Решение по делу № 33-475/2023 от 23.01.2023

Дело № 2-220/2022 (33-475/2023) судья Сизова Н. Ю.

УИД 69RS0004-01-2022-000358-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2023 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Буланкиной Л. Г.,

судей Рязанцева В. О., Гудковой М. В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изгородиной О. А.,

с участием прокурора Голодковой А. А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании, по докладу судьи Рязанцева В. О., дело по апелляционным жалобам Вишняковой Елены Викторовны и Курбанбаевой Анастасии Алексеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО16, на решение Бологовского городского суда тверской области от 30 мая 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования администрации ЗАТО Озерный Тверской области к Вишняковой Елене Викторовне и Курбанбаевой Анастасии Алексеевне, представляющей свои интересы и действующей от имени ФИО16, о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке, а также к ОМВД России по Болотовскому району Тверской области о возложении обязанности снять ответчиков с регистрационного учета - удовлетворить частично.

Признать Вишнякову Елену Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Курбанбаеву Анастасию Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения, прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения и увольнением с военной службы.

Выселить Вишнякову Елену Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Курбанбаеву Анастасию Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Обязать Вишнякову Елену Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Курбанбаеву Анастасию Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу; <адрес>, в порядке, установленном с Приказом Минстроя России от 14 мая 2021 года № 292/пр «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 «Об утверждении Порядка сдачи жилого помещения и Порядка выдачи справки о сдаче жилого помещения».

Настоящее решение суда является основанием для снятия Вишняковой Елены Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Курбанбаевой Анастасии Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с регистрационного учета по адресу: <адрес>

Взыскать с Вишняковой Елены Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.

Взыскать с Курбанбаевой Анастасии Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек.

В иске администрации ЗАТО Озерный Тверской области к ОМВД России по Бологовскому району Тверской области - отказать в полном объеме»,

установила:

администрация ЗАТО Озёрный обратилась в суд с требованиями о признании Вишняковой Е. В., Курбанбаевой А. А. и ФИО16 прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; выселении ответчиков из указанного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения; возложении на ответчиков обязанности в установленном порядке сдать такое жилое помещение. Кроме того, истцом заявлены требования к ОМВД Росси по Бологовскому району Тверской области о снятии ответчиков с регистрационного ответчика по спорному адресу.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ Вишняковой Е. В. на состав семьи, включая супруга ФИО23, детей ФИО24 и Анастасию, предоставлена трехкомнатная квартира <адрес>, включенная постановлением главы ЗАТО Озерный от 24.12.2002 № 483 в число служебных.

Договор служебного найма в отношении указанного жилого помещения не заключался, ордер, который в силу действующего на момент его выдачи ЖК РСФСР являлся единственным документом, дающим право на вселение, незаконным не признавался и не аннулировался.

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ
Вишнякова Е. В. уволена с военной службы по истечении срока контракта, приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ ФИО23 уволен в запас, вместе с тем до настоящего времени в квартире остаются зарегистрированными сама Вишнякова Е. В., ее дочь Курбанбаева А. А., внучка ФИО16 Каких-либо мер по освобождению жилого помещения и его сдаче ответчики не предпринимают, при этом на учете граждан, нуждающихся в жилье, не состоят.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечен ОМВД России по Бологовскому району Тверской области.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении, в судебное заседание не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят ответчики.

В обоснование жалобы Курбанбаевой А. А. указано, что суд рассмотрел дело, не убедившись в её надлежащем извещении по месту пребывания, копия иска и другие процессуальные документы ответчиком не получены.

В обоснование жалобы Вишняковой Е. В., со ссылками на сложившуюся судебную практику и положения законов, указано, что служебная квартира апеллянту представлена не истцом, а воинской частью по месту прохождения службы. При ликвидации воинской части и передачи жилищного фонда из оперативного управления в исключительную собственность муниципального образования квартира утратила статус служебной и между сторонами возникли отношения, вытекающие из положений о социальном найме жилого помещения.

В возражениях на апелляционные жалобы Бологовский межрайонный прокурор и администрация ЗАТО Озёрный, критикуя доводы ответчиков, просят решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.

Апелляционным определением Тверского областного суда от 23.08.2023 указанное выше решение оставлено без изменения, апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2022 указанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

Судебной коллегией по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции установлено, что решение суда первой инстанции вынесено 30.05.2022 без явки ответчиков, при этом на момент рассмотрения гражданского дела у суда первой инстанции отсутствовали сведения о надлежащем извещении Курбанбаевой А. А., представляющей также интересы несовершеннолетней ФИО16, по ее фактическому месту проживания, указанному как при подаче встречного иска, так и при подаче апелляционной жалобы

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Чувашова Н. В. поддержала доводы и требования искового заявления, указала на необоснованность доводов стороны ответчиков.

Прокурор Голодкова А. А. в заключении полагала, что заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению, указала на отсутствие оснований для удовлетворения требований к Курбанбаевой А. А., и несовершеннолетней ФИО16 о возложении обязанности сдать служебное жилое помещение и требований к ОМВД Росси по Бологовскому району Тверской области.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

В соответствии с частью 1 статьи 327, частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, исследовав материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Вместе с тем, в силу части 3 приведенной нормы вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания

Такого рода нарушения допущены судом первой инстанции.

Как указано выше судебное заседание, в ходе которого постановлено решение проведено в отсутствие ответчика Курбанбаевой А. А., представляющей также интересы несовершеннолетней ФИО16 и при отсутствии сведений о надлежащем извещении данного лица.

С целью устранения нарушений, допущенных судом первой инстанции определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 28.02.2023 постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

При указанных обстоятельствах, в силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановленное по делу решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.

Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Вишняковой Е. В. на состав семьи: муж – ФИО23, сын ФИО24, дочь Анастасия, на основании ордера
от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ войсковой части , в качестве служебного жилья предоставлена квартира <адрес>.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.05.1998 № 677-р «О передаче в муниципальную собственность пос. Озерный Тверской области находящихся в Федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения войсковой части 55349 Вооруженных Сил России, расположенных в пос. Озерный» <адрес> передан из федеральной собственности в муниципальную собственность поселка Озерный Тверской области.

Согласно справке войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 538 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» восковая часть , являющаяся правопреемником войсковой части , сформированной при войсковой части приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ликвидирована.

Распоряжением главы ЗАТО Озерный Тверской области № 483 от 24.12.2002 <адрес> включена в число служебных жилых помещений; постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области № 407 от 08.11.2012 – в число служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда для военнослужащих ЗАТО Озерный. Право собственности на спорное жилое помещение зарегистрировано в ЕГРН 03.06.2008.

Приказом командира военной части от ДД.ММ.ГГГГ Вишнякова Е. В. уволена с военной службы с зачислением в запас по истечению срока контракта военной службы.

Ответчики до настоящего времени зарегистрированы и проживают в спорной квартире, требования администрации ЗАТО Озёрный о необходимости освободить и сдать занимаемое жилое помещение, а также сняться с регистрационного учёта по указанному адресу, не выполняют.

На учёте в администрации на получение жилого помещения по договору социального найма или по договору коммерческого найма, а также на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами территории ЗАТО Озёрный, ответчики не состоят.

Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» данный кодекс введён в действие с 01.03.2005.

Статьёй 5 названного Федерального закона предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

В связи с изложенным к спорным правоотношениям также подлежат применению нормы материального права, действовавшие на момент их возникновения.

Ответчики приобрели право пользования спорным жилым помещением как служебным 15.05.2002.

Согласно действовавшей в указанное время статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

В силу статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

Согласно статьям 105 и 106 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на всё время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

В соответствии со статьей 107 Жилищного кодекса РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Однако семьи военнослужащих не могли быть выселены из служебных жилых помещений по указанным основаниям без предоставления другого жилого помещения (пункт 4 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР).

Определяя порядок реализации жилищных прав граждан в связи с принятием и введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», законодатель в статье 13 Вводного закона установил, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации» на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учёте, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Согласно разъяснениям, данным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьёй 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В соответствии с названной статьёй указанные граждане, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учёте (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Таким образом, из приведённых нормативных положений и разъяснений высшей судебной инстанции следует, что право на дополнительные гарантии в виде невозможности выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учёте).

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 23 указанного Федерального закона военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Приведённые нормы закона, регулирующие порядок обеспечения жилыми помещениями граждан-военнослужащих, в том числе проживающих в служебных жилых помещениях, также исходят из того, что при увольнении с военной службы военнослужащий и члены его семьи обеспечиваются другими жилыми помещениями на постоянной основе или денежными средствами на их приобретение или строительство за счёт средств федерального бюджета, и только в том случае, если они состоят на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Положения Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1
«О закрытом административно-территориальном образовании», устанавливая в пункте 2.1 статьи 4 право органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования предоставлять гражданам, работающим на соответствующем объекте, служебные жилые помещения из числа муниципального жилищного фонда, не содержат предписаний, обязывающих данные органы обеспечивать жилыми помещениями тех граждан, которые прекратили трудовые отношения (службу) на соответствующем объекте и не состоят на учёте нуждающихся в предоставлении жилых помещений по основаниям, предусмотренным законом.

Разрешая заявленные исковые требования, установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными положениями законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные администрацией требования, направленные на выселение Вишняковой Е. В. и Курбанбаевых подлежат удовлетворению, поскольку ответчики утратили право пользования служебным жилым помещением, предоставленным Вишняковой Е. В, на время прохождения службы, при этом в установленном законом порядке не признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, на соответствующий учёт в органе местного самоуправления или в органе государственной власти, не принимались, не относятся к числу малоимущих граждан, то есть не имеют право состоять на таком учёте в соответствии с частью 2 статьи 49 и частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Вишнякова Е. В. уволена с военной службы на соответствующем объекте, расположенном в ЗАТО Озёрный.

Каких-либо законных оснований для занятия жилого помещения ответчики не имеют, отношений вытекающих из социального либо коммерческого найма жилого помещения между сторонами не возникло.

Оснований для сохранения за ответчиками права пользования спорным муниципальным служебным жилым помещением не имеется.

При этом права Курбанбаевой А. А. и ФИО16, производны от прав Вишняковой Е. В.

Доводы ответчика Вишняковой Е. В. о том, что фактически с момента передачи спорного жилого помещения в исключительную собственность муниципального образования между сторонами возникли отношения, вытекающие из положений о социальном найме, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку спорное помещение перешло в муниципальную собственность и было включено в число служебных до его предоставления семье Вишняковой Е. В. Обстоятельств, свидетельствующих об изменении служебного статуса спорной квартиры, судебной коллегией не установлено.

Доводы о возникновении права собственности муниципального образования на объект недвижимости при внесении в ЕГРН сведений о правах 03.06.2008, откланяются судебной коллегией, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии права ЗАТО Озерный Тверской области на квартиру, которое возникло на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.05.1998 № 677-р «О передаче в муниципальную собственность пос. Озерный Тверской области находящихся в Федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения войсковой части 55349 Вооруженных Сил России, расположенных в пос. Озерный».

Указное обстоятельство так же опровергает доводы Вишняковой Е. В. о нахождении квартиры, в момент ее предоставления ответчиками, в оперативном управлении войсковой части .

Разрешая требования о возложении на ответчиков обязанности по сдаче жилого помещения судебная коллегия приходит к следующему

Пунктом 10 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных приказом Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» помимо прочего предусмотрено, что в качестве пользователя жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения наниматель обязан при прекращении права пользования жилым помещением передать по акту приема-передачи наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплатить стоимость не проведенного нанимателем текущего ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или провести текущий ремонт за свой счет, а также погасить задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Вишняковой Е. В. как нанимателем в соответствии с приведенными выше правилами и порядком сдачи жилого помещения, утвержденным постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18.05.2015 № 211, спорное помещение не было передано уполномоченному лицу, доказательств обратного не представлено, в связи с чем требования о понуждении Вишняковой Е. В. сдать занимаемое жилое помещение является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.

Оснований для возложения данной обязанности на Курбанбаеву А. А. и ее несовершеннолетнюю дочь не имеется поскольку вышеприведенные правила предусматриваю порядок передачи жилого помещения займодателю именно нанимателем, а не членами его семьи.

Кроме того, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований администрации ЗАТО Озерный Тверской области в части возложения на ОМВД России по Бологовскому району Тверской области обязанности снять ответчиков с регистрационного учета.

Регистрация граждан по месту их жительства предусмотрена Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а не как мера ограничения конституционных прав граждан Российской Федерации (статья 3).

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится, в частности, на основании вступившего в законную силу решения суда (статья 7 названного Закона, подпункт «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713).

Таким образом, решение суда о признании прекратившими право пользования жилым помещением и выселении являться основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета в спорном жилом помещении.

В соответствии с частью 2 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В силу статьи 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые определены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций – 6000 руб.

В этой связи, в силу требований статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчиков в доход бюджета муниципального образования «Бологовский район» Тверской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб. в равных долях, а поскольку ФИО16 является несовершеннолетней, ее доля подлежит взысканию с законного представителя Курбанбаевой А. А.

Как указывалось ранее в силу подпункта «е» пункта 31 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713) выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда является основанием для снятия гражданина с регистрационного учета.

Руководствуясь статьями 194-198, 328-330, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бологовского городского суда Тверской области от 30 мая 2022 года отменить, постановить по делу новое решение.

Исковые требования администрации ЗАТО Озерный Тверской области к Вишняковой Елене Викторовне, Курбанбаевой Анастасии Алексеевне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Курбанбаевой Эмилии Александровне удовлетворить частично.

Признать Вишнякову Елену Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Курбанбаеву Анастасию Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения, прекратившими право пользования служебным жилым помещением – <адрес>.

Выселить Вишнякову Елену Викторовну, Курбанбаеву Анастасию Алексеевну, ФИО16, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Обязать Вишнякову Елену Викторовну сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу; <адрес>, в порядке, установленном Приказом Минстроя России от 14 мая 2021 года № 292/пр «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 «Об утверждении Порядка сдачи жилого помещения и Порядка выдачи справки о сдаче жилого помещения».

В удовлетворении требований администрации ЗАТО Озерный Тверской области к Курбанбаевой Анастасии Алексеевне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО16 о возложении обязанности сдать служебное жилое помещение, а так же требований к ОМВД России по Бологовскому району Тверской области о возложении обязанности снять ответчиков с регистрационного учета отказать.

Настоящий судебный акт является основанием для снятия Вишняковой Елены Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Курбанбаевой Анастасии Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с регистрационного учета по адресу: <адрес>

Взыскать с Вишняковой Елены Викторовны, государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский муниципальный район» Тверской области государственную пошлину в размере в размере 2000 руб.

Взыскать с Курбанбаевой Анастасии Алексеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО16 в бюджет муниципального образования «Бологовский муниципальный район» Тверской области государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Мотивированное апелляционное определение составлено 31.03.2023

Председательствующий

Судьи:

Дело № 2-220/2022 (33-475/2023) судья Сизова Н. Ю.

УИД 69RS0004-01-2022-000358-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 марта 2023 года г. Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Буланкиной Л. Г.,

судей Рязанцева В. О., Гудковой М. В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Изгородиной О. А.,

с участием прокурора Голодковой А. А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании, по докладу судьи Рязанцева В. О., дело по апелляционным жалобам Вишняковой Елены Викторовны и Курбанбаевой Анастасии Алексеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО16, на решение Бологовского городского суда тверской области от 30 мая 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования администрации ЗАТО Озерный Тверской области к Вишняковой Елене Викторовне и Курбанбаевой Анастасии Алексеевне, представляющей свои интересы и действующей от имени ФИО16, о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения и возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке, а также к ОМВД России по Болотовскому району Тверской области о возложении обязанности снять ответчиков с регистрационного учета - удовлетворить частично.

Признать Вишнякову Елену Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Курбанбаеву Анастасию Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения, прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, в связи с прекращением договора найма служебного жилого помещения и увольнением с военной службы.

Выселить Вишнякову Елену Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Курбанбаеву Анастасию Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Обязать Вишнякову Елену Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Курбанбаеву Анастасию Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу; <адрес>, в порядке, установленном с Приказом Минстроя России от 14 мая 2021 года № 292/пр «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 «Об утверждении Порядка сдачи жилого помещения и Порядка выдачи справки о сдаче жилого помещения».

Настоящее решение суда является основанием для снятия Вишняковой Елены Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Курбанбаевой Анастасии Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с регистрационного учета по адресу: <адрес>

Взыскать с Вишняковой Елены Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.

Взыскать с Курбанбаевой Анастасии Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский район» Тверской области в размере 3 000 (три тысячи) рублей 00 копеек.

В иске администрации ЗАТО Озерный Тверской области к ОМВД России по Бологовскому району Тверской области - отказать в полном объеме»,

установила:

администрация ЗАТО Озёрный обратилась в суд с требованиями о признании Вишняковой Е. В., Курбанбаевой А. А. и ФИО16 прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; выселении ответчиков из указанного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения; возложении на ответчиков обязанности в установленном порядке сдать такое жилое помещение. Кроме того, истцом заявлены требования к ОМВД Росси по Бологовскому району Тверской области о снятии ответчиков с регистрационного ответчика по спорному адресу.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ Вишняковой Е. В. на состав семьи, включая супруга ФИО23, детей ФИО24 и Анастасию, предоставлена трехкомнатная квартира <адрес>, включенная постановлением главы ЗАТО Озерный от 24.12.2002 № 483 в число служебных.

Договор служебного найма в отношении указанного жилого помещения не заключался, ордер, который в силу действующего на момент его выдачи ЖК РСФСР являлся единственным документом, дающим право на вселение, незаконным не признавался и не аннулировался.

Приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ
Вишнякова Е. В. уволена с военной службы по истечении срока контракта, приказом командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ ФИО23 уволен в запас, вместе с тем до настоящего времени в квартире остаются зарегистрированными сама Вишнякова Е. В., ее дочь Курбанбаева А. А., внучка ФИО16 Каких-либо мер по освобождению жилого помещения и его сдаче ответчики не предпринимают, при этом на учете граждан, нуждающихся в жилье, не состоят.

Определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечен ОМВД России по Бологовскому району Тверской области.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении, в судебное заседание не явились.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят ответчики.

В обоснование жалобы Курбанбаевой А. А. указано, что суд рассмотрел дело, не убедившись в её надлежащем извещении по месту пребывания, копия иска и другие процессуальные документы ответчиком не получены.

В обоснование жалобы Вишняковой Е. В., со ссылками на сложившуюся судебную практику и положения законов, указано, что служебная квартира апеллянту представлена не истцом, а воинской частью по месту прохождения службы. При ликвидации воинской части и передачи жилищного фонда из оперативного управления в исключительную собственность муниципального образования квартира утратила статус служебной и между сторонами возникли отношения, вытекающие из положений о социальном найме жилого помещения.

В возражениях на апелляционные жалобы Бологовский межрайонный прокурор и администрация ЗАТО Озёрный, критикуя доводы ответчиков, просят решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.

Апелляционным определением Тверского областного суда от 23.08.2023 указанное выше решение оставлено без изменения, апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.12.2022 указанное апелляционное определение отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.

Судебной коллегией по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции установлено, что решение суда первой инстанции вынесено 30.05.2022 без явки ответчиков, при этом на момент рассмотрения гражданского дела у суда первой инстанции отсутствовали сведения о надлежащем извещении Курбанбаевой А. А., представляющей также интересы несовершеннолетней ФИО16, по ее фактическому месту проживания, указанному как при подаче встречного иска, так и при подаче апелляционной жалобы

В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Чувашова Н. В. поддержала доводы и требования искового заявления, указала на необоснованность доводов стороны ответчиков.

Прокурор Голодкова А. А. в заключении полагала, что заявленные истцом требования подлежат частичному удовлетворению, указала на отсутствие оснований для удовлетворения требований к Курбанбаевой А. А., и несовершеннолетней ФИО16 о возложении обязанности сдать служебное жилое помещение и требований к ОМВД Росси по Бологовскому району Тверской области.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

В соответствии с частью 1 статьи 327, частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, исследовав материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Вместе с тем, в силу части 3 приведенной нормы вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания

Такого рода нарушения допущены судом первой инстанции.

Как указано выше судебное заседание, в ходе которого постановлено решение проведено в отсутствие ответчика Курбанбаевой А. А., представляющей также интересы несовершеннолетней ФИО16 и при отсутствии сведений о надлежащем извещении данного лица.

С целью устранения нарушений, допущенных судом первой инстанции определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 28.02.2023 постановлено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

При указанных обстоятельствах, в силу пункта 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации постановленное по делу решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.

Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Вишняковой Е. В. на состав семьи: муж – ФИО23, сын ФИО24, дочь Анастасия, на основании ордера
от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ войсковой части , в качестве служебного жилья предоставлена квартира <адрес>.

На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.05.1998 № 677-р «О передаче в муниципальную собственность пос. Озерный Тверской области находящихся в Федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения войсковой части 55349 Вооруженных Сил России, расположенных в пос. Озерный» <адрес> передан из федеральной собственности в муниципальную собственность поселка Озерный Тверской области.

Согласно справке войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 538 «Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» восковая часть , являющаяся правопреемником войсковой части , сформированной при войсковой части приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ликвидирована.

Распоряжением главы ЗАТО Озерный Тверской области № 483 от 24.12.2002 <адрес> включена в число служебных жилых помещений; постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области № 407 от 08.11.2012 – в число служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда для военнослужащих ЗАТО Озерный. Право собственности на спорное жилое помещение зарегистрировано в ЕГРН 03.06.2008.

Приказом командира военной части от ДД.ММ.ГГГГ Вишнякова Е. В. уволена с военной службы с зачислением в запас по истечению срока контракта военной службы.

Ответчики до настоящего времени зарегистрированы и проживают в спорной квартире, требования администрации ЗАТО Озёрный о необходимости освободить и сдать занимаемое жилое помещение, а также сняться с регистрационного учёта по указанному адресу, не выполняют.

На учёте в администрации на получение жилого помещения по договору социального найма или по договору коммерческого найма, а также на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами территории ЗАТО Озёрный, ответчики не состоят.

Согласно частям 1 и 2 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Согласно статье 1 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» данный кодекс введён в действие с 01.03.2005.

Статьёй 5 названного Федерального закона предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

В связи с изложенным к спорным правоотношениям также подлежат применению нормы материального права, действовавшие на момент их возникновения.

Ответчики приобрели право пользования спорным жилым помещением как служебным 15.05.2002.

Согласно действовавшей в указанное время статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

В силу статьи 104 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

Согласно статьям 105 и 106 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на всё время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

В соответствии со статьей 107 Жилищного кодекса РСФСР рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Однако семьи военнослужащих не могли быть выселены из служебных жилых помещений по указанным основаниям без предоставления другого жилого помещения (пункт 4 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР).

Определяя порядок реализации жилищных прав граждан в связи с принятием и введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», законодатель в статье 13 Вводного закона установил, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации» на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учёте, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

Согласно разъяснениям, данным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что статьёй 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставляемых им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В соответствии с названной статьёй указанные граждане, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учёте (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.

Таким образом, из приведённых нормативных положений и разъяснений высшей судебной инстанции следует, что право на дополнительные гарантии в виде невозможности выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учёте).

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.

В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 15 указанного Федерального закона военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 23 указанного Федерального закона военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Приведённые нормы закона, регулирующие порядок обеспечения жилыми помещениями граждан-военнослужащих, в том числе проживающих в служебных жилых помещениях, также исходят из того, что при увольнении с военной службы военнослужащий и члены его семьи обеспечиваются другими жилыми помещениями на постоянной основе или денежными средствами на их приобретение или строительство за счёт средств федерального бюджета, и только в том случае, если они состоят на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Положения Закона Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1
«О закрытом административно-территориальном образовании», устанавливая в пункте 2.1 статьи 4 право органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования предоставлять гражданам, работающим на соответствующем объекте, служебные жилые помещения из числа муниципального жилищного фонда, не содержат предписаний, обязывающих данные органы обеспечивать жилыми помещениями тех граждан, которые прекратили трудовые отношения (службу) на соответствующем объекте и не состоят на учёте нуждающихся в предоставлении жилых помещений по основаниям, предусмотренным законом.

Разрешая заявленные исковые требования, установив фактические обстоятельства дела, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными положениями законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленные администрацией требования, направленные на выселение Вишняковой Е. В. и Курбанбаевых подлежат удовлетворению, поскольку ответчики утратили право пользования служебным жилым помещением, предоставленным Вишняковой Е. В, на время прохождения службы, при этом в установленном законом порядке не признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий, на соответствующий учёт в органе местного самоуправления или в органе государственной власти, не принимались, не относятся к числу малоимущих граждан, то есть не имеют право состоять на таком учёте в соответствии с частью 2 статьи 49 и частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, Вишнякова Е. В. уволена с военной службы на соответствующем объекте, расположенном в ЗАТО Озёрный.

Каких-либо законных оснований для занятия жилого помещения ответчики не имеют, отношений вытекающих из социального либо коммерческого найма жилого помещения между сторонами не возникло.

Оснований для сохранения за ответчиками права пользования спорным муниципальным служебным жилым помещением не имеется.

При этом права Курбанбаевой А. А. и ФИО16, производны от прав Вишняковой Е. В.

Доводы ответчика Вишняковой Е. В. о том, что фактически с момента передачи спорного жилого помещения в исключительную собственность муниципального образования между сторонами возникли отношения, вытекающие из положений о социальном найме, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку спорное помещение перешло в муниципальную собственность и было включено в число служебных до его предоставления семье Вишняковой Е. В. Обстоятельств, свидетельствующих об изменении служебного статуса спорной квартиры, судебной коллегией не установлено.

Доводы о возникновении права собственности муниципального образования на объект недвижимости при внесении в ЕГРН сведений о правах 03.06.2008, откланяются судебной коллегией, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии права ЗАТО Озерный Тверской области на квартиру, которое возникло на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.05.1998 № 677-р «О передаче в муниципальную собственность пос. Озерный Тверской области находящихся в Федеральной собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения войсковой части 55349 Вооруженных Сил России, расположенных в пос. Озерный».

Указное обстоятельство так же опровергает доводы Вишняковой Е. В. о нахождении квартиры, в момент ее предоставления ответчиками, в оперативном управлении войсковой части .

Разрешая требования о возложении на ответчиков обязанности по сдаче жилого помещения судебная коллегия приходит к следующему

Пунктом 10 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных приказом Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» помимо прочего предусмотрено, что в качестве пользователя жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения наниматель обязан при прекращении права пользования жилым помещением передать по акту приема-передачи наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплатить стоимость не проведенного нанимателем текущего ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или провести текущий ремонт за свой счет, а также погасить задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Вишняковой Е. В. как нанимателем в соответствии с приведенными выше правилами и порядком сдачи жилого помещения, утвержденным постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18.05.2015 № 211, спорное помещение не было передано уполномоченному лицу, доказательств обратного не представлено, в связи с чем требования о понуждении Вишняковой Е. В. сдать занимаемое жилое помещение является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.

