№ 2-1443/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«09» апреля 2018 года Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Агрба Д.А.
при секретаре Шелковской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону об обязании произвести исчисление стажа работы в льготном исчислении и назначении досрочной пенсии,
у с т а н о в и л:
ФИО обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону и с учетом уточнения исковых требований просила обязать ответчика включить в ее специальный страховой стаж в льготном исчислении как один год и шесть месяцев за один год работы период работы с 20 июня 2002 года по 31 декабря 2005 года в должности фельдшера лаборанта 598 патологоанатомической лаборатории СКВО.
ФИО также просила признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и обязать ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону назначить данную пенсию с 25 апреля 2017 года, то есть с момента обращения в пенсионный орган.
В обоснование заявленных требований истец указала, что 25 апреля 2017 года она обратилась в ГУ УПФР в Октябрьском района г. Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа). Решением ГУ УПФР в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) в связи с отсутствием требуемого для назначения пенсии специального стажа. Специальный стаж с учетом включенных пенсионным органом периодов ее лечебной деятельности составил 28 лет 7 месяцев 20 дней.
Истец не согласна с решением ответчика ГУ УПФР в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону в части включения пенсионным органом в специальный стаж периода ее работы с 20 июня 2002 года по 31 декабря 2005 года в должности фельдшера лаборанта 598 патологоанатомической лаборатории СКВО в календарном исчислении, полагая, что этот период подлежит зачету в специальный стаж из расчета один год и шесть месяцев за один год работы.
В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела, со слов представителя, извещена надлежащим образом, поэтому суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель истца по доверенности в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений в порядке ст. 167 ГПК РФ поддержала и просила их удовлетворить, дав пояснения аналогичные доводам иска.
Представитель ответчика по доверенности исковые требования не признала и просила в иске истцу отказать, в связи с отсутствием требуемого для назначения пенсии специального стажа. Специальный стаж с учетом включенных пенсионным органом периодов лечебной деятельности истца составил 28 лет 7 месяцев 20 дней.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - также Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 (пп. "б" п. 5) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в стаж на соответствующих видах работ как год и шесть месяцев.
Пунктом 3 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев в графе "Наименование структурных подразделений" предусмотрены патологоанатомические отделения учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 14, 20 Списка, а в графе "Наименование должностей" средний медицинский персонал, проводящие патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного материала.
Согласно указанным пунктам 1 - 6, 14, 20 Списка N 781 под указанные выше учреждения подпадают патологоанатомические отделения больниц всех наименований.
Перечень должностей среднего медицинского персонала состоит из следующих должностей: "фельдшер-лаборант, лаборант и т.д.".
Из установленных по делу обстоятельств следует, что с 20 июня 2002 года по 31 декабря 2005 года истец работала в должности фельдшера лаборанта 598 патологоанатомической лаборатории СКВО.
В соответствии с Положением о 598 патологоанатомической лаборатории округа (598 ПАЛ округа) 598 ПАЛ округа создана ФГУ МО РФ на основании директивы Генштаба ВС СССР № от 11.12.1989 и является лечебно-профилактическим учреждением ВС РФ.
Учреждение создано в целях осуществления патологоанатомической работы как составной части медицинского обеспечения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, и членам их семей, гражданам, призванным на военные сборы, а также другим гражданам, которые имеют право на бесплатную медпомощь в военно-медицинских учреждениях в соответствии с законодательством РФ.
Для достижения указанной цели учреждение осуществляет медицинскую деятельность, в которую входит производство патологоанатомических исследований умерших от болезней и боевых травм с целью установления причины смерти, изучения структуры летальных исходов, выявления дефектов в оказании медицинской помощи и установления их причин.
Приказом начальника 598 ПАЛ СКВО от 30 декабря 2005 года во исполнение директивы Министра обороны РФ от 04 августа 2005 года №Д-35 и директивы Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 12 ноября 2005 года № ПАЛ ликвидирована 30 декабря 2005 года и включена в штат 1602 окружного военного клинического госпиталя.
В связи с проведенными организационно-штатными мероприятиями в медицинских частях и учреждениях СВКО истец была уволена из 598 ПАЛ СКВО и принята на работу с 01 января 2016 года в должность фельдшера лаборанта патологоанатомического отделения Окружного военного клинического госпиталя 1602. Указанный период ответчиком зачтен в льготном исчислении один год шесть месяцев за один год.
Таким образом, судом установлено, что истец с 20 июня 2002 года работала фельдшером-лаборантом 598 ПАЛ СКВО на 1,0 ставку, которая проводила патологоанатомические вскрытие трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала.
Работая лаборантом патологоанатомической лаборатории в спорный период на полную ставку, истец выполняла ту же работу, что и в должности фельдшера лаборанта патологоанатомического отделения Окружного военного клинического госпиталя 1602, которую ответчик зачел в специальный стаж в льготном исчислении.
При этом с 01.01.2006 была формально принята на новую работу в патологоанатомическое отделение окружного госпиталя, но фактически выполняли ту же работу, не меняя свое местонахождение.
Должность "фельдшер-лаборант" относится к среднему медицинскому персоналу.
То обстоятельство, что перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения такие структурные подразделения как "лаборатория" не поименовано, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска в данной части, поскольку наименование учреждения само по себе не предопределяет различие в условиях и характере профессиональной деятельности истца в указанной должности.
Должностные обязанности истца, исполнявшей обязанности фельдшера-лаборанта 598 патологоанатомической лаборатории СКВО, аналогичны функциональным обязанностям фельдшера-лаборанта любого иного лечебно-профилактического учреждения стационарного типа.
Не является основанием для отказа истцу в иске отсутствие кода особых условий труда в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица - истца, поскольку ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" N 27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность предоставлять в органы Пенсионного фонда сведения, в которых необходимо, в том числе, указывать периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ. Отсутствие по вине работодателя в сведениях, предоставленных в Пенсионный фонд кода особых условий труда в спорный период работы истца, не может повлечь для нее неблагоприятных последствий в виде отказа во включении периода работы в специальный стаж, поскольку обязанность указывать коды льготного характера труда своих работников возложена на работодателя.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10.07.2007 г. N 9-П, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируются страховая и накопительная части трудовой пенсии, определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральный закон от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагает на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи. Пенсионный фонд Российской Федерации, в свою очередь, обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, и обеспечивать их целевое использование. Неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
В связи с изложенным выше, по мнению суда, требования истца об обязании ответчика включить в ее специальный страховой стаж в льготном исчислении как один год и шесть месяцев за один год работы период работы с 20 июня 2002 года по 31 декабря 2005 года в должности фельдшера лаборанта 598 патологоанатомической лаборатории СКВО подлежат удовлетворению.
Таким образом, период работы истца с 20 июня 2002 года по 31 декабря 2005 года в качестве фельдшера-лаборанта патологоанатомической лаборатории СКВО составляет в календарном исчислении 3 года 6 месяцев, а в льготном исчислении – 5 лет 3 месяца 11 дней.
В связи с тем, что продолжительность стажа истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (25 апреля 2017 года) составлял в календарном исчислении спорного периода 28 лет 7 месяцев 20 дней (л.д. 7-8), то с учетом включения спорного периода в специальный стаж в льготном исчислении на момент подачи заявления стажа для назначения пенсии по старости составит более 30 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Поскольку с зачетом спорного периода в льготном исчислении и периодов, зачтенных пенсионным органом, истец имеет необходимый для назначения досрочной пенсии стаж 30 лет, трудовая пенсия по старости ей должна быть назначена с момента обращения, то есть с 25.04.2017.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать УПФР в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону включить ФИО в специальный страховой стаж в льготном исчислении как один год и шесть месяцев за один год работы период работы с 20 июня 2002 года по 31 декабря 2005 года в должности фельдшера лаборанта 598 патологоанатомической лаборатории СКВО, назначив ей досрочную трудовую пенсию по старости с 25.04.2017.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 13.04.2018.
Судья