Гр. дело № 2-3179/2024
УИД 21RS0023-01-2024-005660-30
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
7 октября 2024 г. г. Чебоксары
Ленинский районный суд города Чебоксары в составе председательствующего судьи Евстафьева В.В.,
при секретаре Хмыровой А.А.,
с участием представителя истца заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары Мадюшкина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад -----» г Чебоксары, Администрации г. Чебоксары, Управлению образования администрации г. Чебоксары о возложении обязанности оборудовать одно из помещений МБДОУ «Детский сад -----» адрес, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,
у с т а н о в и л :
Прокурор обратился с иском к ответчикам ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад -----» г. Чебоксары (далее - МБДОУ «Детский сад -----» г. Чебоксары), в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства.
Согласно статье 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон №181-ФЗ) инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее — Приказ № 1309) определены правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения, помещения) и услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
В целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Министерством образования и науки РФ в Письме от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» (далее — Письмо) даны разъяснения по вопросам исполнения Приказа № 1309.
В соответствии с пп. «е» п. 3 Приказа № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Из содержания Письма следует, что под «надлежащим размещением» носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учётом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне понимается, что необходимая информация размещена в тех местах, где она доступна инвалиду.
На основании подпункта «г» пункта 4 Приказа № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение названных выше требований законодательства о социальной защите прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в МБДОУ «Детский сад -----» г. Чебоксары индукционное петли и звукоусиливающая аппаратура отсутствует.
Прокуратурой района дата в адрес руководителя МБДОУ «Детский сад -----» г.Чебоксары внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Однако, по настоящее время выявленные нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, не устранены.
Негативными последствиями выявленных нарушений ввиду бездействия МБДОУ «Детский сад -----» г. Чебоксары по данному направлению, является допущение дискриминации по признаку инвалидности, под которой понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской ил любой иной области.
На основании изложенного, просит обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад -----» г. Чебоксары, расположенного по адресу: адрес, Управление образования администрации города Чебоксары и Администрацию города Чебоксары оборудовать одно из помещений Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад -----» г. Чебоксары, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в соответствии с требованиями, предъявляемыми подпунктом «г» пункта 4 Приказа Минобрнауки России от дата ----- «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», в течении 9 месяцев после вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить.
Ответчики, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, отзыва на иск не представили.
Обсудив доводы стороны истца, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.2 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве. Права участников процесса неразрывно связаны с их процессуальными обязанностями, поэтому в случае не реализации участником процесса предоставленных ему законом прав последний несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с не совершением определенных действий.
Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в деятельности Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад -----» г. Чебоксары (далее - МБДОУ «Детский сад -----» г. Чебоксары), в ходе которой выявлены нарушения названного законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Закон №181-ФЗ) организации, независимо от их организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Согласно статье 19 Закона № 181-ФЗ инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В образовательных организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Статьей 5 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения целей и задач, определенных Президентом Российской Федерации Российской Федерации в Указе от 07.05.2018 № 204, Указе от 07.05.2024 № 309 разработаны национальные проекты, одним из которых является национальный проект «Образование».
Цели, задачи, структура и целевые показатели национального проекта «Образование» указаны в Паспорте национального проекта «Здравоохранение», утвержденном президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.
Целью национального проекта «Образование» является в том числе развитие инклюзивного образования и создание равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности.
В рамках реализации мероприятий регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» предусмотрено оснащение (обновление материально-технической базы) оборудованием, средствами обучения и воспитания общеобразовательных организаций, в том числе осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее — Приказ № 1309) определены правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения, помещения) и услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.
В целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования Министерством образования и науки РФ в Письме от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» (далее — Письмо) даны разъяснения по вопросам исполнения Приказа № 1309.
В соответствии с поди, «е» п. 3 Приказа № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Из содержания Письма следует, что под «надлежащим размещением» носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учётом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефноточечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне понимается, что необходимая информация размещена в тех местах, где она доступна инвалиду.
На основании подпункта «г» пункта 4 Приказа № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Вместе с тем, проведенной прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары проверкой установлено, что в нарушение названных выше требований законодательства о социальной защите прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в МБДОУ «Детский сад -----» г. Чебоксары индукционное петли и звукоусиливающая аппаратура отсутствует, что подтверждается справкой о результатах проверки от дата.
Прокуратурой района дата в адрес руководителя МБДОУ «Детский сад -----» г. Чебоксары внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Однако, по настоящее время выявленные нарушения законодательства о социальной защите прав инвалидов, в том числе детей-инвалидов, не устранены.
Негативными последствиями выявленных нарушений ввиду бездействия МБДОУ «Детский сад -----» г. Чебоксары по данному направлению, является допущение дискриминации по признаку инвалидности, под которой понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской ил любой иной области.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Срок, который просит прокурор для исполнения требований Приказа Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» - 9 месяцев после вступления в законную силу решения суда, отвечает требованиям разумности.
С учетом вышеизложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л :
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ----- «Березка» г. Чебоксары -----), Управление образования администрации города Чебоксары (-----) и Администрацию города Чебоксары (ИНН 2126003194) оборудовать одно из помещений МБДОУ «Детский сад -----» г. Чебоксары, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой в соответствии с требованиями, предъявляемыми подпунктом «г» пункта 4 Приказа Минобрнауки России от дата ----- «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», в течении 9 месяцев после вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Ленинский районный суд г.Чебоксары.
Судья В.В. Евстафьев
Мотивированное решение
изготовлено дата.
копия верна судья: