Дело № 2-1-3352/2023
64RS0042-01-2023-003371-46
Решение
именем Российской Федерации
25 июля 2023 года город Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Пириевой Е.В.,
при секретаре Вачаевой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усенкова В. П. к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, взыскании судебных расходов,
установил:
Усенков В.П. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» о признании действий незаконными, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, взыскании судебных расходов. Требования мотивированы тем, что истец является собственником квартиры по адресу: <адрес>. Ответчик начисляет ему плату за коммунальные услуги по водоснабжению и отоплению. 03.01.2023 г. истекала дата очередной поверки индивидуальных приборов учета (далее по тексту – ИПУ) горячей и холодной воды в квартире истца. 17.02.2023 г. выполнена поверка указанных ИПУ, которые признаны пригодными. С февраля 2023 г. ответчиком истцу плата за потребление горячей и холодной воды начислялась в порядке, предусмотренном для случаев отсутствия ИПУ. Показания приборов учета ответчиком не принимались, ответчик требовал предоставить акт поверки приборов учета. Истец полагает, что ООО «Теплоресурс» нарушило законодательство в данной сфере, поскольку посмотреть информацию о поверке можно на официальном сайте Федеральной государственной информационной системы Росстандарта «ФГИС «Аршин». Запись на сайте является официальным подтверждением проведенной поверки. Считая нарушенными свои права, истец просит суд признать действия ООО «Теплоресурс» о непринятии показаний ИПУ горячей и холодной воды, расположенных в квартире истца, с февраля 2023 г. и начислении платы в порядке, предусмотренном для случаев отсутствия ИПУ, незаконными, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., штраф, судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.
Стороны, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
От представителя ответчика ООО «Теплоресурс» до начала судебного заседания поступили письменные возражения, согласно которым ответчик просил в иске отказать в полном объеме. Полагает, что требования истца не основаны на действующем законодательстве.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец Усенков В.П. является собственником квартиры по адресу: <адрес>.
ООО «Теплоресурс» осуществляет поставку тепловой энергии (отопление и горячее водоснабжение) в помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 11.01.2021 г. принято решение сохранить порядок предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом; коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение сточных вод, электроэнергия, теплоэнергия, вывоз ТКО, газоснабжение) собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными каждым собственником помещения, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Указанное решение оформлено протоколом от 11.01.2021 г.
Согласно сведениям, предоставленным управляющей организацией ООО УО «Р.П. Приволжский», услугу ХВС оказывает МУП «Энгельс-Водоканал», услугу ГВС – ООО «Теплоресурс».
Согласно материалам дела, квартира истца оборудована индивидуальным прибором учета холодной воды № (введен в эксплуатацию 01.09.2019 г., межповерочный интервал до 31.01.2023 г.) и индивидуальным прибором учета горячей воды № (введен в эксплуатацию 01.09.2019 г., межповерочный интервал до 31.01.2023 г.).
Поверка указанных приборов учета в квартире истца выполнена 17.02.2023 г. ООО «МС-Ресурс», что подтверждается актом № 92-23-322 (л.д. 7).
Кроме того, указанные сведения подтверждаются общедоступными сведениями на сайте Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений – ФГИС «Аршин».
В силу п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель обязан:
г) производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
д) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Выдаваемые потребителю документы по его просьбе должны быть заверены подписью руководителя и печатью исполнителя (при наличии). В случае если проведение такой проверки непосредственно при обращении потребителя невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и исполнителя, но не превышающий 1 месяц со дня обращения потребителя. Документы по результатам проверки предоставляются потребителю способом, согласованным потребителем и исполнителем, не позднее 5 рабочих дней после завершения такой проверки;
ж) принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, если прибор учета электрической энергии не подключен к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами «г» - «ж» настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом. В отношении коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии, подключенных к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), обязанность по снятию показаний с приборов учета возлагается на гарантирующего поставщика, который является владельцем соответствующей интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), а предоставление показаний таких приборов учета осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
Истец просит суд признать незаконными действия ответчика по непринятию показаний ИПУ горячей и холодной воды, расположенных в квартире истца, с февраля 2023 г., и начислению платы в порядке, предусмотренном для случаев отсутствия ИПУ.
Из материалов дела следует, что начисление платы за холодную воду с февраля 2023 г. по настоящее время производится по квартире истца без учета показаний ИПУ, в связи с тем, что ИПУ «на поверке».
Из письменного отзыва ООО «Теплоресурс» следует, что Усенков В.П. не уведомил ответчика о планируемой поверке данного прибора учета, показания индивидуального прибора учета не передавал.
После уведомления Усенковым В.П. ООО «Теплорусурс» о проведенной поверке индивидуального прибора учета и передачи показаний индивидуального прибора учета, ООО «Теплоресурс» произвело перерасчет по лицевому счету № с учетом предоставленных данных.
Частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительство РФ постановлением от 06.05.2011 г. № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее по тексту - Правила).
Подпунктом «д» п. 34 раздела V «Права и обязанности потребителя» Правил предусмотрено, что потребитель обязан обеспечивать проведение поверок установленных за счет потребителя коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, предварительно проинформировав исполнителя о планируемой дате снятия прибора учета для осуществления его поверки и дате установления прибора учета по итогам проведения его поверки, за исключением случаев, когда в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять техническое обслуживание таких приборов учета, а также направлять исполнителю копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений, регулируются Законом об обеспечении единства измерений, который устанавливает, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется в том числе на измерения, выполняемые при учете количества энергетических ресурсов (п. 8 ч. 3 ст. 1).
Часть 4 ст. 13 Закона об обеспечении единства измерений, в редакции Федерального закона от 21.07.2014 г. № 254-ФЗ, предусматривала, что результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки.
Приведенной норме в полной мере соответствовало предписание подп. «д» п. 34 Правил в части, предусматривающей обязанность потребителя по направлению исполнителю копии свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Между тем в настоящее время такого соответствия норме, имеющей большую юридическую силу, не имеется.
Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 496-ФЗ в ряд статей Закона об обеспечении единства измерений внесены изменения, касающиеся утверждения типа средств измерений и поверки средств измерений. Так, ч. 4 ст. 13 названного закона закрепляет, что результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. По заявлению владельца средства измерений или лица, представившего его на поверку, на средство измерений наносится знак поверки, и (или) выдается свидетельство о поверке средства измерений, и (или) в паспорт (формуляр) средства измерений вносится запись о проведенной поверке, заверяемая подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты поверки, или выдается извещение о непригодности к применению средства измерений.
Из содержания приведенной нормы федерального закона ясно и определенно следует, что в настоящее время результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, а не свидетельством о поверке средства измерений, которое перестало быть документом, подтверждающим факт проведения поверки, носит факультативный характер и выдается лишь по заявлению владельца средств измерений.
Частью 6 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений, в редакции Федерального закона от 27.12.2019 г. № 496-ФЗ, установлено, что сведения о результатах поверки средств измерений передаются в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений проводящими поверку средств измерений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в срок, установленный в порядке, предусмотренном частью 5 данной статьи. Состав сведений о результатах поверки средств измерений и порядок включения указанных сведений в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений определяются в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений, в соответствии с частью 3 статьи 20 этого федерального закона.
Апелляционным определением Верховного суда РФ от 01.09.2022 г. № АПЛ22-283 признан не действующим с 01.09.2022 г. подп. «д» п. 34 Правил в части, предусматривающей обязанность потребителя коммунальных услуг направлять исполнителю коммунальных услуг копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Руководствуясь вышеизложенными положениями действующего законодательства, разъяснениями, содержащимися в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», суд приходит к выводу об осуществлении истцом 17.02.2023 г. поверки имеющихся у него в квартире приборов учета горячей воды установленным в законе способом, публикацией указанных сведений организацией, осуществившей поверку, подтвержденной сведениями из ФГИС «Аршин», доступ к которым является свободным, отсутствия в связи с этим обязанности у потребителя по дополнительному предоставлению документов о поверке ресурсоснабжающей организации.
При таких обстоятельствах, плата за потребленные истцом коммунальные услуги по горячему водоснабжения должна производиться ООО «Теплоресурс» по показаниям приборов учета.
Требования истца о признании незаконными действий ООО «Теплоресурс» по непринятию показаний ИПУ горячей воды, расположенного в квартире истца и начислению платы за ГВС в порядке, предусмотренном для случаев отсутствия ИПУ, являются законными и обоснованными.
При этом суд приходит к выводу о том, что законных оснований для признания незаконными действий ООО «Теплоресурс» по непринятию показаний ИПУ холодной воды, расположенного в квартире истца и начислению платы за ХВС в порядке, предусмотренном для случаев отсутствия ИПУ, не имеется, поскольку ООО «Теплоресурс» не предоставляет истцу услугу по холодному водоснабжению.
Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой – организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми ГК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
Как следует из ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 15 Закона № 2300-1 моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
При рассмотрении дела был установлен факт нарушения ответчиком ООО «Теплоресурс», как потребителя коммунальной услуги горячего водоснабжения.
Поскольку установленный и доказанный в этой связи факт нарушения прав потребителя может являться достаточным условием для предъявления и удовлетворения иска о компенсации потребителю морального вреда (п. 45 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2012 г. № 17), суд приходит к выводу о взыскании с ответчика ООО «Теплоресурс» в пользу истца компенсации морального вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги). Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Исходя из принципа разумности, с учетом обстоятельств дела, суд считает, что с ответчика ООО «Теплоресурс» в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 1 000 руб., соответствующем принципу справедливости.
В соответствии со ст. 13 Закона № 2300-1 при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.
Размер штрафа, подлежащего взысканию с ООО «Теплоресурс», составляет пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, то есть от суммы 1 000 руб., что составляет 500 руб.
Основания для применения ст. 333 ГК РФ, с учетом размера штрафа суд не усматривает.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истец просит взыскать расходы на оплату юридических услуг в сумме 10000 руб.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Часть 1 ст. 100 ГПК РФ предоставляет суду право уменьшить сумму, взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов по оплате услуг представителя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 21.12.2004 г. № 454-О и применимой к гражданскому процессу, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым, – на реализацию требований ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ.
В подтверждение понесенных расходов истцом в материалы дела представлен договор на оказание юридических услуг от 05.04.2023 г. (л.д. 8) с распиской, по условиям которого вознаграждение составляет 10 000 руб. предметом договора являются услуги по подготовке и подаче искового материала по спору с ООО «Теплоресурс» в сфере жилищных и коммунальных услуг, представление интересов заказчика в суде, иные услуги, возникающие в процессе досудебного и судебного производства.
Суд учитывает предмет договора, категорию гражданского правового спора, продолжительность рассмотрения дела, объем фактически выполненных представителем юридических услуг, принципы разумности и справедливости, обстоятельства дела, результаты рассмотрения дела, удовлетворение исковых требований в части.
Также суд учитывает, что исковой материал направлен в суд истцом, его представитель не принимал участие при рассмотрении дела судом, с материалами дела не знакомился.
Суд приходит к выводу о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 2 000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу Закона, с ответчика ООО «Теплоресурс» в доход государства с зачислением в бюджет Энгельсского муниципального района Саратовской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» по непринятию показаний индивидуального прибора учета горячей воды, расположенного в квартире Усенкова В. П. по адресу: <адрес>, и начислению Усенкову В. П. платы за горячее водоснабжение в порядке, предусмотренном для случаев отсутствия индивидуального прибора учета горячей воды.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» (ИНН: 6453138015) в пользу Усенкова В. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) компенсацию морального вреда в сумме 1 000 руб., штраф в сумме 500 руб., расходы по оплате услуг представителя в сумме 2 000 руб., всего – 3 500 (три тысячи пятьсот) руб.
В остальной части иска – отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Теплоресурс» (ИНН: 6453138015) в доход государства государственную пошлину в сумме 300 руб. с зачислением в бюджет Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Энгельсский районный суд.
Председательствующий: