Дело № 2-672/2022 Председательствующий Батырова Ф.М.
Апелляционное определение № 33-921/2024
01 октября 2024 г. г. Магас
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего - Кориговой М.М.,
судей - Оздоева А.И. и Цурова Х.М.,
при секретаре судебного заседания Арчаковой З.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, гражданское дело по исковому заявлению Гатиева Магомеда Хасановича, Бельтоева Руслана Юсиевича и Балоева Хамарзы Хамзатовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о назначении досрочной страховой пенсии.
Заслушав доклад судьи Кориговой М.М., судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с иском к ответчикам о назначении досрочной страховой пенсии, указывая, что с 1994 г. по настоящее время они работают в системе Государственной противопожарной службы МЧС РФ по РИ.
При обращении в отделение <адрес> и <адрес> ГУ-ОПФР по <адрес> им отказано в назначении досрочной пенсии ввиду отсутствия требуемого льготного стажа.
Считая отказ неправомерным, просят обязать ОСФР по <адрес> назначить досрочную пенсию по старости с даты первоначального обращения: ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО9 просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, и отказать в удовлетворении иска.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с привлечением к участию в деле в качестве соответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции
Истцы и представитель Отделения СФР по <адрес>, извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело без их участия.
Изучив доводы искового заявления, материалы дела, исследовав представленные сторонами доказательства, выслушав мнения представителя истцов ФИО10, поддержавшего исковые требования, представителя ОСФР по <адрес> ФИО11, просившей отказать в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, имеют мужчины и женщины по достижению возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно подпункту "л" п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилам исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций / природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 437.
Согласно Списку N 437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются пожарный (боец, респираторщик), водитель (шофер) автомобиля (пожарного), командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда, начальники караула пожарной части.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 437 предусмотрено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ (статья 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 868 (пункт 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 385 (пункт 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 552-0-0, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.
Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Учитывая вышеизложенное, в рамках п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ правом на досрочную страховую пенсию по старости обладают лица, работавшие на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, то есть только сотрудники федеральной противопожарной службы.
Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации правом на назначение досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию не обладают.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации №-О-О от ДД.ММ.ГГГГ, определениях Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №В09-2, от ДД.ММ.ГГГГ №КГ14-1, от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ17-17.
Как следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в целях реализации права на досрочную пенсию обратились с заявлениями о назначении пенсии в отдел ПФР в <адрес>.
По результатам рассмотрения обращений решением отдела ПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 было отказано в установлении пенсии, указано в качестве причины отказа отсутствие права на досрочную страховую пенсию в связи с отсутствием требуемого льготного стажа (25 лет).
ФИО3 и ФИО2 ответчиком пенсия также не назначена.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с жалобами в вышестоящий орган, в ГУ ОПФР по <адрес>, указав, что у них имеются все основания для назначения пенсии и согласно справкам работодателя их трудовой стаж превышает требуемые законом 25 лет.
ДД.ММ.ГГГГ ГУ ОПФР по <адрес> отказало истцам в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого льготного стажа.
Для принятия решения о включении в страховой стаж спорных периодов, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", юридически значимым является установление факта того, в какую противопожарную службу (федеральную или субъекта Российской Федерации) входила пожарная часть в спорные периоды, за счет какого источника осуществлялось финансирование пожарной части, поскольку из уточняющих справок следует, что финансирование осуществлялось за счет различных источников (за счет средств федерального бюджета и за счет бюджета субъекта).
В соответствии с пунктом 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, а также аналогичными нормами п. 1.1 Положения «О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР», утвержденного приказом Министерства соцобеспечения РСФСР №, п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденного постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ №п, основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка, а кроме того, справка работодателя, уточняющая льготный характер работы.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, № от ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 работал полный рабочий день:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 7 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес> водителем автомобиля (пожарного) 3 класса;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пожарной части № отдела пожарной охраны МВД Республики Ингушетия водителем 3 класса;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пожарной части № управления Государсвтенной противопожарной службы МВД Республики Ингушетия водителем 3 класса;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на отдельном посту пожарно-спасательной части № управления Государственной противопожарной службы Министерства Республики Ингушетия по делам гражданской обороны, чрезвычайной ситуации и ликвидации последствий стихийных бедствий водителем 3 класса;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на отдельном посту пожарно-спасательной части № Государственного учреждения «отряд государственной противопожарной службы МЧС России по <адрес>» водителем;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на отдельном посту пожарно-спасательной части № Государственного учреждения «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по <адрес>» водителем автомобиля (пожарного);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на отдельном посту пожарно-спасательной части № Государственного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по <адрес>» водителем автомобили (пожарного);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на отдельном посту пожарно-спасательной части № федерльного казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по <адрес> водителем автомобиля (пожарного);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пожарно-спасательной части № федерального казенного учреждения «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по <адрес> водителем автомобиля (пожарного);
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в пожарно-спасательной части № федерального государственного казенного учреждения «1 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» водителем автомобиля (пожарного);
с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в 7 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по <адрес> водителем автомобиля (пожарного).
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО3 работал полный рабочий день в пожарно-спасательной части № пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по РИ в периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве пожарного;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – командира отделения;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – начальника караула;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – начальника караула;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – начальника караула;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – начальника караула;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – пожарного;
- с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время – пожарного
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ, истец ФИО2 работал полный рабочий день в 2 пожарно-спасательной части 1 пожарно-спасательного отряда ФПС ГПС Главного управления МЧС России по РИ за периоды:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве пожарного;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - командира отделения;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - пожарного;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - начальника караула;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - начальника караула;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – пожарного;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - пожарного;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - пожарного;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -пожарного;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – диспетчера пожарной связи; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время - диспетчера пожарной связи.
Справки даны на основании: трудовой книжки, приказов о приеме, перемещении, штатного расписания, комплексных ведомостей, табелей учета рабочего времени.
Согласно уточняющим справкам финансирование осуществлялось за счет различных источников (за счет средств федерального бюджета и за счет бюджета субъекта).
Так, в справках указано, что приказом МВД Ингушской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № была сформирована противопожарная аварийно-спасательная служба МВД Ингушской Республики.
Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и приказом МВД Ингушской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № противопожарная аварийно-спасательная служба МВД Ингушской Республики преобразована в отдел Государственной противопожарной службы МВД Ингушской Республики (с ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом МВД РИ от ДД.ММ.ГГГГ № создано Управление Государственной противопожарной службы МВД РИ (с 01.07.1999г.).
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Указом Президента РИ от ДД.ММ.ГГГГ № Управление Государственной противопожарной службы МВД РИ преобразовано в Управление Государственной противопожарной службы МЧС РИ – федеральный бюджет (с 01.01.2002г.).
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ создано Государственное учреждение «Центр управления силами ФПС по <адрес>» - федеральный бюджет (с ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом МЧС России от 31.12. 2004 № и постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № создано Государственное учреждение «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по <адрес>» - местный бюджет (с ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № Государственное учреждение «Отряд Государственной противопожарной службы МЧС России по <адрес>» ликвидировано, личный состав уволен с переводом в Государственное учреждение «Центр управления силами ФПС по <адрес>» - федеральный бюджет (с 01.01. 2009 г.).
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № Государственное учреждение «Центр управления силами ФПС по <адрес>» переименовано в Государственное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях МЧС России по <адрес> - федеральный бюджет (с 25.12.2009г.).
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № Государственное учреждение «Центр управления в кризисных учреждениях МЧС России по <адрес>» было переименовано в федеральное казенное учреждение «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по <адрес>» - федеральный бюджет (с 01.01.2012г.).
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № в порядке реорганизации создано федеральное государственное казенное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республики Ингушетия» - федеральный бюджет (с 06.03.2013г.).
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Северо-Кавказском федеральном округе» федеральное государственное казенное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Республики Ингушетия» ликвидировано 31.12.2019г., правопреемником учреждения стало Главное управление МЧС России по <адрес> (с ДД.ММ.ГГГГ).
Из информации МЧС по Республике Ингушетия от 04 сентября 2024 года № ИВ-192-1851 на запрос суда также следует, что после распада Чечено-Ингушской АССР и до 01 января 2002 года Государственная противопожарная служба Республики Ингушетия входила в состав Министерства внутренних дел Республики Ингушетия.
С ДД.ММ.ГГГГ Управление государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Ингушетия преобразовано в Управление Государственной противопожарной службы Министерства Республики Ингушетия по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, куда входили пожарные части, в которых работали ФИО1. ФИО2 и ФИО3. Финансирование пожарных частей с указанного времени, кроме периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществлялось за счет федерального бюджета.
В период с периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ финансирование пожарных частей осуществлялось за счет средств регионального бюджета.
Из всего изложенного следует вывод о том, что занимаемые истцами должности соответствуют Списку должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правам на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем периоды работы истцов с момента их назначения на должности до ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку эта работа относилась к противопожарной службе субъекта Российской Федерации и финансировалась за счет средств регионального бюджета.
Остальной период работы истцов начиная с ДД.ММ.ГГГГ (кроме периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) подлежит зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Вместе с тем, поскольку у истцов отсутствует необходимая продолжительность страхового стажа 25 лет, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований ввиду отсутствия у истцов права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на день их обращения в пенсионный орган с заявлениями о назначении пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от 25 мая 2022 г. отменить.
В удовлетворении искового заявления Гатиева Магомеда Хасановича, Бельтоева Руслана Юсиевича и Балоева Хамарзы Хамзатовича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия и Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о назначении досрочной страховой пенсии отказать.
Мотивированное определение изготовлено 11 октября 2024 г.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащими подписями
Копия верна:
Судья Коригова М.М.