Дело № 2а-247/2022
УИД 37RS0020-01-2021-002426-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2022 года г. Тейково
Тейковский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Димитриенко Т.А.,
при помощнике судьи Грибовой А.Е.,
с участием представителя административного истца – помощника Тейковского межрайонного прокурора Уставщиковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Тейковского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
Тейковский межрайонный прокурор обратился в Тейковский районный суд с вышеназванным административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит суд признать информацию, размещённую в сети Интернет на сайте с сетевым адресом <адрес>информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Требования обоснованы тем, что Тейковской межрайонной прокуратурой проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, пропагандирующих такие противоправные деяния как изготовление и продажа поддельных документов о прохождении медицинского осмотра. Информация размещена в сети «Интернет» по <адрес> Данный Интернет-сайт содержит подробные сведения о продаже медицинских документов, подтверждающих прохождение медицинского осмотра для трудоустройства без фактического его прохождения. В ссылках на приобретение отдельных документов имеются контакты, по которым можно заказать поддельные справки.
Порядок проведения медицинских осмотров для допуска к работе работников, указанных в ст. 213 ТК РФ, утвержден приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, согласно которому медицинский осмотр должен проходить очно с забором перечня анализов.
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей (ст. 324 Уголовного кодекса РФ), а также подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа (ст. 327 Уголовного кодекса РФ) являются уголовно наказуемыми преступлениями. Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность фактически является распространением запрещенной информации. Сведения, размещенные на Интернет-сайте <адрес> вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования медицинской книжки без прохождения врачей, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае ее совершения, побуждают неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату указанного документа противоречит требованиям трудового законодательства.
Признание информации о продаже официальных документов, в том числе медицинской книжки без прохождения врачей, размещенной на Интернет сайте <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, направлено на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе прав несовершеннолетних, и необходимо для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Представитель административного истца помощник Тейковского межрайонного прокурораУставщикова Д.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Заинтересованное лицо - представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав в отзыве, что при проверке доступности размещенной информации по указанному в административном исковом заявлении URL адресу: <адрес>установлено, что доступ к сайту осуществляется, в Единый реестр сведения об указанном URL адресе не внесены.
Заинтересованное лицо Зуев В.В., являющийся администратором доменавторого уровня <адрес>, в судебное заседание не явился, извещался судом в установленном законом порядке по последнему известному адресу (указанному регистратором доменных имен), почтовая корреспонденция возвращена в адрес суда с отметкой об отсутствии адресата. Также судом Зуеву В.В. было направлено смс-сообщение, содержащее сведения о дате и времени рассмотрения дела, судебное извещение с копией административного иска, а также запрос суда о предоставлении сведений о <адрес>направлялись в его адрес на электронную почту, указанную им регистратору доменных имен при регистрации домена. По сведениям Управления Росреестра по Ивановской области объектов недвижимого имущества на праве собственности за Зуевым В.В. не зарегистрировано.
Кроме того, информация о деле, о дате и времени судебного заседания была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Тейковского районного суда Ивановской области <адрес>
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает, что Зуев В.В. принял на себя неблагоприятные последствия неполучения судебной корреспонденции и полагает его извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее – ФЗ № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Сайт в сети Интернет — это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет.
В силу части 1 статьи 9 указанного закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положениями пункта 2.1 статьи 9 указанного закона предусмотрено, что порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Согласно ч. 1 ст. 10 указанного закона распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в сети «Интернет» на сайте <адрес>размещена информация, обладающая признаками запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, а именно на указанном Интернет-ресурсе размещены сведения, пропагандирующие изготовление и продажу поддельных документов о прохождении медицинского осмотрадля трудоустройства без фактического его прохождения.В ссылках на приобретение отдельных документов имеются контакты, по которым можно заказать поддельные справки.
Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Размещенная на сайте информация содержит контакты, по которым можно заказать поддельные документы, установлена стоимость документов.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации(далее - ТК РФ), трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективнымдоговором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовымдоговором.
В силу ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 56 ТК РФ закреплено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Перечень необходимых для трудоустройства документов закреплен ч. 1 ст. 65 ТК РФ.
Согласно ст. 213 ТК РФ работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, а также некоторых других работодателей проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определяет, что работники, занятые на работах, которые связаны с изготовлением и оборотом пищевых продуктов, оказанием услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями и сфере общественного питания и при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также гигиеническое обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
Порядок проведения медицинских осмотров для допуска к работе работников, указных в ст. 213 ТК РФ утвержден приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников» (далее -Приказ). Согласно п. 2, 5 Раздела I Приложения 1 Приказа обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу проводятсяс целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу.
Таким образом, медицинский осмотр должен проходить очно с забором анализов.
На основании п.п.1.3 и 3 Приказа Роспотребнадзора от 20.05.2005 №402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» личные медицинские книжки и санитарные паспорта оформляются на бланках, являющихся защищенной полиграфической продукцией уровня «В».
Незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, подделка официального документа, освобождающая от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа являются уголовно наказуемыми деяниями (ст.ст. 324, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут провоцировать граждан на изготовление, приобретение и использование поддельных медицинских книжек без прохождения врачей, влекущее уголовную ответственность за нарушение соответствующих предписаний закона.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Интернет-ресурс <адрес>/доступен, вход на сайт является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует.
Размещенное на вышеуказанном сайте предложение приобрести и использовать медицинскую книжку без прохождения медицинского осмотра и сдачи необходимых анализов вводят взаблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости противоправного поведения, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению.
Кроме того, распространение информации о получении за плату вышеуказанных документов противоречит требованиям, целям и задачам действующего законодательства, подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, а также права граждан на охрану жизни и здоровья, может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия.
Предоставление неопределенному кругу лиц доступа к вышеуказанным информационным ресурсам, содержащим предложение уголовно-наказуемых услуг, представляет собой распространение запрещенной информации.
В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018), в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству судья определяет иных лиц, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение (например, владельцы сайтов в сети "Интернет", авторы размещенной на них информации). В случае выявления таких лиц, установления их места нахождения (места жительства) суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что доменное имя <адрес> является доменом третьего уровня (субдоменом). Из сообщений регистратора доменных имен РЕГ.РУ, УМВД России по Ивановской области следует, что субдомены создаются на основе регистрируемых доменных имен второго уровня, сведения о принадлежности домена 3 уровня следует получать у администратора соответствующего домена второго уровня. Администратором доменного имени <адрес>ruявляется Зуев В.В., сведения запрошенные судом о владельце доменного имени <адрес> предоставлены им не были, в связи с чем, именование владельца информационного ресурса <адрес> его место нахождения (место жительства) выявить не представилось возможным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что размещенная на сайте <адрес>запрещенная информация находится в открытом доступе, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора о признании соответствующей информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в соответствии с требованиями статьи 15.1 ФЗ № 149-ФЗ с 01 ноября 2012 года создана и ведется единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года N 228.
В соответствии с частью 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в единый реестр, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Территориальные органы Роскомнадзора наделены Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полномочиями по внесению в ЕАИС Единый реестр сведений по вступившим в законную силу судебным решениям о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На момент рассмотрения дела сайт <адрес> на котором размещена вышеуказанная информация, в едином реестре отсутствует <адрес>
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети "Интернет", запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети "Интернет" запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети "Интернет", запрещенной.
При таких обстоятельствах суд, оценив в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети "Интернет", содержащего запрещенную информацию.
Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Тейковского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ удовлетворить.
Признать информацию, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте с доменным именем: <адрес>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию решения с отметкой о вступлении в законную силу направить в адрес Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ивановской области для внесения информации о доменном имени <адрес>/в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Димитриенко Т.А.
Мотивированное решение суда изготовлено 24.02.2022 года.