Оснований для возложения данной обязанности на Курбанбаеву А. А. и ее несовершеннолетнюю дочь не имеется поскольку вышеприведенные правила предусматриваю порядок передачи жилого помещения займодателю именно нанимателем, а не членами его семьи.

Кроме того, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований администрации ЗАТО Озерный Тверской области в части возложения на ОМВД России по Бологовскому району Тверской области обязанности снять ответчиков с регистрационного учета.

Регистрация граждан по месту их жительства предусмотрена Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а не как мера ограничения конституционных прав граждан Российской Федерации (статья 3).

Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится, в частности, на основании вступившего в законную силу решения суда (статья 7 названного Закона, подпункт «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713).

Таким образом, решение суда о признании прекратившими право пользования жилым помещением и выселении являться основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета в спорном жилом помещении.

В соответствии с частью 2 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В силу статьи 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые определены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.

В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера для организаций – 6000 руб.

В этой связи, в силу требований статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчиков в доход бюджета муниципального образования «Бологовский район» Тверской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб. в равных долях, а поскольку ФИО16 является несовершеннолетней, ее доля подлежит взысканию с законного представителя Курбанбаевой А. А.

Как указывалось ранее в силу подпункта «е» пункта 31 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713) выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда является основанием для снятия гражданина с регистрационного учета.

Руководствуясь статьями 194-198, 328-330, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Бологовского городского суда Тверской области от 30 мая 2022 года отменить, постановить по делу новое решение.

Исковые требования администрации ЗАТО Озерный Тверской области к Вишняковой Елене Викторовне, Курбанбаевой Анастасии Алексеевне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Курбанбаевой Эмилии Александровне удовлетворить частично.

Признать Вишнякову Елену Викторовну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Курбанбаеву Анастасию Алексеевну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения, прекратившими право пользования служебным жилым помещением – <адрес>.

Выселить Вишнякову Елену Викторовну, Курбанбаеву Анастасию Алексеевну, ФИО16, из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.

Обязать Вишнякову Елену Викторовну сдать служебное жилое помещение, расположенное по адресу; <адрес>, в порядке, установленном Приказом Минстроя России от 14 мая 2021 года № 292/пр «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» и Постановлением администрации ЗАТО Озерный Тверской области от 18 мая 2015 года № 211 «Об утверждении Порядка сдачи жилого помещения и Порядка выдачи справки о сдаче жилого помещения».

В удовлетворении требований администрации ЗАТО Озерный Тверской области к Курбанбаевой Анастасии Алексеевне, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО16 о возложении обязанности сдать служебное жилое помещение, а так же требований к ОМВД России по Бологовскому району Тверской области о возложении обязанности снять ответчиков с регистрационного учета отказать.

Настоящий судебный акт является основанием для снятия Вишняковой Елены Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Курбанбаевой Анастасии Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ рождения, с регистрационного учета по адресу: <адрес>

Взыскать с Вишняковой Елены Викторовны, государственную пошлину в бюджет муниципального образования «Бологовский муниципальный район» Тверской области государственную пошлину в размере в размере 2000 руб.

Взыскать с Курбанбаевой Анастасии Алексеевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО16 в бюджет муниципального образования «Бологовский муниципальный район» Тверской области государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Мотивированное апелляционное определение составлено 31.03.2023

Председательствующий

Судьи:

33-475/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Бологовская межрайонная прокуратура
Администрация ЗАТО Озерный Тверской области
Ответчики
ОМВД России по Бологовскому району
Курбанбаева Анастасия Алексеевна
Вишнякова Елена Викторовна
Другие
Дума ЗАТО Озерный Тверской области
Вишняков Алексей Валентинович
Вишняков Илья Алексеевич
войсковая часть 14245
УМВД по Тверской области
ГКУ ТО "ЦСПН" Бологовского района
Суд
Тверской областной суд
Судья
Рязанцев Вячеслав Олегович
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
23.01.2023Передача дела судье
28.02.2023Судебное заседание
28.02.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
28.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2023Передано в экспедицию
28.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее