63RS0№-88
ФИО4 КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело №
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
кассационного суда общей юрисдикции
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего ФИО9,
судей ФИО7, ФИО8
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3 на решение Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоСтройРесурс» о признании незаконным отказа в перерасчете платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, перерасчете платы за коммунальную услуг, взыскании штрафа.
Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью (ООО) «ЭкоСтройРесурс» о признании незаконным отказа в перерасчете платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, перерасчете платы за коммунальную услугу, взыскании штрафа.
В обоснование иска указали, что ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>; ФИО2 является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>; ФИО3 является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.
ООО «ЭкоСтройРесурс» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>.
На территории области Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес>, основанный на фактических замерах, который в индивидуальных жилых домах определен в размере 2,81 м3 на одно проживающее лицо.
Одновременно действует Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждены полученные расчетным способом нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес> – 0,091 м3 на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов.
В то же время, Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № введен специальный норматив для индивидуальных жилых домов в муниципальных районах области, составляющий 1, 95 м3 на одного проживающего.
На выпадающие доходы регионального оператора, составляющие разницу между нормативом по фактическим замерам и нормативам по приказу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> для муниципальных районов, <адрес> ежегодно субсидирует десятки миллионов рублей на счета регионального оператора, подтверждая отклонение расчетных нормативов накопления от фактических нормативов, установленных замерами.
Поскольку замеры являются фактическим установленным объемом оказываемой услуги, а объем услуги по расчетному нормативу, который определяется по формуле, может быть как больше, так и меньше замеренного, для домовладений истцов применение расчетного норматива привело к значительному повышению фактически установленного показания и составило за заявленный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ):
- для домовладения № по <адрес>
- для домовладения № по <адрес>
- для домовладения № по <адрес> в связи с чем они просят обязать регионального оператора произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов путем уменьшения на указанные объемы, а также взыскать с ответчика штраф в размере 50% от начисленной незаконно платы за не предоставленные коммунальные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов.
Также указывают, что они обращались к ответчику с заявлением произвести перерасчет платы за коммунальную услугу, однако ответчик в удовлетворении их заявления отказал.
С учетом уточнения исковых требований, истцы просили суд признать незаконным отказ ООО «ЭкоСтройРесурс» в перерасчете платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, обязать ответчика произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО5 на сумму 25 796 руб. 11 коп., истцу ФИО3 на сумму 32 888 руб. 25 коп., истцу ФИО6 на сумму 30 091 руб. 47 коп., на основании пункта 6 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации взыскать с ответчика в пользу истцов штраф в размере 50% от начисленной незаконно платы за не предоставленные коммунальные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов. |
Решением Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к ООО «ЭкоСтройРесурс» о признании незаконным отказа в перерасчете платы за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, перерасчете платы за коммунальную услуг, взыскании штрафа отказано.
В кассационной жалобе истицы просят отменить судебные постановления, как незаконные и необоснованные, и заявленные ими исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывают, что для одного и того же вида жилья –индивидуального жилого дома на территории <адрес> одновременно действует три норматива: в муниципальных районах – 1,95 м3 на человека по приказу министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> № (хотя по замерам – 2,7 м3 на человека); в городских округах, кроме перечисленных 10 городов в Приказе министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> № – 2,83 м3 на человека (по замерам - 2,81 м3 на человека); в 10 городах по Приказу № министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> - 0,091 м3 на квадратный метр общей площади жилого помещения (по расчетам экспертной комиссии министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, хотя по замерам – 2,81 м3 на человека).
Считают формирование различных нормативов для владельцев индивидуальных жилых домов в <адрес> для получения одной и той же коммунальной услуги по одной и той же цене для одной и той же категории потребителей нарушением их прав, как потребителей. Не отрицая факта начисления платы в соответствии с принятыми в <адрес> нормативными актами, настаивают на несоответствии платы за фактический объем и объема услуги по нормативу.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ООО «ЭкоСтройРесурс» указывает, что судебные постановления являются законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в суд кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке надлежащим образом извещены, не возражали рассмотреть дело без их участия.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории <адрес>, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории <адрес>.
Согласно пункту 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами с установленной даты применения, утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с ДД.ММ.ГГГГ
Предельный тариф на услуги регионального оператора на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс». Приказ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ опубликован на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ опубликован также в газете «Волжская коммуна» № действовал до ДД.ММ.ГГГГ
На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предельный тариф на услуги регионального оператора установлен приказом Департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс». Приказ опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ также в газете «Волжская коммуна» №
На период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предельный тариф на услуги регионального оператора установлен приказом Департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ЭкоСтройРесурс». Приказ опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте <адрес> http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ также опубликован в газете «Волжская коммуна» №
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, согласно которым нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы; г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.
Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения» утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес> на 1 кв. метр общей площади жилого помещения (0, 091 м3/год с 1 кв.м), которые применяются для городских округов <адрес>, утвержден перечень городских округов, для которых применяются данные нормативы.
<адрес> Жигулевск включен в перечень городских округов, для которых применяются нормативы накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, согласно приложению 2 к указанному Приказу.
В соответствии с пунктом 6 приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, приказ вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ
Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 г. № 1023 опубликован 29 декабря 2018 г. на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и 11 января 2019 г. в газете «Волжская коммуна» №2(30585).
Судом также установлено, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома общей площадью 207,7 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома общей площадью 223, 5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома площадью 200,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Как следует из платежных документов, расчет платы за вывоз твердых коммунальных отходов истцам осуществляется исходя из общей площади жилых помещений, с применением норматива накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв. метр общей площади жилого помещения (0, 091 м3/год с 1 кв.м).
Истцы обратились в суд с иском о перерасчете платы за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов, указывая на завышение ответчиком нормативных объемов твердых коммунальных отходов над фактически замеренными объемами, то есть выставление им счетов за услуги, не оказанные по факту.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 30, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Правительства Российской Федерации 12 ноября 2016 г. № 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации, пунктом 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, пунктом 4(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 27 августа 2012 г. №857 «Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. №269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», и исходил из того, что органом государственной власти Самарской области принято решение по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории городского округа Жигулевск Самарской области, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения (0,091 м3/год с 1 кв.м), что в силу закона влечет начисление платежей по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, которые должны оплачивать собственники помещения вне зависимости от количества проживающих в жилом помещении лиц, либо их отсутствия, и пришел к выводу о соответствии примененного ответчиком порядка расчета платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также об отсутствии оснований для перерасчета платы, в том числе с применением нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области, определенных Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19 декабря 2016 г. №804 (в индивидуальных жилых домах городских округов - в размере 2,81 на одно проживающее лицо), соответственно, не установил оснований для применения штрафных санкций, предусмотренных статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием нарушения начисления истцам платы за услугу по вывозу твердых коммунальных отходов.
С выводами суда первой инстанции обоснованно согласился суд апелляционной инстанции, поскольку они основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, при этом мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в апелляционном определении.
Оснований для иных выводов по доводам кассационной жалобы у судебной коллегии не имеется.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила № 269).
Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, установлен Правилами (пункт 1 Правил № 269).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 269 установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Норматив определяется исходя из данных о массе, объеме отходов и выражается в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу (пункт 13 Правил № 269). Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункт 14 Правил № 269).
Таким образом, полномочиями по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов и выбору расчетных единиц для каждой категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться такие нормативы, наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитанную из общей площади, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 Правил № 354, согласно которой плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается из общей площади жилого помещения, норматива накопления твердых коммунальных отходов и цены на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 г. № 1023 утверждены нормативы накопления твердыми коммунальными отходами на территории 10 городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов в размере 0,091 м3/год, указанный приказ № 1023 принят уполномоченным органом и официально опубликован.
Министерство, принимая Приказ № 1023, реализовало закрепленное в пункте 4 (1) Постановления Правительства Российской Федерации № 857 право Самарской области на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории 10 городских округов Самарской области исходя из общей площади жилого помещения.
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, кассационным определением ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ, приказ № признан законным.
В связи с этим, доводы кассационной жалобы о нарушении прав истцов, как потребителей, фактически направленные на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций, судебной коллегией отклоняются.
В целом доводы жалобы содержат изложение обстоятельств настоящего спора и собственную оценку заявителей жалобы действующего законодательства в области регулирования спорных правоотношений, однако данные доводы являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций, признаны необоснованными, им дана надлежащая правовая оценка, изложенная в принятых по делу судебных постановлениях. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе, предусмотренных частью 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В связи с изложенным, отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных постановлений, вступивших в законную силу, по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Жигулевского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий ФИО9
Судьи ФИО7
ФИО8