КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Чернова Н.Е. Дело №33а-14753/2016 А-016а
14 ноября 2016 года судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Полынцева С.Н.,
судей Мирончика И.С., Корниенко А.Н.,
при секретаре судебного заседания Привалихине Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Полынцева С.Н.,
дело по административному исковому заявлению прокурора города Красноярска к Красноярскому городскому Совету депутатов о возложении обязанности рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Красноярского городского Совета депутатов,
по апелляционным жалобам Красноярского городского Совета депутатов, Турова Ю.В., Гордеева В.И., Суртаева С.Н., Егорова В.В.,
на решение суда Центрального района города Красноярска от 23 августа 2016 года, которым постановлено:
«Обязать Красноярский городской Совет депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Красноярского городского Совета депутатов Суртаева ФИО16, Турова ФИО17, Егорова ФИО18, Гордеева ФИО19 и Толмачева ФИО20 на ближайшей сессии Красноярского городского Совета депутатов».
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города обратился в суд с административным иском к Красноярскому городскому Совету депутатов о возложении обязанности рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Красноярского городского Совета депутатов,
Требования мотивированы тем, что в сентябре 2013 года в депутаты Красноярского городского Совета депутатов были избраны Толмачев С.А., Суртаев С.Н., Гордеев В.И., Туров Ю.В., Егоров В.В., в связи с чем относятся к категории лиц, замещающих муниципальные должности и обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными и правовыми актами Российской Федерации, срок предоставления которых определен Законом Красноярского края не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. В результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение вышеизложенных требований законодательства названные депутаты представили сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год только в мае 2016 года в отсутствии уважительных причин, исключающих возможность надлежащего исполнения возложенных обязанностей. В целях устранения выявленных нарушений 19.05.2016 года прокурором города в Красноярский городской Совет депутатов внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, где указано на необходимость рассмотрения вопросов о досрочном прекращении полномочий депутатов, не исполнивших установленные законом обязанности. Вместе с тем, в нарушение положений части 11 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 данный вопрос не был рассмотрен Советом депутатов не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий.
На основании изложенного, просил обязать Красноярский городской Совет депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Красноярского городского Совета депутатов Суртаева ФИО21, Турова ФИО22, Егорова ФИО23, Гордеева ФИО24 и Толмачева ФИО25 на ближайшей сессии Красноярского городского Совета депутатов.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Туров Ю.В. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год были представлены в установленный срок до 30.04.2016 года, а именно 29.04.2016 года. Кроме того, 30.04.2016 года являлось не рабочим днем, в связи с чем последней датой сдачи сведений является первым рабочий день – 04.05.2016 года. Кроме того, мера ответственности как освобождение от занимаемой должности муниципального служащего является исключительной мерой воздействия, и её применение возможно только в исключительных случаях.
В своих апелляционных жалобах Красноярский городской Совет депутатов и Суртаев С.Н. просят отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Указывают на то, что судом не дана оценка факту соответствия законодательству заявленного прокурором требования, поскольку фактически оспаривается бездействие представительного органа; не представлено фактов, свидетельствующих о коррупционных действиях депутатов Совета, а следовательно и право на обращение в суд с данным заявлением в интересах РФ; заявленное прокурором требование противоречит законодательству, которым предусматривается не рассмотрение представительным органом вопроса о досрочном прекращении полномочий депутатов, а принятие решения; не установлено какие права, свободы и законные интересы РФ были нарушены Советом; сдача почтовым отправлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год в срок до 30.04.2016 года является надлежащим исполнением обязанности по предоставлению данных сведений; заявление прокурора не отвечало требованиям, установленным ст. 125 КАС РФ, в связи с чем подлежало оставлению судом без движения, чего им сделано не было.
В апелляционной жалобе Гордеев В.И. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, принятого с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что суд необоснованно отклонил ходатайства об отложении судебного заседания с целью предоставления возражений по существу заявленных требований, чем нарушил принцип состязательности; непредставление в срок сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не является нарушением о противодействии коррупции; сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 год были направлены им в установленный срок 29.04.2016 года посредством почтовой корреспонденции; также ссылается на отсутствие оснований для возложения на Совет обязанности рассматривать вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов.
В апелляционной жалобе Егоров В.В. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что нарушение срока предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не является основанием для досрочного прекращения полномочий депутатов по основаниям, предусмотренным ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, выслушав прокурора Ковязина М.Д., согласившегося с решением, Суртаева С.Н, Гордеева В.И. представителя Красноярского городского Совета депутатов Бочкарева О.Н., представителя Турова Ю.В. – Матушкину И.В., представителя Егорова В.В. – Абрамидзе А.С. поддержавших доводы жалоб, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, а также возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с частью 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).
Аналогичные положения закреплены в части 2 статьи 31 Устава города Красноярска, принятого Решением Красноярского городского Совета № В-62 от 24.12.1997 года.
При этом положения части 11 статьи 40 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" необходимо применять в совокупности с пунктом 7 части 1 статьи 44 указанного Закона, согласно которому уставом муниципального образования должны определяться основания и порядок прекращения полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления.
Рассмотрение представительным органом муниципального образования вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата обязательно должно осуществляться в соответствии с порядком такого прекращения, определенным в уставе соответствующего муниципального образования.
Вместе с тем порядок досрочного прекращения полномочий депутатов в Уставе города Красноярска края не установлен, в Регламенте Красноярского городского Совета депутатов - также не определен.
Таким образом, из анализа положений части 11 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в отсутствие порядка рассмотрения Красноярским городским Советом депутатов вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата в основном Законе муниципального образования города Красноярска, следует, что данный вопрос должен рассматриваться представительным органом местного самоуправления непосредственно на пленарном заседании сессии данного органа.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной проверки исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, депутатами Красноярского городского Совета депутатов прокурором города Красноярска 19.05.2016 года на имя председателя Совета депутатов внесено представление № об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, согласно которому прокурор города просил рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, не исполнившие установленные законом обязанности. Во исполнение требования прокурора в повестку тринадцатой сессии Красноярского городского Совета депутатов 07.06.2016 года были включены на рассмотрение проекты постановлений о досрочном прекращении полномочий депутатов, однако, из повестки заседания указанной сессии данные вопросы были исключены и до настоящего времени на последующих сессиях Совета не рассмотрены.
Поскольку в нарушение положений части 11 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов на пленарном заседании тринадцатой и последующих сессиях Красноярским городским Советом депутатов до настоящего времени рассмотрен не был, установленный указанным законом срок для принятия такого решения истек, суд первой инстанции правомерно признал заявленные прокурором города требования подлежащим удовлетворению, возложив на Красноярский городской Совет депутатов обязанность рассмотреть вопрос о прекращении полномочий депутатов представительного органа в установленном законом порядке.
Рассмотрение указанного вопроса 01.07.2016 года на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в Красноярском городском Совете депутатов не свидетельствует о его рассмотрении в порядке, установленном частью 11 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение которой носит для Совета депутатов рекомендательный характер.
Утверждение авторов апелляционных жалоб о том, что данный вопрос был рассмотрен депутатами Красноярского городского Совета депутатов непосредственно при утверждении повестки дня тринадцатой сессии, о чем имеется соответствующий протокол, судебной коллегией не принимается во внимание, поскольку также не свидетельствует о соблюдении процедуры, предусмотренной упомянутым Законом.
Таким образом, Судебная коллегия находит выводы суда правильными, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что суд, возлагая обязанность на Красноярский городской Совет депутатов рассмотреть вопрос о прекращении полномочий депутатов, не исполнивших установленные законом обязанности, не вмешивается в работу представительного органа и не подменяет тем самым результаты его деятельности судебным актом, предвосхищая конечный результат, а устанавливает лишь необходимость осуществления определенной, установленной частью 11 статьи 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» процедуры, которая представительным органом местного самоуправления не была соблюдена.
Иные доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы постановленного судебного решения, сводятся к иной оценке выводов суда, представленных в материалы дела доказательств, а также иному толкованию норм материального права, в связи с чем не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьёй 310 КАС РФ.
Процессуальных нарушений судом первой инстанции допущено не было.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части возложения обязанности на Красноярский городской Совет депутатов рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Толмачева С.А. на ближайшей сессии Совета депутатов, поскольку в настоящее время данное лицо депутатом названного Совета депутатов не является в силу его избрания депутатом Законодательного Собрания Красноярского края, в связи с чем решение в указанной части является не исполнимым и указанный вывод суда подлежит исключению из обжалуемого решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Исключить из решения суда Центрального района города Красноярска от 23 августа 2016 года вывод суда о возложении обязанности на Красноярский городской Совет депутатов рассмотреть вопрос на ближайшей сессии Красноярского городского Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата Толмачева ФИО26
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Председательствующий судья Полынцев С.Н.
Судьи Мирончик И.С.
Корниенко А.Н.