УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2024 Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Голубевой Ю.В., с участием прокурора Лазаренко Н.П., при секретаре Вороновой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области, выступающей в интересах Российской Федерации, в лице Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, Управления Роспотребнадзора по Московской области к ООО «...» о приостановке деятельности по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов, обязании разработки проектной технической документации на технологию и обязании доработки проекта санитарно-защитной зоны,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонный природоохранный прокурор Московской области, обращаясь с вышеуказанными исковыми требованиями в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, Управления Роспотребнадзора по Московской области просит суд обязать ООО «...» (ИНН №, ОГРН № приостановить деятельность по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов с использованием камеры сгорания, 2-х высокотемпературных дожигателей, циклона ..., скруббера, влагоотделителя, дымососа, трубы, теплообменника, системы охлаждения, золоуловителя самостоятельно смонтированных Обществом к приобретенной установке ... № (установка ... №), до получения заключения государственной экологической экспертизы на проектную техническую документацию на технологию, используемую по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов. Обязать ООО «...» (ИНН №, ОГРН №) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проектную техническую документацию на технологию по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов с помощью самостоятельно смонтированной установки ... № и направить ее для прохождения государственной экологической экспертизы в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям. Обязать ООО «...» (ИНН №, ОГРН №) в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу с учетом замечаний Управления Роспотребнадзора по Московской области доработать проект санитарно-защитной зоны промышленной площадки по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов и направить его в Управление Роспотребнадзора по Московской области для принятия решения об установлении санитарно-защитной зоны для промышленной площадки.
Требования мотивированы тем, что Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка исполнения законодательства при осуществлении ООО «...» деятельности по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов на земельном участке с кадастровым номером №, категории земли – земли промышленности энергетики и иного специального назначения, с видом разрешенного использования - под промышленные кварталы, площадью ... кв.м., расположенном по адресу: (адрес)».
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежит ООО «...» на праве аренды на основании договора аренды от (дата) сроком на ... лет, о чем сделана соответствующая запись в ЕГРН.
Общество располагает лицензией № № от (дата) на осуществление деятельности по сбору, транспортированию и обезвреживанию отходов ... классов опасности, выданной Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу.
На основании указанной лицензии ООО «...» осуществляет прием, транспортирование и обезвреживание биологических, медицинских отходов (класса ... (в части лекарственных средств с истекшим сроком годности и непригодных к использованию), принимаемых от сторонних организаций по заключённым договорам, общий объем принимаемых отходов за 9 месяцев 2022 года составил ... тонн.
Объекту, эксплуатируемому ООО «...», присвоена ... категория негативного воздействия на окружающую среду, в соответствии с чем, Управлением Роспотребнадзора по Московской области выдано свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от (дата).
Принимаемые медицинские отходы хранятся на площадке в пластмассовых контейнерах биологические отходы в холодной установке (рефрижератор) и впоследствии сжигаются (обезвреживаются) на специализированном оборудовании установка ... № производительностью от ... до ... кг/час.
Изучением представленной Обществом документации установлено, что установка ... изготовленная ООО ...» представляет собой золоуловитель (циклон) типа ... на который получена декларация о соответствии Еврозийского экономического союза, принята протоколом испытаний № ... от 19.03.2018 Сибирского испытательного центре систем ООО «...».
Вместе с тем, эксплуатируемая ООО «...» установка состоит из камеры сгорания, 2-х высокотемпературных дожигателей, циклона ..., скруббера влагоотделителя, дымососа, трубы, теплообменника, системы охлаждения, золоуловителя самостоятельно смонтированных обществом к приобретенной установке ... №, в связи с чем генеральным директором общества самостоятельно разработаны и утверждены технический паспорт установки, дожигателя №, золоуловителя, скруббера.
Указанное оборудование на соответствие техническим регламентам Таможенного союза ... «О безопасности машин и оборудования», утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2022 № 823 не проверялось, испытания безопасности не проводились, оценка воздействия на окружающую среду при реализации технологии не давалась
Указанные обстоятельства ООО «...» не оспариваются и подтверждаются объяснениями генерального директора Общества.
Ранее указанные действия привели к увеличению мощности установки ... №.
ООО «...» проведена инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух согласно которой на территории промышленной площадки функционируют 5 стационарных источников загрязнения воздуха, в том числе 3 организованных и 2 неорганизованных. Всего при штатном функционировании объекта планируется выброс ... вредного вещества, предполагаемый валовый выброс ... т/год.
При проведении проверки межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области 02.03.2022 установлено, что самостоятельно смонтированная ООО «...» установка «... по обезвреживанию отходов находилась в рабочем состоянии и эксплуатировалась, имеет две дымовые трубы, которые являются стационарными источниками выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у Общества отсутствует.
Кроме того, у Общества отсутствует установленная и согласованная с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Московской области санитарно-защитная зона.
Так, письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Московской области от 17.012022 № № Обществу отказано в выдаче Решения об установлении санитарно-защитной зоны и в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения с учетом увеличения производительной мощности используемого оборудования (установка ...), в связи с имеющимися разночтениями в отчете по оценке риска, а также увеличением мощности.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы на используемую установку термического обезвреживания отходов «...» у ООО «...» отсутствует.
В связи с осуществлением деятельности в отсутствие государственной экологической экспертизы Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области Обществу 27.05.2021 выдано предписание о недопущении осуществления деятельности по термическому обезвреживанию отходов на установке, без положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта технической документации, срок исполнения которого устанавливался до 27.04.2022, однако предписание не исполнено.
В нарушение требований законодательства ООО «...» санитарно-защитная зона не уточнена с учетом изменения применяемых на объекте технологий и увеличения мощности по термическому обезвреживанию отходов.
Также не обеспечено соблюдение требований статей 11, 12, 32 Федерального закона от 30.0 1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, поскольку на промышленную площадку, где организовано обезвреживание биологических отходов, до настоящего времени не установлена санитарно-защитная зона. Письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Московской области от 17.01.2022 № Обществу отказано в выдаче Решения об установлении санитарно-защитной зоны и в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения с учетом увеличения производительной мощности, в связи с имеющимися разночтениями в отчете, по оценке риска.
В нарушение норм права ООО «...» на земельном участке с кадастровым номером №, эксплуатирует специализированную установку по сжиганию отходов ... №, на которую заключение государственной экологической экспертизы не получено.
По факту эксплуатации объекта, подлежащего государственной экологической экспертизе и не получившего положительного заключения государственной экологической экспертизы при осуществлении работ по обезвреживанию путем сжигания медицинских и биологических отходов, межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области в отношении ООО «...» и генерального директора Общества возбуждены дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.3, ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, которые рассмотрены Управлением Роспотребнадзора по Московской области и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области, указанные лица привлечены к административной ответственности в виде штрафов на сумму ... и ... рублей соответственно. Штрафы оплачены.
В связи с допущенными нарушениями межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области генеральному директору ООО «...» 05.03.2022 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, путем разработки и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы на эксплуатируемую установку термического обезвреживания отходов «...», установления санитарно-защитной зоны, а также получения санитарно-эпидемиологического заключения с учетом увеличения производительной мощности, которое рассмотрено, однако действенные меры для устранения выявленных нарушений не приняты.
В порядке контроля межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области получены сведения об устранении нарушений, указанных в представлении прокурора от 05.03.2022.
Согласно информации ООО «...» от 16.09.2022 в соответствии с п. 4 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 02.12.2020 № «Об утверждении оценки воздействия на окружающую среду» получение ГЭЭ состоит из трех этапов: разработка ..., прохождение общественных слушаний, и сама экспертиза. Первый этап осуществлен. Общество находится на стадии второго этапа, направлены письма в государственные органы г. Москвы с целью прохождения общественных слушаний. Одновременно с этим рассматривается вопрос о приобретении нового оборудования, на которое имеется ....
По информации Общества также для обезвреживания поступающих медицинских и биологических отходов в настоящее время используется мобильный инсениатор оборудования .... Технология обезвреживания и утилизации отходов на данной установке получила положительное заключение государственной экологической экспертизы № от 08.02.2021, выданное Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Многочисленные нарушения ответчиком требований действующего законодательства свидетельствуют о потенциальной экологической опасности деятельности ООО «...», о негативном воздействии на окружающую среду, угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Разрешительная документация и государственная экологическая экспертиза, являющаяся оценкой воздействия на окружающую среду, неотъемлемые элементы системы государственного регулирования, обеспечивающие соблюдение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Права неопределенного круга лиц – населения Московской области, проживающего в районе Рузского городского округа Московской области, а также лиц, временно находящихся на указанной территории, нарушены поскольку негативное влияние вредных веществ на атмосферный воздух, отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертиза на объект обезвреживания отходов, посягают на гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, настаивая на их удовлетворении и пояснил, что при проведении осмотра установки для термического обезвреживания отходов, эксплуатируемой ООО «...», а так же её расположения визуально установить действительно ли были заменены детали печи не представляется возможным, что подтверждается актом от 15.02.2024 г..
Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям и Управления Роспотребнадзора по Московской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела, месте и времени были извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ООО «...» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. Пояснив, что в настоящее время, в соответствии с Актом о списании основных средств от 20 декабря 2023 года, печь по сжиганию отходов ... снята с баланса. 21 декабря 2023 года Актом о приеме-передаче объекта основных средств, поставлен на баланс Комплекс термодеструктивный серии №, модель № на базе установки для термического обезвреживания отходов инсинератора .... Данный комплекс обладает всеми необходимыми разрешительными документами, в том числе государственной экологической экспертизой.
Согласно договора № от 20 декабря 2023 года, заключенного между ООО «...» и ИП БТЮ, последняя принимает на себя обязательство оказать услуги по разработке документации и последующему ее сопровождению при согласовании в компетентных государственных органах Санитарно-Защитной Зоны, включая услуги по внесению границ СЗЗ на публичную кадастровую карту. Согласно календарному плану оказания услуг, 1 и 2 этапы занимают суммарно от 90 рабочих дней.
Также между ООО «...» и ИП БТЮ, заключен договор № от 20 декабря 2023 года, предметом которого является разработка и сопровождение при согласовании природоохранной документации, связанной с результатом деятельности ООО «...».
В том числе, разработка и согласование в Роспотребнадзоре проекта Нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также план мероприятий при наступлении НМУ.
Таким образом ООО «...» полагает, что в настоящее время требования Межрайонного природоохранного прокурора Московской области в части приостановления деятельности ООО «...» по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов с использованием установки ... до получения заключения государственной экологической экспертизы утратили свою актуальность в связи с тем, что ... снято с баланса компании и использование данной установки прекращено. Остальные требования, связанные с разработкой проектной документации на технологию, а также доработку проекта санитарно-защитной зоны промышленной площадки в отношении установки ..., также утратили свою актуальность в связи с прекращением функционирования установки ...
Учитывая изложенное, а также представленные в суд документы и договоры, согласно которым в настоящее время на баланс ООО «...» поставлена установка, имеющая все необходимые разрешительные документы, включая государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ), а также то обстоятельство, что в связи с изменением установки в настоящее время проводятся необходимые замеры и экспертизы и готовятся новые документы для изготовления и согласования проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ), включая его регистрацию в органах Росреестра с нанесением обозначений СЗЗ на кадастровой карте, удовлетворение требований Межрайонного природоохранного прокурора Московской области невозможно
Представители третьих лиц Министерство жилищно-коммунального хозяйства МО, Министерство сельского хозяйства и природопользования МО, СМА, ИП З в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем:признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно ст. 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: защита жизни и здоровья граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия; охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Земельные участки, включенные в границы зон с особыми условиями использования территорий, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 105 ЗК РФ могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: зоны охраны объектов культурного наследия; защитная зона объекта культурного наследия; охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии); охранная зона железных дорог; придорожные полосы автомобильных дорог; охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); охранная зона линий и сооружений связи; приаэродромная территория; зона охраняемого объекта; зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов; охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы); охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; водоохранная зона; прибрежная защитная полоса; округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов; зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны; зоны затопления и подтопления; санитарно-защитная зона; зона ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства; охранная зона пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети; зона наблюдения; зона безопасности с особым правовым режимом; рыбохозяйственная заповедная зона озера Байкал; рыбохозяйственная заповедная зона; зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); охранная зона гидроэнергетического объекта; охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена; охранная зона тепловых сетей.
Согласно п. 2.1, п. 2.11 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (ред. от 28.02.2022) «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2008 N 10995) в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Размер санитарно-защитной зоны для предприятий III, IV, V классов опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
Согласно пункту 2.4 СанПиН № 74 для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону.
Согласно ст. 11, 12, 32 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; воевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
При планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии и земельным законодательством Российской Федерации.
В целях осуществления градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, вправе устанавливать особенности применения отдельных санитарно-эпидемиологических требований, требований, предусмотренных санитарными правилами, либо утверждать отдельные санитарно-эпидемиологические требования, санитарные правила (за исключением минимально необходимых требований для обеспечения безопасности зданий и сооружений, в том числе входящих в их состав систем и сетей инженерно-технического обеспечения).
Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансирование и (или) кредитование, в случае выявления нарушения санитарно-эпидемиологических требований или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.
Производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
При осуществлении производственного контроля, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В соответствии с положениями ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические липа, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Согласно п. 5 ст. 1 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ) объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества которые могут поступать в природную среду.
Согласно ст. 30 Федерального закона № 174-ФЗ нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
По делу установлено, что 25.02.2022 г. заместителем межрайонного природоохранного прокурора Московской обрасти вынесено решение № от 25.02.2022 г. о проведении проверки деятельности ООО «...».
В ходе проверки установлено, что Установлено, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежит ООО «...» на праве аренды на основании договора аренды от (дата) сроком на 10 лет, о чем сделана соответствующая запись в ЕГРН.
Общество располагает лицензией № от (дата) на осуществление деятельности по сбору, транспортированию и обезвреживанию отходов ... классов опасности, выданной Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу.
На основании указанной лицензии ООО «...» осуществляет прием, транспортирование и обезвреживание биологических, медицинских отходов (класса ...в части лекарственных средств с истекшим сроком годности и непригодных к использованию), принимаемых от сторонних организаций по заключённым договорам, общий объем принимаемых отходов за 9 месяцев 2022 года составил ... тонн.
Объекту, эксплуатируемому ООО «...», присвоена 2 категория негативного воздействия на окружающую среду, в соответствии с чем Управлением Роспотребнадзора по Московской области выдано свидетельство о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду № от 01.10.2019.
Принимаемые медицинские отходы хранятся на площадке в пластмассовых контейнерах биологические отходы в холодной установке (рефрижератор) и впоследствии сжигаются (обезвреживаются) на специализированном оборудовании установка ... № производительностью от ... до ... кг/час.
Изучением представленной Обществом документации установлено, что установка ..., изготовленная ООО ...» представляет собой золоуловитель (циклон) типа ..., на который получена декларация о соответствии Еврозийского экономического союза, принята протоколом испытаний № от 19.03.2018 Сибирского испытательного центре систем ООО «...».
Вместе с тем, эксплуатируемая ООО «...» установка состоит из камеры сгорания, 2-х высокотемпературных дожигателей, циклона ..., скруббера влагоотделителя, дымососа, трубы, теплообменника, системы охлаждения, золоуловителя самостоятельно смонтированных обществом к приобретенной установке ... №, в связи с чем генеральным директором общества самостоятельно разработаны и утверждены технический паспорт установки, дожигателя № и №, золоуловителя, скруббера.
Указанное оборудование на соответствие техническим регламентам Таможенного союза № «О безопасности машин и оборудования», утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18.10.2022 № не проверялось, испытания безопасности не проводились, оценка воздействия на окружающую среду при реализации технологии не давалась.
При проведении проверки межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области 02.03.2022 установлено, что самостоятельно смонтированная ООО «...» установка «...» по обезвреживанию отходов находилась в рабочем состоянии и эксплуатировалась, имеет две дымовые трубы, которые являются стационарными источниками выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух у Общества отсутствует, так же как и установленная и согласованная с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Московской области санитарно-защитная зона.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы на используемую установку термического обезвреживания отходов «... у ООО «...» отсутствует.
В связи с осуществлением деятельности в отсутствие государственной экологической экспертизы Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области Обществу 27.05.2021 выдано предписание о недопущении осуществления деятельности по термическому обезвреживанию отходов на установке, без положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта технической документации, срок исполнения которого устанавливался до 27.04.2022.
Согласно заключению специалиста № от 16 марта 2023 г., исходя из анализа специалист выражает мнение, что ООО «...» имеет полный цикл от начального сбора до конечного обезвреживания отходов. Клиентами компании являются государственные и коммерческие организации очень широкого профиля, которые образуют медицинские и биологические отходы. Деятельность ведется в ... и .... Сбор отходов осуществляет собственный автопарк, включая отходы класса .... Основной упор сделан на полное обращение с отходами ... (сжигание частично ... (кроме ртутьсодержащих). Площадка по обезвреживанию находится в Московской области и существует с (дата) г. За это время пройден путь от газоочистного инсинератора и пиролизной установки, с небольшой производительностью (... кг/час), до собственной установки прямого сжигания с 5-ти ступенчатой очисткой и автоматической загрузкой отходов с производительностью ... кг/час.
По ходатайству представителя ответчика ООО «... по делу была назначена судебная экологическая экспертиза, от проведения которой в последующем ООО «...» отказалась.
В соответствии с Актом о списании основных средств от 20 декабря 2023 года, печь по сжиганию отходов ... (... кг/ч) снята с баланса. 21 декабря 2023 года Актом о приеме-передаче объекта основных средств, поставлен на баланс Комплекс термодеструктивный серии ..., модель ... на базе установки для термического обезвреживания отходов инсинератора .... Данный комплекс обладает всеми необходимыми разрешительными документами, в том числе государственной экологической экспертизой.
Согласно договора № от 20 декабря 2023 года, заключенного между ООО «...» и ИП БТЮ, последняя принимает на себя обязательство оказать услуги по разработке документации и последующему ее сопровождению при согласовании в компетентных государственных органах Санитарно-Защитной Зоны, включая услуги по внесению границ СЗЗ на публичную кадастровую карту. Согласно календарному плану оказания услуг, ... и ... этапы занимают суммарно от 90 рабочих дней.
Между ООО «...» и ИП БТЮ, заключен договор № от 20 декабря 2023 года, о разработке и сопровождение при согласовании природоохранной документации, связанной с результатом деятельности ООО «...», в том числе, разработка и согласование в Роспотребнадзоре проекта Нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также план мероприятий при наступлении НМУ.
Согласно акта от 15.02.2024 г., составленного старшим помощником природоохранного прокурора Московской области ДМД в присутствии консультанта отдела по лицензионному контролю и федеральному государственному экологическому надзору в сфере обращения с отходами Министерства ЖКХ Московской области - КИМ., начальника Одинцовского городского округа Роспотребнадзора Московской области - ШДВ., генерального директора ООО «...» - СМА., представителя общества по доверенности – КПА проведен осмотр установки для термического обезвреживания отходов, эксплуатируемой ООО «...», а так же места её расположения.
Установлено, что согласно договору от 03.04.2023 г. на производство оборудования давальческих узлов и материалов № ООО «...» передало комплектующие, узлы, агрегаты, механизмы и прочие изделия и материалы для производства «Комплекса термодеструкционного серии ..., модель ... на базе установки для термического обезвреживания отходов инсинератора ...» ООО «...»» для их дальнейшего производства и установки. Кроме того, согласно вышеупомянутому договору исполнитель обязуется передать обществу в том числе положительное заключение Государственной Экологической Экспертизы на установку для термического обезвреживания отходов инсинераторы ....
Со слов ответчика обществом приняты от исполнителя и введены в эксплуатацию узлы и материалы, указанные в договоре № от 03.04.2023 г..
Представителями общества предоставлены к осмотру наименования, указанные в договоре № от 03.04.2023 г. в настоящий момент установка работает в штатном режиме.
На установке отсутствуют маркировки, свидетельствующие о марке и модели установки или её составных частей.
Снятых материалов с печи предыдущей модификации не имеется, так как по словам представителей общества они были сданы на металлолом. Однако сохранились шамотные кирпичи, которые использовались в камере дожига до их замены на новые.
Визуально установить действительно ли были заменены указанные наименования не представляется возможным ввиду отсутствия специальных познаний в указанной сфере.
По окончании акт предъявлен для ознакомления участвующим лица, от которых замечания не поступали.
Суд, оценив в совокупности все полученные по делу доказательства в соответствии со ст.67 ГПК РФ, учитывая установленные по делу обстоятельства, вышеперечисленные нормы права, приходит к выводу, что установке ... в настоящее время ответчиком не используется, но принимая во внимание, что ответчик в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представил заключение государственной экологической экспертизы на используемую установку термического обезвреживания отходов, санитарно-защитная зона не установлена, суд усматривает наличие оснований для частичного удовлетворения требований истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Межрайонной природоохранной прокуратуры Московской области, выступающей в интересах Российской Федерации, в Межрегионального управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям, Управления Роспотребнадзора по Московской области к ООО «...» о приостановке деятельности по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов, обязании разработки проектной технической документации на технологию и обязании доработки проекта санитарно-защитной зоны – удовлетворить частично.
Обязать ООО «...» приостановить деятельность по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов с использованием камеры сгорания, до получения заключения государственной экологической экспертизы на проектную техническую документацию на технологию, используемую по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов.
Обязать ООО «...» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проектную техническую документацию на технологию по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов с использованием комплекса инсинераторного типа серии ИН-50 и направить её для прохождения государственной экологической экспертизы в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Московской и Смоленских областях.
Обязать ООО «...» в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу с учетом замечаний Управления Роспотребнадзора по Московской области доработать проект санитарно-защитной зоны промышленной площадки по термическому обезвреживанию медицинских и биологических отходов и направить его в Управление Роспотребнадзора по Московской области для принятия решения о становлении санитарно-защитной зоны для промышленной площадки.
В остальной части решения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Рузский районный суд Московской области.
Решение изготовлено в окончательной форме 26 февраля 2024 года.
Судья Ю.В. Голубева