Решение по делу № 2-563/2019 от 11.04.2019

Дело № 2-563/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2019 РіРѕРґР°       Рі.Троицк

Троицкий городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего: Панасенко Е.Г.,

РїСЂРё секретаре:      РўР°СЂР°РЅСЋРє Рђ.Рђ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Троицкого района Челябинской области в защиту прав Комлик Ольги Григорьевны к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Троицкого муниципального района Челябинской области обратился в суд с иском в защиту прав Комлик О.Г. о возложении на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного жилищного фонда расположенного в Троицком районе Челябинской области, благоустроенного применительно к населенному пункту, отвечающего санитарно-техническим требованиям, по норме предоставления площади жилого помещении за счет средств бюджета Челябинской области.

Исковые требования обосновал тем, что Комлик О.Г. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители лишены родительских прав. Решением Министерства социальных отношений Челябинской области № от 05 февраля 2016 года Комлик О.Г. включена в Список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями за счет средств бюджета Челябинской области по договору найма специализированного жилого помещения на территории Троицкого городского округа Челябинской области. В настоящее время Комлик О.Г. достигла восемнадцати лет, но до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.

В судебном заседании помощник прокурора Троицкого района Кожемякина Е.А. участвовала, исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на основания указанные в иске.

Истец Комлик О.Г. в судебном заседании участвовала, исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Троицкого муниципального района Челябинской области в судебном заседании не участвовал, о дне и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения Троицкого муниципального района Игуменщева О.В. в судебном заседании участвовала, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица - Министерства социальных отношений Челябинской области в судебном заседании не участвовал, о дне и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд решил исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно Конституции РФ малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3 ст. 40).

Конституция РФ защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч.1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Вопросы социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 2 ст. 26.3 названного Федерального закона отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу пп. «ж» п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).

Статьей 8 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Пунктом 7 названной статьи установлено, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В развитие названных конституционных положений ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Комлик Ольга Григорьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к данной категории лиц.

Комлик Ольга Григорьевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения.

Родители Комлик О.Г. - Комлик А.Н. и Комлик Г.В. на основании решения Троицкого районного суда Челябинской области от 05 мая 2005 года лишены родительских прав.

На основании Постановления главы Троицкого муниципального района Челябинской области от 26 апреля 2007 года № несовершеннолетняя Комлик О.Г. была передана в приемную семью ФИО11

Решением Министерства социальных отношений Челябинской области № от 05 февраля 2016 года Комлик О.Г. включена в Список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Троицкому муниципальному району.

На момент рассмотрения иска Комлик О.Г. достигла восемнадцати лет, на попечении не находится, получает средне-специальное образование. Состоит в фактически семейных отношениях, находится на восьмом месяце беременности.

Комлик О.Г. зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Заключением № от 27 октября 2007 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для дальнейшего проживания и подлежащем сносу.

Комлик О.Г. правом пользования либо правом собственности на какое-либо жилое помещение не обладает.

Данные обстоятельства подтверждаются решением Министерства социальных отношений Челябинской области № от 03 февраля 2016 года (л.д.5), постановлением главы Троицкого муниципального района Челябинской области от 26 апреля 2007 года № (л.д.6, 7), решением Троицкого районного суда Челябинской области от 05 мая 2005 года (л.д.8, 9), копией аттестата об основном общем образовании Комлик О.Г. (л.д.11), уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений на Комлик О.Г. (л.д.12), справкой ГБУЗ «Областная больница г.Троицка» (л.д.20), справкой УМИ и ЗО администрации Троицкого муниципального района № от 08 мая 2019 года (л.д.21), личным делом Комлик О.Г. (л.д.22-45).

Из справки УМИ и ЗО администрации Троицкого муниципального района следует, что на приобретение жилья детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, за счет средств областного бюджета выделена сумма 7 823 000 руб. данная сумма рассчитана на приобретение 12 квартир.

На основании ст. 5 Федерального закона № 159 - ФЗ от 21 декабря 1996 года предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО «О социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей и социальных гарантиях приемной семье» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенным в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (далее - список), однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года №442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются установленными Законом Челябинской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье» государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - лица из их числа) в части однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.8).

В силу закона у органа местного самоуправления возникла обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение, поэтому на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области следует возложить обязанность предоставить истцу жилое помещение за счет средств областного бюджета, представленного на эти цели по договору найма специализированного жилого помещения.

Отсутствие свободного жилого фонда и денежных средств для приобретения жилья, наличие иных лиц этой же категории не обеспеченных жильем, не свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска, поскольку истец до достижения совершеннолетнего возраста обладала социальным статусом «ребенок-сирота», законодатель предусмотрел безусловную обязанность обеспечения указанной категории граждан жилыми помещениями, а невыполнение обязанности органа местного самоуправления не может лишить истца законного права на обеспечение его жилым помещением в указанном порядке.

Постановлением главы Троицкого муниципального района Челябинской области от 06 июня 2007 года № «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилых помещений» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18,0 кв. м. на одного человека.

При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Троицкого района Челябинской области о возложении обязанности на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области предоставить Комлик О.Г. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, по норме предоставления площади жилого помещения не менее 18 кв.м. отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории Троицкого муниципального района Челябинской области, по договору найма специализированного жилого помещения, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Возложить на администрацию Троицкого муниципального района Челябинской области обязанность предоставить Комлик Ольге Григорьевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления площади жилого помещения не менее 18 кв.м., за счет средств бюджета Челябинской области, расположенное на территории Троицкого муниципального района Челябинской области.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца через Троицкий городской суд Челябинской области.

Председательствующий:

2-563/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Министерство социальных отношений Челябинской области
Прокуратура Троицкого района Челябинской области
Управление Социальной защиты населения Троицкого Муниципального района
Администрация Троицкого муниципального района
Комлик О.Г.
Суд
Троицкий городской суд Челябинской области
Дело на сайте суда
troickg.chel.sudrf.ru
11.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2019Передача материалов судье
16.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2019Подготовка дела (собеседование)
08.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2019Судебное заседание
27.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее