Дело № 2а-2664/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2019 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего Степановой Ю.С.,
при секретаре Цукановой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яковлевой Е.В. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании незаконным решения государственного органа,
УСТАНОВИЛ:
Яковлева Е.В. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просит признать незаконным решение административного ответчика об отказе в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь и земельных участков, находящихся в частной собственности в части утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ года № расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> обязать Департамент утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>
Исковые требования мотивированы тем, что действия ответчика не соответствуют нормам действующего законодательства, в соответствии с которыми отсутствует запрет на перераспределение зоны незастроенных территорий.
Кроме того, просила восстановить пропущенный срок на поддачу административного искового заявления, указывая, что поскольку причина отказа была непонятна, то истец повторно обратился в ДИЗО. Письмом от 30.07.2019 года был дан повторный отказ в расширенной форме, однако ответа на вопрос в чем заключается нарушение норм действующего законодательства не получено. После чего предпринимались попытки записи на прием к специалистам Департамента, что удалось не сразу, таким образом, выяснение причин отказа заняло довольно продолжительное время.
В судебное заседание административный истец и его представитель, представитель административного ответчика - Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, представитель заинтересованного лица - Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, заинтересованные лица – Алиев Э.Э. и Заец Д.В. не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
От представителя административного ответчика поступили письменные возражения на административный иск, с указанием на пропуск срока обращения в суд с настоящим иском.
До начала судебного заседания от представителя административного истца Юнды О.Б. поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с ее участием в судебном заседании при рассмотрении гражданского дела в Ялтинском городском суде.
Суд полагает ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку представителем административного истца не представлены документы, подтверждающие указанные в ходатайстве обстоятельства, представитель административного истца и истец были заблаговременно извещены о дате и времени судебного заседания. Кроме того, судом учитывается сокращенный срок рассмотрения административных дел.
Ранее в судебном заседании представитель истца административный иск поддержала, просила его удовлетворить по изложенным в нем основаниям. Кроме того, указала, что обжалуемое решение от ДД.ММ.ГГГГ года было получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ года. Поскольку причина отказа была непонятна, то истец повторно обратилась в ДИЗО. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года был дан повторный отказ в расширенной форме, однако ответа на вопрос в чем заключается нарушение норм действующего законодательства не получено. После чего предпринимались попытки записи на прием к специалистам Департамента, таким образом, выяснение причин отказа заняло довольно продолжительное время.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что административный истец долевым является собственником земельного участка с <данные изъяты>
В связи с необходимостью перераспределения границ земельного участка с землями государственной и муниципальной собственности административный истец обратился в адрес Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, предоставив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
По результатам рассмотрения заявления о перераспределении земель (или) земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности и указанной схемы было принято решение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ № №
Принимая вышеуказанное решение, административный ответчик сослался на то, что представленная схема не согласована, в связи с несоответствием вида разрешенного использования и функционального назначения земельного участка функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 года №4114, поскольку перераспределяемая часть земельного участка расположена в зоне незастроенных территорий.
Не согласившись с указанным решением, административный истец обратилась в суд, указывая на неправильное применение административным ответчиком действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с главой V.4 Земельного кодекса.
Главой V.4 Земельного кодекса установлены необходимые условия, при которых допускается осуществлять перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, и определен порядок действий, обеспечивающих образование земельных участков таким способом.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 ЗК РФ.
В соответствии со статьей 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в том числе в случае перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Таким образом, при перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности с землями (или) земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности образуется новый земельный участок, местоположение границ которого (уникальная характеристика) изменяется, при этом площадь образуемого земельного участка может быть меньше, больше или равной площади исходного земельного участка. При этом в случае если площадь земельного участка увеличивается, то не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии с п 1.1 Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 № 883-ПП, ДИЗО исполнительный орган государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношениях, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношениях, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, а также координирующий в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти города Севастополя.
Предоставление государственных услуг уполномоченным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений (в данном случае - ДИЗО) осуществляется в соответствии с утвержденными административными регламентами по запросу заявителей, в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Севастополя полномочий и в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее -Закон №210-ФЗ).
Для реализации прав на земельный участок ДИЗО принято распоряжение от 19.01.2017 № 542-РДЗ об утверждении административного регламента «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь, и земельных участков, находящихся в частной собственности» (далее - Регламент).
В ходе рассмотрения документов и сведений, находящихся в распоряжении ДИЗО, в том числе, предоставленных уполномоченными органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, производится комплексное их изучение, устанавливается соответствие документов требованиям нормативных актов, и выявляется факт наличия либо отсутствия правовых оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
При принятии решения об отказе или утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ДИЗО руководствуется, в том числе Законом города Севастополя от 07.12.2016 №299-ФЗ «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (далее - Закон №299-ЗС).
Так, в целях рассмотрения возможности формирования испрашиваемого земельного участка, ДИЗО был направлен межведомственный информационный запрос в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя.
Согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, представленная схема земельного участка не согласована, в связи с тем, что испрашиваемый вид разрешенного использования перераспределяемой части земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона №299-ЗС исчерпывающим основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114, иной градостроительной документации, утвержденной до 18.03.2014, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Как усматривается из выкопировки из Генерального плана города Севастополя испрашиваемый земельный участок, в результате его перераспределения, находится, в том числе, в зоне незастроенных территорий, которая может быть использована в качестве проезда, подъезда, прохода к другим строениям, зданиям и сооружениям, являться территорией общего пользования, с нахождением коммуникаций и др.
При таких обстоятельствах утверждение испрашиваемой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории приведет к нарушению норм действующего законодательства Российской Федерации, в частности, регламентированного пунктом 1 статьи 2 Закона №299-ЗС.
Учитывая изложенное, административный ответчик пришел к обоснованному выводу об отказе в утверждении схемы испрашиваемого земельного участка.
Кроме того, отказывая в удовлетворении административного иска, суд исходит из пропуска административным истцом срока для обращения в суд и отсутствия оснований для его восстановления.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Частью 11 названной статьи закреплено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный данным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, пояснений представителя административного истца решение об отказе в утверждении схемы испрашиваемого земельного участка принято административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ года, получено административным истцом ДД.ММ.ГГГГ
В суд с административным иском, предметом которого является отказ ДИЗО от ДД.ММ.ГГГГ года, административный истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. по истечении трех месяцев со дня получения такого отказа.
Следовательно, срок обжалования решения ДИЗО пропущен, что в силу п. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие административному истцу своевременно обратиться в суд за разрешением спора (например, болезнь административного истца, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные).
Доказательств таких обстоятельств административным истцом не представлено.
Учитывая, что обращение административного истца в адрес административного ответчика по вопросу законности отказа в предоставлении государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ года не являются причинами, не зависящими от административного истца и препятствием для обращения с соответствующим административным исковым заявлением в установленный срок, оснований для восстановления пропущенного процессуального срока не имеется.
Руководствуясь статьями 175-189, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Яковлевой Е.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 04.12.2019 года.
Судья Ю.С. Степанова