Решение по делу № 2а-1655/2021 от 05.02.2021

31RS0016-01-2021-001231-04

Административное дело №2а-1655/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 апреля 2021 года город Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Колмыковой Е.А.,

при секретаре Ковальчук Е.В.,

в отсутствие: представителя административного истца Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Белгородской области, просившего рассмотреть дело без его участия, административного ответчика Миронова В.В., о месте и времени извещенного своевременно, надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Белгородской области к Миронову Владимиру Викторовичу о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015, 2017, 2018 годы, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годы,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по Белгородской области обратилась с административным исковым заявлением в суд о взыскании с Миронова В.В.:

- недоимки по земельному налогу за земельный участок с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, за 2015 год – в размере 108 руб., за 2017 год – в размере 551 руб., за 2018 год – в размере 551 руб.;

- пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2014 год за период с 02.10.2015 по 30.11.2015, с 29.08.2016 по 27.06.2019 в размере 33 руб. 04 коп.;

- пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 года за период с 02.12.2016 по 27.06.2019 в размере 27 руб. 08 коп.;

- пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 год за период с 29.11.2018 по 27.06.2019 в размере 05 руб. 87 коп.,

- пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год за период с 04.12.2018 по 27.06.2019 в размере 29 руб. 22 коп.,

- пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 год за период с 03.12.2019 по 05.02.2020 в размере 07 руб. 52 коп.

В обоснование заявленных требований указала, что Миронов В.В. является плательщиком земельного налога, поскольку является собственником земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, который в силу статьи 401 НК РФ признается объектом налогообложения.

Согласно налоговому законодательству и на основании сведений, полученных из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области, Миронову В.В. за вышеуказанный земельный участок начислен земельный налог за 2015 год в размере 108 руб., за 2017 год – в размере 551 руб., за 2018 год – в размере 551 руб.

29.05.2015 налоговым органом в адрес административного ответчика заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление от 09.05.2015 об уплате земельного налога, начисленного за 2014 год на сумму 108 руб. в срок до 01.10.2015, который в установленный законом срок уплачен не был (л.д. 12, 13).

11.10.2016 налоговым органом в адрес административного ответчика заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление от 25.08.2016 об уплате земельного налога, начисленного за 2015 год на сумму 108 руб. в срок до 01.12.2016, который в установленный законом срок уплачен не был (л.д. 14, 15).

15.09.2017 налоговым органом в адрес административного ответчика заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление от 09.09.2017 об уплате земельного налога, начисленного за 2016 год на сумму 108 руб. в срок до 01.12.2017, который в установленный законом срок уплачен не был (л.д. 16, 17).

17.07.2018 налоговым органом в адрес административного ответчика заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление от 04.07.2018 об уплате земельного налога, начисленного за 2017 год на сумму 551 руб. в срок до 01.12.2018, который в установленный законом срок уплачен не был (л.д. 18, 19).

19.07.2019 налоговым органом в адрес административного ответчика заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление от 10.07.2019 об уплате земельного налога, начисленного за 2018 год на сумму 551 руб. в срок до 01.12.2019, который в установленный законом срок уплачен не был (л.д. 20, 21).

В соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ Инспекцией в адрес налогоплательщика заказной корреспонденцией направлены требования:

- по состоянию на 16.12.2016 об уплате пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2014 год в размере 33 руб. 04 коп. (л.д. 22, 23),

- по состоянию на 01.11.2017 об уплате недоимки по земельному налогу за 2015 в размере 108 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год в размере 11 руб. 30 коп. (л.д. 24, 25),

- по состоянию на 28.01.2019 об уплате недоимки по земельному налогу за 2017 год в размере 551 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год, в размере 07 руб. 77 коп. (л.д. 26-27, 28),

- по состоянию на 28.06.2019 об уплате пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 год, 2014 год, 217 год в размере 71 руб. 11 коп. (л.д. 29-30, 31),

- по состоянию на 06.02.2020 об уплате недоимки по земельному налогу за 2018 год в размере 551 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2018 год, в размере 07 руб. 52 коп. (л.д. 32-33, 34).

Требования налогоплательщиком оставлены без исполнения.

29.07.2020 мировым судьей судебного участка №4 Западного округа города Белгорода вынесен судебный приказ о взыскании с Миронова В.В. недоимки и пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в общей сумме 1 313 руб. 45 коп., в том числе: 551 руб. – налог за 2018 год, 551 руб. – налог за 2017 год, 108 руб. – налог за 2015 год, 103 руб. 45 коп. – пени за период с 01.12.2015 по 05.02.2020. В связи с поступившими от ответчика возражениями судебный приказ отменен, о чем 12.08.2020 вынесено соответствующее определение (л.д. 60-62).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Белгородской области с вышеуказанным административным иском в Октябрьский районный суд города Белгорода.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее 6 месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В судебное заседание представитель Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Белгородской области не явился, в адрес суда направил заявление о рассмотрении дела без его участия (л.д. 119).

Административный ответчик Миронов В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен своевременно, надлежащим образом - путем направления судебной корреспонденции заказным письмом с уведомлением по адресу регистрации (л.д. 90, 100). Судебная корреспонденция возвращена в адрес суда с отметкой «Истек срок хранения». Учитывая, что ответчик не известил органы УВМ УМВД России по Белгородской области о месте пребывания, суд считает, что последний надлежащим образом извещен о дате судебного разбирательства.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Белгородской области, административного ответчика Миронова В.В.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 286 КАС Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2 и 3 статьи 44 НК Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 1 статьи 388 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Пункт 1 статьи 131 ГК Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

По смыслу приведенных правовых норм в их системном единстве, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок, либо лицо, чьи права на объекты недвижимости возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ и признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Вместе с тем, административным истцом не представлены доказательства принадлежности административному ответчику земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>.

В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним Миронов В.В. не указан как лицо, обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

В подтверждение факта возникновения у административного ответчика обязанности по уплате земельного налога налоговый орган представил кадастровую выписку о земельном участке от 18.12.2020 (л.д. 10-11), согласно которой право собственности на указанный земельный участок возникло у лица, имеющего фамилию, имя и отчество «Миронов Владимир Викторович».

Между тем, в данном документе отсутствуют какие-либо сведения, указывающие на то, что правообладателем земельного участка является именно административный ответчик по настоящему административному делу. В кадастровой выписке не имеется информации ни о дате и месте рождения данного лица, ни о месте его проживания.

Из информации, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Белгородской области от 02.04.2021, следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения в части регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, в порядке, установленным Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и действующим до 01.01.2017 Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть с заявлением о государственной регистрации права собственности Миронов В.В. в Управление не обращался. Единый государственный реестр недвижимости содержит сведения о земельном участке, который поставлен на кадастровый учет 15.07.2004 как ранее учтенный на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового по состоянию на 20.10.2002 (л.д. 108).

Из информации, представленной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Белгородской области следует, что на объект недвижимости с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, кадастровое дело не оформлялось. Данный объект внесен в базу данных как «ранее учтенный» на основании Перечня ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового (л.д. 125).

Из дополнительной информации от 14.04.2021 филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Белгородской области следует, что сведения о правообладателе вышеуказанного земельного участка внесены на основании постановления главы администрации Белгородской области об утверждении кадастровой оценки земель поселений №474 от 20.10.2002, которые на сегодняшний момент в архивах филиала отсутствуют. Сообщено, что в филиале имеется перечень ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового по состоянию на 20.10.2002, в соответствии с которым Миронов Владимир Викторович должен являться правообладателем земельного участка с кадастровым (по сведениям ЕГРН правообладатель - Чаплыгина Светлана Михайловна, земельный участок имеет статус «архивный»); в соответствии с указанным перечнем правообладателем земельного участка с кадастровым – Чаплыгин Алексей Иванович (по сведениям ЕГРН Миронов Владимир Викторович) (л.д. 132). Данные обстоятельства также подтверждаются Перечнем ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового по состоянию на 20.10.2002 (л.д. 133-134).

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что собственником земельного участка, указанного в налоговых уведомлениях, Миронов В.В. не является, материалы дела доказательств обратного не содержат, в то время как в силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Миронов В.В. не является по смыслу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком земельного налога за земельный участок с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, 6, в связи с чем на него не может быть возложена обязанность уплаты земельного налога на данный земельный участок.

Таким образом, доводы налогового органа о наличии у Миронова В.В. недоимки и пени по земельному налогу не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем административные исковые требования налогового органа о взыскании с административного ответчика недоимки и пени по земельному налогу не подлежат удовлетворению.

Само по себе наличие у налогового органа сведений, предоставленных в рамках обмена в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, о правообладателе недвижимым имуществом, с третьими лицами, в отсутствие данных, подтверждающих факты пользования и распоряжения Мироновым В.В. спорным земельным участком в указанный период времени, не является основанием для признания лица плательщиком налога.

При противоположном подходе, возложение обязанности по уплате земельного налога на лицо, не обладавшее земельным участком в спорный период и не имевшее юридической возможности извлекать доход от его использования, нарушит принцип экономической обоснованности взимания земельного налога.

Суду не представлено каких-либо доказательств и не приведено ни одного довода, чтобы он пришел к иному выводу.

Руководствуясь статьями 175 – 180 КАС Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции ФНС России №7 по Белгородской области к Миронову Владимиру Викторовичу о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015, 2017, 2018 годы, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2014, 2015, 2016, 2017, 2018 годы, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Белгорода в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 28.04.2021.

Судья Октябрьского районного

суда города Белгорода Е.А. Колмыкова

2а-1655/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС № 7 по Белгородской области
Ответчики
Миронов Владимир Викторович
Суд
Октябрьский районный суд г. Белгород
Судья
Колмыкова Елена Александровна
Дело на сайте суда
oktiabrsky.blg.sudrf.ru
05.02.2021Регистрация административного искового заявления
08.02.2021Передача материалов судье
09.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
09.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2021Подготовка дела (собеседование)
24.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.03.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
28.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее