< > Дело № 2-3714/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Череповец 06 июля 2017 года
Череповецкий городской суд Вологодской области в составе:
судьи Розановой Т.В.
при секретаре Савиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой С. Н. к мэрии города Череповца о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л :
Степанова С.Н. обратилась в суд с иском к мэрии города Череповца о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование требований истец указала, что она проживает с семьей в составе 3 человека в жилом помещении по адресу: <адрес> на основании ордера, все члены семьи зарегистрированы по вышеуказанному адресу. Постановлением мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ. № дом признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с тем, что дом не пригоден для проживания, истица обратилась в мэрию г. Череповца с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения. Жилищное управление мэрии г. Череповца на ее обращение сообщило, что после передачи в муниципальную собственность жилых помещений, предназначенных для расселения граждан, будут проводиться соответствующие мероприятия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма. Кроме того, ответчик сослался на возможность предоставления жилого помещения маневренного фонда для временного проживания. Данный отказ истица считает незаконным, нарушающим ее конституционные права.
В настоящее время в доме проживает всего несколько семьей. В доме отсутствуют элементарные условия для проживания, проблемы с водоснабжением, нахождение в доме опасно для жизни и здоровья. Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана расселения и срока сноса дома. Жилые помещения маневренного фонда предоставляются гражданам в связи с капитальным ремонтом и реконструкцией дома, а также гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.
Истец просит обязать мэрию города Череповца предоставить вне очереди в черте <адрес> благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи три человека, соответствующее санитарно-техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (не менее 70,3 кв.м.).; взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлин 300 руб., расходы на юридические услуги 10 000 руб.
В судебном заседании истец Степанова С.Н. и её представитель Голубева Я.В. исковые требования поддержали по мотивам, изложенным в исковом заявлении, суду пояснили, что семья не признана малоимущей и не состоит на учете нуждающихся в жилом помещения. Полагают, что это не имеет значения для разрешения спора.
В судебном заседании третье лицо Степанов В.В. исковые требования поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Миллер Т.Л. исковые требования не признала, пояснила, что расселение граждан-нанимателей из указанного дома планируется в срок до 2018 года и будет осуществляться после передачи жилых помещений в муниципальную собственность согласно графику расселения, который в настоящее время застройщиком не представлен. До обеспечения жилым помещением по договору социального найма право на безопасное жилье может быть реализовано истцом путем предоставления семье помещения маневренного фонда, о чем истцу разъяснено. Расходы на юридические услуги считает завышенными. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание представитель третьего лица ООО «Капилир» не явился, о дне слушания извещен.
В судебное заседание третье лицо Степанов А.В. не явился, о дне слушания извещен.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. Степанову В.В. предоставлено жилое помещение на состав семьи 4 человека площадью 27,78 кв. м по адресу: <адрес> На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. Степановой С.Н. на состав семьи 4 человека предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. площадью 47,28 кв.м. В настоящее время в жилом помещении зарегистрированы: Степанова С.Н.(истец), Степанов В.В. (< >), Степанов А.В. (< >).
Постановлением мэрии города Череповца от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня домов, признанных аварийными и подлежащими сносу» жилой <адрес> признан аварийным и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Степанова С.Н. обратилась в жилищное управление мэрии города Череповца с заявлением, в котором просила сообщить ей порядок и перечень документов, необходимых для предоставления другого жилого помещения во внеочередном порядке, просила предоставить другое равнозначное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
В ответ на указанное обращение письмом от ДД.ММ.ГГГГ. мэрия города сообщила о том, что общий срок расселения аварийных домов установлен до ДД.ММ.ГГГГ. и разъяснила возможность предоставления жилого помещения маневренного фонда.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ (введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) Степанова С.Н. не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление объективной нуждаемости ее семьи, состоящей из трех человек, в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.
Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого истцом, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.
Такая позиция неоднократно высказывалась Верховным Судом РФ (определение от 04.04.2017. № 45-КГ16-32, определение от 14.03.2017. № 74-КГ17-2, определение от 06.06.2017. № 88-КГ17-5).
Таким образом, право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства. Для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Семья Степановых на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, малоимущей в установленном законом порядке не признана, соответственно требования действующего законодательства для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда не соблюдены. Следовательно, на момент рассмотрения дела оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Степановой С. Н. к мэрии города Череповца о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10.07. 17.
Судья < > Т.В. Розанова