Решение по делу № 33-1225/2020 от 08.05.2020

Судья: Сандуляк С.В. Дело № 33-1225/2020

№ 2-140/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«10» июня 2020 г.    г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:

председательствующего судьи Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Жидковой Е.В.,

при секретаре Панюковой И.А.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Ашихмина В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 марта 2020 г., которым постановлено:

«Исковые требования Ашихмина В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС удовлетворить.

Признать за Ашихминым В. А. право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции по состоянию на 31 декабря 2018 г. применительно к статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), на 3 (три) года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Ашихмину В. А. выплату пенсии с 1 февраля 2020 г.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Ашихмина В. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».

Заслушав доклад судьи Забелиной О.А., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Пальчиковой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Ашихмина В.А. и его представителя по устному заявлению Ожиговой Н.В. относительно доводов жалобы, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Ашихмин В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что он родился в <...> Орловского района Орловской области, где и проживал со своей семьей по 1995 год, территория которого относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Однако, при обращении в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) для назначения пенсии по старости досрочно ему было отказано.

Ссылаясь на то, что отказ в назначении пенсии является незаконным, просил суд с учетом уточнения исковых требований признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на три года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и обязать УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить ему выплату пенсии с 1 февраля 2020 г.

Определением Заводского районного суда г. Орла от 14 января 2020 г. (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области ( далее по тексту- УМВД России по Орловской области) (л.д.).

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В обоснование доводов жалобы указывает, что факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтвержден документально.

Ссылается на то, что право на досрочное назначение пенсии могло возникнуть у истца не ранее вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель УМВД России по Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял. В связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на 31 декабря 2018 г.).

Законодатель, реализуя свои полномочия, в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (подпункт 7 пункта 1 данной статьи), право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В разделе IV Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.

Так, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается со снижением пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на соответствующей территории, но не более чем на 3 года в общей сложности (пункт 8 части первой статьи 13, статья 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

До 1 февраля 1998 г. действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р, в который было включено <...> Орловского района Орловской области с 26 апреля 1986 г. по 1 февраля 1998 г.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 17 сентября 2019 г. и 24 января 2020 г. Ашихмин В.А., <дата> года рождения, обращался в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно (л.д. ).

Отказывая в назначении пенсии досрочно, ответчик указал, что факт проживания Ашихмина В.А. на территории <...> Орловского района Орловской области в период с 26 апреля 1986 г. по 1 декабря 1995 г. документально не подтвержден (л.д. ).

Между тем, судом бесспорно установлено, что несмотря на то, что отсутствуют документы о регистрации Ашихмина В.А. в период с 26 апреля 1986 г. по 1 декабря 1995 г. в <...> Орловского района Орловской области, он там фактически проживал.

Данный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.

Так, согласно свидетельству о рождении Ашихмина В.А. местом его рождения является <...> Орловского района Орловской области (л.д

<дата>. ФИО8. (мать истца) на основании решения исполкома <...> Совета депутатов трудящихся на семью, состоящую из четырех человек (ФИО8., ФИО9- дочь, Ашихмин В.А.- сын, ФИО10- дочь) выдан ордер на право занятия жилого <адрес>, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, <...> (л.д.). На основании договора купли- продажи от <дата>, заключенного между учхоз «<...>» Орловского района Орловской области и ФИО8 последняя является собственником указанного жилого дома (л.д.).

В связи с проживанием в Орловском районе Ашихмин В.А. <дата> принят на учет ВУС <...> (Орловский РВК), что подтверждается представленным военным билетом (л.д.).

Согласно свидетельству о заключении брака, брак между Ашихминым В.А. и ФИО12 зарегистрирован в <...> сельской администрации Орловского района Орловской области <дата>., то есть по месту жительства истца (л.д.).

При принятии на службу в МВД СССР <дата> в анкете Ашихмин В.А. указал адрес места жительства: Орловская область, Орловский район, <...>, который указан и в его послужном списке и не изменившийся после регистрации брака <дата> (л.д.).

По месту проживания в <...> <дата> проводилась проверка правил хранения Ашихминым В.А. охотничьего ружья, о чем в материалах дела имеется рапорт старшего участкового инспектора милиции Орловского РОВД (л.д.).

Согласно справке от 9 апреля 1996 г. , выданной <...> сельской администрацией Орловского района Орловской области, Ашихмин В.А. в период с 26 апреля 1986 г. по 1 декабря 1995 г. постоянно проживал в <...> Орловского района Орловской области (л.д.).

Кроме того, свидетели ФИО13, ФИО14, ФИО15 также подтвердили факт проживания истца в <...> Орловского района Орловской области в период с 26 апреля 1986 г. по 1 декабря 1995 г.

Установив, что Ашихмин В.А. в период с 26 апреля 1986 г. по 1 декабря 1995 г. фактически проживал в населенном пункте, относившемся до 1 февраля 1998 г. к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Ашихминым В.А. права на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года.

В связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось законных оснований для признания за Ашихминым В.А. права на снижение пенсионного возраста, является несостоятельным и опровергается совокупностью исследованных судом доказательств.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Согласно справке от 28 января 2020 г., выданной УМВД России по Орловской области, Ашихмин В.А. являлся пенсионером МВД России и получателем пенсии за выслугу лет с <дата> по <дата>., выплата которой на основании заявления Ашихмина В.А. прекращена с 1 февраля 2020 г. Ашихмин В.А. снят с пенсионного учета Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Орловской области с 1 февраля 2020 г. в связи с переходом на пенсионное обеспечение по линии Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д.).

Поскольку право Ашихмина В.А., <дата> года рождения, на досрочную пенсию, с учетом заявленных исковых требований, возникло с момента достижения возраста 57 лет, при этом до 1 февраля 2020 г. истец являлся получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Ашихмину В.А. пенсии с 1 февраля 2020 г.

При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения пенсии с 1 февраля 2020 г. основан на неправильном применении норм пенсионного законодательства.

Поскольку исковые требования Ашихмина В.А. были удовлетворены, то суд первой инстанции в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распределил судебные расходы. В данной части решение суда не обжалуется.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 13 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья: Сандуляк С.В. Дело № 33-1225/2020

№ 2-140/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«10» июня 2020 г.    г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
в составе:

председательствующего судьи Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Жидковой Е.В.,

при секретаре Панюковой И.А.

в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по исковому заявлению Ашихмина В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 13 марта 2020 г., которым постановлено:

«Исковые требования Ашихмина В. А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС удовлетворить.

Признать за Ашихминым В. А. право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с уменьшением пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции по состоянию на 31 декабря 2018 г. применительно к статье 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), на 3 (три) года.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить Ашихмину В. А. выплату пенсии с 1 февраля 2020 г.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Ашихмина В. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей 00 копеек».

Заслушав доклад судьи Забелиной О.А., объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Пальчиковой И.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения Ашихмина В.А. и его представителя по устному заявлению Ожиговой Н.В. относительно доводов жалобы, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, письменные возражения на нее, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Ашихмин В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту – УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что он родился в <...> Орловского района Орловской области, где и проживал со своей семьей по 1995 год, территория которого относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Однако, при обращении в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) для назначения пенсии по старости досрочно ему было отказано.

Ссылаясь на то, что отказ в назначении пенсии является незаконным, просил суд с учетом уточнения исковых требований признать за ним право на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста на три года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и обязать УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить ему выплату пенсии с 1 февраля 2020 г.

Определением Заводского районного суда г. Орла от 14 января 2020 г. (протокольная форма) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Орловской области ( далее по тексту- УМВД России по Орловской области) (л.д.).

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

В обоснование доводов жалобы указывает, что факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорный период не подтвержден документально.

Ссылается на то, что право на досрочное назначение пенсии могло возникнуть у истца не ранее вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание апелляционной инстанции представитель УМВД России по Орловской области, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, ходатайств об отложении дела не заявлял. В связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на 31 декабря 2018 г.).

Законодатель, реализуя свои полномочия, в абзаце четвертом пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставил отдельным категориям граждан, пострадавших от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (подпункт 7 пункта 1 данной статьи), право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В разделе IV Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности, предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.

Так, гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается со снижением пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на соответствующей территории, но не более чем на 3 года в общей сложности (пункт 8 части первой статьи 13, статья 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»).

Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

До 1 февраля 1998 г. действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-р, в который было включено <...> Орловского района Орловской области с 26 апреля 1986 г. по 1 февраля 1998 г.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 17 сентября 2019 г. и 24 января 2020 г. Ашихмин В.А., <дата> года рождения, обращался в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно (л.д. ).

Отказывая в назначении пенсии досрочно, ответчик указал, что факт проживания Ашихмина В.А. на территории <...> Орловского района Орловской области в период с 26 апреля 1986 г. по 1 декабря 1995 г. документально не подтвержден (л.д. ).

Между тем, судом бесспорно установлено, что несмотря на то, что отсутствуют документы о регистрации Ашихмина В.А. в период с 26 апреля 1986 г. по 1 декабря 1995 г. в <...> Орловского района Орловской области, он там фактически проживал.

Данный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных письменных доказательствах.

Так, согласно свидетельству о рождении Ашихмина В.А. местом его рождения является <...> Орловского района Орловской области (л.д

<дата>. ФИО8. (мать истца) на основании решения исполкома <...> Совета депутатов трудящихся на семью, состоящую из четырех человек (ФИО8., ФИО9- дочь, Ашихмин В.А.- сын, ФИО10- дочь) выдан ордер на право занятия жилого <адрес>, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, <...> (л.д.). На основании договора купли- продажи от <дата>, заключенного между учхоз «<...>» Орловского района Орловской области и ФИО8 последняя является собственником указанного жилого дома (л.д.).

В связи с проживанием в Орловском районе Ашихмин В.А. <дата> принят на учет ВУС <...> (Орловский РВК), что подтверждается представленным военным билетом (л.д.).

Согласно свидетельству о заключении брака, брак между Ашихминым В.А. и ФИО12 зарегистрирован в <...> сельской администрации Орловского района Орловской области <дата>., то есть по месту жительства истца (л.д.).

При принятии на службу в МВД СССР <дата> в анкете Ашихмин В.А. указал адрес места жительства: Орловская область, Орловский район, <...>, который указан и в его послужном списке и не изменившийся после регистрации брака <дата> (л.д.).

По месту проживания в <...> <дата> проводилась проверка правил хранения Ашихминым В.А. охотничьего ружья, о чем в материалах дела имеется рапорт старшего участкового инспектора милиции Орловского РОВД (л.д.).

Согласно справке от 9 апреля 1996 г. , выданной <...> сельской администрацией Орловского района Орловской области, Ашихмин В.А. в период с 26 апреля 1986 г. по 1 декабря 1995 г. постоянно проживал в <...> Орловского района Орловской области (л.д.).

Кроме того, свидетели ФИО13, ФИО14, ФИО15 также подтвердили факт проживания истца в <...> Орловского района Орловской области в период с 26 апреля 1986 г. по 1 декабря 1995 г.

Установив, что Ашихмин В.А. в период с 26 апреля 1986 г. по 1 декабря 1995 г. фактически проживал в населенном пункте, относившемся до 1 февраля 1998 г. к территории проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании за Ашихминым В.А. права на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 3 года.

В связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось законных оснований для признания за Ашихминым В.А. права на снижение пенсионного возраста, является несостоятельным и опровергается совокупностью исследованных судом доказательств.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

Согласно справке от 28 января 2020 г., выданной УМВД России по Орловской области, Ашихмин В.А. являлся пенсионером МВД России и получателем пенсии за выслугу лет с <дата> по <дата>., выплата которой на основании заявления Ашихмина В.А. прекращена с 1 февраля 2020 г. Ашихмин В.А. снят с пенсионного учета Отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения УМВД России по Орловской области с 1 февраля 2020 г. в связи с переходом на пенсионное обеспечение по линии Пенсионного фонда Российской Федерации (л.д.).

Поскольку право Ашихмина В.А., <дата> года рождения, на досрочную пенсию, с учетом заявленных исковых требований, возникло с момента достижения возраста 57 лет, при этом до 1 февраля 2020 г. истец являлся получателем пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Ашихмину В.А. пенсии с 1 февраля 2020 г.

При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения пенсии с 1 февраля 2020 г. основан на неправильном применении норм пенсионного законодательства.

Поскольку исковые требования Ашихмина В.А. были удовлетворены, то суд первой инстанции в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распределил судебные расходы. В данной части решение суда не обжалуется.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для изменения вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 13 марта 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1225/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Ашихмин Вячеслав Анатольевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле
Суд
Орловский областной суд
Судья
Заводской районный суд г. Орла
Дело на странице суда
oblsud.orl.sudrf.ru
12.05.2020Передача дела судье
14.05.2020Судебное заседание
27.05.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее