образования, которое им избрано местом жительства или пребывания без уведомления контролирующего органа внутренних дел; запрещения посещения мест проведения массовых и иных праздничных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Решением Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, в отношении Исянгулова В.К. установлен административный надзор сроком на 8 (восемь) лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, до 23 декабря 2027 года, одновременно установлены ему ограничения в виде: запрета пребывания в местах распития спиртных напитков; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, с 22.00 часов до 07.00 часов, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы; запрета выезда за пределы муниципального образования, которое им избрано местом жительства или пребывания, без уведомления контролирующего органа внутренних дел; запрета посещения мест проведения массовых и иных праздничных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Судом постановлено срок административного надзора Исянгулову В.К. исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В апелляционном представлении прокурор г. Сибая Республики Башкортостан просит изменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права в части, заменить установленные ограничения на запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, запрет выезда за пределы территории г. Сибай Республики Башкортостан, без уведомления контролирующего органа внутренних дел, запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22.00 часов до 07.00 часов, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Муратовой Е.М., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закона об административном надзоре).
В силу статьи 2 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в пункте 3 части 1 и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В силу приведенных норм основанием для установления административного надзора является сам факт совершения в период нахождения под административным надзором преступления, за которое назначено наказание в виде лишения свободы.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора.
Как следует из материалов дела, решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 28 января 2015 года в отношении Исянгулова В.К. установлен административный надзор сроком на 8 лет с административными ограничениями.
23 июля 2015 года Исянгулов В.К. поставлен на учет в ОМВД России по г. Сибай Республики Башкортостан.
Приговором Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 25 августа 2017 г. года Исянгулов В.К. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года 3 месяца с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Указанное преступление относится к тяжким, поскольку максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы.
Судимость по данному преступлению считается погашенной по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Из данного приговора следует, что Исянгулов В.К. был осужден за преступление, которое совершено 1 июля 2017 года, то есть в период административного надзора, установленного решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 28 января 2015 года.
В связи с назначением наказания в виде лишения свободы, административный надзор в отношении Исянгулова В.К. был прекращен решением начальника Отдела МВД России по г. Сибаю Республики Башкортостан от 13 марта 2018 года.
Исянгулов В.К. освобожден 23 декабря 2019 года по постановлению Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 декабря 2019 года условно-досрочно на 1 год 9 месяцев 22 дня.
Поскольку Исянгулов В.К. освобожден 23 декабря 2019 года, судимость считается погашенной 23 декабря 2027 года.
В связи с тем, что Исянгулов В.К. в период нахождения под административным надзором совершил преступление, за которое он осужден к лишению свободы, суд пришел к обоснованному выводу о необходимости установления в отношении административного ответчика административного надзора.
Срок административного надзора соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необходимости установления административного надзора.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения по административному делу об административном надзоре должны содержаться конкретные административные ограничения, установленные судом.
Так, установленное судом административное ограничение в виде «запрета пребывания в местах распития спиртных напитков» не соответствует статье 4 Закона об административном надзоре.
В пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Поскольку преступление совершено Исянгуловым В.К. во время распития спиртных напитков, что указано в приговоре Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 25 августа 2017 года, судебная коллегия приходит к выводу, что указанное административное ограничение следует заменить административным ограничением в виде запрещения посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
Согласно разъяснению, изложенному в пункте 22 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование объекта субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Решением суда Исянгулову В.К. установлен «запрет выезда за пределы муниципального образования, которое им избрано местом жительства или пребывания, без уведомления контролирующего органа внутренних дел», при этом наименование субъекта Российской Федерации или муниципального образования, границы которого не разрешается покидать административному ответчику в период действия административного надзора, судом не указаны.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Закона об административном надзоре одним из видов административных ограничений, устанавливаемых судом в отношении поднадзорного лица, является запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в случае запрещения лицу пребывать вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо местом пребывания, в определенное время суток необходимо учитывать, что иным помещением, являющимся местом жительства либо местом пребывания лица, может являться помещение, не отвечающее требованиям, предъявляемым законодательством к жилым, избранное данным лицом для постоянного проживания, пригодное для использования в указанных целях и (или) по адресу которого лицо подлежит постановке на учет в органах внутренних дел (пункты 2 и 3 части 1 статьи 11, пункт 2 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре).
Между тем в резолютивной части решения суда не указано о запрете нахождения ответчика после 22.00 часов в ином помещении, являющимся местом жительством.
Принимая во внимание требования Закона об административном надзоре, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению в указанной части, необходимо заменить установленные ограничения на запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков, запрет выезда за пределы территории г. Сибай Республики Башкортостан, без уведомления контролирующего органа внутренних дел, запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, с 22.00 часов до 07.00 часов, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2021 года изменить в части:
заменить ограничение в виде «запрета пребывания в местах распития спиртных напитков» на «запрет посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков»;
заменить ограничение в виде «запрета выезда за пределы муниципального образования, которое им избрано местом жительства или пребывания, без уведомления контролирующего органа внутренних дел» на «запрет выезда за пределы территории г. Сибай Республики Башкортостан, без уведомления контролирующего органа внутренних дел»;
заменить ограничение в виде «запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, с 22.00 часов до 07.00 часов, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы» на «запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства с 22.00 часов до 07.00 часов, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы».
В остальной части решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2021 года оставить без изменения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Ф.М. Каримова
Судьи А.Р. Багаутдинова
У.В. Зинова
Справка: судья Кутлубаев А.А.