Дело № 2-681/20
26RS0013-01-2020-001442-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2020 года город Железноводск
Железноводский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Гараничевой И.П.,
при секретаре судебного заседания Павловой Н.Г.,
с участием:
представителя истца - помощника прокурора города-курорта Железноводска Михайлова О.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города - курорта Железноводска в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Эко-центр»
о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции,
установил:
Прокурор города-курорта Железноводска обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Эко-центр» (далее ООО «Эко-центр») о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции.
Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города Железноводска проведена проверка исполнения организациями законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что комплекс мер, предусмотренных ст. 13.3 Закона № - ФЗ, в ООО «Эко-центр», отсутствует.
В частности, отсутствуют какие-либо локальные нормативно - правовые акты, регламентирующие деятельность общества, иные организационно-распорядительные меры, направленные на предупреждение проявлений коррупции, не назначено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработаны стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не принят кодекс этики и служебного поведения работников, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработано и не принято; отсутствует локальный нормативный акт, предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов. Из вышеизложенного следует, что в нарушение требований ст. 13.3 Закона № - ФЗ в ООО « Эко-центр» до настоящего времени не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, в результате чего цель - создание эффективной системы противодействия коррупции, в организации не достигается, а задачи по обеспечению правовых и организационных мер, направленных на противодействие коррупции не исполняются. Отсутствие в организации системы вышеприведенных мер свидетельствует о несоблюдении обществом российского антикоррупционного законодательства.
На основании изложенного, просит суд возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Эко-центр» разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О противодействии коррупции».
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора города Железноводска исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, других доводов не имел.
Ответчик ООО «Эко-центр», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика ООО «Эко-центр».
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Федеральным законом № - ФЗ устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений
В соответствии со ст. 1 Закона № - ФЗ, противодействие коррупции -деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на
принципах признания, обеспечения и защита основных прав и свобод человека
и гражданина, законности, комплексного использования политических,
организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Общие нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения, закреплены в ст. 14 Закона № - ФЗ.
В соответствии с указанной статьей, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создаются условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В п. 1 ст. 48 части первой ГК РФ, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Эко-центр» является юридическим лицом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности.
В силу ст. 13.3 Закона № – ФЗ, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В соответствии с со ст. 13.3 Закона № - ФЗ и п. 25 Указа Президента, для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социальной политики Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Задачами методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.
При этом, Методические рекомендации, в первую очередь, рассчитаны для применения в организациях, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлены специальные требования в сфере противодействия коррупции (то есть в организациях, которые не являются федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными корпорациями (компаниями), государственными внебюджетными фондами, иными организациями, созданными Российской Федерацией на основании федеральных законов, а также организациями, созданными для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами).
Также необходимо учитывать, что антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности данной организации. Сведения о реализуемой в организации антикоррупционной политике рекомендуется закрепить в едином документе с одноименным названием - «Антикоррупционная политика (наименование организации)». Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города, в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации», на основании Приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» проведена проверка исполнения организациями законодательства о противодействии коррупции.
Проверкой установлено, что комплекс мер, предусмотренных ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в Обществе с ограниченной ответственностью «Эко-центр», отсутствует. В частности, отсутствуют какие-либо локальные нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность общества, иные организационно-распорядительные меры, направленные на предупреждение проявлений коррупции, не назначено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не разработаны стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, не принят кодекс этики и служебного поведения работников, сотрудничество с правоохранительными органами не осуществляется, положение по урегулированию конфликта интересов в обществе не разработано и не принято; отсутствует локальный нормативный акт предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В нарушение требований ст. 13.3 Закона № - ФЗ в ООО «Эко-центр» до настоящего времени не разработаны и не приняты меры по предупреждению коррупции, отсутствие которых в организации свидетельствует о несоблюдении обществом Российского антикоррупционного законодательства.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
По мнению суда, истец доказал те обстоятельства, на которые он ссылается, как на основания своих требований, а ответчиком, в условиях состязательности процесса, представленные им доказательства не опровергнуты, исковые требования истца ответчиком признаны.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
Согласно ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу бюджета города-курорта Железноводска необходимо взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Железноводска в защиту неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Эко-центр» о возложении обязанности разработать и принять меры по предупреждению коррупции, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Эко-центр» разработать и принять меры по предупреждению коррупции, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О противодействии коррупции».
Взыскать с ООО «Эко-центр» в пользу бюджета города-курорта Железноводска государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Железноводский суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующий
судья И.П. Гараничева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.