Решение
г. Звенигово 23 мая 2022 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Тарасов Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Нижегородская логистическая компания» (далее – ООО «Нижегородская логистическая компания») Тенилова Е.А. на постановление по делу об административном правонарушении № 18810112220325020061 от 25 марта 2022 года,
установил:
постановлением начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл № 18810112220325020061 от 25 марта 2022 года ООО «Нижегородская логистическая компания» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, законный представитель ООО «Нижегородская логистическая компания» Тенилов Е.А. обратился с жалобой в суд, в которой указал, что оно вынесено незаконно, поскольку превышения предельно допустимых осевых нагрузок в автотранспортном средстве марки «<.....>, не могло быть допущено, акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства не содержит сведений о результатах инструментального контроля, а также не соответствует требованиям, установленным нормативно-правовыми актами к системам весового и габаритного контроля транспортных средств, в материалах дела отсутствуют сведения, достаточные для идентификации субъекта административного правонарушения, в связи с чем просит постановление отменить.
Подробное обоснование доводов приведено заявителем в письменной жалобе.
В судебном заседании законный представитель ООО «Нижегородская логистическая компания» Веги И.С. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
В судебное заседание представитель ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения, не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Проверив доводы жалобы, изучив представленные материалы, выслушав участвующее лицо, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 12.21.1КоАП РФ движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с п. 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее – Правила дорожного движения), движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Международные автомобильные перевозки осуществляются в соответствии с требованиями к транспортным средствам и правилами перевозки, установленными международными договорами Российской Федерации.
В силу п. 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. № 2200 (далее – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий:
- указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к настоящим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 3 к настоящим Правилам;
- владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена соответствующая информация;
- транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
Согласно п. 77 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением N 1 к настоящим Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением N 2 к настоящим Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам, либо масса транспортного средства и нагрузка на ось транспортного средства не превышали значений, установленных в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги, при наличии соответствующих дорожных знаков и размещении соответствующей информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
По смыслу действующего законодательства тяжеловесным автотранспортным средством является любой грузовой автомобиль или автопоезд, осевые нагрузки которого превышают установленные требования и оказывают разрушающее воздействие на дорожную одежду и покрытие, что вызывает преждевременный износ автомобильных дорог и сокращение межремонтного срока службы дорожных одежд и покрытий.
Согласно ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 17 марта 2022 года в 07 часов 26 минут 30 секунд на 7 км 500 м автомобильной дороги Кокшайск-Красногорский Республики Марий Эл водитель транспортного средства «<.....>, собственником которого является ООО «Нижегородская логистическая компания», в нарушение п. 23.5 Правил дорожного движения и ст. 31 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» двигался с осевой нагрузкой 10,314 т, при предельно допустимой осевой нагрузке 10 т (расхождение +3,14%), без специального разрешения.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в деянии ООО «Нижегородская логистическая компания» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Доводы жалобы о том, что собственником транспортного средства ООО «Нижегородская логистическая компания» не были превышены допустимые значения осевых нагрузок транспортного средства в момент фиксации правонарушения, являются необоснованными по следующим мотивам.
Согласно Приложению к свидетельству об утверждении типа средств измерений от 13 сентября 2019 года, выданному Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, следует, что предел допускаемой относительной погрешности при измерении полной массы транспортного средства составляет 5%, тогда как предел допускаемой относительной погрешности при измерении осевой нагрузки составляет 10%.
Согласно акту № от 17 марта 2022 года результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, 17 марта 2022 года зафиксирована осевая нагрузка на ось №2 транспортного средства в размере 10,314 т, с учетом погрешности в 10%.
Правонарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, «СВК-2-РВС» № 60787, свидетельство о поверке которого № С-БН/10082021/86225434 от 10 августа 2021 года, действительно до 09 августа 2022 года.
Техническое средство измерения весового и габаритного контроля «СВК-2-РВС» № 60787, с помощью которого произведена фиксация допущенного административного правонарушения, соответствует предъявляемым законодателем к специальным техническим средствам требованиям.
Оснований для не принятия данных, полученных указанным средством измерения, а именно полученных в результате весового контроля сведений о превышении допустимой осевой нагрузки в автотранспортном средстве, не установлено. Достоверность показаний работающего в автоматическом режиме специального технического средства, которым было зафиксировано нарушение, сомнений у суда не вызвала, основания полагать, что специальное техническое средство работало не в автоматическом режиме, отсутствуют.
Вопреки доводам жалобы отсутствуют основания сомневаться в правильности показаний технического средства измерения, проверки параметров и наличия специального разрешения автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
Так, техническое средство – система дорожная весового и габаритного контроля СВК-2-РВС, заводской номер 60787, имеет свидетельство о поверке № С-БН/10-08-2021/86225434, действительное до 09 августа 2022 года, свидетельство об утверждении типа средств измерений №ОС.С.28.004.А №54906/2, регистрационный номер №42677-14, действительное до 04 марта 2024 года.
Из ответа ГКУ Республики Марий Эл «Марийскавтодор» от 23 мая 2022 года следует, что система дорожная весового и габаритного контроля СВК-2-РВС, заводской номер 60787 25 декабря 2020 года комиссионно была принята в эксплуатацию.
Информация о вводе в эксплуатацию системы дорожного весового и габаритного контроля СВК-2-РВС, заводской номер 60787, внесена в Реестр стационарных пунктов весового контроля, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования Российской Федерации, с присвоением кода в соответствии с классификатором.
На систему дорожного весового и габаритного контроля СВК-2-РВС, заводской номер 60787 имеется свидетельство об утверждении типа средств измерений ОС.С.28.004.А № 54906/2 со сроком действия до 04 марта 2024 года и свидетельство о поверке от 10 августа 2021 года сроком действия до 09 августа 2022 года.
В соответствии с п. 2.3 паспорта СВК-2-РВС, заводской номер 60787, принцип действия измерительных средств системы весогабаритного контроля состоит в следующем: силоприемный модуль (далее – СМ) преобразует деформацию упругих элементов, входящих в их состав тензорезисторных датчиков, возникающую под действием нагрузки от колес движущегося ТС, в аналоговый электрический сигнал, изменяющийся пропорционально приложенной нагрузке. Аналоговый электрический сигнал преобразуется и обрабатывается аналого-цифровым преобразователем, расположенном в шкафу с электронной частью. СМ позволяют определить нагрузку на оси ТС, расстояние между ними, их количество и скорость ТС. Межосевые расстояния вычисляются как произведение интервала времени между проходом осей через СМ и величины скорости, определяемой с погрешностью не более +-2 км/ч, как частное от деления расстояния между СМ на время проезда его каждой осью ТС. Полная масса ТС находится путем суммирования всех его осевых нагрузок. Полученная информация передается на внешние устройства (ПК и т.д.).
СВК выпускается в соответствии с ТУ 4274-093-18217119-2013. Согласно основным метрологическим характеристикам и техническим условиям СВК, а также ГОСТ 3333242-2015 пределы допускаемой относительной погрешности при измерении полной массы и нагрузки на группы осей транспортного средства +-5%, пределы допускаемой относительной погрешности измерений осевой нагрузки транспортного средства +-10%.
В соответствии с п. 3 Приложения 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200, для групп сближенных сдвоенных и строенных осей допустимая нагрузка на ось определяется путем деления допустимой нагрузки на группу осей на соответствующее количество осей в группе, за исключением случаев указанных в п. 4 настоящих примечаний.
Согласно п. 4 Постановления допускается неравномерное распределение нагрузки по осям для групп сближенных сдвоенных и строенных осей, если нагрузка на группу осей не превышает допустимую нагрузку на соответствующую группу осей и нагрузка на каждую ось в группе осей не превышает допустимую нагрузку на соответствующую одиночную ось с односкатными или двускатными колесами.
На основании результатов первичной проверки системы дорожной весового и габаритного контроля СВК-2-РВС с заводским номером 60787 признана пригодной к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, соответствующей обязательным метрологическим требованиям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года № 1647 «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Акт результатов измерений весовых и габаритных параметров транспортного средства составлен в полном соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта РФ 31 августа 2020 года N 348 «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств». При определении окончательных результатов измерения применены установленные погрешности, что усматривается из акта № от 17 марта 2022 года. Оснований считать показания, полученные в результате работы системы весового и габаритного контроля в движении ошибочными, не имеется.
Кроме того, необходимо отметить, что специальное разрешение на перевозку тяжеловесных грузов выдается собственнику (владельцу) транспортного средства или его представителю.
Данных о том, что специальное разрешение выдавалось ООО «Нижегородская логистическая компания», представленные материалы не содержат. ООО «Нижегородская логистическая компания», являясь собственником тяжеловесного транспортного средства, при должной осмотрительности не было лишено возможности предусмотреть данное обстоятельство.
Изложенное соответствует правовой позиции, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 18 января 2019 года № 5-П, согласно которой на собственнике транспортного средства лежит основная обязанность по соблюдению правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
Вопреки доводам жалобы, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ являются водители, должностные лица, ответственные за перевозку, юридические лица, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - собственники (владельцы) транспортного средства.
Как следует из материалов дела, собственником тяжеловесного транспортного средства является ООО «Нижегородская логистическая компания».
В связи с этим, должностное лицо, оценив полученные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами доказательства, пришло к обоснованному выводу о том, что ООО «Нижегородская логистическая компания» является перевозчиком груза.
Будучи перевозчиком, ООО «Нижегородская логистическая компания» должно было организовать и контролировать погрузку и перевозку груза таким образом, чтобы исключить нарушение требований закона.
Возможность соблюдения норм и Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, у ООО «Нижегородская логистическая компания» имелась, однако им не было принято достаточных и всех зависящих от него мер по их соблюдению.
Будучи перевозчиком, ООО «Нижегородская логистическая компания» допустило движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой осевой нагрузки транспортного средства без специального разрешения.
С учетом вышеизложенного, прихожу к выводу о том, что факт совершения ООО «Нижегородская логистическая компания» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права при производстве по настоящему делу об административном правонарушении не допущено, ООО «Нижегородская логистическая компания» привлечено к административной ответственности компетентным должностным лицом, в пределах установленного для данной категории дел срока давности, административное наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 января 2019 года № 5-П.
Согласно сведениям Управления федерального казначейства, постановление № 18810112220325020061 от 25 марта 2022 года исполнено 11 апреля 2022 года путем уплаты в порядке ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ административного штрафа в размере половины суммы наложенного штрафа, что составляет 50000 рублей, правовых оснований для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ не имеется.
Иные доводы жалобы, не опровергают выводов должностного лица, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого постановления.
В связи с этим, постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл № 18810112220325020061 от 25 марта 2022 года в отношении ООО «Нижегородская логистическая компания», отмене или изменению не подлежит, поскольку является законным и обоснованным.
Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, свидетельствующих о возможности снижения назначенного размера административного штрафа или применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД МВД по Республике Марий Эл № 18810112220325020061 от 25 марта 2022 года, вынесенное в отношении ООО «Нижегородская логистическая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Тенилова Е.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В. Тарасов