Решение по делу № 2-7/2023 (2-1255/2022;) от 03.08.2022

    Дело № 2-7/2023

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

             г. Черемхово                                                                                       16 февраля 2023 года

Черемховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тирской А.С., при секретаре Халепской Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Трейд Ост» о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира в ДД.ММ.ГГГГ годах,

У С Т А Н О В И Л:

Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в Черемховский городской суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Трейд Ост» о взыскании ущерба причиненного объектам животного мира в ДД.ММ.ГГГГ, указав, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой проводился анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства об охране животного мира арендаторами лесных участков, проводивших свою хозяйственную деятельность на территории Зиминского района Иркутской области, в том числе Обществом с ограниченной ответственностью «Трейд Ост» (далее - ООО «Трейд Ост», Общество).

ООО «Трейд Ост» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером , присвоен ИНН .

Юридический адрес (местонахождение) ООО «Трейд Ост»: <адрес>, генеральным директором является ФИО1.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности организации является торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (ОКВЭД 46.73.1), в качестве дополнительного вида осуществляемой деятельности указано лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность (ОКВЭД 2.10), лесозаготовки (ОКВЭД 02.20), распиловка и строгание древесины (ОКВЭД 16.10).

Прокуратурой установлено, что на основании договора аренды лесного участка , заключенного Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Зиминскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ВостСибэкспортлес», Соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ Ответчику в целях заготовки древесины передан лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью <данные изъяты> Га, зарегистрированный в государственном лесном реестре за , расположенный по адресу: <адрес>, Зиминское лесничество: эксплуатационные леса, Зулумайское участковое лесничество, Масляногорская дача, кварталы №, кадастровый ; эксплуатационные леса, Зулумайское участковое лесничество, Батаминская дача, кварталы №, кадастровый ; эксплуатационные леса, Зулумайское участковое лесничество, кварталы №,191,192, кадастровый ; эксплуатационные леса, Буринское участковое лесничество, Буринская дача, кварталы №, Черемшанкска дача, кварталы 2-27, кадастровый .

Согласно пункту «у» договора аренды лесного участка , от ДД.ММ.ГГГГ, арендатор обязан выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

<адрес>, в том числе в пределах, которой Обществом осуществляется заготовка древесины, является средой обитания охотничьих ресурсов - животного мира, что подтверждается ежегодными исследованиями состава населения и его плотности на территории района методом зимнего маршрутного учета, методика проведения которого утверждена приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Результаты исследований состава населения и его плотности применяются специалистами для регулирования численности животных на среде его обитания.

По требованию прокуратуры, специалистом Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области выполнены расчеты ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания, причиненного в результате техногенного воздействия на площадях лесных участков, подвергнутых лесозаготовке в ДД.ММ.ГГГГ годах, с применением Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ , по 4 зонам воздействия.

При этом под ущербом, согласно Методике, рассчитывается размер вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов, навсегда или временно покинувших территорию обитания. Под понятием прямые потери в соответствии с Методикой принята единовременная гибель, а также откочевка животных в результате уничтожения или нарушения их местообитаний.

При рубках леса среда обитания объектов животного мира, отнесённых к объектам охоты (охотничьи ресурсы), со временем восстанавливается. Дикие животные, покинувшие данные участки вследствие антропогенного воздействия на них, постепенно возвращаются в привычные места обитания.

В силу чего, в данном случае (рубки леса) период воздействия (лаг времени) для зоны прямого воздействия принят равным периоду от 1 до 30 лет, в зависимости от вида животного и периода, в течение которого осуществлялось непосредственное воздействие фактора беспокойства - работы бензопил, автотранспорта и другой техники в целях спиливания деревьев и их трелёвки до места складирования и вывозки.

B произведённых расчётах продолжительность негативного воздействия фактора беспокойства - период рубки (лаг времени) на объекты животного мира (охотничьи ресурсы) составляет 1 год.

С учетом особенностей воздействия на охотничьи ресурсы (сплошная рубка лесных насаждений), общий радиус зон косвенного воздействия принят равным 1,0 км (от центра воздействия), т.е. по 0,333 км для каждой из 3-х зон косвенного воздействия.

