Дело № 2-349/20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
дата
Ленинский районный суд Н.Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Гришиной Н.А.,
при секретаре Сафроновой А.А., Громовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мироновой ИО к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе Н.Новгорода о включении периодов работы в стаж для назначения пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Миронова ИО обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Ленинском районе Н.Новгорода о включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, указывая на то, что ответчиком необоснованно исключены из специального стажа периоды работы в должности учителя истории,заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер», а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в связи с чем отказано в назначении пении по основанию отсутствия необходимого специального стажа.
В судебном заседании истица Миронова ИО поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Ерохин ИО выразил несогласие с предъявленными требованиями.
Выслушав доводы сторон, проверив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" указано: установить, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В судебном заседании установлено, что Миронова ИО осуществляла педагогическую деятельность: с дата по дата в должности учителя истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер», с дата по настоящее время в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер», что явствует из копии трудовой книжки (л.д.10-18).
Решением номер от дата ГУ-УПФ в Ленинском районе Н.Новгорода специальный стаж истицы определен в 19 лет 8 месяцев 24 дней (л.д.23-27).
Ответчиком вышеуказанным решением из специального стажа истицы исключены, в том числе, период работы с дата по дата в должности учителя истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер», поскольку по сведениям индивидуального лицевого счета определить выработана ли норма рабочего времени за ставку заработной платы не представляется возможным,с дата по дата в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер», так как не подтверждено занятие штатной должности учителя и не подтверждена выработка нормы рабочего времени за ставку заработной платы, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата.
Однако, суд не может согласиться с вышеназванными выводами в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Конституционное предписание ст.19 Конституции РФ предусматривающее равенство прав и свобод граждан без какой-либо дискриминации, в том числе и рода и места деятельности, следует рассматривать как гарантию равных пенсионных прав.
В соответствии со ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, и в иных случаях, установленных законом
Как разъяснено Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
С учетом особенностей условий труда отдельных категорий граждан, которым трудовая пенсия по старости назначается досрочно в соответствии с пенсионным законодательством, порядок исчисления периодов их работы устанавливается отдельными правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Действительно, изначально период работы истицы с дата по дата ее работодателем в сведениях индивидуального персонифицированного учета правильно не отражен, отсутствуют сведения о количестве отработанных часов, что не позволяет определить выработана ли норма рабочего времени за ставку заработной платы. В оспариваемом решении ответчика указано, что после корректировки индивидуального лицевого счета данный период может быть пересмотрен.
Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированного) учете, в системе обязательного пенсионного страхования" установлена обязанность работодателей один раз в год, но не позднее 1 марта, представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, необходимые для ведения индивидуального персонифицированного) учета, при этом сведения должны быть достоверными и представлены в полном объеме.
Согласно положений ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015 г., при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2).
Из смысла изложенных положений закона следует, что индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, а, следовательно, ответственность за отсутствие необходимых сведений в данных индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица не может быть возложена на орган пенсионного обеспечения при оценке правомерности его действий при решении вопроса о назначении страховой пенсии, в т.ч. досрочной, застрахованному лицу.
К настоящему судебному заседанию представлена скорректированная выписка индивидуального лицевого счета Мироновой ИО, в которой имеется указание на то, что выработана норма рабочего времени за ставку заработной платы.
Таким образом, суд приходит к однозначному выводу о необходимости включения данного периода работы истицы в ее специальный стаж в целях назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Из трудовой книжки Мироновой ИО явствует, что дата она переведена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе с ведением уроков истории.
Согласно справки, уточняющей работу, в должностях, дающих право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, в период с дата по дата, Миронова ИО осуществляла педагогическую деятельность в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0.5 ставки и учителя истории в течение полной рабочей недели на полную ставку 18 часов (л.д.28).
Вместе с тем, суд полагает, что данный факт не может бесспорно свидетельствовать о том, что названный период трудовой деятельности Мироновой ИО не может быть включен в ее специальный стаж.
Исходя из принципов пенсионного обеспечения, пенсии за выслугу лет предоставляются в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
В силу подпункта "б" пункта 8 данных Правил в стаж работы засчитывается работа в должности заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7,1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Приказом номер-о от дата Миронова ИО, заместитель директора по УВР назначена по совместительству на 2006-2007 учебный год на должность учителя истории с педагогической нагрузкой 20 часов (л.д.32).
Приказом номер-о от дата Миронова ИО, заместитель директора по УВР назначена по совместительству на 2007-2008 учебный год на должность учителя истории с педагогической нагрузкой 18 часов (л.д.33).
Приказом номер-о от дата Миронова ИО, заместитель директора по УВР назначена по совместительству на 2008-2009 учебный год на должность учителя истории с педагогической нагрузкой 20 часов (л.д.34).
Согласно сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица Мироновой ИО ее деятельность в спорный период работодателем отражена как период работы, учитываемый для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости - педагогическая деятельность, выполняемая на полную ставку.
Из расчетных листков Мироновой ИО за рассматриваемый спорный период, а также тарификационных списков работников учреждения за 2006 - 2009 г.г. следует, что ей тарифицировалась педагогическая нагрузка, начислялась и выплачивалась заработная плата за осуществление педагогической деятельности по специальности учитель истории на полную ставку (не менее 18 часов в неделю).
Совокупность вышеуказанных фактических и юридически значимых обстоятельств по делу, позволяют суду придти к однозначному выводу о том, что в спорный период с дата по дата Миронова ИО, наряду с функциями заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0.5 ставки МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер» осуществляла непосредственно педагогическую деятельность на полную ставку, дающую право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с такой деятельностью. Поэтому названный период подлежит включению в ее специальный стаж в целях назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Подлежит удовлетворению и требование Мироновой ИО о включении в специальный стаж периодов курсов повышения квалификации с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата
Из представленных суду письменных доказательств усматривается, что в данные периоды истица направлялась работодателем на курсы повышения квалификации.
В соответствии с пунктом 4Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В силу п.1 ст.11 ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем они подлежат включению в специальных стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
Периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации связаны с получением образования по направлению работодателя в связи с занимаемой профессией.
С учетом изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Включить Мироновой ИО периоды работы с дата по дата в должности учителя истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер», с дата по дата в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа номер» и периоды курсов повышения квалификации с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Н.А.Гришина