В соответствии с приложением-таблицей к расчётам специалиста Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области, состав охотничье-промысловых животных на охотничьих угодьях на территории Зиминского района Иркутской области имеет следующий вид. лось, благородный олень, косуля, кабарга, кабан, соболь, белка, волк, горностай, заяц-беляк, колонок, росомаха, рысь, лисица, медведь, барсук, норка, выдра, бобр, ондатра, глухарь, рябчик, тетерев.

Учитывая, что период лесозаготовки взят за ДД.ММ.ГГГГ годы, для оценки размера ущерба объектам животного мира (охотничьим ресурсам) были использованы отчеты Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области (Министерства лесного комплекса Иркутской области) по проведению зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных за ДД.ММ.ГГГГ годы.

Осуществление ООО «Трейд Ост» хозяйственной деятельности, связанной с негативным воздействием на животный мир и среду его обитания, в результате которой причинен вред объекту охраны окружающей среды - животному миру (охотничьим ресурсам) и среде его обитания, повлекло нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований закона в области охраны окружающей среды.

Также действиями ООО «Трейд Ост» нарушены интересы Российской Федерации, заключающиеся в том, что согласно статьями 4, 15 Конституции РФ государство гарантирует соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями требования Конституции РФ и законов; защиту права и свободы человека и гражданина, а деятельностью Общества нарушаются требования действующего законодательства, не соблюдаются требования Конституции РФ, гарантирующих от имени Российской Федерации соблюдение прав граждан. Тем самым государство обязано, посредством своих органов, принять меры к восстановлению законности.

Кроме того, нарушены права и законные интересы Российской Федерации как собственника, поскольку объектам животного мира и среде их обитания действиями ООО «Трейд Ост», причинен вред.

После уточнения исковых требований, на основании ст. 39 ГПК, истец просил взыскать с ООО «Трейд Ост», ОГРН , ИНН , юридический адрес: <адрес>, ущерб (вред, причинённый в 2017-2021 годах объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в <адрес> в результате деятельности по лесозаготовке, осуществляемой на основании на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> в пользу муниципального образования «<адрес>» в течении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Данилов А.С. на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика Быкова А.В. в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель ответчика ООО «Фемида-С» Лятифов А.Ш. в судебном заседании заявленные требования не признал.

Представитель ответчика ООО «Фемида-С» Клямко А.А. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, извещенным о дате и времени судебного заседания.

Представитель третьего лица Службы по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области Чайников С.Г., в судебном заседании требования прокурора поддержал.

Представитель третьего лица министерства лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, извещенным о дате и времени судебного заседания.

Представитель третьего лица Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Зиминскому лисничеству Сулейманова Е.В. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом, извещенным о дате и времени судебного заседания. Направив в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Администрация Зиминского районного муниципального образования Никитина Н.В. в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав помощника прокурора Данилова А.С., представителей ответчика Быкову А.В., Лятифова А.Ш., исследовав материалы дела, давая анализ доказательствам по делу в их совокупности, суд находит исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Правовое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Понятие окружающей среды закреплено в ст. 1 указанного закона, под которой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются, в том числе: соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

К компонентам природной среды настоящий закон относит: землю, -недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - Федеральный закон «О животном мире») животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Среда обитания животного мира - природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.

Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об охоте») определено, что охотничьими ресурсами являются объекты животного мира, которые используются или могут быть использованы в целях охоты.

Согласно ч. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ причиненный ущерб подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Вместе с тем, российское природоохранное законодательство допускает возникновение имущественной ответственности и за правомерные действия.

Частью 1 ст. 56 Федерального закона «О животном мире» установлено, что юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В соответствии со ст. 58 Федерального закона «Об охоте» возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии -исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов.

Согласно ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В п. 6. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ЗОЛ 1.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» указано, что основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.

В настоящем случае реальность вреда определяется самим фактом хозяйственной деятельности ответчика, которым осуществляется сплошная рубка лесных насаждений, являющихся средой обитания животного мира. Изъятие этих природных ресурсов влечет ухудшение условий обитания, при этом закон предусматривает расчетный способ определения размера вреда на основании данных государственного мониторинга.

Функции по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, согласно подпункту 39 пункта 8 постановления Правительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ -пп, возложены на министерство. Подпунктом 57 пункта 8 названного постановления предусмотрено, что министерство осуществляет также и функцию по подготовке расчета размера ущерба (вреда), нанесенного (причиненного) объектам животного мира и среде их обитания.

Из представленной суду информационной выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Трейд Ост» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером , присвоен ИНН . Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности организации является торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (ОКВЭД 46.73.1), в качестве дополнительного вида осуществляемой деятельности указано лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность (ОКВЭД 2.10), лесозаготовки (ОКВЭД 02.20), распиловка и строгание древесины (ОКВЭД 16.10).

Согласно договора аренды лесного участка , заключенного Территориальным управлением агентства лесного хозяйства <адрес> по Зиминскому лесничеству от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ВостСибэкспортлес», в целях заготовки древесины передан лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, площадью <данные изъяты> га, зарегистрированный в государственном лесном реестре за от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляемый в аренду, расположенный по адресу: <адрес>, Зиминское лесничество: эксплуатационные леса, Зулумайское участковое лесничество: Масляногорская дача, кварталы №, кадастровый ; эксплуатационные леса, Зулумайское участковое лесничество: Батаминская дача, кварталы №, 34-43, 47-68,73-111, кадастровый ; Зулумайская дача, кварталы , кадастровый ; Буринское участковое лесничество: Буринская дача, кварталы №, Черемшанкска дача, кварталы 2-27, кадастровый .

Соглашением о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «ВостСибэкспортлес» передал права и обязанности по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Компания «Байкал Форест».

Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенное между Министерством лесного комплекса <адрес> и ООО «Трейд Ост» устанавливает, что в связи с прекращением деятельности ООО «Компания «Байкал Форест» путем реорганизации в форме присоединения к ООО «Трейд Ост» права и обязанности с ДД.ММ.ГГГГ перешли от ООО «Компания «Байкал Форест» к ООО «Трейд Ост».

Согласно представленному расчету вреда (ущерба) объектам животного мира (объектам охоты) и среде его обитания, причиненного в результате вырубки лесных насаждений на участке лесного фонда в <адрес> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Трейд Ост» в ДД.ММ.ГГГГ году общий размер ущерба составил <данные изъяты>).

Согласно представленному расчету вреда (ущерба) объектам животного мира (объектам охоты) и среде его обитания, причиненного в результате вырубки лесных насаждений на участке лесного фонда в <адрес> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Трейд Ост» в ДД.ММ.ГГГГ году общий размер ущерба составил <данные изъяты>).

Согласно представленному расчету вреда (ущерба) объектам животного мира (объектам охоты) и среде его обитания, причиненного в результате вырубки лесных насаждений на участке лесного фонда в <адрес> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Трейд Ост» в ДД.ММ.ГГГГ году общий размер ущерба составил <данные изъяты>

Согласно представленному расчету вреда (ущерба) объектам животного мира (объектам охоты) и среде его обитания, причиненного в результате вырубки лесных насаждений на участке лесного фонда в <адрес> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Трейд Ост» в ДД.ММ.ГГГГ году общий размер ущерба составил <данные изъяты>).

Согласно представленному расчету вреда (ущерба) объектам животного мира (объектам охоты) и среде его обитания, причиненного в результате вырубки лесных насаждений на участке лесного фонда в <адрес> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Трейд Ост» в ДД.ММ.ГГГГ году общий размер ущерба составил 886 <данные изъяты>

Данный расчет произведен с применением методики исчисления размера, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам». Данная методика основана на том объективном положении, что при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов им причиняется вред.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 8 декабря 2011 г. № 948 утвердило Методику исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам (далее - Методика).

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Методики она применяется для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, в том числе вследствие нарушения или уничтожения среды обитания охотничьих ресурсов, если в результате такого нарушения охотничьи ресурсы навсегда (или временно) покинули территорию обитания, что повлекло их гибель, сокращение численности на данной территории, снижение продуктивности их популяций, а также репродуктивной функции отдельных особей.

Подпунктом "б" пункта 3 Методики определено, что исчисление размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, включает в себя расчет вреда при указанных в подпункте "б" пункта 2 нарушениях или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов (далее - расчет вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов).

Согласно пункту 5 Методики при расчете размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов учитываются следующие параметры: территория, в границах которой нанесен вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания (далее - территория воздействия); территория воздействия подразделяется на территорию необратимой трансформации, территорию сильного воздействия, территорию среднего воздействия, территорию слабого воздействия (подпункт "а");численность или плотность (показатель плотности) охотничьих ресурсов на территории воздействия определяются на основании данных государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания (в случае, если воздействие на среду обитания охотничьих ресурсов оказано ранее, чем были предоставлены данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, используются данные государственного мониторинга на смежной территории со сходными ландшафтными и физико-географическим характеристиками) (подпункт "б"); допустимый объем добычи каждого вида охотничьих ресурсов - определяется в соответствии с нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормами в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, утвержденными органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) (подпункт "в"); период, в течение которого наносится вред охотничьим ресурсам вследствие нарушения или уничтожения среды их обитания (далее - период воздействия) (подпункт "г"); пол вида охотничьих ресурсов (подпункт "д").

В пункте 6 Методики установлен порядок определения размера вреда при нарушении или уничтожении среды обитания охотничьих ресурсов в отношении одного вида охотничьих ресурсов на территории воздействия (суммарного вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия), исчисляемого как сумма вреда одному виду охотничьих ресурсов по каждой территории воздействия (территория необратимой трансформации, территория сильного воздействия, территория среднего воздействия и территория слабого воздействия) по формуле N 2, приведенной в данном пункте. Исходя из этой формулы суммарный вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов от хозяйственной и иной деятельности на территории воздействия, выраженный в рублях (Усумм. 1 виду), представляет собой сумму вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории необратимой трансформации (Ун.т.), вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории сильного воздействия (Ус.в.), вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории среднего воздействия (Уу.в.), и вреда, причиненного одному виду охотничьих ресурсов на территории слабого воздействия (Усл.в.).

В этом же пункте содержится порядок расчета вреда по каждой из указанных территорий. Вред, причиненный одному виду охотничьих ресурсов на территории необратимой трансформации (Ун.т.), исчисляется путем умножения суммы фактической численности охотничьих ресурсов данного вида, обитающих (обитавших, в случаях когда не проводился расчет вреда от намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляющей экологическую опасность) на соответствующей территории воздействия, особей (Nфакт.) и произведения фактической численности охотничьих ресурсов данного вида, обитающих на соответствующей территории воздействия, особей (Nфакт.), норматива допустимого изъятия охотничьих ресурсов, выраженного в процентах (Ндоп.), и периода воздействия, выраженного в количестве лет (t), на таксу для исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, выраженную в рублях (Т).

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статьей 42 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Аналогичная норма содержится в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Согласно ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире», животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

В силу положений ст. 22 ФЗ «О животном мире», любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

В силу ст. 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Согласно ст. ст. 9, 26, 29, 88 Лесного Кодекса РФ основанием для использования лесов в целях заготовки древесины являются договор аренды лесного участка, проект освоения лесов, лесная декларация, которую арендатор обязан подавать ежегодно.

Согласно ст. 25, 26 Лесного кодекса РФ одним из видов использования лесов является заготовка древесины, которая осуществляется на основании лесной декларации - заявления об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.

Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1, 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ).

Согласно ст. 12 Лесного кодекса РФ, освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования, а также развития лесной промышленности.

При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.

В соответствии со ст. 88 Лесного кодекса РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего: наступление вреда; противоправность поведения причинителя вреда; причинную связь между двумя первыми элементами; вину причинителя вреда.

Статья 100 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.

В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 78 ФЗ РФ "Об охране окружающей среды", компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

В соответствии с позицией, изложенной в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, направлены на защиту прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещении ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением, гарантированных статьей 42 Конституции Российской Федерации, что определяет подведомственность этих дел судам общей юрисдикции (статья 126 Конституции РФ, пункт 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ).

Поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, предметом заявленных требований по делам данной категории не являются, указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц.

К таким делам относятся дела по искам о возмещении вреда окружающей среде, дела по искам об ограничении, приостановлении или прекращении деятельности, осуществляемой с нарушениями требований в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности дела по искам о приостановлении размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, дела по заявлениям прокуроров в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и иные гражданские дела (статья 45 ГПК РФ, пункт 2 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

В силу п. 31 указанного Постановления субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 ГПК РФ, статьи 11, 12, 66Федерального закона "Об охране окружающей среды").

В соответствии с п. п. 40 - 41 данного Постановления при разрешении исковых требований о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, судам необходимо устанавливать не только факт причинения вреда, но и его последствия, выразившиеся в виде деградации естественных экологических систем, истощения природных ресурсов и иных последствий.

По требованию Братского межрайонной природоохранной прокуратурой Службой по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области выполнены расчеты ущерба (вреда), причиненного ДД.ММ.ГГГГ годах объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде обитания в результате законной вырубки лесных насаждений ООО «Трейд Ост» на участке лесного фонда в <адрес> по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ.

Расчеты ущерба выполнены с применением обозначенной выше Методики.

В соответствии с расчетом размер ущерба (вреда), причиненный в ДД.ММ.ГГГГ году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате законной вырубки (площадь лесного участка, подверженного вырубке – 107,2 га) лесных насаждений ООО «Трейд Ост» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> составляет:

- <данные изъяты> руб., необратимой (прямой) зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- <данные изъяты> руб., сильной зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- <данные изъяты> руб., средней зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- <данные изъяты> руб., слабой зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

Общий размер ущерба (вреда), причиненный в ДД.ММ.ГГГГ году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате законной вырубки лесных насаждений ООО «Трейд Ост» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году составил <данные изъяты> рублей.

В соответствии с расчетом размер ущерба (вреда), причиненный в ДД.ММ.ГГГГ году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате законной вырубки (площадь лесного участка, подверженного вырубке – <данные изъяты> га) лесных насаждений ООО «Трейд Ост» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> составляет:

- <данные изъяты> руб., необратимой (прямой) зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- -<данные изъяты> руб., сильной зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- <данные изъяты> руб., средней зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- <данные изъяты> руб., слабой зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

Общий размер ущерба (вреда), причиненный в ДД.ММ.ГГГГ году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате законной вырубки лесных насаждений ООО «Трейд Ост» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году составил <данные изъяты> рублей.

В соответствии с расчетом размер ущерба (вреда), причиненный в ДД.ММ.ГГГГ году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате законной вырубки (площадь лесного участка, подверженного вырубке – <данные изъяты> га) лесных насаждений ООО «Трейд Ост» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> составляет:

- <данные изъяты> руб., необратимой (прямой) зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- <данные изъяты> руб., сильной зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- <данные изъяты> руб., средней зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- <данные изъяты> руб., слабой зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

Общий размер ущерба (вреда), причиненный в ДД.ММ.ГГГГ году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате законной вырубки лесных насаждений ООО «Трейд Ост» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году составил <данные изъяты> рублей.

В соответствии с расчетом размер ущерба (вреда), причиненный в ДД.ММ.ГГГГ году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате законной вырубки (площадь лесного участка, подверженного вырубке – <данные изъяты> га) лесных насаждений ООО «Трейд Ост» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> составляет:

- <данные изъяты> руб., необратимой (прямой) зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- <данные изъяты> руб., сильной зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- <данные изъяты> руб., средней зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- <данные изъяты> руб., слабой зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

Общий размер ущерба (вреда), причиненный в ДД.ММ.ГГГГ году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате законной вырубки лесных насаждений ООО «Трейд Ост» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году составил <данные изъяты> рублей.

В соответствии с расчетом размер ущерба (вреда), причиненный в ДД.ММ.ГГГГ году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате законной вырубки (площадь лесного участка, подверженного вырубке – <данные изъяты> га) лесных насаждений ООО «Трейд Ост» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> составляет:

- <данные изъяты> руб., необратимой (прямой) зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- <данные изъяты> руб., сильной зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- <данные изъяты> руб., средней зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

- <данные изъяты> руб., слабой зоны воздействия (площадь зон воздействия – <данные изъяты> га);

Общий размер ущерба (вреда), причиненный в ДД.ММ.ГГГГ году объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в результате законной вырубки лесных насаждений ООО «Трейд Ост» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году составил <данные изъяты> рублей.

Исходя из системного анализа вышеприведенных правовых норм законодательства РФ, суд находит, что в основе осуществления хозяйственной деятельности юридического лица ООО «Трейд Ост», оказывающей воздействие на окружающую среду, лежит принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В силу ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды», животные и другие организмы, их генетический фонд являются объектами охраны окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч.1 ст. 22 ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

В подтверждение размера вреда, причиненного ответчиком, истцом в материалы дела представлены расчеты ущерба (вреда), причиненного в ДД.ММ.ГГГГ годах объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде обитания в результате законной вырубки лесных насаждений ООО «Трейд Ост» по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>, с применением «Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», утвержденной Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ , зарегистрированной в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ , выполненные территориальным управлением министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству.

Также, согласно ст. 40 Федерального закона от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире», косвенные потери не учитываются.

Так, статьей 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на юридических и физических лиц возложена обязанность полного возмещения вреда окружающей среде, причиненного вследствие нарушений законодательства в области охраны окружающей среды.

Содержание обязанности полного возмещения вреда окружающей среде определено статьей 77 названного Федерального закона, согласно части 1 которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Частью 3 той же статьи предусмотрено, что вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Согласно ст. 78 указанного закона, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.

Судом установлено, что ответчик ООО «Трейд Ост» на предоставленном ему по договору аренды участке осуществляет хозяйственную деятельность по заготовке древесины, деятельность, влекущую за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, оказывает негативное, в том числе и техногенное воздействие на среду обитания животных, то есть является лицом, причиняющим вред объектам животного мира и среде их обитания, что является основанием в силу ст. 1064 ГК РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды» возложить на него имущественную ответственность по возмещению причиненного вреда в заявленном истцом размере.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав возможна путём возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.

Согласно и. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.

Согласно п.п. 36 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ в постановлении от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», учетом положений пункта 3 статьи 1064 ГК РФ Федеральный закон "Об охране окружающей среды" допускает ответственность за вред, причиненный правомерными действиями (пункт 3 статьи 1064 ГК РФ). Так, например, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению вреда окружающей среде (статья 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды"); осуществление заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, предполагает обязанность этих лиц возместить вред окружающей среде, в том числе когда на проект такой деятельности имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы (статья 77 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

При наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Нарушение интересов Российской Федерации заключается в том, что ответчиком не соблюдаются требования федерального законодательства, регламентирующего порядок охраны окружающей среды и животного мира, в частности, а именно ст. 22, 56 ФЗ «О животном мире», ст. 58 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».

При таких установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Трейд Ост» о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира в ДД.ММ.ГГГГ годах, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Прокурор при подаче настоящего иска был освобожден от уплаты госпошлины в силу закона, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Трейд Ост» следует взыскать госпошлину в доход государства.

Согласно части 1 ст. 103 ГПК РФ, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ с ответчика ООО «Трейд Ост» в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Трейд Ост» о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира в ДД.ММ.ГГГГ годах, удовлетворить.

    Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Трейд Ост» (ИНН ; ОГРН: ), ущерб (вред), причиненный в ДД.ММ.ГГГГ годах объектам животного мира (охотничьим ресурсам) и среде их обитания в <адрес>, в результате деятельности по лесозаготовке, осуществляемой на основании на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, Соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> в бюджет муниципального образования «<адрес>» в течении трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.

    Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Трейд Ост» государственную пошлину в доход государства госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

        Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

    Судья                                                                                                                             Тирская А.С.

2-7/2023 (2-1255/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Братский межрайонный природоохранный прокурор в интересах РФ неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "Трейд Ост"
Другие
Министерство лесного комплекса
Территориальное управление министерства лесного комплекса Иркутской области по Зиминскому лесничеству
Администрация МО "Зиминский район"
Служба по охране и использованию объектов животного мира Иркутской области
Суд
Черемховский городской суд Иркутской области
Судья
Тирская Алла Серафимовна
Дело на сайте суда
cheremhovsky.irk.sudrf.ru
03.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2022Судебное заседание
10.11.2022Судебное заседание
27.12.2022Судебное заседание
16.02.2023Судебное заседание
02.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее